Воспитание нравственности и патриотизма на уроках физической культуры.
статья

Нравственное воспитание - это воспитательное воздействие школы, семьи, общественности, имеющей целью формирование нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков поведения на основе усвоения норм, принципов морали и практической деятельности. Нравственное воспитание происходит, прежде всего, в процессе обучения – главном виде деятельности в школе.

Воспитание нравственных качеств, таких как честность, благородство, скромность, коллективизм, стремление делать добро, активно противостоять злу, подлости, помогать слабым и обездоленным, уважение общественных интересов и взаимное уважение – это все напрямую входит в физическую культуру личности и должно планироваться в виде конкретных воспитательных целей на занятиях физическими упражнениями.

Урок физической культуры – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках учащиеся приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать свое мнение, помогать и принимать помощь. На уроках школьники могут переживать вместе радость от процесса получения новых знаний и освоения новых действий, и огорчение от неудач и ошибок.

Во время проведения уроков и время дополнительного компонента мы часто применяет такие формы как беседы, игры, соревнования и т.д.

Все вышеперечисленные занятия объединяют общие признаки:

Взаимодействие учителя и ученика.

Высокая степень организации мыслительной деятельности.

Сочетание коллективных форм работы с индивидуальными.

Повышение степени эмоционального воздействия на учащихся.

Формирование духовно – нравственных качеств личности школьников.

Максимальная познавательная самостоятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание нравственности и патриотизма на уроках физической культуры.

Нравственное воспитание - это воспитательное воздействие школы, семьи, общественности, имеющей целью формирование нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков поведения на основе усвоения норм, принципов морали и практической деятельности. Нравственное воспитание происходит, прежде всего, в процессе обучения – главном виде деятельности в школе.

Воспитание нравственных качеств, таких как честность, благородство, скромность, коллективизм, стремление делать добро, активно противостоять злу, подлости, помогать слабым и обездоленным, уважение общественных интересов и взаимное уважение – это все напрямую входит в физическую культуру личности и должно планироваться в виде конкретных воспитательных целей на занятиях физическими упражнениями.

Урок физической культуры – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках учащиеся приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать свое мнение, помогать и принимать помощь. На уроках школьники могут переживать вместе радость от процесса получения новых знаний и освоения новых действий, и огорчение от неудач и ошибок.

Во время проведения уроков и время дополнительного компонента мы часто применяет такие формы как беседы, игры, соревнования и т.д.

Все вышеперечисленные занятия объединяют общие признаки:

Взаимодействие учителя и ученика.

Высокая степень организации мыслительной деятельности.

Сочетание коллективных форм работы с индивидуальными.

Повышение степени эмоционального воздействия на учащихся.

Формирование духовно – нравственных качеств личности школьников.

Максимальная познавательная самостоятельность.

Мы считаем, что уроки физической культуры создают исключительные условия для нравственного воспитания учащихся. В играх и упражнениях раскрывается характер ребенка. Именно здесь развиваются чувства коллективизма и патриотизма, упорство и настойчивость, смелость и честность, происходит становление духовных и физических качеств личности.

Формирование морально – волевых качеств неразрывно связано с воспитанием нравственных черт личности. Очень важно воспитывать взаимопомощь. Мы исключаем на уроке насмешки по отношению к физически слабым одноклассникам, учим помогать товарищам, преодолевать неудачу, содействовать в их стремлении чуть – чуть подняться над собой.

Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовно – нравственных способностей ребенка, его самоопределения.

Каким бы отличным не было бы проведения уроков физической культуры без внеклассной работы нельзя решить задачи воспитания морально – волевых качеств, формирования гармоничной личности.

На своих уроках и внеклассных занятиях мы стимулируем формирование коллективизма как способности к совместным усилиям, направленным на достижение общей цели. Особенно благоприятны условия для этого в ходе спортивных командных игр.

В нашей гимназии ведется внеклассная спортивная и спортивно – массовая работа:

Школьные спортивные секции постоянного действия ( волейбол, баскетбол, футбол, борьба)

Внутришкольные соревнования между классами, между параллелями.

Спортивные праздники

Соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», посвященные Дню Семьи.

Соревнования, посвящённые Дню Первого Президента и Дню Независимости Республики Казахстан.

Соревнования по национальным играм.

Игровая деятельность детей всегда связана с возникновением и развитием между определённых взаимоотношений. В игре позиция каждого ребёнка активна. Он играет, пока этого сам хочет и пока ему интересно, активно ищет товарищей для игры, вступает с ними в определённые отношения.

Игра способствует тесному общению детей, установление контактов между ними, возникновению чувства симпатии и антипатии. Коллективные игры на уроках физической культуры сплачивают детей, способствуют формированию товарищеских отношений между ними. В таких играх детям необходимо согласовать свои действия с действиями других участников игры, выполнять общеустановленные правила, быть справедливыми к своим товарищам. Многие игры включают в себя элементы состязаний. Кто самый меткий, самый ловкий, самый быстрый. В игре кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Такие ситуации позволяют формировать справедливое отношение и к проигравшим, и к собственным успехам, основанное на доброжелательности, желании помочь товарищу, научить его тому, что он ещё не умеет делать. Содержание некоторых подвижных игр требует, чтобы играющие выручали товарищей по команде. При этом они сами рискуют попасть в трудное положение. Таким образом, здесь решается нравственная задача - забывая о своих личных интересах, участник игры оказывает помощь товарищу. Являясь членом команды, играющий должен понимать о коллективных интересах, о солидарности членов команды. В процессе игры создаются ситуации, в которых можно и нужно формировать правильное отношение к выигрышу и проигрышу, умение честно играть, с уважением, доброжелательно относиться к своим противникам в игре.

Подвижные игры способствуют воспитанию ловкости, смелости, настойчивости. Существенная их роль в нравственном воспитании, в процессе игры дети учатся общаться друг с другом, ищут себе партнёров, договариваются с ними об условиях игры, требуется точное выполнение правил.

Патриотическое воспитание – это неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности. В сознании людей из одной культуры заключены базовые понятии добра и зла, справедливости, долга. Работа над становлением патриотических чувств систематическая и планомерная.

Интерес к истории и культуре казахского народа можно и нужно прививать через игры культурно – этнической направленности. Не просто разучить с учениками правила игры, а обязательно заинтересовать детей и побудить интерес к изучению истории зарождения игры, какой глубокий смысл заложен в игре, что она развивает и какие качества прививает.

Таким образом, нравственное и патриотическое воспитание происходит, прежде всего, в процессе обучения – главном виде деятельности в школе. На уроках физической культуры, во внеклассной работе, участии в соревнованиях формируются положительные черты и качества характера.

Список литературы:

Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. –М.: Педагогическое общество России, 2002. Воспитание физической культуры.

Источник: http://altaynews.kz/20296-national-idea-mangilik-el-kazakhstan.html

Азбука нравственного воспитания. –М.:Инфра,2009.

Каптерев П. Ф. О. семейном воспитании: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / И. Н. Андреева. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физической культуры "Путешествие на веселую железную дорогу"

Темазы: Хоглуг демир-орукка аян-чорук.Сорулгазы: 1. Ангы-ангы хевирнин шимчээшкиннерин шын кылырын ооредирин уламчылаар.2. Шимчээшкинниг оюннар дузазы-биле кашпагай болурунга дадыктырар.3. Сюжет-рольд...

Воспитание нравственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.

Воспитание нравственности и патриотизма у детей дошкольного возраста. "Что покажешь ребенку-то его и дорога"-говорили Адыги....

Музыка и урок физической культуры

Как показывает практика последних лет, музыкальное сопровождение применяетя при выполнении физических упражнений в детских сдах и школах, в занятиях различными видами спорта, во всем многообразии разл...

Проект: "Воспитание нравственности и патриотизма через народную мудрость".

Экономические и политические изменения, произошедшие в России в последние десятилетия, привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны извечных ценнос...

Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами физической культуры и взаимодействия с родителями

Фктуальность - формирование любви к родине, спорту, ценность семьи; формирование двигательных навыков у детей и родителей;чувство собственного достоинства;воспитание здорового, жизнерадостного, ж...