Формирование трудовых навыков у младших дошкольников
презентация
Презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_trudovyh_navykov.pptx | 2.54 МБ |
formirovanie_trudovyh_navykov.pptx | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей ( Сергей Иванович Ожегов)
Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания. (Антон Семенович Макаренко) Трудовое воспитание – это деятельность, которая направлена на развитие обще - трудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и продуктам его производства, а также влияющая на умственное и физическое развитие ребенка.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.
«Неделя профессий»
Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд , труд в природе ручной труд . Содержание отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаково.
В младшем дошкольном возрасте целью в формировании трудовых навыков является – развитие любознательности к трудовой деятельности взрослых, поощрения инициативы и самостоятельности малышей в самообслуживании . Руководя самообслуживанием детей, воспитатель индивидуально общается с каждым ребенком, устанавливает с ним разнообразные контакты, поддерживает его положительное эмоциональное состояние.
В младшем дошкольном возрасте самообслуживание связано с определенными трудностями (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость), что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия. Однако уже у этих детей воспитатель начинает развивать умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формирует привычку к чистоте и опрятности.
В среднем группе дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это. Правильно поступают те воспитатели, которые постоянно следят, чтобы в процессе самообслуживания дети проявляли внимание, заботу, помощь. Иногда бывает так: ребёнок умеет быстро и хорошо одеться, но не хочет никому помочь в этом. Важно следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду не только удовлетворяли свои личные потребности, но и охотно помогали друг другу. Все это формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.
Именно через самообслуживание ребёнок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним, поэтому труд по самообслуживанию дополняет, в известной мере, внутреннюю культуру ребёнка. Основным приёмом формирования методических навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности
Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их, точно следовать необходимому способу действий. Очень важно при обучении приёмам одевания, раздевания, умывания, уборке игрушек и материалов сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность – это обеспечит быстроту формирования навыка.
Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если воспитатели не интересуются результатами их работы. Оценка трудовой деятельности у младших дошкольников осуществляется в основном, в виде поощрения.
Также, младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д . Воспитатель обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей: «Наташа и Сережа хорошо помогли нашей Алле Николаевне, какие молодцы!», «Ирочка — заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!» Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.
В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, подметают дорожки на участке и т. д. Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активность, инициативу в выполнении порученных дел .
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его.
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, в форме дежурств , коллективной трудовой деятельности.
Для того чтобы обучение трудовым умениям шло успешно, надо сформировать у детей интерес к работе . Этому способствует доброжелательный тон предложений и советов, готовность прийти на помощь, умение убедить нерешительных затрудняющихся детей в том, что они обязательно смогут выполнить предложенное дело. Не следует упрекать ребенка за его неумелость, за оплошность.
Для того чтобы ребенок научился чему-то, нужно постоянно упражнять его в этой работе. Воспитателям в этот период необходимо быть настойчивее и терпеливее — и результаты будут хорошими. На каком-то этапе навык прочно закрепится. Например, малыш долгое время мыл руки, лицо медленно, с трудом, и вдруг он те же самые действия стал совершать быстро и хорошо, значит, образовался навык. Но для этого потребовалось некоторое время.
Встречаясь с трудностями в формировании трудовых навыков у отдельных детей, иногда воспитатель говорит: — Этого ребенка ничему не научишь. Сколько ни заставляю его, сколько он ни упражняется — ничего не выходит и, наверное, не выйдет. Это не так. Некоторым детям нужно меньше времени, чтобы научиться тому или иному приему работы, другим — больше. Иногда задержка в приобретении трудовых навыков объясняется тем, что ребенка не сумели заинтересовать делом. Бывает и так, что воспитатели не рассчитали сил ребенка, он переутомляется и поэтому плохо овладевает навыками определенного вида труда.
В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Поощрение любой попытки ребенка проявить самостоятельность помогает ему преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости, воспитывает начала трудолюбия .
Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим .
PS - Раздать алгоритмы одевания Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей ( Сергей Иванович Ожегов)
Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания. (Антон Семенович Макаренко) Трудовое воспитание – это деятельность, которая направлена на развитие обще - трудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и продуктам его производства, а также влияющая на умственное и физическое развитие ребенка.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.
«Неделя профессий»
Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд , труд в природе ручной труд . Содержание отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаково.
В младшем дошкольном возрасте целью в формировании трудовых навыков является – развитие любознательности к трудовой деятельности взрослых, поощрения инициативы и самостоятельности малышей в самообслуживании . Руководя самообслуживанием детей, воспитатель индивидуально общается с каждым ребенком, устанавливает с ним разнообразные контакты, поддерживает его положительное эмоциональное состояние.
В младшем дошкольном возрасте самообслуживание связано с определенными трудностями (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость), что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия. Однако уже у этих детей воспитатель начинает развивать умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формирует привычку к чистоте и опрятности.
В среднем группе дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это. Правильно поступают те воспитатели, которые постоянно следят, чтобы в процессе самообслуживания дети проявляли внимание, заботу, помощь. Иногда бывает так: ребёнок умеет быстро и хорошо одеться, но не хочет никому помочь в этом. Важно следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду не только удовлетворяли свои личные потребности, но и охотно помогали друг другу. Все это формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.
Именно через самообслуживание ребёнок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним, поэтому труд по самообслуживанию дополняет, в известной мере, внутреннюю культуру ребёнка. Основным приёмом формирования методических навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности
Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их, точно следовать необходимому способу действий. Очень важно при обучении приёмам одевания, раздевания, умывания, уборке игрушек и материалов сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность – это обеспечит быстроту формирования навыка.
Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если воспитатели не интересуются результатами их работы. Оценка трудовой деятельности у младших дошкольников осуществляется в основном, в виде поощрения.
Также, младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д . Воспитатель обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей: «Наташа и Сережа хорошо помогли нашей Алле Николаевне, какие молодцы!», «Ирочка — заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!» Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.
В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, подметают дорожки на участке и т. д. Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активность, инициативу в выполнении порученных дел .
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его.
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, в форме дежурств , коллективной трудовой деятельности.
Для того чтобы обучение трудовым умениям шло успешно, надо сформировать у детей интерес к работе . Этому способствует доброжелательный тон предложений и советов, готовность прийти на помощь, умение убедить нерешительных затрудняющихся детей в том, что они обязательно смогут выполнить предложенное дело. Не следует упрекать ребенка за его неумелость, за оплошность.
Для того чтобы ребенок научился чему-то, нужно постоянно упражнять его в этой работе. Воспитателям в этот период необходимо быть настойчивее и терпеливее — и результаты будут хорошими. На каком-то этапе навык прочно закрепится. Например, малыш долгое время мыл руки, лицо медленно, с трудом, и вдруг он те же самые действия стал совершать быстро и хорошо, значит, образовался навык. Но для этого потребовалось некоторое время.
Встречаясь с трудностями в формировании трудовых навыков у отдельных детей, иногда воспитатель говорит: — Этого ребенка ничему не научишь. Сколько ни заставляю его, сколько он ни упражняется — ничего не выходит и, наверное, не выйдет. Это не так. Некоторым детям нужно меньше времени, чтобы научиться тому или иному приему работы, другим — больше. Иногда задержка в приобретении трудовых навыков объясняется тем, что ребенка не сумели заинтересовать делом. Бывает и так, что воспитатели не рассчитали сил ребенка, он переутомляется и поэтому плохо овладевает навыками определенного вида труда.
В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Поощрение любой попытки ребенка проявить самостоятельность помогает ему преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости, воспитывает начала трудолюбия .
Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим .
PS - Раздать алгоритмы одевания Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Предпосылки формирования трудовых умений у младших дошкольников".
В данном материале речь идёт о формировании трудовых умений у детей 3-4 лет....
ПРОЕКТ: «Работа с родителями по формированию коммуникативных навыков у младших дошкольников через сюжетно – ролевую игру»
Проект «Работа с родителями по формированию коммуникативных навыков у младших дошкольников через сюжетно-ролевую игру» Семья – главная и почти единственная школа воспитания....
Фото отчет по проекту: «Работа с родителями по формированию коммуникативных навыков у младших дошкольников через сюжетно-ролевую игру»
Обоснование актуальности проекта. Сюжетно-ролевая игра - это деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней происходит ориентация в отношения...
Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников
Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...
Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников
Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...
Коммуникативная культура аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников
Коммуникативная культура аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...
Влияние развития мелкой моторики на формирование речевых навыков у младших дошкольников.
Как влияет развитие мелкой моторики на формирование речевых навыков у младших дошкольников....