Проет "Малышарики играют, развиваются, растут"
проект (младшая группа)

Елена Николаевна Комаревцева

Известно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

 «Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Именно уже в раннем возрасте очень важно воспитывать у ребенка привычки к чистоте, аккуратности, порядку.

Начиная с раннего возраста дети уже могут осваивать основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malyshariki_igrayut_razvivayutsya_rastut.docx49.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №40 «Веселинка»

города Губкина

 Белгородской области

Проект с использованием здоровьесберегающих технологий и инновационных методов работы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста

«Малышарики играют, развиваются, растут»

                                                                                                 Подготовили:

Чаркина Людмила Михайловна, воспитатель,

Комаревцева Елена Николаевна, воспитатель

.

2020г.

Тип проекта: познавательно-практический, игровой.

Сроки реализации: сентябрь-май

Участники проекта: воспитатели, дети раннего возраста, родители.

Актуальность: 

Известно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

 «Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Именно уже в раннем возрасте очень важно воспитывать у ребенка привычки к чистоте, аккуратности, порядку.

Начиная с раннего возраста дети уже могут осваивать основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Главная задача: формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

Работая с детьми с детьми раннего возраста, можно заметить, что у большинства детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма.   С первых дней поступления ребенка в группу мы начинаем работать с родителями. Выяснилось, что 60% родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами.   Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности нами были организованы ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объясняли родителям, что семья - первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки.

Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. В этом же направлении решаются не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.

Цель проекта: формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий и инновационных форм работы с детьми и родителями.

Задачи проекта:

  • Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
  • Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
  • Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
  • Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье - это неразделимые понятия;
  • Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
  • Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома. дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми, способствовать созданию активной позиции родителей в совместной деятельности с детьми.
  • привлекать родителей к обогащению РППС группы.

Продукт проекта: применение полученных знаний, умений и навыков в самостоятельной деятельности, изготовление и приобретение дидактических игр по теме проекта, создание QR-кодов для просмотра обучающих мультфильмов; оформление фото выставки на сайте ДОУ «Малышарики играют, развиваются, растут»

Планируемые результаты:

Предполагаемый результат проекта для детей:

Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми раннего возраста:

  • Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
  • Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых)
  • Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой)
  • Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
  • Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются после умывания.
  • Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.

Предполагаемый результат проекта для родителей:

  • Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
  • Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
  • Укрепление связей между детским садом и семьёй.
  • Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы следующих образовательных технологий:  

  • здоровьесберегающие (проблемно-игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные игры, пальчиковая гимнастика);
  • личностно-ориентированные (игры, занятия, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры)
  • социоигровые (игры-драматизации, игры с правилами, метод создания проблемных ситуаций)

В ходе реализации проекта используются такие методы и средства:

  • личный пример работников детского сада, родителей;
  • использование художественной литературы, фольклора;
  • схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
  • использование QR-кодов для просмотра обучающих мультфильмов;
  • обеспечение чистоты среды;
  • соблюдение правил этикета;
  • психологическая культура взаимоотношений

Формы работы с детьми:

  • Игровые ситуации;
  • Интерактивные методы работы: проблемные ситуации, кубик Блума, интерактивный пол;
  • Дидактические игры и упражнения;
  • Беседа;
  • Чтение;
  • Познавательная деятельность;
  • Алгоритмы.

Формы работы с родителями:

  • Индивидуальные педагогические беседы;
  • Заочные консультации (WEB-консультации, консультации в мессенджерах Viber, Watsapp, социальных сетях «Одноклассники» и «Вконтакте»);
  • Анкетирование с помощью Google-форм;
  • Родительский университет (Email-рассылка консультаций, размещение консультаций на сайте ДОУ и на страницах в социальных сетях «Одноклассники» и «Вконтакте»);
  • Родительские собрания (также на площадке Zoom).

Этапы реализации проекта:

1 этап. Аналитический: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.

2 этап. Практический: выполнение плана работы с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.

3 этап. Заключительный: Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей; презентация проекта.

Перспективный план по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Умывание

«Мыло душистое»

Цель: закреплять последовательность мытья рук (знакомство с алгоритмом умывания)

«Три правила мытья рук»:

а) перед едой

б) после туалета

в) после прогулки

Цель: разучить «Три золотых правила», расширять и активизировать словарь: мыло, мыльная пена, намылили, смыли, мыльница, вода – чистая, теплая, холодная.

Д/и

 «Умоем куклу Катю»

Цель: закреплять знания о правильном мытье рук, лица, дать понятие о том, что у полотенец есть разное назначение: для рук, ног, тела.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Лови его» по QR-коду.

Рассматривание иллюстрации «Мама купает малыша».

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены: мыло, полотенце, теплая вода.

Питание

«Полезные и вредные продукты»

Цель: дать знания о полезных и вредных продуктах.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Ням-ням» по QR-коду.

«Правила поведения за столом»

Цель: закреплять правила поведения за столом: есть аккуратно, пользоваться ложкой, салфеткой.

«Правила поведения за столом».

Цель: закреплять знания о том, что за столом сидят с прямой спиной, ножки стоят рядом со стульчиком

Ситуация «Мы готовимся к обеду»

Цель: знакомить с названиями столовой посуды, их формой, цветом;

объяснять детям последовательность расстановки приборов для обеда.

Одевание

«Для чего нужна одежда?»

Цель: обогащать знания детей об одежде, познакомить с алгоритмом одевания закреплять последовательность одевания.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Копуша» по QR-коду.

Игровая ситуация «Путешествие с куклой Катей». Знакомство с раздевалкой.

Цель: знакомство с оборудованием раздевалки (шкафчики для одежды, скамеечка, большое зеркало на стене, полочка для обуви), назначением и способами его использования ребенком;

«Порядок в шкафчиках».

Цель: знакомить с понятием «вещи стопочкой», дать представление о том, что в шкафчиках тоже должен быть порядок.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Маляка» по QR-коду.

Д/и «Оденем куклу Катю на прогулку».

Цель: закреплять последовательность одевания, расширять представления детей о необходимости тепло одеваться.

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Умывание

Д/и «Какая вода».

Цель: дать представления о свойствах воды, расширять словарный запас: теплая, холодная, чистая, грязная, мыльная, прозрачная.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Силачи» по QR-коду.

Д/и «Как мы купали Хрюшу».

Цель: дать представление о том, что быть грязным плохо, для купания нужно использовать теплую воду, мыло, мочалку, полотенце

 «Тетушка Зубная щетка».

Цель: познакомить детей с зубной щеткой, для чего она нужна?

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Щетка» по QR-коду.

«Мыльные перчатки».

Цель: продолжать закреплять умение правильно намыливать ручки (до «мыльных барашков»), хорошо смывать, насухо вытирать ручки.

Питание

Потешка «Глубоко-не мелко».

Глубоко-не мелко корабли в тарелках.  Луку головка, красная морковка, петрушка, картошка и крупки немножко. Вот кораблик плывет, попадает прямо в рот.

Цель: Познакомить детей с новой потешкой, закреплять умение держать и пользоваться ложкой правильно.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Похрустим» по QR-коду.

«Будем кашу варить, будем Ваню кормить».

Цель: Продолжать закреплять умение правильно держать ложку в правой руке, кушать аккуратно, бесшумно.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Каша» по QR-коду.

Д/и «Кормление кукол Кати и Вовы».

Цель: Развивать устойчивое внимание, умение манипулировать столовыми приборами: ложкой.

Д/и «Вилки-ложки».

Цель: Закреплять умение детей пользоваться ложкой, познакомить с вилкой, ее назначением, сравнить отличия использования ложки и вилки.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Пираты» по QR-коду.

Одевание

Загадки про одежду.

Цель: Закреплять названия одежды, ее частей (ворот, рукав, карман и т.п.)

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Варежка» по QR-коду.

Д/и «Кукла Катя показывает свой наряд».

Цель: Закреплять знания об одежде, формировать навыки одевания.

Д/и «Оденем куклу на прогулку».

Цель: Знакомить с названиями и видами обуви: тапки, теплые сапоги, валенки, резиновые сапоги и т.д., закреплять алгоритм одевания

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Модница» по QR-коду.

Ситуация «Кукла Катя упала и замарала платье».

Цель: Уметь находить решение проблемы, воспитывать умение сочувствовать человеку, попавшему в сложную ситуацию.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Умывание

Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр».

Цель: Воспитывать желание самостоятельно следить за чистотой своего тела, правильно совершать процессы умывания.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Русалочка» по QR-коду.

Д/И «Полотенце пушистое».

Цель: Воспитывать умение правильно пользоваться полотенцем, руки вытирать насухо

Д/И «Чистоплотные дети».

Цель: Воспитывать желание быть чистоплотными и аккуратными, активизировать речь, внимание, умение называть как можно больше предметов гигиены.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Шляпа волшебника» по QR-коду.

Потешка «Водичка, водичка».

Водичка, водичка,
Умой мое личико -
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок

Цель: Познакомить детей с потешкой, активизировать речь, воспитывать поведение в туалетной комнате (нельзя толкаться, брызгаться, намыливать глаза).

Питание

Игра «Напоим куклу Аню чаем»

Цель: учить детей поить чаем куклу (позже и другие игрушки: мишку, зайку и т.д.)

формировать умение последовательно выполнять действия, называть предметы и действия с ними;

развивать ласковое, заботливое отношение к кукле.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Бодрое утро» по QR-коду.

«Волшебное слово – «спасибо».

Один мой знакомый поесть обожает, но после «спасибо» сказать забывает. Зачем вам, друзья на него походить? И мамам и бабушкам и поварам, и тем, кто принес угощение вам, волшебное слово «спасибо» скажите свою благодарность за труд покажите.

Цель: Формировать культуру поведения за столом по средствам художественного слова.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Машинка» по QR-коду.

Художественное слово – напоминание перед принятием пищи.

Молчим мы во время еды не напрасно, жевать и беседовать очень опасно: никто вашу речь все равно не поймет, а вдруг «не в то горло» еда попадет? Один мой знакомый болтал, веселился, неловко вздохнул и куском подавился.

Цель: Формировать культуру поведения за столом по средствам художественного слова.

Д/И «Красивые салфетки для трех поросят».

Цель: Продолжать воспитывать умение пользоваться салфетками.

Одевание

«Мы проснулись, потянулись»

Цель: Закреплять умение одеваться после сна в правильном порядке, развивать навыки самообслуживания, правильно надевать носочки, с помощью воспитателя выворачивать одежду

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Копуша» по QR-коду.

Д/И «Мальчик Дима и девочка Нина идут гулять».

Цель: Обогащать знания о предметах одежды, различать одежду для мальчиков и девочек.

Д/И «Постираем кукле платье».

Цель: Дать представление о способах ухода за одеждой, воспитывать опрятность, аккуратность.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Маляка» по QR-коду.

Стихотворение

Е. Благининой

«Как у нашей Ирки».

Как у нашей Ирки, на чулках по дырке! Почему, почему,  на чулках по дырке? Потому что неохота штопать нашей Ирке.

Как у нашей Натки штопка на пятке! Почему, почему, штопка на пятке? Потому что неохота быть неряхой  Натке.

Цель: Воспитывать желание быть опрятным, аккуратным.

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Умывание

Д/и «Чем я моюсь».

Цель: Уточнять представления детей о предметах для умывания: мочалка, зубная паста, мыло и т.д., уметь ориентироваться какое средство (предмет) нужен в разное время.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Осьминог» по QR-коду.

Д/И «Как Хрюша пошел умываться».

Цель: Закрепить навыки умывания, умение закатывать рукава, правильно намыливать руки, вытирать насухо.

Разучивание потешки.

Из колодца принесла курочка водицы и ребята всей гурьбой, побежали мыться.

Цель: Познакомить детей с новой потешкой, вызвать желание мыть руки.

Д/И «Какое полотенце».

Цель: Дать представление о том, что полотенце бывает разное: махровое, личное, ножное, кухонное, расширять словарный запас.

Питание

Потешка «Кашка из гречки».

Кашка из гречки, где варилась?

- В печке сварилась, упрела, чтобы деточки ели, кашу хвалили, на всех разделили. Досталось по ложке гусям на дорожке, цыплятам в лукошке, синицам в окошке. Хватило по ложке собаке и кошке, и детки поели последние крошки!

Цель: Побудить детей съесть всю кашу, познакомить с новой потешкой.

Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»

Цель: знакомить с названием предметов из чайного сервиза; упражнять в правильной сервировке стола к чаепитию (последовательность расстановки приборов для чаепития).

Д/И «Хрюша за столом»

Цель: Закреплять умение детей есть аккуратно, отделяя небольшие кусочки от блюда, пережевывать пищу закрытым ртом.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Нюня» по QR-коду.

Чтение сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха»

Цель: Закрепить навыки поведения за столом, обратить внимание на поведение героев сказки.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Добро пожаловать» по QR-коду.

Одевание

Беседа «Моя одежда».

Цель: Продолжать закреплять умение в правильной последовательности раздеваться перед сном, аккуратно развешивать вещи на стульчик.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Где спят Барашики?» по QR-коду.

«Дружные сандалики».

Цель: Продолжать закреплять умение правильно надевать обувь: правый сандаль на правую ножку, левый сандаль на левую ножку.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Сапожки» по QR-коду.

Д/И «Кукла Маша проснулась».

Цель: Закреплять названия одежды, развивать умение действовать с предметами, одеваться в правильном порядке.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Африка» по QR-коду.

Д/И «Маша - неряша».

Цель: Учить замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом.

Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Умывание

Художественное слово.

Взглянуть в микроскоп ты на руки попробуй, увидишь там полчища вредных микробов. Они возбудители вредных болезней, их стряхивать с рук все равно бесполезно. От этих микробов есть средство простое: они погибают от мыла с водою. Запомни, пожалуйста, перед едой ты руки старательно с мылом помой.

Цель: Закреплять навыки мытья рук по средствам художественного слова.

Д/И «Умоем куклу».

Цель: Закреплять умение правильно мыть руки и лицо: намыливать, смывать, отжимать воду, насухо вытирать полотенцем.

Разучивание потешки: «Чистая водичка».

Чистая водичка

Моет Вове личико,

Танечке – ладошки,

Пальчики – Антошке.

Цель: Создание у детей потребности и привычки к гигиеническим процедурам.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Брызгалка» по QR-коду.

Стихотворение – шутка

В. Орлов

«Чистюли»

Маленькие мушки
И большие мушки
Умывают лапками
И глаза, и ушки.

Чистые, умытые,
Утром, на заре
Завтракают весело
В мусорном ведре.

Цель: Познакомить детей с новым стихотворением, воспитывать желание соблюдать гигиену тела, доставить радость.

Питание

Экскурсия на кухню.

Цель: знакомство с названиями предметов кухонной посуды, уточнение и закрепление назначения предметов кухонной посуды; дать представление детям о профессии повара;

развивать наблюдательность; воспитывать уважение к труду взрослых

Д/и «Подарок для Мишки – новая чашка».

Цель: Обогащать знания детей о назначении чашки, ее частей (дно, стенки, ручка).

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Коробочка» по QR-коду.

«Наша посуда»

Цель: Помочь детям в освоении понятия «посуда», упражнять в умении классифицировать предметы по одному (двум) признакам (цвету, форме, назначению).

Наблюдение «Няня моет посуду».

Цель: Способствовать формированию у детей представления о трудовом процессе, вызвать добрые чувства к человеку, проявляющему заботу о детях.

Одевание

Дидактическая игра «Подберем куклам одежду»

Цель: Учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

Рассматривание иллюстраций «Шапки».

Цель: Уточнить название предметов одежды (шапки), из каких частей она может состоять, какие шапочки бывают (зимние, панамки и т.д.)

Рассматривание иллюстраций «Зимняя одежда».

Цель: Уточнить названия предметов одежды (шубы, куртки, пальто и т.д.), из каких частей верхняя одежда состоит.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Модница» по QR-коду.

Д/И «Кукла Катя идет в гости».

Цель: Создание у детей потребности быть опрятными, воспитывать желание одеваться со вкусом.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Привет» по QR-коду.

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Умывание

Повторить потешку

«Чистая водичка» (см. январь 3 неделя).

Цель: Создать у детей настрой на выполнение культурно-гигиенических процедур, развивать речь, память.

«Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки».

Цель: Развивать умение самостоятельно совершать процессы умывания, не мешать сверстникам.

Д/И «Помой руки своей дочке».

Цель: Закреплять алгоритм умывания, способствовать становлению все более устойчивого интереса к выполнению гигиенических процедур.

«Мое полотенце».

Цель: Продолжать закреплять у детей понимание того, что вытираться можно только своим, индивидуальным полотенцем

Питание

Игровая ситуация «Кукла Катя обедает»

Цель: Закрепить представление детей об использовании предметов посуды. Побуждать детей к припоминанию и названию знакомых слов, составлению простых предложений. Развивать речь детей, память.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Съешь меня» по QR-коду.

Д/и «Катино угощение».

Цель: Расширять представления детей о полезных продуктах (фрукты, овощи, натуральные соки), рассмотреть модели или картинки с изображением фруктов.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Сладкий дом» по QR-коду.

Сказка «Три медведя».

Цель: Закреплять правила поведения за столом, уметь анализировать поведение главного героя (героини).

Беседа «Столовые приборы».

Цель: Напомнить детям правила пользования столовыми приборами, уточнить в каких случаях используется маленькая ложечка.

Одевание

Д/и «Топ, топ - сапожок».

Цель: Закреплять у детей умение различать и называть разную обувь, ее предназначение (сапоги, туфли, валенки, ботинки и т.д.)

Сюжетная игра «Погладим Кате платье».

Цель: Продолжать формировать у детей представление о необходимости ухаживать за одеждой, иметь опрятный внешний вид.

Рассматривание картины «Дети на прогулке».

Цель: Обратить внимание на особенности зимней одежды, какая она (теплая, зимняя, красивая), активизировать речь детей.

Д/И «Подбери куклам одежду».

Цель: Закреплять алгоритм одевания, названия предметов одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек.

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Умывание

Беседа «Берегите воду».

Цель: Дать представление детям о том, что воду необходимо экономить, после умывания хорошо закрывать кран.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Русалочка» по QR-коду.

«Рано утром, на рассвете умываются котята».  Рассматривание иллюстраций к сказке К. Чуковского «Мойдодыр».

Цель: Обогащать знания детей о соблюдении гигиены, дать понять, что соблюдать культурно-гигиенические правила должны все.

Д/И «Вымой кукле руки».

Цель: Поддерживать у детей желание соблюдать «три золотых правила мытья рук» - после прогулки, после туалета и перед едой.

Чтение стихотворения «Мальчик Петя».

Мальчик Петя поздно встал

Просыпаться тяжко

Умываться он не стал

Он ведь замарашка?

Цель: Упражнять детей в умении анализировать поведение детей, можно ли так себя вести, почему?

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Лови его» по QR-коду.

Питание

Д/и «Готовим обед  для кукол».

Цель: Упражнять в умении различать продукты (мясо, рыба, овощи, фрукты), закреплять навыки дифференциации по назначению столовой посуды.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Голодуша» по QR-коду.

Сюжетная игра «День рождения».

Цель: Закреплять навыки культурного поведения в гостях, за столом, активизировать речь, уметь поздравлять именинника, придумывать пожелания.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Поздравляю» по QR-коду.

Поручения дежурным.

«Научи чебурашку накрывать на стол».

Цель: Закреплять навыки дежурства, упражнять в правильной сервировке стола, названии столовых предметов.

Рассматривание сюжетной картины «Дети обедают» и плаката «Не правильное поведение за столом».

Цель: Упражнять в умении анализировать поведение детей, на какой иллюстрации дети соблюдают правила поведения за столом, на какой нет, почему?

Одевание

Потешка

«Раз, два, три, четыре, пять».

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький.

Ну, а Петеньке на ножки

Надеваем мы сапожки.

Чтобы детки поиграли

На участке погуляли.

Цель: Создать эмоциональный настрой для одевания на прогулку, закреплять навыки самообслуживания.

Беседа «Что такое быть опрятным?»

Цель: Закреплять названия одежды, обуви, способах ухода за внешним видом, для чего это нужно?

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Маляка» по QR-коду.

«Мой шкафчик».

Цель: Закреплять умение складывать свои вещи аккуратно, соблюдать порядок расположения одежды в шкафу: обувь внизу, верхняя одежда на крючке, колготки, кофты, шапочки на полочках.

Дидактическая игра «Коля в гостях у детей»

Цель: рассматривание одежды мальчика (брюки, рубашка, носки, ботинки): называть предметы одежды и их наиболее яркие признаки.

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Умывание

Сюжетная игра «Доктор Чистюлькин».

Цель: Формировать особенное отношение к выполнению правил личной гигиены, активизировать словарь детей (мыло, зубная щетка, вода, полотенце).

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Зубастик» по QR-коду.

«Умывание холодной водой».

Цель: Расширять представления детей о пользе умывания холодной водой, как о процессе закаливания, чем это полезно.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Брызгалка» по QR-коду.

Д/И «Что нужно кукле для купания».

Цель: Закреплять знания детей о необходимых предметах для проведения водных гигиенических процедур.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Няни» по QR-коду.

Д/И «Покажем кукле Кате, как мы умеем умываться и вытираться».

Цель: Закреплять полученные культурно-гигиенические навыки, вызвать интерес к процессу умывания.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Златовласка» по QR-коду.

Питание

Сюжетная игра «Маленькие хозяюшки».

Цель: Закреплять названия продуктов, умение сервировать стол, воспитывать культуру поведения в игре.

«Что мы кушаем на обед».

Цель: Обратить внимание детей, что обед состоит из нескольких блюд

Профессия «Повар».

Цель: Обогащать знания детей о профессиях, воспитывать уважение к труду взрослых.

Ситуация «Мы готовимся к обеду».

Цель: Закреплять умения подготовки к обеду (мытье, вытирание рук), правильное использование столовых предметов, бережное к ним отношение.

Одевание

Ситуативная игра «Хрюша попал в лужу».

Цель: Обратить внимание детей на культуру поведения на улице весной, воспитывать аккуратность.

Ситуация «Если я промочил одежду?»

Цель: Закреплять умения вежливого обращения за помощью, уметь определять необходимость просушки одежды, благодарить за помощь.

«Одежда весной»

Цель: Упражнять в умении анализировать, сравнивать зимнюю и весеннюю одежду, в чем сходство и различия.

«Постираем носовые платочки».

Цель: Закреплять представления о необходимости ухода за личными вещами, прививать трудолюбие, аккуратность.

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Умывание

Чтение стихотворения С. Михалкова «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу».

Цель: Создать у детей настрой на выполнение гигиенических правил, познакомить детей с новым художественным произведением.

Просмотр мультфильма «Мойдодыр».

Цель: Закрепить желание детей соблюдать правила личной гигиены, поддержать любовь к водным процедурам, доставить радость.

Беседа «Чистота - та же красота»

Цель: Закреплять у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, развивать основы социального взаимодействия, воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе.

Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая»

Цель: Вызвать эмоциональный отклик на поведение девочки, активизировать речь детей, выяснить, в чем девочка была не права, и как нужно было себя вести.

Питание

Беседа «Твое любимое блюдо в детском саду».

Цель: Воспитывать умение выражать свои вкусовые предпочтения, активизировать речь, память.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Хорошая игра» по QR-коду.

Загадка «Мухомор».

Точки белые на красном

Ядовитый гриб, опасный.

Ни к чему тут разговор

Не срывайте... (мухомор).

Цель: Расширять представления детей об окружающем мире, дать понять, что нельзя ничего срывать на улице и есть.

Игра «Накормим куклу Катю обедом»

Цель: учить детей наливать суп поварешкой из кастрюли;

учить кормить куклу ложкой из глубокой тарелки, в мелкую тарелку класть второе (макароны-палочки, кружки-котлеты и пр.), поить компотом;

Сюжетная игра «Чай для кукол»

Цель: закреплять навыки пользования чашкой - держать чашку за ручку;

обогащать игровые действия - научить кукол пить чай из чашки;

закреплять знание «чайной церемонии»: вскипятить воду, заварить чай, налить в чашку кипяток и заварку.

Просмотр мультфильма «Малышарики» серия «Малинки» по QR-коду.

Одевание

Игра-путешествие «Наша раздевалка».

Цель: Закрепить названия оборудования раздевалки, ее назначение, порядок расположения в ней вещей.

 

Чтение рассказа М. Зощенко «Глупая история»

Цель: Познакомить детей с новым литературным произведением, закреплять у детей желание быть аккуратными, опрятными, беречь свои вещи.

Д/И «Как я могу помочь другу».

Цель: Закреплять привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им.

Беседа: «Моя любимая одежда».

Цель: Упражнять детей в умении рассказывать о себе, своих предпочтениях в одежде, вспомнить времена года, кто как был одет.

Взаимодействие с родителями воспитанников

Сентябрь

Анкетирование родителей с помощью Google-формы

Индивидуальные педагогические беседы с родителями на темы: «Одеваемся по сезону»,  «Маркировка одежды», «Режим дня».

Октябрь

Родительский университет «Особенности формирования культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Индивидуальные консультации

Ноябрь

Заочные консультации «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»; «Гигиена полости рта»

Декабрь

Создание мультимедийной презентации: «КГН»

Презентация: «Приучаем детей правильному поведению за столом».

Январь

Совет: просмотр вместе с детьми  м/ф «Мойдодыр», цикла мультфильмов «Малышарики»

Соблюдение режима дня

ON-LINE консультации на сайте ДОУ и страницах ДОУ в соцсетях «Одноклассники» и «Вконтакте»

Февраль

Оформление фотовыставки «Любим, любим  умываться по утрам и вечерам!»

Март

Индивидуальные педагогические беседы:    «Самостоятельность вашего ребенка»

Апрель

Заочная консультация «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков»

Видеоурок: «Приучаем детей дома одеваться на улицу  в правильном порядке».

Май

Анкетирование родителей с помощью Google-формы «Какие навыки самообслуживания приобрели дети к концу года», сравнение результатов  анкеты №1

Мониторинг освоения КГН.

Развитие проекта: в младшей группе продолжить работу по формированию культурно-гигиенических навыков.  Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о котором необходимо постоянно заботится, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем.   Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах и ягодах.

Диагностический инструментарий:

Определить уровень знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста можно  через наблюдения, беседы.

Таблица 1.   Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей 1 младшей группы на начало учебного года

Имя,

фамилия ребенка

Сформированность навыка мытья рук и личной гигиены

Сформированность навыка опрятной еды

Сформированность навыка самообслуживания при одевании и раздевании

Уровень сформированности

Таблица 2.   Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей

раннего возраста на конец учебного года

Имя,

фамилия ребенка

Сформированность навыка мытья рук и личной гигиены

Сформированность навыка опрятной еды

Сформированность навыка самообслуживания при одевании и раздевании

Уровень сформированности

1.Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
Мыть лицо, руки; закатать рукава; взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло; сухо вытереть руки; пользоваться расческой; пользоваться носовым платком.

2.Навыки опрятной еды включают умение: правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб; пережевывать пищу с закрытым ртом; не разговаривать с полным ртом; тихо выходить по окончании еды из-за стола; благодарить.

3. Навыки самообслуживания при одевании и раздевании включают умение: расстегнуть пуговицы, замок; снять платье (рубашку, шорты); аккуратно повесить; снять обувь; надеть в обратной последовательности.

Если ребенок правильно выполняет все действия, входящие в навык, то за: 

правильно выполненное действие ребенок получает - «3»;

действие, выполненное с небольшими неточностями - «2»;

неумение выполнять действие - «1».

Критерии оценки уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

уровень

низкий

средний

высокий

баллы

0 – 27   баллов

28 – 40   баллов

  1. – 51   баллов

Результат уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

низкий

средний

высокий

Начало года

Конец года

Обеспечение проекта:

Для реализации данного проекта в ДОУ есть все необходимые условия:

Кадровые ресурсы: воспитатели, помощники воспитателя, медсестра.

Материальные условия: помещения группы, раздевальные комнаты, умывальные комнаты.

Учебно-методические ресурсы: пособия, дидактический материал, картотека игр, алгоритмы действий.

Технические условия: магнитофон, телевизор.

Информационные ресурсы: компьютер, планшет, выход в интернет.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

  • Создание развивающей предметно-пространственной среды и информационно-коммуникативной среды способствовало развитию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей;
  • Систематическое использование дидактических игр и упражнений, а также просмотр обучающих мультфильмов и интерактивных игр на формирование культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания, способствовало развитию самостоятельности;
  • Активное совмещение заочного и очного взаимодействия педагогов и родителей способствовало повышению интересов родителей к данной проблеме и активному участию их в работе по воспитанию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у малышей.

Список используемой литературы:

  1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.  - 352 с.
  2. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Издательство «Мозаика - Синтез», 2006 г.
  3. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. - СПб.: Литера, 2007
  4. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009г.
  5. Конина Е. Ю. Формирование культурно - гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 г.
  6. Паунова С. Гигиенические навыки - с малых лет // Дошкольное воспитание. - 1993. -№ 11
  7. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 2009.
  8. Методический кейс эффективных форм вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОО. / Сост. Полякова Н.В., Лазебная Е.И., Зубарева О.В. - Управление образования администрации Губкинского городского округа МБУ «Научно-методический центр» города Губкина, 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни».

Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

Консультация для воспитателей «Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни».

Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

«Играть, развивая; развивать, играя»

Статья затрагивает одну из актуальный проблем современных дошкольников: сегодняшние дети мало играют вообще, а в сюжетно-ролевые игры в частности. Почему это происходит? Возможно ли исправить ситуацию...

ИГРАТЬ - РАЗВИВАЯ, РАЗВИВАТЬ – ИГРАЯ. Сюжетно-ролевая игра

Консультация для родителей детей  разновозрастной группы детского сада (4-6 лет). В статье изложены ответы на часто задаваемые вопросы родителей о том, что такое сюжетно-ролевая игра, какие сюжет...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Тема: «Играя – развиваем, развиваем – играя»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе.Тема: «Играя – развиваем, развиваем – играя»...

Дидактическая игра " Где растут овощи"

Дидактическая Игра «Где растут овощи»...

Дидактическая игра «Разноцветные ёжики» для детей 3-4 лет. Цель игры: Развивать у детей умение группировать предметы по цвету. Закрепить знание цветов (желтый, синий, зелёный, красный). Развивать мелкую моторику рук. Развивать у детей доброжелательное отн

Цель игры: Развивать у детей умение группировать предметы по цвету. Закрепить знание цветов (желтый, синий, зелёный, красный). Развивать мелкую моторику рук. Развивать у детей доброжелательное от...