Картотеки
картотека

Пономаренко Наталья Юрьевна

1.Пальчиковые игры

2.Позновательное развитие

3.Речевое развитие

4.Социально-коммуникативное развитие

5.Артикуляционная гимнастика

Скачать:


Предварительный просмотр:

   1

Овощи

У девчушки Зиночки овощи в корзиночке

(Дети делают ладошки «корзинкой».)

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

(Сгибают пальчики, начиная с большого)

Наша Зина – молодец!

(Показывают большой палец.)

   2

Фрукты

Как у нашей Зины фрукты в корзине:

(Дети делают ладошки «корзинкой»)

Яблоки и груши,

Чтоб ребята кушали,

Персики и сливы -

До чего красивы!

Посмотрите на ранет!

(Сгибают пальчики, начиная с мизинца.)

Вкуснее наших фруктов нет!

(Гладят живот.)

   3

Фруктовая ладошка

Этот пальчик – апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

(Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.)

Фрукт для вас и для нас.

(Показывают ладошками вокруг и на себя.)

   4

Соберу грибы

Я корзину в лес беру, там грибы я соберу.

Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!»

(Показывают удивление, разводят руки в стороны.)

Подосиновик, масленок,

Подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь -

Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки

Найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой,

Все грибы несу с собой.

(Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.)

А мухомор не понесу. Пусть останется в лесу!

(Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.)

   5

Ягоды

Ягоды – это крыжовник,

Клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник,

Смородина и земляника.

(Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке.)

Запомнил ягоды я наконец.

Что это значит?

(Приподнимают плечи, удивляются.)

Я – молодец!

(Большой палец вытягивают вперед.)

   6

Хлеб

Муку в тесто замесили,

(Сжимают и разжимают пальчики.)

А из теста мы слепили:

(Прихлопывают ладошками, «лепят».)

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.

(Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают

вверх.)

Очень вкусно!

(Гладят живот.)

   7

Мебель

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

(Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.)

Много мебели назвал -

Десять пальчиков зажал!

Поднимают зажатые кулачки вверх.

   8

Посуда

Девочка Иринка порядок наводила.

(Показывают большой палец.)

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!»

(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)

   9

Помощник

Посуду моет наш Антошка.

(Потирают ладошки друг о друга) –

«моют посуду».

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан,

(Разгибают пальцы из кулачка,

начиная с мизинца.)

И закрыл покрепче кран.

(Выполняют имитирующее движение.)

   10

Поздняя осень

Солнышко греет уже еле-еле;

Перелетные птицы на юг улетели;

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

Поочередно соединяют,

начиная с больших,

пальцы обеих рук (на каждую примету).

Река покрывается льдом в ноябре –

(Руки сжимают в «замок»).

Поздняя осень стоит на дворе.

(Разводят руками перед собой.)

   11

Белочка

Прыгает по веточкам невеличка-белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

(Большим пальцем поочередно

касаются остальных пальцев,

выполняя упражнение

сначала одной, затем другой рукой.)

   12

Кто спит зимой?

Медведь в берлоге крепко спит,

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ежик и барсук.

(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)

Только заиньке не спится -убегает от лисицы.

(Показывают большой палец, вращая им.)

Мелькает он среди кустов, напетлял – и был таков!

(Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот.)

   13  

Зимние забавы

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)

   14

Новогодние игрушки,

Праздник приближается, елка наряжается.

(Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.)

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

(Крутят ладошками в воздухе – «фонарики».)

   15

Игрушки

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

(Поочередно сгибают пальчики в кулачок,

начиная с большого.)

   16

Круглый год

Круглый год, круглый год!

(Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем.)

За зимой весна идет,

А за весною следом

Торопится к нам лето.

И у кого не спросим -

Идет за летом осень.

А за осенью сама

Вновь идет, спешит зима.

Поочередно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года).

Повторяютдругой рукой.

   17

На заправке

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку:

(Обеими руками «крутят руль» перед собой.)

Бензовоз, мусоровоз,

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз

И тяжелый лесовоз.

(Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки.)

   18

Транспорт

Будем пальчики сгибать -

(Сжимают и разжимают пальчики.)

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

(Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.)

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.)

   19

Посчитаем

Раз, два, три, четыре, пять -

Буду транспорт я считать.

(Сжимают и разжимают пальчики.)

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд, вертолет.

(Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.)

   20

Животные жарких стран

За мамой слонихой шагает слоненок,

За крокодилихой - крокодиленок,

За львицей шагает маленький львенок,

За верблюдицей бежит верблюжонок,

За зеброй спешит полосатый зебренок.

За кем же торопится каждый ребенок?

(Поочередно из кулачков

разжимают пальцы то левой,

 то правой руки, начиная с

больших.)

   21

Животные Севера

Тепы-тяпы, тепы-тяпы,

Это ласты, а не лапы.

У тюленей ласты эти

Носят мамы, папы, дети.

Ладошками с плотно сомкнутыми

 пальчиками похлопывают по

коленям или по столу

(руки при этом неподвижны).

   22

Наша армия

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота -

Рота за ротой!

(Поочередно «шагают»

 указательным и средним

пальцами правой и левой руки.)

   23

Наши мамы

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

(Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.)

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -

(Поочередно сгибают пальчики,

начиная с мизинца, сначала на одной,

затем на другой руке.)

Мамы разные нужны,

(Сжимают обе ладошки в «замочек».)

Мамы разные важны!

(Разводят руки, поднимают ладошками вверх.)

   24

Книги

Много книжек есть на свете,

Читать их очень любят дети.

Если книги мы прочтем,

То узнаем обо всем:

(Ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают «книгу».)

Про моря и океаны,

Удивительные страны.

Про животных прочитаем

И про космос мы узнаем.

(Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.)

   25

В гостях у сказки

Раз, два, три, четыре, пять -

Любим сказки мы читать.

Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,

Мышка-норушка и Колобок.

Курочку Рябу назвать еще надо -

Героев из сказок вспомнить мы рады!

(Разжимают пальцы из кулачка,

начиная с мизинца.

Сжимают пальцы в кулачок,

начиная с большого пальца.)

   26

Сказки

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

(Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.)

Эта сказка – «Теремок».

Эта сказка – «Колобок».

Эта сказка – «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

(Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.)

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад!

(Показывают большой палец.)

   27

Дикие животные

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, это волчонок,

(Сгибают пальцы в кулачок,

начиная с мизинца.)

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

(Вращают большим пальцем.)

   28

Домашние птицы

Есть у курицы цыпленок,

У гусыни есть гусенок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.

(Большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца.)

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши!

(Показывают пальчики, играя ими.)

   29

Домашние животные

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья? Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я довольна своими ребятами!

(Показывают поочередно пальцы

сначала на одной, затем на другой руке,

 начиная с больших.)

   30

Веселая встреча

Здравствуй, котенок!

Здравствуй, козленок!

Здравствуй, щенок!

И здравствуй, утенок!

Здравствуй, веселый, смешной поросенок!

(Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем,

приветствуя животных.)

   31        Перелетные птицы

Тили-тели, тили-тели -

С юга птицы прилетели!

(Скрещивают большие пальцы,

машут ладошками.)

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж, аист,

ласточка и чиж -

(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.)

Все вернулись, прилетели,

(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.)

Песни звонкие запели!

(Указательным и большим пальцами

делают клюв – «птицы поют»).

   32

Подводный мир

Посмотри скорей вокруг!

(Делают ладошку у лба «козырьком».)

Что ты видишь, милый друг?

(Приставляют пальцы колечками у глаз.)

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

(Разгибают пальцы из кулачка,

начиная с мизинца.)

   33

Какие бывают рыбы?

Мы в подводном мире, друг,

(Выполняют движения руками,

как будто плывут.)

Рыбы плавают вокруг:

(Делают поочередные волнообразные

 движения то правой, то левой ладошкой.)

Рыба-меч, рыба-молот и рыба-пила,

Рыба-удильщик и рыба-игла.

(Поочередно сгибают пальцы,

начиная с мизинца.)

   34

Комнатные растения

На окно скорее глянь:

Здесь у нас цветет герань.

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония -

(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)

Мы все названья помним!

Раскрывают ладошку.

Мы взрыхлим цветы, польем,

(Пошевеливают опущенными вниз пальцами.)

Пусть подрастают день за днем!

(Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком».)

   35

Насекомые

Дружно пальчики считаем -

Насекомых называем.

(Сжимают и разжимают пальцы.)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибают пальцы в кулачок,

начиная с большого.)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Вращают мизинцем.

Прячьтесь!

(Прячут руки за спину.)

   36              

Рукавицы.

Вяжет бабушка Лисица

(Поочередно потереть пальцы.)

Всем лисятам рукавицы:

(Загибаем пальчики).

Для лисенка Саши,

Для лисички Маши,

Для лисенка Коли,

Для лисички Оли,

А маленькие рукавички

Для Наташеньки - лисички.

В рукавичках да-да-да!

Не замерзнем никогда!

 (Потереть ладони друг о друга).

 

 37                      Стирка

(Дети выполняют действия в

соответствии со смыслом стихотворения)

Ох, испачкалась одежда,

Мы её не берегли,

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам её спасти

И в порядок привести.

В тазик воду наливаем,

Порошочку насыпаем.

Всю одежду мы замочим,

Пятна тщательно потрём,

Постираем, прополощем,

Отожмём её, встряхнём.

А потом легко и ловко В

сю развесим на верёвках.

А пока одежда сушится

Мы попляшем и покружимся.

   38

Новые кроссовки.

Как у нашей кошки

На ногах сапожки,

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

(Загибать пальчики,

начиная с большого.)

Вот так. Вот так.

Новые кроссовки.

(«Шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук.)

   39

Мартышки и книжки.

Две проказницы мартышки

Полистать любили книжки.

Потрясти их, полизать

И как будто почитать.

(Выполнять движения,

соответствующие тексту)

Ловко принялись за дело

И очки они надели.

 (Показать руками «очки»)

К носу книжку поднесли,

(Две ладошки приблизить к лицу)

Вдруг подальше отвели

Ничего в очках не видно.

(Ладошки отдалить от лица)

И мартышкам так обидно!

(Вытираем щечки, «слезы»)

   40              Кто приехал?

Кто приехал?

 (Пальцы обеих рук сложены вместе).

Мы, мы, мы! (Быстро хлопают).

Мама, мама, это ты?

(Кончики больших пальцев прижаты, а кончики остальных хлопают).

Да, да, да!

(Хлопают кончики больших пальцев).

Папа, папа, это ты?

(Хлопают кончики указательных пальцев).

Да, да, да!

(Хлопают кончики больших пальцев).

Братец, братец, это ты?

(Хлопают кончики средних пальцев).

Да, да, да!

(Хлопают кончики больших пальцев).

Ах, сестричка, это ты?

(Хлопают кончики безымянных пальцев).

Да, да, да! (Хлопают кончики больших пальцев).

Все мы вместе, да, да, да! Хлопают кончики мизинцев. Хлопать в ладоши.

C:\Users\Лёха и Наташка\Desktop\depositphotos_88149032-stock-illustration-cartoon-kids-are-showing-a.jpg

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество

 задач в развитии ребенка:

  1. способствует овладению навыками

мелкой моторики;

 2. помогает развивать речь;

3. повышает работоспособность головного мозга;

4. развивает психические процессы: внимание,

 память, мышление, воображение;

5. развивает тактильную чувствительность;

6. снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.



Предварительный просмотр:

Познавательное развитие детей - одно

из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.

В период дошкольного детства

благодаря познавательной активности

ребенка происходит зарождение

первичного образа мира.

Образ мира формируется в процессе

развития познавательной сферы

     1.         «Какой предмет»

Цель: Учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма), закрепить знания детей о величине предметов;

развивать быстроту мышления.

Ход игры: Дети садятся в кружок.

Воспитатель говорит: - Дети, предметы,

Которые нас окружают, бывают разной

величины: большие, маленькие, длинные,

короткие, низкие, высокие, широкие, узкие.

Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов.

Сейчас я буду называть одно слово,

а вы будете перечислять, какие предметы

можно назвать одним словом.

В руках у воспитателя камешек.

Он дает его тому ребенку,

который должен отвечать.

Длинный, - говорит воспитатель и передает камешек соседу.

Платье, веревка, день, шуба, - вспоминают дети.

Широкий, - предлагает воспитатель

следующее слово.

Дети называют: дорога, улица, речка,

лента и др.

Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит: Красный.

Дети по очереди отвечают: ягода, шар, флажок, звездочка, машина и др.

- Круглый (мяч, солнце, яблоко, колесо и др.)

     

     2.         «Доскажи слово»

Цели: учить отчетливо произносить

многосложные слова громко,

развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель произносит фразу,

но не договаривает слог в последнем слове.

 Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра — начинается иг ….

Ры-ры-ры — у мальчика ша...

Ро-ро-ро — у нас новое вед...

Ру-ру-ру — продолжаем мы иг..

Ре-ре-ре — стоит дом на го...

Ри-ри-ри — на ветках снеги...

Ар-ар-ар — кипит наш само....

Ры-ры-ры — детей много у го...

     3.       «Так бывает или нет»

Цели: Учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда ярко светило солнце,

мы с ребятами вышли на прогулку.

 Сделали из снега снеговика и стали кататься

 на санках». «Наступила весна. Все птицы

улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...»

     4.    

«Какое время года?»

Цели: учить соотносить описание природы

в стихах или прозе с определенным

временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры: Дети сидят на скамейке.

 Воспитатель задает вопрос

«Когда это бывает?»

и читает текст или загадку

 о разных временах года.

     5.    

«Где что можно делать?»

Цели: Активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

Что можно делать в лесу?

(Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится;

слушать пение птиц; отдыхать).

Что можно делать на реке?

Что делают в больнице?

6.      «Какая, какой, какое?»

Цели: Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры: Воспитатель называет

какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка — рыжая, шустрая, большая,

маленькая, красивая.....

Пальто — теплое, зимнее, новое, старое …..

Мама — добрая, ласковая, нежная,

любимая, дорогая …

Дом — деревянный, каменный, новый,

панельный …

     7.      

«Закончи предложение»

Цели: Учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение,

а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец - …. (горький).

Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые).

Дорога широкая, а тропинка .... (узкая).

      8.        

«Узнай, чей лист»

Цели: Учить узнавать растение по листу

(назвать растение по листу и найти

его в природе), развивать внимание.

Ход игры: На прогулке собрать опавшие

листья с деревьев, кустарников.

Показать детям, предложить узнать,

с какого дерева и найти сходство с

не опавшими листьями.

     9.                    

«Отгадайте, что за растение»

Цели: учить описывать предмет и узнать

его по описанию, развивать память, внимание.

Ход игры: Воспитатель предлагает одному

ребенку описать растение или загадать

 о нем загадку. Другие дети должны отгадать,

что это за растение.

     10.          

«Кто же я?»

Цели: учить называть растение, развивать

память, внимание.

Ход игры: Воспитатель быстро показывает

на растение. Тот, кто первым назовет растение

 и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает фишку

     11.  

«У кого кто»

Цели: закрепить знания о животных,

развивать внимание, память.

Ход игры: Воспитатель называет животное,

а дети называют детеныша в

единственном и множественном числе.

Ребенок, который правильно

назовет детеныша, получает фишку.

     12.    

«Кто (что) летает?»

Цели: закрепить знания о животных,

насекомых, птицах, развивать  внимание, память.

Ход игры: Дети стоят в кругу.

Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает

 обе руки вверх и говорит: «Летит».

Когда называется предмет, который летает,

все дети поднимают обе руки вверх

 и говорят «Летит», если нет,

руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

13.  

«Что за насекомое?»

Цели: Уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы.

Одна подгруппа описывает насекомое, а

другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы

задает другая подгруппа.

     14.  

«Прятки»

Цели: Учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги:

 за, около, перед, рядом, из-за, между, на;

развивать слуховое внимание.

Ход игры: По заданию воспитателя часть

детей прячется за деревьями и кустарниками.

Ведущий по инструкции воспитателя ищет

(найди, кто прячется за высоким деревом,

низким, толстым, тонким).

     15.  

«Кто больше назовет действий?»

Цели: Учить подбирать глаголы,

обозначающие действия, развивать память, внимание.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный

ответ дети получают фишку.

Что можно делать с цветами?

 (рвать, нюхать, смотреть, поливать,

дарить, сажать)

Что делает дворник?

(подметает, убирает, поливает, чистит

дорожки от снега)

      16.  

«Какое что бывает?»

Цели: Учить классифицировать предметы

по цвету, форме, качеству, материалу,

сравнивать, сопоставлять, подбирать как

можно больше наименований, подходящих

под это определение; развивать  внимание.

Ход игры: Расскажите, что бывает:

зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

широким — река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

     17.  

 «Что это за птица?»

Цели: Уточнять и расширять представления

о жизни птиц осенью, учить описывать

птиц по характерным признакам;

развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы.

Дети одной подгруппы описывают птицу,

а другой — должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки.

Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

      18.  

«Загадай, мы отгадаем»

Цели: Закрепить знания о растениях

сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию,

развивать внимание.

Ход игры: Дети описывают любое растение

в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен

узнать растение.

     19.  

«Бывает — не бывает»

(с мячом)

Цели: Развивать память, внимание,

мышление, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч,

а дети должны быстро ответить.

Снег зимой  … (бывает)

Мороз летом … (не бывает)

Иней летом … (не бывает)

 Капель летом … (не бывает)

      20.

«Третий лишний» 

(растения)

Цели: Закрепить знания детей о многообразии растений, развивать память, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель называет по

3 растения (деревья и кустарники),

одно из которых «лишнее».

Например, клен, липа, сирень.

Дети должны определить, какое из них

«лишнее» и хлопнуть в ладоши.

(Клен, липа — деревья, сирень — кустарник)

      21.    

«Игра в загадки»

Цели: Расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры: Дети сидят на скамейке.

Воспитатель загадывает загадки.

Отгадавший ребенок выходит и сам

загадывает загадку. За отгадывание загадки

он получает по одной фишке.

Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

      22.    

 «Знаешь ли ты ...»

Цели: Обогащать словарный запас детей названиями животных, закрепить знание

моделей, развивать память, внимание.

Ход игры: Заранее нужно подготовить

фишки. Воспитатель выкладывает в

первый ряд — изображения зверей,

во второй — птиц, в третий — рыб,

в четвертый — насекомых.

Играющие поочередно называют сначала

зверей, затем птиц и т. д. И выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает, выложивший больше фишек.

23.  

Когда это бывает?»

Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.

Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д.

Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь.

За каждый правильный ответ дети получают фишку.

24.   «А что потом?»

Цели: Закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.

Ход игры: Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:

Помните, мы с вами говорили о том, что мы делаем в детском саду в течении всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том. Что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.

Можно ввести игровой такой момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику» - «А потом?»  Передает камешек другому ребенку.

Игра продолжается, пока дети не назовут последнее — уход домой.

25.   Дид. игра «Когда ты это делаешь?»

Цель: Закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток, развивать внимание, память, речь.

Ход игры: Воспитатель называет одного ребенка. Потом изображает какое — нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причесывается и прочее, и спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если ребенок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей.

26.   Дид.игра «Выдели слово»

Цели: Учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок)

Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

27.   Дид. игра «Дерево, кустарник, цветок»

Цели: Закрепить знание растений, расширять кругозор детей, развивать речь, память.

Ход игры: Ведущий произносит слова «Дерево, кустарник, цветок ...» и обходит детей. Останавливаясь, он указывает на ребенка и считает до трех, ребенок должен быстро назвать то, на чем остановился ведущий. Если ребенок не успел или неправильно назвал, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

28.    Дид. игра «Где что растет?»

Цели: Учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь.

Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбирать любое), если нет — молчат.

Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.

Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее:

слива, осина, каштан, кофе. Рябина, платан. Дуб, кипарис. Алыча, тополь, сосна.

В конце игры подводится итог, кто больше всех знает деревьев.

29.   Дид. игра «Кто кем (чем) будет?»

Цель: Развивать речевую активность, мышление.

Ход игры: Дети отвечают на вопрос взрослого: «Кем будет (или чем будет) … яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т. д.?». Если дети придумают несколько вариантов, например, из яйца — цыпленок, утенок, птенчик, крокодильчик. То они получают дополнительные фанты.

Или воспитатель спрашивает: «Кем был раньше птенец (яйцом), хлеб (мукой), машина (металлом).

30.    Дид. игра «Лето или осень»

Цель: Закрепить знание признаков осени, дифференциация их от признаков лета; развивать память, речь; воспитание ловкости.

Ход игры: Воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель. Если листики желтеют — это … (и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»).

Воспитатель. Если птицы улетают — это ….. И т. д.

31.    Дид. игра «Будь внимательным»

Цель: Дифференциация зимней и летней одежды; развивать слуховое внимание, речевой слух; увеличение словарного запаса.

Внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Назовите сначала летнюю. А затем зимнюю.

32.   Дид. игра «Брать — не брать»

Цель: Дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; развивать слуховое внимание.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они должны присесть а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх.

Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.

33.   Дид. игра «Что сажают в огороде?»

Цель: Учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления,

слуховое внимание.

Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «Нет». Кто ошибется, тот выходит из игры.

Морковь (да), огурец (да), слива (нет), свекла (да) и т. д.

34.   Дид. игра «Кто скорее соберет?»

Цель: Учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры: Дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

35.    Дид. игра «Кому что нужно?»

Цель: Упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.

Воспитатель: - Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы.

Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодится.

36.        Дид. игра «Не ошибись»

Цель: Закрепить знания детей о разных видах спорта, развивать находчивость, сообразительность, внимание; воспитывать желание заниматься спортом.

Ход игры: Воспитатель раскладывает разрезанные картинки с изображением различных видов спорта. В серединке картинки спортсмен, нужно подобрать ему все необходимое для игры.

По этому принципу можно изготовить игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к различным профессиям. На картинках — люди тех профессий, с которыми знакомят детей в течение года: повар, дворник, почтальон, продавец, врач, учитель, тракторист, слесарь и др. К ним подбирают изображения предметов их труда. Правильность выполнения контролируется самой картинкой: из маленьких картинок должна получится большая, целая.

37.    Дид. игра «Отгадай — ка!»

Цель: Учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет; развивать память, речь.

Ход игры: По сигналу воспитателя, ребенок, получивший фишку, встает и делает по памяти описание любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д.

38.   Дид. игра «Закончи предложение»

Цель: Учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят противоположные по смыслу слова.

Сахар сладкий, а перец - …. (горький)

Летом листья зеленые, а осенью - ….. (желтые)

Дорога широкая, а тропинка - …. (узкая)

Лед тонкий, а ствол - … (толстый)

39.     Дид. игра «Где что лежит?»

Цель: Учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком;   закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить. Например:

-  «Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу).

Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу)

Вова вымыл руки и положил мыло ...Куда? (В мыльницу)

40.   Дид. игра «Догони свою тень»

Цель: Познакомить с понятием света и тени; развивать речь.

Ход игры: Воспитатель: Кто отгадает загадку?

Я иду — она идет,

Я стою — она стоит,

Побегу — она бежит.  Тень

В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно, это ваше отражение, оно называется тенью. Солнце посылает на землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь солнечным лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. Где еще есть тень? На что похожа? Догони тень. Потанцуй с тенью.

41.    Дид.игра «Придумай сам»

Цель: Учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот; развивать речь, воображение.

Ход игры: Воспитатель предлагает выбрать каждому ребенку по одному предмету (кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка) и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?» Каждый ребенок называет предмет, на что похож и как можно с ним играть.

42.   Дид. игра «У кого какой цвет?»

Цель: Учить детей узнавать цвета, закрепить умение определять предметы по цвету, развивать речь, внимание.

Ход игры: Воспитатель показывает, например, зеленый квадрат бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, свитер, шляпа и т. д.

43.   Дид. игра «О чем еще так говорят?»

Цель: закрепить и уточнить значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу, развивать речь.

Ход игры: Подскажите Карлсону, о чем еще можно так сказать:

Идет дождь: идет — снег, зима, мальчик, собака, дым.

Играет — девочка, радио, …

Горький — перец, лекарство, .. и т. д.

44.   Дид.игра «Что умеют делать звери?»

Цель: Учить создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память.

Ход игры: Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением животного.

Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу.

Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д.

45.   Дид. игра «Придумай другое слово»

Цель: Расширять словарный запас; развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель говорит «Придумайте из одного слова другое, похожее. Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка». Кисель из клюквы (клюквенный кисель); суп из овощей (овощной суп); пюре из картофеля (картофельное пюре).

46.  Дид. игра «Подбери похожие слова»

Цель: Учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко; развивать память внимание.

Ход игры: Воспитатель произносит слова близкие по звучанию: ложка — кошка, ушки — пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко), пушка (мушка, сушка, кукушка), зайчик (мальчик, пальчик) и т. д.

Картотека дидактических игр

по познавательному развитию в средней группе.



Предварительный просмотр:

Картотека

дидактических игр по речевому развитию

C:\Users\Лёха и Наташка\Desktop\hello_html_1b313b44.png

  1.   «Кто как разговаривает?»

Цель: Расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход: Педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

  2.                 «Кто где живёт?»

Цель: Закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?-Белка. Кто живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт в будке?-Собака. Кто живёт в улье?-Пчёлы Кто живёт в норе?-Лиса. Кто живёт в логове?-Волк. Кто живёт в берлоге?-Медведь. Вариант 2. педагог:-Дети: Где живёт медведь?-В берлоге. Где живёт волк?-В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

3.           «Подскажи словечко»

Цель: Развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: Педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

     

 4.          «Кто как передвигается?»

Цель: Обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход: Педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. педагог:-Дети: Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

 

5.             «Горячий – холодный»

Цель: Закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением. педагог:-Дети: Горячий-холодный Хороший-плохой Умный-глупый Весёлый-грустный Острый-тупой Гладкий-шероховатый

6.      «Что происходит в природе?»

Цель: Закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» педагог: -Дети: Солнце – что делает?-Светит, греет. Ручьи – что делают?-Бегут, журчат. Снег – что делает?-Темнеет, тает. Птицы – что делают?-Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает?-Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из берлоги.

      7.               «Из чего сделано?»

Цель: Закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные» Педагог: -Дети: Рукавички из меха-меховые Таз из меди-медный Ваза из хрусталя-хрустальная Рукавички из шерсти-шерстяные

     

   8.           

«Разложи по полочкам»

Цель: Ориентировка в пространстве.

Ход: Персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.

       9.                «Кто кем был?»

Цель: Развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход: Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской Корова – телёнком Велосипед – железом Дуб – жёлудем Рубашка – тканью Рыба – икринкой Ботинки – кожей Яблоня – семечкой. Дом – кирпичом Лягушка – головастиком Сильный – слабым Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком

         10.               

«Какой овощ?»

Цель: Развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.

Ход: Педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый»

     11.               

«Что звучит?»

Цель: Развитие слухового внимания и наблюдательности.

Ход: Педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

    12.       

«Что бывает осенью?»

Цель: Учить временам года, их последовательности и основным признакам.

Ход: На столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.

   

   13.             

«Чего не стало?»

Цель: Развитие внимания и наблюдательности.

Ход: Педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.

14.    «Лови да бросай – цвета называй»

Цель: Подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог:-Дети: Красный -мак, огонь, флаг Оранжевый -апельсин, морковь, заря Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа Зелёный-огурец, трава, лес Голубой -небо, лёд, незабудки Синий- колокольчик, море, небо Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

      15.               

«Чья голова?»

Цель: Расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Например: У рыси голова – рысья. Урыбы – рыбья У кошки – кошачья У сороки – сорочья У лошади – лошадиная У орла – орлиная У верблюда – верблюжья

   

   16.     

«Четвёртый лишний»

Цель: Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

       

  17.              «Один – много»

Цель: Закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход: Педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски День – дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята.

  18.           

«Подбери признаки»

Цель: Активизация глагольного словаря.

Ход: Педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

19.      «Животные и их детёныши»

Цель: Закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход: Бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

  20.       «Что бывает круглым?»

Цель: Расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: Педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

      21.         

«Подбери словечко»

Цель: Развитие навыков словообразования, подбор родственных слов. Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.

     

  22.        «Обобщающие понятия»

Цель: Расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. 

Ход: Педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

 педагог:-Дети: Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска

Вариант 2. 

Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

педагог: Дети: Огурец, помидор-Овощи.

      23.            «Хорошо – плохо»

Цель: Знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход: Педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог: Дождь. Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным. Педагог: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

     

     24.             

«Близко-далеко»

Цель: Развитие слухового внимания, остроты слуха.

Ход: Педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)

   

 25.              «Назови ласково»

Цель: Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.

       26.               

«Весёлый счет»

Цель: Закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход: Педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».

Пример: Один стол – пять столов Один слон – пять слонов Один журавль – пять журавлей Один лебедь – пять лебедей Одна гайка – пять гаек Одна шишка – пять шишек Один гусёнок – пять гусят Один цыплёнок – пять цыплят Один заяц – пять зайцев Одна шапка – пять шапок Одна банка – пять банок.

      27.         

«Угадай, кто позвал?»

Цель: Различение по тембру максимально сокращённых звука комплексов.

Ход: Водящий поворачивается спиной к детям и по звука комплексу «пи-пи» определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.

   28.   

   «Какое слово потерялось? »

Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.

Ход: Воспитатель читает стихотворение.

«Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих,

Ждет он и вздыхает:

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко».

Вспомните стихи и скажите, какое слово «потерялось».

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку (гладко)

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в кроватку на (бочок) и т. д.

По окончании воспитатель подчеркивает, что в стихах много разных слов, и все они звучат по-разному.

       29.            «Сердитый ворон»

Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове.

Ход: Детям раздаются шапки-маски различных зверей. К складному домику приставляют «мостик» (доску).

В этом домике живут звери: заяц, лиса, медведь, волк и др. Перейти в домик можно только по мостику, но он не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а прийти обратно непросто. Около мостика сидит ворон (надевает на себя шапочку-маску ворона). Каждого животного, кто приходит к мостику, он спрашивает, какой звук первый в названии этого животного. Кто правильно ответит, тот пройдет. А кто не знает ответа, того сердитый ворон не пропускает.

  30.

«Назови слова со звуком [с'] и [с].»

Цель: Продолжать учить детей дифференцировать в словах звуки [с'] и [с].

Ход: Детям даются конверты с тремя картинками: в двух есть звуки [с'] и [с], а в одной нет, и две фишки-кружочка синего и зеленого цвета. Дети называют изображенный на картинке предмет и накрывают его кружочком синего, если звук [с], или зеленого, если звук [с'], цвета.

      31.                 «Самолет»

Цель: Продолжать учить узнавать звук [с] в словах.

Ход:  Сегодня мы отправляемся в полет на самолете и надо придумать, какие вещи взять с собой (Раздает детям картинки.) взять с собой можно только те предметы, в названиях которых слышится звук [с].

Дети строят самолет. Воспитатель - «стюардесса» впускает пассажиров только с картинками, на которых изображены предметы со звуком [с]. При входе в самолет ребенок показывает свою картинку и говорит: «Я возьму с собой сумку» (санки, сапоги, сыр и др.) и садятся на свое место.

Мы отправляемся в полет. Чтобы нам было веселее, выучим стихотворение, в котором почти все слова имеют звук [с].

«Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами

И опять вернемся к маме. »

А. Барто

     32.       

«Будь внимательным»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: У меня на фланелеграфе картинки. Вы с куклой их будете называть: кукла начнет слово, а вы его закончите. Например, кукла скажет: «Поми…» (показ на помидор, а вы скажете «дор», получится «помидор».

Слова для работы: па-роход, та-релка. Вино-град, ко-рова, ша-рик, ля-гушка, пету-шок, е-жик, яб-локо, бе-лочка, цып-ленок, ко-лесо (после того, как дети дополнят слово, воспитатель произносит его целиком).

      33.                 

«Чей домик»

Цель: Продолжать учить детей различать на слух звуки [з] и [з'] в словах. Развивать фонематический слух детей.

Ход: Детям раздаются конверты с двумя плоскостными домиками с изображениями большого и маленького комара и по три картинки, в двух названиях которых есть звуки [з] и [з'], а в одной - нет. Они должны самостоятельно распределить картинки по домикам в соответствии с тем, какие звуки в них слышатся. Воспитатель, участвуя в этой игре, сознательно делает ошибки, побуждая детей исправлять их.

    34.     

«Назови слова со звуком [з]»

Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком, дифференцировать звуки [з] и [з'] в словах.

Ход: Дети стоят в кругу. Передавая мяч друг другу по кругу, они должны назвать слово со звуком [з]. Воспитатель спрашивает. Какой звук в этом слове

 [з] или [з'].

      35.                   

«Чижик»

Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука [ч'].

Ход: Группа детей – чижики. Они сидят в клетке. Кошка (один из детей) затаилась в углу.

Дети:

«Чижик в клетке сидел,

Чижик громко в клетке пел;

Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Я на волю улечу».

Появляется кошка. С криком «Мяу! » она ловит «чижиков», а те разбегаются.

36.         «Идите с нами играть»

Цель. Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом.

Подготовительная работа. Подобрать игрушки: мишку, зайку, лису.

Краткое описание:

Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии 2-3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними.

Методические указания. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.

      37.       

«Угадай, кто кричит»

Цель.  Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Подготовительная работа.  Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.

Краткое описание:

Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.

Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.

  38.   

«Чья птичка дальше улетит?»

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Воспитание длительного направленного ротового выдоха.

Подготовительная работа. Педагог вырезает из тонкой бумаги птичек и ярко раскрашивает.

Краткое описание:

На двух столах ставят птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.

Методические указания. Следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает воспитатель, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.

     39.         

«Громко — тихо»

Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

Краткое описание:

Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».

Аналогично обыгрываются другие игрушки.

  40.       

 «Назови части предмета»

Цель: Обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части и расширение знаний об окружающем мире.

Материал: Картинки с изображением дома, дерева, цветов, кошки и т. д.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку, дети по очереди называют части предмета. Можно каждому ребенку раздать по картинке и он называет части сам.

   41.                  «Гудок»

Цель. Учить детей менять силу голоса от громкого к тихому. Выработка умения регулировать силу голоса.

Подготовительная работа. Подготовить картинку с изображением паровоза.

Краткое описание:

Дети становятся в один ряд лицом к воспитателю и поднимают руки через стороны вверх до встречи их ладонями. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише (паровоз удаляется). Опустив руки, замолкают.

Методические указания. Сначала упражнение показывает сам педагог, затем он вызывает двух детей, которые изображают гудок вместе с ним. Остальные дети делают только движения руками. Потом в игре принимает участие вся группа.

  42.         «Угадай, кто сказал»

Цель. Учить детей на слух различать низкий, средний и высокий голос. Развитие умения различать высоту голоса.

Подготовительная работа. Подобрать картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя» (Михаила Ивановича, Анастасии Петровны и Мишутки). На каждый персонаж - по 8-9 картинок.

Краткое описание:

Каждый ребенок получает по картинке с изображением одного из медведей. Воспитатель произносит фразы из текста сказки, меняя высоту голоса, а дети поднимают соответствующие картинки.

Методические указания. Для того чтобы активизировать внимание детей, педагог нарушает последовательность высказываний персонажей, принятую в сказке.

     43.                    «Эхо»

Цель. Воспитание умения пользоваться тихим и громким голосом. Учить детей говорить громко и тихо.

Подготовительная работа. Педагог подбирает картинку «Дети заблудились в лесу».

Краткое описание:

Дети делятся на 2 группы. Одна изображает детей, которые заблудились в лесу, другая - эхо. Каждая группа располагается в разных углах комнаты. Дети, которые заблудились в лесу, громко зовут по имени детей другой подгруппы; «Ау, Оля! Ау, Петя!» Дети, изображающие «эхо», повторяют тихо те же слова. Потом участники игры меняются ролями.

Методические указания. Следить, чтобы дети после называния имени выдерживали паузу, давая возможность «эху» повторить их слова.

   44.     

«Угадай, как надо делать»

Цель. Учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе. Развитие умения определять на слух изменение темпа речи.

Подготовительная работа. Подобрать фразы, обозначающие действия, которые могут быть выполнены в разном темпе.

Краткое описание:

Педагог несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит педагог. Так же обыгрываются следующие фразы: «Наши ноги ходили по дороге», «Дети плавали в реке» и т. п.

Методические указания. Взрослый должен произносить фразу плавно, слитно, повторяя ее 2-3 раза подряд в любом темпе, чтобы детям легче было выполнить движения.

   45.     

«Закончи предложение»

Цель: Употребление сложноподчиненных предложений.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, дети должны докончить. Например: Бабушка пошла на рынок, чтобы… .(купить продукты) Маша не пришла сегодня в садик, потому что …. (заболела) и т. д.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...