РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (возраст 2-3 года)
рабочая программа (младшая группа)

Основная образовательная программа МАДОУ «ЦРР «Жемчужинка» (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования  и  с учетом  Основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100»,  под научной редакцией О.В. Чиндиловой. – М.: Баласс, 2014 год (Образовательная система «Школа 2100»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx226.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна

«Центр развития ребенка - детский сад «Жемчужинка»

                                                   «Утверждаю»

Принята                                                                        Заведующей МАДОУ «ЦРР                    

Педагогическим советом                                           «Жемчужинка»

                                                                                       _____________ Г.Н. Ильина

Протокол № ______                                                     Приказ № ______

От «__»_______2017г.                                                 От «__»_______2017г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (возраст 2-3 года)

2017 – 2018 учебный год

Составлена на основе примерной

Основной образовательной программы

дошкольного образования «Детский сад – 2100»

Научный редактор – О. В. Чиндилова

                                                                                           Воспитатель: Слонкина Н. А.

г. Тулун, 2014 год.

Содержание:

I. Пояснительная записка ......................................................2

II.Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении ......7

III. Организационно-педагогические условия реализации программы…………9

3.1.Модели образовательного процесса……………………………………………..9

3.2.Циклограмма планирования совместной деятельности……………………..12

IV.Проектирование воспитательно-образовательного процесса ……………….13

  1. Предметно-развивающая образовательная среда ..........................................................13
  2. Календарь тематических недель .....................................................................................16

V.Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей............................................................................................17

  1. Образовательная область «Физическое развитие» ..................................................17

1.1. Планируемые результаты освоения детьми образовательной области «Физическое развитие» ....................................................................................................19

  1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» .................21

2.1.Планируемые результаты освоения детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ……………………………………………..23

3.Образовательная область «Речевое развитие» ......................................................26

3.1.Планирование образовательной деятельности по развитию речи ……………….28

4.Образовательная область «Познавательное развитие» ………………………..29

4.1.Планируемые результаты освоения детьми образовательной области «Познавательное развитие» ............................................................................................32

5.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» ............34

5.1. Планируемые результаты освоения детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» ……………………………………………..35

V.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатом освоения рабочей программы ......................................................................................38

VII.Список используемой литературы........................................................................43

I. Пояснительная записка

Основная образовательная программа МАДОУ «ЦРР «Жемчужинка» (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования  и  с учетом  Основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100»,  под научной редакцией О.В. Чиндиловой. – М.: Баласс, 2014 год (Образовательная система «Школа 2100»).

        При разработке основной образовательной программы учитывались следующие нормативные документы:

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)

- Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России  29 мая 2013 г. № 28564)

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам  – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)

      -Устав    МАДОУ «ЦРР «Жемчужинка».

Дошкольное образование как первый уровень общего образования призвано обеспечить реализацию прав ребенка на полноценное, гармоничное развитие личности в информационном поликультурном обществе.

 Программа направлена  на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности  для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.

Цели и задачи программы

Цель Программы: развитие личности детей дошкольного возраста                                      различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей по основным направлениям развития: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

Задачи:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим  и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

Принципы и подходы к формированию программы.

В основе реализации Программы лежит культурно-исторический и системно­деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС.

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными федеральным государственным образовательным стандартом:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
  • индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
  • партнерство с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития);
  • обеспечение преемственности дошкольного общего  и  начального общего образования.

Программа построена на принципах дошкольной педагогики и возрастной психологии:

  • Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
  • Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).
  • Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
  • Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Кроме того, при разработке Программы учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главной целью Образовательной системы «Школа 2100»:  

  • создание условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом  человеком.

    Работа по адаптации ведется в соответствии с программой «Здравствуй Малыш!»

Возрастные особенности детей третьего года жизни

На третьем году ребёнок овладевает всеми видами основных движений: ходьбой, бегом, лазаньем, бросанием, прыжками. У ребёнка совершенствуется нервная система, поэтому его работоспособность заметно увеличивается, период бодрствования достигает 6–6,5 часа в день.

   Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребёнок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Но даже незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияют на его эмоциональную сферу. Для каждого здорового ребёнка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на всё окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Доказано, что, если дети ограничены в получении информации и переработке её в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедленный. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями. Сенсорные (чувственные) потребности вызывают и высокую двигательную активность ребёнка, а движение – естественное состояние малыша, способствующее его интеллектуальному развитию. Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции, так необходимые при проведении режимных процессов – при кормлении, бодрствовании ребёнка, формировании его поведения и навыков, обеспечении его всестороннего развития. Интерес к окружающему в раннем детстве является непроизвольным и в значительной степени обусловлен социально. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции.

   К концу третьего года жизни малыш становится младшим дошкольником. Это период, когда особенно ясно выступает связь поведения и развития ребёнка со второй сигнальной системой, ребёнок осознаёт себя как личность. Взрослый оценивает достижения ребёнка, одобрение и похвала рождают у малыша чувство гордости – личностное новообразование раннего детства. Под влиянием оценки взрослого ребёнок начинает осознавать критерии успешности или не успешности своей деятельности.   Хотя предметная деятельность по-прежнему занимает ведущее место в развитии ребёнка, но приобретает новые черты: с каждым днём он становится всё более самостоятельным и умелым. Стремление к самостоятельности – это ведущая тенденция в развитии ребёнка третьего года жизни. Ребёнок сам ставит перед собой задачу, но её исполнение пока невозможно без помощи взрослого, который помогает удерживать цель, выполнять действия, а к концу третьего года формируется целеустремлённость – способность удерживать поставленную задачу, соотносить полученный результат с тем, что хотел получить.

   Между двумя и тремя годами становится особенно заметным значительный скачок в общем развитии ребёнка, связанный с овладением речью. Общение становится не только предметно-действенным, но и речевым; слово становится регулятором поведения ребёнка, с помощью слова он обозначает предметы, действия, качества, связывает слова в предложения. В общении с ребёнком в контексте предметной деятельности может проявляться отношение малыша к предметному миру.

Идёт интенсивное сенсорное развитие (узнавание цветов, форм, величин и т.д.), восприятие является ведущим познавательным процессом. На основе сенсорного и речевого развития происходит умственное развитие малыша, развивается наглядно-действенное мышление. От 2,5 до 3 лет интенсивно развивается воображение. В процессе общения со взрослыми развивается сюжетно-отобразительная игра, в которой ребёнок использует предметы-заместители, действует «как будто», «понарошку», т.е. ребёнок начинает действовать в воображаемой ситуации.

   Роль опыта, приобретаемого детьми в раннем возрасте, очень значима для дальнейшего психического развития: овладение предметной деятельностью, речью, общением со взрослыми и сверстниками закладывает основы наглядно-образного мышления, умения действовать во внутреннем плане, творческого воображения и фантазии, овладения социальными навыками, появления новых познавательных и коммуникативных потребностей; способствует формированию более глубоких знаний о себе.

    Задачи развития и воспитания детей третьего года жизни

1. Содействовать развитию личности ребёнка: создавать условия для развития его самостоятельности, чувства собственного достоинства, самоуважения.

2. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, эмоциональную отзывчивость.

3. Обеспечивать познавательное развитие детей, обогащать представления об окружающих предметах и явлениях, развивать любознательность.

4. Обеспечивать речевое развитие: обогащение активного и пассивного словаря.

5.Развивать предметную деятельность: культурно нормированные, специфические и орудийные действия; развивать наглядно-действенное мышление и познавательную активность, формировать целенаправленность и настойчивость действий ребёнка.

6. Воспитывать основы эстетического отношения к окружающему миру, развивать элементарные виды творческой деятельности: художественной, музыкальной, художественно-речевой.

7. Укреплять здоровье ребёнка, развивать основные виды движения: ходьбу, бег, бросок, ловлю, прыжки. Способствовать освоению элементарных навыков личной гигиены.

II.Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

Психофизиологическое состояние ребёнка в течение дня зависит от полноценного и своевременного кормления, качественного и достаточного по времени сна, грамотно организованного бодрствования. Необходимо соблюдать определённую последовательность их чередования.

Режим является основой нормального развития и правильного воспитания маленького ребёнка. Режим способствует нормальному функционированию организма, является основным условием своевременного и правильного физического и нервно-психического развития, бодрого настроения, спокойного поведения малыша.

Для каждого возрастного периода рекомендован режим, учитывающий физиологические потребности и физические возможности детей данного возраста.

Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию (СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. №26).

Режим устанавливается на сутки и согласовывается с режимом ребёнка в домашних условиях. Родители должны чётко соблюдать его и в выходные дни.

Режим дня для детей раннего дошкольного возраста

Холодный период года.

Время

Режимные процессы

Дома: 6.30 – 7.30

Подъем, утренний туалет

7.00 – 8.10

Прием, осмотр, измерение температуры, самостоятельная деятельность детей

8.10 – 8.20

Утренняя гимнастика, гигиенические процедуры

8.20 – 8.45

Подготовка к завтраку, завтрак

8.45 – 9.00

Самостоятельная деятельность детей, игры

9.00 – 10.10

Совместная образовательная деятельность «Мы вместе»

10.10 – 10.20

Второй завтрак

10.20 – 10.35

Подготовка и выход на прогулку

10.35 – 11.35

Прогулка (нерегламентированная двигательная активность, познавательная, исследовательская, коммуникативная, игровая деятельность)

11.35 – 11.50

Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры. Подготовка к обеду

11.50 – 12.15

Обед. Подготовка к дневному сну

12.15 – 15.20

Сон. Постепенный подъем, гимнастика после сна, закаливание

15.20 – 16.00

Игры, досуги, свободная деятельность детей «Мы сами»

16.00 – 16.15

Подготовка к полднику, уплотненный полдник

16.15 – 17.45

Подготовка к прогулке, прогулка

17.45 – 18.00

Возвращение с прогулки

18.00 – 19.00

Игры и другая самостоятельная деятельность «Мы сами». Уход детей домой.

                                                 

Теплый период года

Время

Режимные процессы

Дома: 6.30 – 7.30

Подъем, утренний туалет

7.00 – 8.10

Прием, осмотр, измерение температуры, игра

8.10 – 8.20

Утренняя гимнастика

8.20 – 8.40

Подготовка к завтраку, завтрак

8.40 – 9.50

Самостоятельная деятельность детей, игры, индивидуальная работа

9.50 – 10.10

Подготовка к завтраку. Второй завтрак

10.10 – 10.20

Подготовка и выход на прогулку

10.20 – 11.35

Прогулка (двигательная активность, совместная и самостоятельная исследовательская, коммуникативная, игровая, изобразительная деятельность)

11.35 – 12.00

Подготовка к обеду. Обед

12.00 – 14.50

Подготовка к дневному сну, сон

14.50 – 15.20

Постепенный подъем, гимнастика после сна, закаливание

15.20 – 15.50

Самостоятельная деятельность, игра

15.50 – 16.15

Подготовка к полднику, уплотненный полдник

16.15 – 19.00

Подготовка к прогулке, прогулка ( самостоятельная деятельность детей), игра. Уход детей домой

* Время дневного сна может корректироваться с учетом индивидуальных особенностей детей

Рекомендованное время для прогулки на свежем воздухе с родителями с 19.00 до 20.00.

III. Организационно-педагогические условия реализации программы.

3.1.Модели образовательного процесса

Образовательный процесс дошкольной образовательной организации – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определённой системы целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно ориентированный характер, направленный на достижение социально значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Модели образовательного процесса

           Самостоятельная                      Совместная                            Взаимодействие

           деятельность детей                   деятельность взрослого           семьями воспитанников

                                                                  и детей

Свободная                   Опосредованно               Непосредственно          Совместная

деятельность  по         организованная               образовательная            деятельность

интересам ребенка      воспитателем                  деятельность                 в ходе режимных

                                       деятельность                          (НОД)                        моментов

           

Совместная

Совместная

Организованная взрослым

деятельность,

деятельность,

совместная деятельность,

направленная

направленная

направленная на решение

на осуществление

на решение

образовательных задач,

функций присмотра

образовательных

ограниченная временем

и ухода

задач

                             Формы образовательной деятельности

Предлагаемая модель образовательного процесса включает взаимосвязь основных направлений работы, видов деятельности детей, образовательных областей, форм образовательной деятельности.

Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, изобразительной и др.), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (утренний приём детей, прогулка, подготовка ко сну, организация питания и др.). В общей модели дня такая деятельность носит условное название «Мы вместе». Это организованная взрослыми деятельность, направленная на решение образовательных задач, ограниченная временем. Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников; оснащённости группы; культурных и региональных особенностей; программы, реализуемой в данной группе; традиций ДОО; опыта и творческого подхода педагога.

Совместная деятельность в ходе режимных моментов – это деятельность, направленная на осуществление функций присмотра и ухода, с одной стороны, и, с другой, совместная деятельность, направленная на решение образовательных задач.

К совместной деятельности, направленной на решение образовательных задач, относится и взаимодействие с семьями воспитанников.

Формами организации образовательной деятельности могут являться:

– фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы непосредственно организованной детской деятельности, работа парами;

– межгрупповая форма объединения детей смежного и контрастного возраста одноуровневой дифференциации из групп, работающих по разным программам;

– проектная и студийная форма организации;

– игровые проблемные ситуации;

– объединение детей, педагогов и родителей для совместной деятельности (клубы по интересам, мастер-классы, работа над проектом, детские мини-конференции, мини-лаборатории);

– досуговые и ознакомительные маршруты и другие формы.

Самостоятельная деятельность как свободная деятельность детей обусловливается в первую очередь предметно-развивающей образовательной средой. К самостоятельной деятельности детей относится также опосредованно организованная воспитателем деятельность для решения образовательных задач.        

Учебный план непосредственно образовательной деятельности ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на развитие воспитанников и состоит из следующих образовательных дисциплин:

Образовательные области

Организованная образовательная деятельность

1 младшая группа

2 – 3 года

Количество часов в

неделя

год

Познавательное развитие

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Сенсорное развитие

Конструирование

1

0,5

0,5

32

16

16

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

0,5

32

Чтение художественной литературы

ежедневно

Социально-коммуникативное развитие

Игровая деятельность

1

32

Художественно - эстетическое развитие

Музыкальная деятельность

2

64

Изобразительная деятельность (Рисование)

1

32

Лепка

0.5

16

Физическое развитие

Двигательная деятельность

3

96

ИТОГО

10

320

По СанПиН

10

Продолжительность недельной нагрузки

1 ч. 30 мин.

        Учебный план составлен в соответствии с требованиями СанПиН

2.4.1.3049-13и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования с учётом возрастных особенностей детей от 2-х до 3-х  лет по основным направлениям развития и образования – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

        Ежедневный объём образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) при планировании воспитательно-образовательной работы по реализации рабочей программы не превышает максимально допустимого объёма образовательной нагрузки, установленных действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

3.2.Циклограмма планирования совместной деятельности.

Ранний возраст.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утро

- Игры малой подвижности

- пальчиковые 

игры

- развитие речи, ознакомление с окружающим)

- заучивание стихов индивидуальная работа (по ознакомлению с окружением)

- наблюдение и труд в уголке природы

- игровые ситуации (КГН)

-Д/игра (предметный мир)

 -индивидуальная работа по ИЗО

Рассматривание альбомов, картин

-Д\игра (ознакомление с природой)

-Развивающие  игры по звукопроизношению

- Беседа (по иллюстрациям)

- чтение худ. литературы

-Инд-ная работа на развитие памяти, внимания, мышления

-Игры на развитие эмоциональной сферы

Индивидуальная работа (самообслуживание);

- игры      со строительным материалом конструктором

пальчиковая гимнастика

Прогулка

- наблюдение (погода)

- п/игры

индивидуальная работа по ФИЗО

- игры с выносным материалом

- наблюдение (неживая природа)

-п/игры

- индивидуальная работа по ФИЗО

- трудовые поручения

- игры с выносным материалом

- наблюдения (растения)

- п/игры

-Д/игры (природа)

- игры с выносным материалом

- инд-ная работа по ФИЗО

- наблюдение (труд взрослых)

- п/игры

- игры с выносным материалом

- инд-ная работа по ФИЗО

- набл-ния (животныептицы)

- п/игры

- инд-ная работа по ФИЗО

- игры с выносным материалом

Вечер

- Хороводные п/игры

-Инд-ная работа по развитию речи, словарь)

-д/игра (звукоподражание

- С/игра

- индивидуальная работа (ознакомление с цветом, формой, величиной предметов)

-Рассматривание игрушек

- Инд-ная работа на развитие памяти, внимания, мышления

- Развлечение

- игры со строительным материалом

-Развивающие игры

- инд-ная работа по развитию мелкой моторики рук.

- Игры-драматизации

- Чтение худ. литературы

-Хозяйственно-бытовой труд

-П/игры

IV.Проектирование воспитательно-образовательного процесса

  1. Предметно-развивающая образовательная среда

Наименование условий

Название зоны (центра)

Оснащение зоны (центра)

Создание условий

для двигательной активности

Центр «Юный спортсмен»

Мячи, флажки, скакалки, кегли, игра «Кольцеброс», кубики, мяч-тренажёр,  верёвки-«косички», обруч, бубен,  музыкальный коврик, сухой бассейн.

Создание условий

для детского эксперимен-

тирования

Центр «Почемучки»

Ситечки, воронки; природный материал: шишки, ракушки, камешки, крупа, перья.

Центр

«Мы познаём мир»

Календарь погоды, набор альбомов с временами года. Комнатные растения. Оборудование для ухода за растениями: лейка, палочки для рыхления земли, распылитель воды, фартуки.  

Создание

условий для художественно-продуктивной деятельности

Центр

«Юный художник»

Цветные карандаши, краски, кисти, стаканчики для воды, бумага для рисования, точилки, клей, пластилин, дощечки для лепки, цветная бумага, цветной картон, трафареты, клеенки, восковые карандаши,раскраски.  

Центр «Самоделкин»

Наборы деталей для конструирования, конструктор «Лего», наборы мозаики, игры-шнуровки, цветная бумага, клей, ножницы, набор деталей для сборки бус, нитки. Природный материал: шишки, ракушки, камешки, крупа.

Создание условий для проявления познавательной активности

Центр «Здравствуй, книжка»

Книги стихов, рассказов и сказок соответствующих возрасту детей; энциклопедии, познавательная литература, дидактические игры природоведческого характера; фотографии, книги, открытки и альбомы о природе Сибири.

Техническое

оборудование

ЖК-телевизор (LG)

Создание условий для музыкально-театрализованной деятельности

Центр

«До-ми-соль-ка»

Музыкальные инструменты: гармонь, ксилофон, свистульки, дудки, барабан, бубен, колокольчик, губная гармошка, трещотка, диск «Детские песни», записи детских песен.

Центр «Кукольный театр»

Напольная театральная ширма, экран для теневого театра, настольная театральная ширма, теневой театр «Теремок»; настольный театр: «Репка», «Теремок», «Колобок»; настольный деревянный театр «Волк и 7 козлят»; театр ложек «Репка»; пальчиковый театр: «Репка», «Семья», «Теремок», «Животные»; маски для сказок: «Репка», «Теремок»; костюмы для драматизации.

Создание условий

для сюжетно-ролевых игр

Центр «Игралочка»

Уголок детской мебели, кукольная коляска, кроватка, гладильная доска, куклы, модульные уголки: «Кухня», «Парикмахерская», «Хозяюшка», атрибуты к играм «Магазин», «Семья», «Поликлиника», «Парикмахерская», «Гараж», набор фигур домашних  и диких животных, сухой бассейн.

Центр «Юный строитель»

Конструктор «Лего», пластмассовый конструктор, настольный, деревянный конструктор, кубики, кирпичики.

2. Календарь тематических недель

Организационной основой реализации рабочей программы является Календарь тематических недель, общая идея которых – расширяющееся по концентру познание ребёнком мира вокруг и самого себя.

Тема месяца

Недели

месяца

Наименование темы

СЕНТЯБРЬ

Я и мой детский сад

I

Давайте знакомится

II

Наш детский сад

III

Как себя вести

IV

Высоко. Низко, далеко, близко

ОКТЯБРЬ

Мы и природа

I

Осень

II

Желтый, красный

III

Во что играть осенью

IV

Пойдем гулять в лес

V

Мой дом – мой город

НОЯБРЬ

Цветная страна

I

Что в лесу растет

II

В деревне

III

Во саду ли, в огороде

IV

В городе

ДЕКАБРЬ

Мы и наша семья

I

Поедем кататься

II

Зима

III

Что такое Новый год

IV

Белый, синий

V

Во что играть зимой?

ЯНВАРЬ

Моя семья

I

Матрешки, петушки, лошадки (народные игрушки)

II

Звери

III

Птицы

ФЕВРАЛЬ

Зима

I

Рыбы

II

Дом, в котором я живу

III

Моя семья

IV

Папа, дедушка, брат

МАРТ

Мы и наш дом

I

Мама, бабушка, сестра

II

Кто еще живет рядом

III

Приятного аппетита

IV

Весна

АПРЕЛЬ

Весна

I

Зеленый

II

Во что играть весной

III

В гостях у сказки

IV

Лето

МАЙ

Что мы знаем,

Что умеем

I

Во что играть летом

II

Давайте вспоминать

III

Давайте вспоминать

V.Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

1. Образовательная область «Физическое развитие»

Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничного физического развития, охрана здоровья детей и формирование основы культуры здорового образа жизни.

Задачи:

  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков
  • Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Формы организованной образовательной деятельности, направленной на физическое развитие, снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей:

  • утренняя гимнастика;
  • физкультурные минутки;
  • оздоровительная прогулка;
  • игры и упражнения на прогулке;
  • подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
  • закаливающие процедуры (ходьба босиком до и после сна, обливание ног холодной водой в летний период);
  • прием детей на воздухе (в летнее время);
  • занятия физической культурой в помещении и на воздухе;
  • бодрящая гимнастика после дневного сна;
  • облегченная одежда детей в группе;
  • кварцевание,
  • самостоятельные подвижные игры;
  • целевые прогулки;
  • беседы и мероприятия,  направленные на формирование основы культуры здорового образа жизни;
  • физкультурные досуги и праздники;
  • дни здоровья;

Основной формой систематического обучения детей физическим упражнениям являются физкультурные занятия, в ходе которых решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, а также ежедневные утренние зарядки, включающие комплексные упражнения, соответствующие возрасту детей.

Основные направления работы

  1. Развивать двигательную активность ребёнка.
  2. Формировать механизмы саморегуляции собственного поведения, развивать волевые качества
  3. Формировать круг представлений в области физической культуры.
  1. Обогащать двигательный опыт детей.

Направления работы по обогащению двигательного опыта

Формировать интерес к двигательной деятельности, желание выполнять физические упражнения. Создавать положительный эмоциональный настрой при выполнении двигательных действий.

Формировать элементы двигательной деятельности: обучать целенаправленным действиям, развивать способности удерживать поставленную задачу, на основе сенсорных ориентиров контролировать и оценивать результат.

Развивать саморегуляцию на основе понимания и выполнения словесной инструкции взрослого, обозначающей двигательное действие (подошли, перебежали, припрыгали, подлезли и т.д.), взаимодействия

  • другими детьми.

Формировать умение выполнять ходьбу, бег, прыжки мягко, не топая; выполнять ходьбу, бег, бросание разными способами; ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног.

Побуждать приспосабливать движения к препятствиям (перешагнуть через препятствие, регулируя ширину шага; подлезть, не задев, и т.д.).

Развивать умение сохранять устойчивое положение тела, координационные способности, гибкость.

Упражнять в ползании, лазаньи, разнообразных действиях с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать).

Развивать ориентировку в пространстве относительно своего тела, умение управлять своим телом.

Направления работы по закаливанию.

Под руководством медицинского персонала осуществлять специальные методы закаливания, точно следуя методике: контрастное обливание стоп – температура воды для обливания 34–35° – 20–24°С, для часто болеющих и ослабленных детей 36–28–36°С. Плавание в бассейне.

В повседневной жизни обеспечивать состояние теплового комфорта соблюдением температурного режима и правильным подбором слойности одежды; проводить комплекс закаливающих процедур с использованием различных природных факторов: прогулки, гигиенические процедуры (умывание, купание), полоскание рта и горла кипячёной водой комнатной температуры, игры с водой, систематическое проветривание помещения, босохождение по дорожкам здоровья.

  Формировать у детей представления о названиях различных видов одежды и зависимости характера одежды от температуры в помещении и погоды на улице; о закаливающем эффекте гигиенических процедур (умывания, купания); о свойствах и значении для укрепления здоровья природных средств закаливания (солнца, воздуха, воды).       Воспитывать  привычки:  находиться  в  проветренном  помещении в облегчённой одежде, на улице носить одежду по погоде и сезону, заниматься физкультурой в спортивной форме (майке, шортах и носках), а утренней гимнастикой – в облегчённой одежде; принимать общие и местные закаливающие процедуры. Поддерживать желание двигаться во время прогулок на свежем воздухе.

1.1. Планируемые результаты освоения детьми образовательной области «Физическое развитие»

К 3 годам жизни дети могут:

– ходить, не шаркая ногами, выдерживать направление без зрительных ориентиров;

– бегать в одном направлении, по кругу, сохраняя равновесие, темп бега в соответствии с указанием воспитателя;

– сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая предметы;

– влезать на лесенку-стремянку, гимнастическую стенку и слезать с них;

– энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места не менее чем на 25 см;

– катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ловить брошенный мяч;

– строиться в колонну, шеренгу, круг;

– выполнять общеразвивающие упражнения по сигналу педагога, согласовывать темп и ритм упражнений по показу воспитателя;

– различать направление движений, передавать заданное направление на уровне простой ориентировки и предэталонов (вперёд, вверх, вниз, назад, в стороны);

– выполнять одновременные и однонаправленные движения одной частью тела (руками или ногами).

Методическое сопровождение к разделу 1:

  1. Голицына Н.С. ОБЖ для младших дошкольников. Система работы. – М.: Скрипторий 2003, 2011.
  2. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. –  М.: Мозаика-Синтез, 2009
  3. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет.сада/ К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
  4. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста: метод. пособие для воспитателей и родителей/ Кочетова Н. П.  – М.: просвещение, 2005. Программа «Кроха»

  1. Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений, формирования положительного отношения к труду, формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)  через решение следующих задач:

  • развитие игровой деятельности детей;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
  • развитие трудовой деятельности;
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения;
  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Основные направления работы

1.Создавать условия для формирования телесного образа себя.

2.Формировать представления детей о своих личностных качествах и личностных качествах других людей.

3.Развивать способность отмечать и определять свои эмоциональные состояния.

4.Помогать детям в осознании своих способностей.

5.Помогать детям в определении своего социального «я».

Содержание работы

1. Создание условий для формирования телесного образа себя:

- определение ребёнком своих телесных границ, физических потребностей;

– связывание своего внешнего облика и телесных ощущений.

– рассказывание сказок-потешек, составленных в простом и понятном для современного ребёнка стиле. Их проигрывание помогает малышам связать ощущения своего тела, его словесное обозначение и зрительный образ в целостную систему «я»;

– игры и упражнения, акцентирующие внимание ребёнка на частях его тела: использование отпечатков ступней и ладоней, ростомера, пальчикового театра;

– работа в уголке переодеваний;

– рисование.

2.Формирование представлений о своих качествах и качествах других людей.

– рассказывание сказок и их проигрывание в постановках настольного театра и театра перчаточных кукол, т.к. детям раннего возраста воспринимать сказки только на слух еще тяжёло;

– импровизированные игры в уголке переодеваний: ребёнок перевоплощается в выбранного персонажа и, отвечая на вопрос: «какой он?», может на уровне восприятия элементарно сравнить свои качества с качествами персонажа (например, надевая плащ мушкетёра: «Большой!!!», снимая и присаживаясь на корточки: «Маленький…»).

  1. Познание ребёнком своего мира чувств и состояний.

– использование художественных и музыкальных форм для характеристик и отображения эмоций.

  1. Осознание ребёнком своих способностей.

– игры, занятия и упражнения на развитие сенсорики, которые помогают ребёнку освоить предметные и игровые действия, включённые в сказочный контекст;

– этюды-перевоплощения в персонажей сказочной страны, в которых дети учатся познавать себя и окружающий мир, тренируя вкусовые, зрительные, слуховые, обонятельные и тактильные ощущения;

– различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, изготовление вместе со взрослым простейших игрушек, позволяющие дать возможность детям определить результат своих

действий.

5. Помощь детям в определении своего социального «Я».

– совместные со взрослым игры;

– рассматривание сюжетных картинок с изображением детей и взрослых членов семей детей. Воспитатель помогает детям понять, что они чувствуют, чем вызваны те или иные события и переживания.

Становление многих психических функций у детей на третьем году жизни зависит от развития предметной, предметно-игровой деятельности и правильно организованной развивающей среды. Главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребёнка» таковы:

1.Среда должна быть гетерогенной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребёнка.

2.Среда должна быть связной, позволяющей ребёнку, переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты.

3.Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослого.

4.Среда должна соответствовать эмоциональному благополучию малыша, среда как часть «Я» ребёнка («То, что меня согревает»). Содержание её определяется предметами и игрушками, которые ребёнок приносит из дома. Они являются носителями эмоционального благополучия для малыша, т.к. напоминают ему о близких людях, когда он испытывает грусть или одиночество.

2. Планируемые результаты освоения детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

К концу 3-го года дети могут:

– ориентироваться в своём физическом облике, рассказывать о себе (голова, руки, ноги, спина, живот, пальчики, глаза, нос, рот, язык, уши);

– адекватно ситуации проявлять свои чувства;

– использовать для выражения своих чувств определённые мимические, пантомимические жесты, действия, поступки;  

– выделять себя среди других, начинать говорить о себе «Я»;

– реагировать на чувства других людей (проявлять любовь, оказывать посильную помощь пострадавшему, утешать плачущего, жалеть, привлекать к участию в удовольствии);

– проявлять эмоциональные предпочтения в отношении сверстников;

– испытывать яркие эмоциональные переживания в играх с детьми, взрослыми;

– участвовать в сюжетно-отобразительной игре;

– проявлять игровую самостоятельность и творчество, сознательно наделяя себя и партнёра той или иной ролью;

– избегать неприятных событий, ситуаций;

– удерживать внимание взрослого или ребёнка (жестами, улыбкой, заглядыванием в глаза);

– стремиться к похвале, одобрению со стороны взрослых.

Методическое сопровождение к разделу 2:

  1. Г.И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет»
  2. Е.Е. Хомякова «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста»
  3. Е.Н. Соляник «Развивающие игры для детей раннего возраста»
  4. Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе детского сада»
  5. М.Д. Маханева «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет»
  6. Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами до 3х лет»
  7. Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – М.: АРКТИ, 2007. (Развитие и воспитание дошкольника)
  8. Дурова Н.В. Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. / Пособие для педагогов, воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
  9. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004.
  10. Голицына Н.С. ОБЖ для младших дошкольников. Система работы. – М.: Изд. «Скрипторий 2003», 2011.
  11. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет.сада/ К.Ю. Белая, В.Н. Зимонова, Л.А. Кондрыкинская и др.- 4-е изд.- М.: Просвещение, 2004.
  12. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие/Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2009. 

2.3. взаимодействие с родителями

Воспитание всесторонне развитой личности – это общая задача и родителей, и педагогов.

Изменения, происходящие в жизни общества, обусловливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей.

Возложив ответственность за воспитание детей на родителей, используются новые отношения семьи и дошкольного учреждения, это «сотрудничество» и «взаимодействие».

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду.

Объединяя свои усилия, родители и воспитатели помогают ребёнку обеспечить эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, а дошкольное учреждение способствует его развитию, умению общаться со сверстниками.            

Показатель характера взаимодействия дошкольного учреждения и семьи является эмоциональное самочувствие ребёнка.

3. Образовательная область «Речевое развитие»

    Для этого возраста характерно расширение функций речи, она становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения с другими малышами. Характерна высокая общая речевая активность малышей: они повторяют то, что слышат, воспроизводят речевые конструкции и незнакомые слова, рифмуют слова. Начинает формироваться планирующая функция речи, которая проявляется в практической деятельности (рисовании, конструировании).      Возникает описательная речь, речь-монолог, появление которой связано с ростом самостоятельности ребёнка, расширением круга его представлений. В этот период дети начинают задавать огромное количество вопросов, что свидетельствует о развитии мышления, а именно обобщения, умозаключений наглядно-действенного характера, познавательной активности. Важным достижением в развитии речи детей данного возраста является словотворчество.

Эти особенности определяют задачи работы по развитию речи с детьми 2–3 лет.

1. Развивать познавательную речевую активность детей.

2. Создавать условия для речевого общения со взрослыми и сверстниками.

3. Формировать описательную развёрнутую речь детей.

4. Формировать планирующую функцию речи детей.

5. Создавать необходимую базу для развития речевых умений, связанных с такими видами речевой деятельности, как говорение и слушание.

Основные направления работы

1. Обогащать словарь ребёнка.

2. Развивать грамматический строй детской речи.

3. Развивать эмоциональную выразительность речи.

4. Совершенствовать звуковую сторону речи малыша.

5. Обучать пониманию произведений русского поэтического фольклора.

Педагогические условия развития речи детей

– Общение взрослого с ребёнком во всех видах и сферах деятельности.

– Удовлетворение потребности ребёнка в общении со сверстниками и детьми разного возраста.

– Высокая культура речи взрослых.

– Содействие развитию слуха и речевого аппарата.

– Обеспечение взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

– Проведение специальных игр и упражнений по развитию речи детей.

– Предоставление малышам в достаточном количестве образовательного материала: игрушек, книг, картинок и др.

Содержание работы

1. Обогащение словаря ребёнка:

– введение в активный словарь новых слов и понятий;

– реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций;

– развитие внимания к значению слова, установление связей между звуковой и смысловой сторонами слова;

– развитие умения использовать обобщающие слова для называния предметов, относящихся к одной группе.

2. Развитие грамматического строя детской речи:

– формирование навыка употреблять конструкции типа «сказуемое + дополнения» (объект действия или существительное, обстоятельство или наречие);

– формирование навыка употребления глаголов в будущем и прошедшем времени;

– развитие умения согласования существительных и глаголов, существительных и прилагательных, изменения глаголов по лицам;

– развитие умений пользоваться восклицаниями, вопросами;

– развитие умения употреблять предлоги в речи;

– развитие умения составлять сложные предложения.

3. Развитие эмоциональной выразительности речи:

– развитие детского словотворчества;        

– развитие умения слушать и рассказывать небольшие стихотворения, потешки;

– развитие умения говорить о рассматриваемых картинках.

4. Совершенствование звуковой стороны речи малыша:

– развитие артикуляционного аппарата;

– развитие способности к различению звуков языка;

– формирование правильного произношения звуков.

3.3. Планируемые результаты освоения детьми образовательной области «Речевое развитие»

- Правильно сформирована произносительная сторона речи.

- Поддерживает речевое общение со взрослыми в беседах.

- Составляет простые предложения.

- Употребляют в речи название предметов и их качества

Методическое сопровождение к разделу 3:

  1. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Пособие для дошкольников по развитию речи и подготовке к обучению грамоте. Часть 1 (2-4 лет). – М.: Баласс, 2011.
  3. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. – М.: ТЦ Сфера, 2012
  4. Ушакова О.С. Развитие речи в картинках: Демонстрационный материал в 3-х папках: Животные, Занятия, Живая природа.
  5. Чиндилова О.В., Баденова А.В. Наши книжки. Пособие для занятий с дошкольниками по введению в художественную литературу. Часть 1 (2-3 лет) – М.: Баласс, 2014.
  6. Ушакова О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009

4.Образовательная область «Познавательное развитие»

Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.

Задачи:

  • сенсорное развитие;
  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Сенсорное развитие.

Усвоение сенсорных эталонов (организация усвоения представлений о цветах спектра и их оттенках по светлоте, о геометрических фигурах и их изменениях по пропорциям, об отношениях предметов по величине; ознакомление при помощи собственных действий: самостоятельное изготовление и изменение цветов (окраска воды и смешивание красок), геометрических фигур, составление рядов из предметов разной величины).

Обучение детей способам использования сенсорных эталонов (постепенный перевод детей от использования реальных образцов к использованию усвоенных представлений).

Обучение планомерному обследованию предметов (решение задач типа загадок, составление изображений предметов из частей, руководство словесным описанием предметов).

Восприятие пространства (развитие ориентировки в пространстве на основе выделения отношений между предметами и понятий «перед», «за», «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между»).

Восприятие времени (усвоение представлений о временах года на основе длительных наблюдений).

Восприятие изображения (формирование отношения к рисунку, как изображению действительности: развитие умений правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть то, что на нём действительно изображено).

Развитие познавательно-исследовательской и  продуктивной (конструктивной) деятельности

  • Развитие умений словесно описывать реальные объекты окружающего мира, выделяя их качественные признаки.
  • Определение количественных характеристик предметных множеств.
  • Фиксирование выделенных признаков реальных объектов при помощи наглядно-схематического рисунка.
  • Обучение созданию целостного схематического рисунка-опоры для формулирования простейших понятий в виде перечня признаков объекта.
  • Конструирование: практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 2–5 деталей.

Формирование элементарных математических представлений

Решение данной задачи осуществляется через формирование элементарных представлений о:

  • количественном и порядковом числе;
  • геометрической фигуре;
  • величине, измерении и сравнении величин;
  • пространственных и временных отношениях между объектами и явлениями действительности.

Основные направления работы

  1. Создавать условия для ознакомления малышей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями.
  2. Стимулировать познавательную активность детей, организовывать детское экспериментирование.

задачи работы по ознакомлению малышей с окружающим миром.

1. Продолжать формировать у ребёнка представления:

– о самом себе – своём имени и фамилии, половой принадлежности («я мальчик», «я девочка»), своих родителях («мой папа», «моя мама», «моя бабушка», «мой дедушка» и др.), их именах (например, «мама Галя», «папа Саша», «дедушка Вася», «бабушка Лена» и др.);

– о человеке – его имени, возрасте, половой принадлежности (например, «тётя Оля», «дядя Ваня», «девочка Маша», «мальчик Женя»

  • т.п.), семейном статусе близких («бабушка – мамина мама, а дедушка – ее папа», «Ира – моя сестрёнка», «Коленька – мой братик» и т.п.); его внешних физических особенностях (у каждого человека есть голова, руки, ноги, лицо; на лице – глаза, нос, рот и т.п.); его физических и эмоциональных состояниях (проголодался–насытился, устал–отдохнул, заболел–вылечился, заплакал–засмеялся и т.д.); деятельности близких ребёнку людей («Мама моет пол», «Бабушка вяжет носочки», «Сестра играет на пианино», «Дедушка чинит полку», «Брат рисует», «Папа пошёл в магазин за хлебом» и т.п.);

– о предметах, действиях с ними и их назначении – предметы домашнего обихода (одежда, посуда, мебель и т.д.); игрушки; орудия труда (веник, метла, лопата, ведро, лейка и т.д.);

– о живой природе – растительный мир (деревья, трава, цветы, овощи, фрукты и т.д.); животный мир: домашние животные (собака, кошка, корова, лошадь, коза, свинья, петушок, курочка, гусь и т.д.), их детёныши (котёнок, щенок, телёнок, козлёнок, поросёнок, гусёнок, цыплёнок); животные – обитатели леса (лиса, заяц, медведь, волк, белка

  • т.д.); птицы (воробей, ворона, голубь и т.д.); сезонные изменения в живой природе (осенью на деревьях листья желтеют и опадают, листопад, вянет трава, зимой деревья без листьев, весной трава начинает зеленеть, распускаются первые цветы – подснежники, на деревьях появляются первые листья);

– о неживой природе – вода (льётся, тёплая–холодная, в воде купаются, водой умываются, в воде стирают и т.д.); вода и природа (бегут ручьи, тают сосульки, река, пруд); явления природы: времена года (осень, зима, весна, лето) и их особенности (зимой – холодно, летом – жарко, весной – светит солнце, бегут ручьи, весенняя капель; осенью – ветер, холодный дождь и т.д.); погодные явления и отношение к ним людей (дождь – сыро, гулять нельзя; ветер – необходимо теплее одеваться; летом при жарком солнце надевают панаму; осенью, если идёт холодный дождь, необходимо взять зонт; летом – тёплый дождь, бывает радуга, тёплую одежду не на-девают, потому что жарко; зимой холодно, люди надевают шубы, шарфы, рейтузы, тёплые сапоги, меховые шапки, чтобы не замёрзнуть, и т.д.).

2. Воспитывать в ребёнке гуманные чувства: доброжелательность к людям, заботливое отношение к животным, бережное отношение ко всему живому.

3. Знакомить с явлениями общественной жизни и некоторыми профессиями (доктор лечит, шофёр ведёт машину, парикмахер стрижёт волосы, повар готовит пищу, дворник подметает и т.д.).

В раннем возрасте воспитатель включает малышей в процесс экологического воспитания.

Основные направления работы по экологическому воспитанию

1. Учить детей наблюдать за явлениями природы, замечать и выражать отношение к красоте окружающего мира.

2. Развивать умение видеть и понимать состояние другого существа, учить проявлять заботу о животных.

3. Учить малышей выявлять различные проявления животных: как они двигаются, как и что едят, как играют; учить выделять отдельные части тела животных, связанные с их движениями.

4. Учить любоваться цветущими растениями, ухаживать за ними, экспериментировать с посадкой овощных растений.

5. Учить наблюдать за явлениями природы: солнцем (ярко светит), небом (как плывут облака), ветром (как качаются деревья) и т.д.              

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.

Основные направления работы по сенсорному воспитанию

  1. Обучать восприятию и различению цвета.
  2. Обучать восприятию и обследованию формы.

  1. Обучать восприятию и различению величины.

  1. Формировать обобщённые способы обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных задач: соотнесение, сличение объектов между собой; сопоставления объектов, например, накладывание объектов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывание их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета.

5. Побуждать детей к элементарным исследовательским действиям («открой, насыпь, вставь, закрой, достань, переверни»); помогать в анализе информации: комментировать действия и объяснять их, учить выделять знакомое–незнакомое, главное–второстепенное, одинаковое – похожее–разное и т.д.

4.2. Планируемые результаты освоения детьми образовательной области

«Познавательное развитие»

К 3 годам жизни дети могут:

– различать и называть предметы ближайшего окружения, их цвет, форму, величину;

– различать зверей и птиц;

– различать по вкусу, цвету, форме и величине овощи и фрукты, наиболее распространённые в данной местности;

– пользоваться обобщающими словами.

Сенсорное развитие.

К 3-м годам ребёнок может

Форма:

– различать по образцу геометрические формы: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал;

– узнавать знакомые предметы по форме;

– группировать предметы по образцу;

– сравнивать, прикладывая или накладывая предметы друг на друга.

Цвет:

– различать основные цвета спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, белый и чёрный;

– узнавать знакомые предметы по цвету;

– группировать предметы по образцу;

– сравнивать прикладыванием рядом.

Величина:

– различать большие и маленькие предметы;

– группировать предметы по образцу;

– сравнивать прикладыванием и наложением.

Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность.

  • Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.
  • Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога.
  • Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.
  • Способен конструировать по собственному замыслу.
  • Способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
  • Проявляет устойчивый интерес к конструированию.
  • Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

                       Окружающий мир

Имеет представление:

- о предметах ближайшего окружения (игрушках, одежде, обуви, посуде, мебели, транспорте;

- о диких и домашних животных и их детенышах;

- о сезонных изменениях в природе;

- о ближайшем окружении (узнавать свой дом, свою квартиру, находить свою группу в детском саду).

Дети должны уметь:

- различать и называть предметы, которыми пользуются непосредственно;

- различать цвет, форму, величину предметов и взаимосвязи между ними (большой – маленький, высоко – низко, далеко – близко, чистый – грязный, тепло – холодно); сравнивать знакомые предметы, подбирать одинаковые или похожие предметы.

Дети должны знать:

- свое имя, имена близких (мама, папа, бабушки, дедушки, брата, сестры) и персонала детского сада  (воспитателя, помощника воспитателя, няни);

- основные правила и нормы поведения в окружающей обстановке (дома, в детском саду, на улице).

Методическое сопровождение к разделу 4:

1. В детский сад – вместе с мамой: Методическое пособие/Под ред. М.В. Корепановой // Приложение к журналу «Учебный год». – № 33. –2006. – Серия «Дошкольное образование». Вып. 3. – 57 с.

4. Гербова, В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет.сада / В.В. Гербова и др. – М., 1981. – 224 с.

5. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М. : Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС,2002. – 176 с.

6. Г.И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет: социальное развитие, окружающий мир»

7. З.А. Ефанова «Познание предметного мира. Комплексные занятия в 1 младшей группе»

8. Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

9. Л.Н. Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром»

10.З.В. Лиштван «Конструирование»

11.С.Л. Новоселова «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста»

12.Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию»

5.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Художественное творчество для дошкольников предполагает интеграцию продуктивной деятельности в области эстетического освоения мира в разных формах. Для ребёнка важно открытие необычного в обычном, неизвестного в известном. Поэтому важно развивать в ребёнке художественно-эстетическое начало через впечатления и ощущения, проявляющиеся в отношении к миру и выражающиеся в конкретной деятельности. Такая интеграция представляется целесообразной на основе общей задачи данных блоков – всестороннее развитие личности ребёнка на основе художественно-эстетической деятельности.

Цель:  формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении

Задачи:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, ручной труд);
  • развитие детского творчества;
  • приобщение к изобразительному искусству.

Данная образовательная область включает в себя следующие виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, ручной труд.

Основные направления работы

  1. Обогащать впечатления при ознакомлении ребёнка с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями.
  2. Воспитывать у малыша интерес к предметам изобразительного искусства (первые из них – иллюстрации в книжках, скульптура малых форм – статуэтки, художественно выполненная игрушка).

  1. Воспитывать у ребёнка интерес к собственной изобразительной деятельности: желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует; стремление поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими людьми.

  1. Помогать ребёнку в освоении доступных для него способов изображения в рисовании и лепке; знакомить со свойствами материалов (краски, глина, карандаши) и с элементарными приёмами их использования.
  2. Приобщать ребёнка к основным видам музыкальной деятельности: слушанию и восприятию музыки, выполнению несложных танцевальных движений.

  1. Побуждать ребёнка к музыкально-творческим проявлениям: выполнять простые плясовые движения – приседания, топанье, кружение; реагировать на начало и конец музыки.

  1. Побуждать ребёнка к определению своего отношения к воспринимаемым предметам и мимикой, жестами, словами выражать его.

Таким образом, в основу работы с детьми 3-го года должно быть заложено в первую очередь развитие таких способностей, как воспроизведение, умение смотреть, слушать, сравнивать, различать, сопоставлять.

5.2. Планируемые результаты освоения детьми образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

Лепка.

Проявляет интерес к лепке.

Умеют отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу.

Умеет раскатывать комочек круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать

Умеет в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.

Рисование.

Правильно держат карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы.

Умеет правильно пользоваться карандашом и кистью

Называет основные цвета и оттенки

Подбирает цвет в соответствии с изображаемым предметом.

Умеет украшать дымковскими узорами силуэты игрушек.

Умеет ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки .

Изображают простые предметы, рисуют прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях.

Музыка.

– заинтересованно слушать музыкальное произведение до конца, эмоционально реагировать на него, узнавать знакомые песни;

– петь, не отставая и не опережая других;

–выполнять под музыку танцевальные движения (притопывание, прихлопывание, лёгкое кружение), менять их в соответствии с изменением характера музыки;

- передавать образы песен, танцев, игр в своей деятельности,

- владеть более сложными действиями в игре на детских музыкальных инструментах;

- его внимание более устойчиво, чтобы слушать программные и жанровые музыкальные произведения.

Методическое сопровождение к разделу 5:

1.Г.Г. Григорьева «Малыш в стране акварели»

2.Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре»

3.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду..» 2009г

  1. О.Г. Жукова « Планирование и конспекты занятий по ИЗО деятельности для детей раннего возраста»
  2. О.В. Павлова «Художественное творчество. Комплексные занятия для первой младшей группы»
  3. Е.А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста»
  4. Е.А. Янушко «Лепка с детьми раннего возраста»
  5. Д. Н. Колдина. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет». (Конспекты занятий).

VI.Проведение мониторинга достижения детьми

планируемых результатов освоения рабочей программы

        Цель мониторинга – изучить процесс достижения детьми 2-3 лет планируемых итоговых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования на основе выявления динамики формирования у воспитанников интегративных качеств, которые они должны приобрести в результате её освоения к 3-м годам.

Балловая оценка:

Сформирован – 3 б.

Находится в стадии становления – 2 б.

Не сформирован – 1 б.

Показатели:

 «Социально-коммуникативное развитие»

Порядковый номер списочного состава детей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Параметр критерии оценки

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

1. Умеет (сначала под контролем взрослого, а затем сам-но) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

2. Умеет с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться инд-ми предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

3. Умеет во время еды правильно держать ложку.

4.Умение одеваться и раздеваться в определенном порядке.

Общественно-полезный труд.

5. Умение поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

6. Узнает и называет некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).

 Безопасность:

7. Знает элементарные правила безопасного поведения в природе .

8. Имеет первичные представления о машинах, улице, дороге.

9. Знаком с понятиями «можно — нельзя», «опасно».

10. Имеет представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться)

Социально-нравственное развитие

11. Различает эмоциональные состояния (смех, слезы)при расм-ии картинок и в живой мимике вос-ля.

12. Показывает и называет на картинке, фото маму, папу, ребенка, их действия.

13. Проявляет интерес к общим действиям со сверстниками.

14. Знает свое имя, группу, игрушки, вещи.

Динамика развития ребенка по направлению:

 «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Порядковый номер списочного состава детей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Параметр критерии оценки

Формирование элементарных математических представлений

1.Подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы;

2. Ориентируется в 4-х цветах и оттенках;

3. Подбирает по образцу;

4. Может назвать 1-2 цвета;

5. Ориентируется в 4-6 геометрических формах. Подбирает, вкладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям;

6. Подбирает, накладывая плоские геометрические фигуры по образцу;

7. Собирает пирамидку из 4-8 колец по убывающей (по образцу);

Окружающий мир

8. Называет цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина);

9. Сравнивает знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. П.).

10. Интерес к предметам ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства.

11. Умеет подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.).

12. Называет свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.

13. Умеет ориентироваться в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

14. Знает название города, в котором они живут.

Конструирование

15. Знает и называет строительные  детали (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина).

16. Умеет соотносить детали по размеру, их взаиморасположению.

17. Устанавливает детали по горизонтали разными способами, комбинирует их размещение.

18. Умеет образовывать перекрытие в постройке.

19. Знает конструктивные св-ва строит-х деталей (стоять, катится, лежать).

20. Имеет навык плоскостного конструирования.

Динамика развития ребенка по направлению:

 «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Порядковый номер списочного состава детей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Параметр критерии оценки

Здоровье

1.Имеет представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека.

Физическое развитие

2. Перешагивает через несколько препятствий чередующим шагом.

3. Удерживает равновесие при ходьбе на доске, лежащей на полу.

4. Поднимается и спускается по лестнице детской горки.

5. Меняет темп: ходьбу на бег.

6. Бегает семенящим шагом.

7. Подпрыгивает.

8. Удерживает мяч одной или двумя руками.

9. Бросает мяч в горизонтальную цель;

10.Умеет передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.).

Динамика развития ребенка по направлению:

 «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Порядковый номер списочного состава детей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Параметр критерии оценки

Музыка

1.Узнаёт знакомые мелодии; различает звуки по высоте (высокий-низкий).

2. Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.

3. Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки.

4. Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.

5. С удовольствием слушает простые, яркие по музыкальным образам программные инструментальные произведения, песни в исполнении взрослого.

6. Слушает рассказы, иллюстрируемые музыкой.

7. Называет музыкальные инструменты: погремушка, бубен.

Рисование.

8. Проявляет интерес к эстетическому восприятию окружающего

9. Знает основные и яркие контрастные цвета: красный, зеленый, желтый, синий.

10. Эмоционально откликается на произведения народного искусства: глиняные игрушки, деревян-е матрешки, предметы быта.

11. Образы знакомых предметов, живых объектов соотносит с рисунками, ил-ми.

12. Умеет узнавать в цветовых пятнах образы наблюдаемых явлений (падающие листья).

13. Имеет навыки и умения использовать карандаш, кисть, фломастер, гуашевые краски.

Лепка.

14. Владеет способами создания знакомых образов путем  отрывания комочков глины от большого куска.

15. Владеет приемом раскатывания (палочки и колбаски).

16. Владеет приемом скатывания для получения округлых форм.

17. Владеет приемом присоединения (баранки, колечки).

18. Владеет приемом расплющивания, сдавливания (блины, пряники).

19. Владеет приемом присоединения (баранки, колечки).

Динамика развития ребенка по направлению:

 «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Порядковый номер списочного состава детей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Параметр критерии оценки

Развитие речи

1.Повторяет за взрослым множество слов из речи, активный рост словаря. 

2.Появляются предложения из 2 слов («дай пи» - дай пить)

3.Начинает употреблять прилагательные, наречия, предлоги (в, на, с, у).

4.Произносит твердые согласные т,д,н,с,з,в,л. Смешение звуков сохраняется. 

5.Задает вопрос «что это?»

6.Ребенок понимает сложные предложения («Когда мы придем домой, то будем...»)

7.Слушает простые рассказы.

8.С 2,5 лет  использует сложные предложения.

9.Согласовывает прилагательные и существительные («красивая мама»).

10. Отвечает на вопросы "почему", "сколько"

11. Различает предлоги "через", "между", "из-за", "из-под".

Чтение художественной литературы

12. Умеет слушать народные песенки, сказки, авторские произведения.

13. Умеет договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

14. Умеет прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого.

15. Умеет рассматривать рисунки в книгах.

16. Называет знакомые предметы, показывает их по просьбе воспитателя, задает вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

Динамика развития ребенка по направлению:

Мониторинг образовательного процесса

Имя, фамилия ребенка

Возраст

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Развитие речи

Общий уровень

Дата проведения

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

2-3 лет

3-4 лет

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

                       

VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / В.Н. Белкина. – М., 2005. – 256 с.
  2. В детский сад – вместе с мамой: Методическое пособие/Под ред. М.В. Корепановой // Приложение к журналу «Учебный год». – № 33. – 2006. – Серия «Дошкольное образование». Вып. 3. – 57 с.
  3. Галигузова, Л.Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет / Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева и др. – М., 2007. – 159 с.
  4. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М., 2007. – 301 с.
  5. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – М. : Просвещение, 1992. – 143 с.
  6. Гербова, В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста : Пособие для воспитателя дет. сада / В.В. Гербова и др. – М., 1981. – 224 с.
  7. Горлова, Н.А. Речевой фитнес / Н.А. Горлова, О.А. Горлова. – М., Баласс, 2013.
  8. Захаров, А.И. Привязанность к родителям – важнейший компонент эмоционального развития / А.И. Захаров // Психология для родителей; под ред. А.С. Спиваковской. – СПб., Союз, 2001 г.
  9. Лайзане, С.Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя детсада / С.Я. Лайзане. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.
  10. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М. : Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с.
  11. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие/Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2007.
  12. Самарина, Л.В. Открой новый мир. Программа адаптации детей раннего возраста в детском саду / Л.В. Самарина, В.А. Холопова // Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. – СПб., Детство-Пресс. – 2003 г.

  1. Тонкова-Ямпольская, Р.В. Воспитателю о ребёнке дошкольного возраста (от рождения до 7 лет) / Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по бисероплетению детей 6-го года жизни логопедической группы «Весёлые бусинки»

Бисероплетение - это удивительное занятие, несущее в себе много пользы. Во-первых, разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на нитки, выкладывая их ровно на столе, ребенок развивае...

Рабочая учебная программа по бисероплетению детей 5-7 года жизни логопедической группы

Рабочая программа по бисероплетению,разработана для занятий с детьми логопедической группы 5-7 лет. В программе предложен перспективный план работы. ...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дошкольной группы общеразвивающей направленности детей 5-го года жизни на 2017/2018 учебный год.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Излучинская начальная общеобразовательная школа »РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА                  ...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Дошкольной группы общеразвивающей направленности детей 6-го года жизни МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа» на 2019/2020 учебный год.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Излучинская общеобразовательная начальная школа»РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАДошкольной группы общеразвивающей направленности детей 6-г...

рабочая учебная программа младшей группы 3-4 года

Рабочая учебная программамладшей группы 3-4 годакомбинированного видаСоставлена на основе программымуниципального автономного дошкольного образовательного учреждения«Малиновский детский сад&raqu...

Рабочая учебная программа младшей группы 3-4 года комбинированного вида

Рабочая учебная программа для детей младшей группы комбинированного вида разработана на основе рекомендаций ФГОС ДО,  Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №...