Учебно- исследовательский проект "Глазки, мои глазки"
проект (старшая группа)
Учебно- исследовательский проект о сохранении, укреплении зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_glazki_moi_glazki_.doc | 948 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской конкурс учебно-исследовательских и творческих работ «Юность в науке» исследовательский проект «Глазки, мои глазки»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
ГОРОД ПОКАЧИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА»
Городской конкурс
учебно-исследовательских и творческих работ
«Юность в науке»
Направление работы:
Естественные науки
и современный мир
Автор: Зырянова Екатерина Антоновна
воспитанница группы детей
компенсирующей направленности
«Олененок»
Научный руководитель: Горбунова О.Е.
воспитатели муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения
детский сад комбинированного вида
«Рябинушка»
2017 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация…………………………………………………………………………………….3
План исследований…………………………………………………………………………..4
Описание работы……………………………………………………………………...……..7
Список используемой литературы………………………………………………………....10
Приложения…………………………………………………………………………….…....11
Аннотация
Проблема сохранения и укрепления здоровья ребёнка в современных условиях является приоритетной. Это связано с появившейся в последние годы негативной тенденцией в состоянии здоровья детей, со снижением темпов роста и развития, уменьшением их функциональных показателей. Глаза - это зеркало нашей души, и когда взгляд излучает здоровый и чистый блеск о нашем здоровье можно сказать, что оно отменное. Особенно нас радует живой и беззаботный взгляд наших детей. Забота о зрении наших детей – это первостепенная наша задача, ведь почти 90% информации мы получаем непосредственно через глаза. Обучение дошкольников бережному отношению к своему здоровью, своим глазам начиная с раннего детства - актуальная задача современного образования. Работа с детьми нацелена на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья глаз, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Цель исследования: научить детей беречь свои глаза, заботиться о своем зрении доступными методами.
Задачи: - Сформировать представление у детей о том, что глаза являются одним из важнейших органов чувств человека;
- познакомить детей со строением глаза; расширять пассивный словарь школьников: «зрачок», «сетчатка», «радужная оболочка», «хрусталик», «роговица»;
- развивать и совершенствовать у детей умение заботиться о своем зрении, привести к пониманию, что зрение необходимо беречь, развивать остроту зрения;
- развивать мышление и любознательность;
- воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь; воспитывать сознательное отношение к охране своего здоровья.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Методы: Изучение и анализ литературных источников и интернет- ресурсов; анкетирование; беседы; интервью; наблюдение; эксперимент.
После проведения опроса и изучения ответов детей сделали вывод о том, что не все дети обладают достаточными знаниями о глазах и о важности сохранения и укрепления зрения. На некоторые вопросы дети затруднялись дать ответ.
В результате целенаправленной работы по реализации данного проекта сделан вывод:
- Глаза – это очень важный орган. Они помогают многое узнать об окружающем мире, увидеть его красоту и многообразие.
- С помощью зрения можно определить настроение другого человека.
- Дети познакомились с основными правилами охраны зрения. У детей сформировались представления о том, что вредно для зрения, а что полезно.
- Дети освоили приёмы оказания помощи своему зрению: гимнастика для глаз, глазодвигательные тренинги, минутки отдыха «Учим глазки отдыхать».
- Путём экспериментирования было установлено, как видят человек и некоторые животные.
План исследований
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость.
Понимая важность проблемы сохранения и укрепления зрения детей в современных условиях, учитывая тот небольшой объём знаний, умений и навыков, которым обладали дети, возникла идея создания проекта.
Чтобы понимать, как и почему проявляются зрительные нарушения, детям надо знать, как устроен и работает сложный орган зрения.
Объект исследования: ребенок дошкольного возраста.
Предмет исследования: глаза, как орган зрения.
Гипотеза: если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.
Этапы и пошаговая реализация проекта
Название этапов | Пути реализации проекта |
Первый этап подготовительный | 1. Выяснение уровня знаний детей об органах зрения, используя методику «трёх вопросов»: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? С помощью чего узнаем? Обеспечение мотивации у детей на сохранение органов зрения: «Как нам найти ответы на вопросы?». 2. Анкетирование родителей по теме. 3. Постановка цели, определение задач. 4. Поиск форм реализации проекта (совместно с родителями). 5. Составление плана - схемы проекта, разработка содержания. 6. Подбор методической, справочной, художественной литературы иллюстративного материала об органах зрения (совместно с родителями). 8. Подбор видеофильмов, мультфильмов по теме. 9. Изготовление памяток для родителей. 10. Подготовка консультаций для родителей по теме проекта. 11. Работа со специальной литературой, интернет-ресурсами. 12. Работа с художественной литературой. |
Второй этап реализации проекта | Коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора: - Беседы на темы: «Как устроены глаза», «Что ты заешь о глазах?», «Береги зрение», «У кого какое зрение», «Правильное питание - залог здоровья», «Как сохранить глазки здоровыми», «Наши глаза – зеркало души»; - Чтение: К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», И. Семёнова «Неболейка», стихотворение «Для чего глаза на свете? », «Вежды». - Отгадывание загадок об органах чувств. Изобразительная деятельность: - Рисование «Красивые глаза», - Рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии «Как устроен человек» (органы чувств – зрение), - Коллективная работа - коллаж «Берегите глазки» (подарок малышам). Игровая деятельность: -Дидактические игры: «Глаза могут не только смотреть», «Глаза выражают настроение», «Глаза умеют принимать и подавать сигналы», «Что я вижу одним глазом», «Какие продукты полезны для глаз», «Есть ли у глаз помощники», «Полезно – вредно», «Чудесный мешочек», «Что любят наши глазки». - Подвижные игры: «Мигалочки», «Жмурки». - Сюжетно – ролевые игры: «Больница», «На приёме у окулиста». - Игровые упражнения: «Поморгаем глазками», «Расскажи, что далеко, что близко», «Учим глазки отдыхать», «Чашки», «Любопытная Варвара», «Научим Буратино зарядке для глаз», «Покажем доктору Айболиту, как мы заботимся о своих глазках». упражнения для снятия зрительного напряжения. Двигательная деятельность: - Физкультурные досуги: «Если хочешь быть здоров», «Витаминная семья». Познавательно - исследовательская деятельность: - «Азбука здоровья»; - Экскурсия в кабинет окулиста (с родителями); - «Что любят и чего не любят наши глазки»; - «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»; - «Что умеют наши глазки»; - «Велосипед на носу». - «Легко ли выполнять задание, если один глаз закрыт? », - «Какого цвета глаза наших друзей», - «Кто как видит? » (Как видят заяц и птица? Как видит крот? Как видят змея и лягушка? Как видят рыбы? Как видят собака и кошка? Проведение различных гимнастик для глаз. Итоговая образовательная деятельность- игры «Умники и умницы». Работа с родителями: 1. Занятие-практикум «Профилактика нарушения зрения». 2. Информационные стенды, папки - передвижки, рекомендации, консультации: «Как сохранить глаза здоровыми», «Гимнастика для глаз», «Здоровье ребёнка зависит от вас», «Будут здоровыми глазки всегда, если полезная в доме еда», «Здоровые глаза - здоровый малыш», «Бережём глаза ребёнка!». 3. Памятки для родителей: «Профилактика близорукости», «Гимнастика для глаз «Учим глазки отдыхать». |
Третий этап - заключительный |
|
Оборудование и материалы:
- Книги, журналы, энциклопедии, картины и иллюстрации.
- Видео- и аудиозаписи.
- Фотоаппарат.
- Материалы для продуктивной деятельности.
- Ноутбук.
- Видеопроектор.
- Экран.
Описание работы
Каждый вечер, перед сном, когда мама говорит мне, что мои глазки хотят спать, я подхожу к зеркалу и рассматриваю их. И я обратила внимание на то, что у меня зрачки в глазах бывают разного размера и у мамы тоже. А еще я обратила внимание, что некоторые дети ходят в очках. И мне стало так интересно узнать больше о глазах.
У меня возникли вопросы:
- Для чего нужны глаза?
- Выяснить причины ухудшения зрения.
- Что вредно и что полезно для глаз?
- Почему не все дети носят очки?
- Изучить вопрос о том, как сохранить зрение и здоровье глаз.
Что я узнала о глазах?
Я провела опрос среди своих сверстников. Оказалось, что не все дети обладают достаточными знаниями о глазах, они затруднялись дать ответ. Изучив литературу, детскую энциклопедию, интернет- ресурсы с мамой. Я узнала: Глаза – орган зрения человека. Наш главный помощник, благодаря которому мы можем видеть окружающий мир. Глаза нужны человеку, чтобы видеть предметы, людей, различать цвета, видеть солнце и звезды. Глаз человека устроен сложно. Глаз похож на маленькое яблоко, которое надёжно спрятано в глубокую норку (глазницу), а наружу выглядывает только его часть. От пыли и других вредных воздействий его защищают веки и ресницы. Радужная оболочка определяет цвет глаз, зрачок реагирует на свет.
Как мы проводили исследование?
Опыт №1
Я решила узнать, как зрачок реагирует на свет и провести опыт.
Я посадила на стул свою маму, направила на нее настольную лампу. При ярком свете зрачки сужаются. Выключаю настольную лампу – зрачки расширяются.
Отсюда вывод: если света мало зрачок автоматически расширяется, а если света вполне достаточно он сужается.
Опыт №2.
Зашла я в темную комнату и попробовала увидеть любимую игрушку, находящуюся в комнате. Сначала ничего не было видно, но уже через какое то время картина прояснилась, и я смогла разглядеть мою игрушку.
Отсюда вывод: На противоположной стороне глазного яблока находится очень важная оболочка – сетчатка. На сетчатке есть два вида клеток – одни похожи на палочки, а другие на колбочки. Колбочки воспринимают цвет, только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. А с наступлением темноты колбочки отправляются на покой и их сменяют палочки. Поэтому, когда мы входим в темную комнату, то можем только различать предметы, но не можем определить их цвета. А если включить свет, то колбочки сразу проснутся и примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета.
На земле есть люди, которые ничего не видят. Как вы думаете, легко ли жить таким людям? Мы с ребятами решили выяснить. Ребята предложили закрыть глаза и походить так. Нам было тяжело ничего не видеть.
Для слепых детей построены школы, где их учат читать с помощью пальцев.
Мы с ребятами решили всегда помогать слепым людям: можно помочь перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства в аптеке и т.д.
Я заметила, что в детском саду есть дети и взрослые в очках. Почему не все носят очки? И решила спросить об этом у нашей медсестры Ирины Викторовны.
А это то, что мы делаем в группе для сохранения зрения.
Я очень много интересного узнала про глаза и рассказала об этом ребятам!
- Чихнуть с открытыми глазами невозможно.
- Считается, что обычный человеческий глаз различает всего семь основных цветов — красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.
- В мире порядка 1 % людей с разными цветами радужки левого и правого глаза. Вы не представляете, на сколько было мое удивление, когда я узнала, что в нашей группе есть мальчик с разными цветами радужки.
- У козы горизонтальные зрачки.
- Стрекоза видит то, что происходит сзади.
- Муравьи даже днем видят звезды.
- У орла самые зоркие глаза.
- А у пчел пять глаз: два больших и три маленьких.
Из всего этого можно сделать вывод:
- Глаза – это очень важный орган. Наш главный помощник.
- Научились бережно относиться к своим глазам и вовремя помогать им.
- Забота о глазах начинается с питания. Наши глаза очень любят чернику, голубику, гранаты, морковь и шиповник.
- При необходимости не стесняться носить очки.
- Позаботьтесь о зрении сегодня, если хотите сохранить его в будущем!
Продукты проекта:
- Методические разработки НОД по теме.
- Альбом рисунков «Береги глаза».
- Дидактическое пособие «Полезно - вредно»
- Альбом с загадками, пословицами и поговорками
- Альбом со сказками, рассказами, стихами.
- Презентация проекта.
- Общее родительское собрание с детьми и педагогами тема: «Презентация проекта «Глазки мои глазки»»
Список используемой литературы
- Голицына Н. С., Шумова И. М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», Москва, 2010.
- Иванова А. И. «Человек. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва, 2010.
- Малева З. «Создание условий для охраны и восстановления зрения у дошкольников», журнал «Здоровье дошкольника», №3, 2010.
- Малева З. «Самоучитель для будущего первоклассника, желающего сохранить зрение к пользе учения», журнал «Здоровье дошкольника, №1, 2009.
- Подколзина Е. «Ребёнок с нарушением зрения», журнал «Здоровье дошкольника», №1, №3, №4, 2008.
- Решетнёва Г. «Здоровье ребёнка и общество», журнал «Здоровье дошкольника», №1, 2008.
- Сиротюк А. «Всё хорошо вовремя», журнал «Здоровье дошкольника», №3, 2008.
- Словарь русского языка. С.И.Ожегов, 1983 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс учебно-исследовательских и творческих работ «Юность в науке» Направление: Естественные науки и современный мир Тема проекта: ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ
Конкурсучебно-исследовательских и творческих работ«Юность в науке»Направление:Естественные науки и современный мир Тема проекта:ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ...
План исследования учебно - исследовательского проекта «Выше, дальше, быстрее»
В учебно-исследовательском проекте "Выше, дальше, быстрее" подробно описаны цели,задачи,план исследования,историография вопроса. ...
Учебно - исследовательский проект «Выше, дальше, быстрее»
Актуальность проекта,проблемный вопрос и текст к защите проекта....
Учебно-исследовательский проект "Волшебный песок"
Передача готовых знаний о мире - далеко не главная задача в воспитании ребенка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Поэтому цель проведения совместных экспериментов - это д...
Учебно-исследовательский проект "Полезные башмачки"
Проведенная исследовательская работа, позволила выявить интерес ребенка к обуви: изучена история возникновения обуви, рассмотрены различные ее виды, типы, изучено качество различных матери...
Методы и приемы активизации учебно-исследовательской деятельности дошкольников
Детская учебно-исследовательская практика по проведению наблюдений и экспериментов важна и ценна, но не способна охватывать и решать весь круг задач исследовательского обучения. Проведение исследовате...
Учебно - исследовательская конференция "Мир открытий - мир чудес!" ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Путь крышечки»
Тема исследовательской работы: Путь крышечкиАктуальность«– Тут есть такое твердое правило, –сказал мне позднее Маленький принц. –Встал поутру, умылся, привел себяв порядок &nda...