ДОКЛАД по теме «Опыты с детьми разных возрастов»
методическая разработка (подготовительная группа)
Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду проводится в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста. В связи с этим были выделены этапы обучения экспериментирования дошкольников по теме «Волшебница Вода».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytd_8.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
по теме «Опыты с детьми разных возрастов»
« Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников»
Воспитатель подготовительной группы
МДОУ «Детский сад №93»
Шалагинова Зинаида Ивановна
Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду проводится в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста. В связи с этим были выделены этапы обучения экспериментирования дошкольников по теме «Волшебница Вода».
Этапы развития у детей поисково-экспериментальной деятельности:
1. Младший дошкольный возраст: начать с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем).
2. Средний дошкольный возраст: этап связан с потребностью получить ответ экспериментированным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?».
3. Старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если ….». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
Образовательные задачи (по возрастам):
1. Младший дошкольный возраст:
· способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная; что в ней растворяется краска; о свойствах льда.
· развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
· развивать речь ребёнка, активизировать словарь;
· воспитывать аккуратность при работе с водой.
Средства реализации: «Как играть с водой», «Наливаем – выливаем», «Игра в прятки», «Играем с красками», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд», «Поиграй со мной, водичка».
2. Средний дошкольный возраст:
o способствовать углублению и расширению у детей конкретных представлений о свойствах воды; познакомить со способом получения тёплой воды, смешивая горячую с холодной водой;
· развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, развивать умение находить различные жидкости в окружающей среде; подвести к пониманию того, что вода не имеет вкуса и запаха;
· развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;
· активизировать словарь ребёнка;
· развивать эмпатию, желание помочь другим;
· воспитывать аккуратность в работе.
Средства реализации: «Освобождение бусинок из ледяного плена», «Тёплая капелька, или поможем Колобку умыться», «Прятки», «Капельки», «Чем пахнет вода», «Есть ли у воды вкус», «Встреча с ручейком», «Вода жидкая, может течь» и т.д.
3. Старший дошкольный возраст:
· систематизировать и расширять представления детей о свойствах воды;
· способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного);
· познакомить с понятием «жидкость – вязкость»;
· развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;
· активизировать словарь ребёнка;
· воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта.
Средства реализации: «Тонет – не тонет», «Опыт с солёной водой», «Растворить соль, сахар, марганцовку», «Сравнение вязкости воды и масла», «Что стало, когда воду нагрели». Предложить найти воду в разных предметах и состояниях.
Опыт (1мл.гр.) «Соберем водичку» — научить детей пользоваться губкой для сбора воды. Каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знание детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собрать воду со стола в таз при помощи губки.
Материал: 4губки разно цвета, стакан воды, ровная поверхность стола, глубокая емкость.
Цель: закрепить основные цвета, рассказать детям об основном свойстве воды, закрепить знания на практике.
Вывод: Вода – жидкая и губка легко впитывает ее, а при нажатии вода вытекает из губки.
Структура детского экспериментирования
Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требую! для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении
моделей.
Мы не будем останавливаться на возрастных особенностях, но следует отметить,
что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной
форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве
случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи
самостоятельно.
После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум
направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное
экспериментирование.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать
модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты,
сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для
человека и самого себя. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою
структуру;
- Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира
- Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений
- Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах
- Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"
- Средства: язык, речь, поисковые действия
- Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
- Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
- Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Последовательность детского экспериментирования.
- Проблемная ситуация.
- Целеполагание.
- Выдвижение гипотез.
- Проверка предположения.
- Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
- Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
- Как я это делаю?
- Почему я это делаю именно так, а не иначе?
- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Примерная структура образовательной деятельности - экспериментирования
- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
- Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум тема: «Организация и проведение игр на развитие телесного опыта с детьми раннего возраста в доме ребёнка»
При воспитаний детей раннего возраста большое внимание должно быть уделено развитию движений. Движения имеют существенное значение для физического развития. Ребёнку...
Презентация к родительскому собранию на тему: "Приоритеты работы логопеда с детьми разного возраста".
С помощью данной презентации логопеды на родительском собрании рассказали о важных направлениях работы с детьми разного возраста....
Доклад на тему: «Работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях детского сада в группах общеразвивающей направленности».
laquo;Работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях детского сада в группах общеразвивающей направленности»....
Доклад на тему: «Работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях детского сада в группах общеразвивающей направленности».
Доклад для МО на тему: «Работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях детского сада в группах общеразвивающей направленности»....
Доклад «Развитие социального опыта детей старшего дошкольного возраста через целевые прогулки». ( Из опыта работы)
Материал будет полезен воспитателям старшей разновозрастной группы...
Представление опыта на педагогическом совете на тему «Игры с детьми раннего возраста, стимулирующие исследовательскую деятельность».
Представление опыта на педагогическом совете на тему «Игры с детьми раннего возраста, стимулирующие исследовательскую деятельность»....
Консультация для педагогов на тему: «Формы проведения НОД с детьми разного возраста»
В этой консультаци, даны рекомендации молодым педагогам, как проводить непосредственно- образовательную деятельность в ДОУ....