Программа по патриотическому воспитанию "Я- Патриот"
рабочая программа (старшая группа)
Программа по патриотическому воспитанию " Я - Патриот"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_-patriot.doc | 297 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Солнышко»
ПРОГРАММА
по патриотическому воспитанию
Выполнила: Плавинская Л.А
П.Сентябрьский 2021
Программа «Я патриот» предназначена для организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО.
Программа «Я патриот» построена на позициях гуманно личностного отношения к ребенку и направлена на формирование его личности на основе нравственно-патриотических ценностей и представлений.
Нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, искусство, труд, нравственное поведение, патриотические чувства).
Критерий формирования содержания программы - его воспитательная ценность, достоверность, познавательность и высокий художественный уровень используемого наглядного и информационного материала,
Работа с детьми построена в рамках блоков субъектно-субъектного взаимодействия педагогов и детей и свободной самостоятельной деятельности.
Программа построена с использованием разнообразных методов и приемов патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.).
При разработке программы использовались наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.). В рамках программы предусмотрены различные проекты для всех участников образовательных отношений.
Цель и задачи программы
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
- Формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным краем.
- Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
- Формировать художественный вкус и любовь к прекрасному, развивать творческие способности.
- Формировать основы экологической культуры, гуманное отношение ко всему живому.
- Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
- Воспитывать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям.
- Воспитывать у дошкольников чувства уважения к защитникам Отечества, к труду взрослых.
Педагогические принципы программы
- Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
- Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Законодательно-нормативное обеспечение программы
Программа «Я патриот» разработана для детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Нормативная база программы:
- ФЗ Закон «Об образовании в РФ»
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020 годы», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1493.
- Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995 г № 32 ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 года).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – обазовательным программам дошкольного образования.
- Структура программы
Реализация Программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному. Систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.
Занятия проводит воспитатель во второй половине дня, по специально составленному расписанию в соответствии СанПиН.
Программа составлена по возрастной группе. Она охватывает один из возрастного периода развития детей:
старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная группа).
Количество занятий - 1 занятие в неделю. Продолжительность занятий для детей от 5-7 лет - 25 - 30 минут. Количество детей в группе не более 10 человек. Учебный план состоит из 36 занятий.
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам:
- раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
- раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
- раздел «Город, в котором я живу».
- раздел «Наша кладовая».
1 раздел «Вместе дружная семья».
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
Задачи:
- Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
- Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
- Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
- Познакомить детей с историей детского сада.
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.
Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.
Задачи:
- Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
- Расширять представления о природных богатствах сахалинской земли, в особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых.
- Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.
3 раздел «Город, в котором я живу».
Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, социально-экономической значимости округа.
Задачи:
- Формировать представление об исторических корнях округа, района.
- Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости округа, района.
- Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.
4 раздел «Наша кладовая».
Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в округе, районе и культуре, которую они представляют.
Задачи:
- Формировать представление об основных профессиях жителей.
- Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
- Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
Ожидаемый результат реализации программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения округа, района, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного района, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети должны знать:
5–6 лет.
- Знать свой домашний адрес, название города, округа.
- Иметь представление о символике города, округа.
- Знать название близлежащих улиц.
- Иметь представление о жизни и быте народа населивших Нефтеюганский район.
- Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
- Знать профессии своих родителей.
- Знать правила поведения в природе.
- Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
- Различать некоторые рода войск.
6–7 лет.
- Краткие сведения об истории района, округа.
- Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
- Знать герб, флаг округа.
- Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
- Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
- Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
- Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
- Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках.
- Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
Предполагаемый результат
- Наличие у детей знаний о родной семье, детском саде, родном городе, Новосибирской области, России.
- Возникновение у детей стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, республики, страны; чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
- Повышение профессионального мастерства педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
- Расширение сотрудничества с семьёй по нравственно патриотическому воспитанию.
Целевые ориентиры нравственно-патриотического воспитания на этапе завершения дошкольного образования:
- Ребёнок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения, имеет представление о её географическом разнообразии, много национальности, важнейших исторических событиях.
- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
- Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремиться поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
- Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.
- Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических способностей.
- Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного искусства.
Содержание предметно-развивающей среды
Центральным звеном в развивающей среде ДОУ по ознакомлению с родным краем являются центры краеведения в группах. Предлагаемый в них материал меняется в зависимости от изучаемых тематических блоков.
В них подобран материал об округе, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике края, о знаменитых земляках, о природных богатствах края и его обитателях. Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами, специальной литературой. На стендах и в альбомах размещена информация о гербе, флаге; где отмечены природные и ископаемые богатства края. Макет и фотоальбом «Мой край» помогает более эффективному знакомству детей с родным районом. Имеются карты, буклеты, наборы открыток.
В музейном уголке представлены иллюстрации и изделия народных промыслов, альбомы о истории детского сада;
В каждой группе созданы изостудия, где дети занимаются разными видами художественно-творческой деятельности.
В музыкальной деятельности, в работе с детьми используется музыкальный репертуар.
Материально-техническое сопровождение
- Дидактические и наглядные пособия;
- современные средства ТСО;
- методическая литература;
- Репродукции картин;
- художественная литература;
- альбомы и фотографии с видами родного города, страны;
- карты России; символы города и государства (герб, флаг, гимн);
- аудиозаписи гимна России, снимки достопримечательностей района, области, страны;
- фотографии известных людей района, области, страны;
- иллюстрации и изделия народных промыслов;
- картины с изображением родных пейзажей.
Формы реализации программы
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым блокам. Цикл занятий по знакомству с родным городом целесообразно проводить в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины, занятий - путешествий в прошлое, будущее, настоящее. Организуются целевые прогулки, которые помогают детям в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни птиц, об обитателях водоемов и т.д.
Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности воспитателя с детьми, так как воспитание чувств — процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки воспитание чувств — процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности воспитатели широко используют дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности — игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. В совместную деятельность мы предлагаем включать беседы о родном крае, о животных, растениях родного края; рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок предметов детского творчества.
Наиболее эффективно воздействие на ребенка средствами эстетического воспитания, поэтому большая роль в программе отводится изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений.
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия. Мы предлагаем проводить календарно-обрядовые праздники, утренники, развлечения, праздничные концерты ко Дню Победы.
Большую помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают занятия детей в кружках по интересам. Работа кружков предполагает закрепление полученных на занятиях о культуре и предметах народно- прикладного творчества. Можно организовать работу кружков, как фольклорный, краеведческий, декоративное рисование, театральная студия.
Чтобы достигнуть определенного результата в программе используются новейшие технологии. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
«Кейс-технология» актуальна, отражает направления современной государственной образовательной политики в области дошкольного образования способствует реализации комплексного подхода, развитию интегративных качеств личности ребёнка.
Технология Квест, чаще используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В ее основе лежит деятельность по формированию информационных и коммуникативных компетентностей дошкольников.
При применении технологии Квест дети эмоционально проживают все стадии заинтересованности: от внимания до удовлетворения, знакомятся с материалом в нетрадиционной форме, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость. Квест совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, командной игры.
Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей
Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.
1. Познавательные занятия
- Занятия, посвященные изучению государственных символов России.
- Занятия о происхождении района, округа, географическом расположении, климате и т.д.
- «Наш край» и т.д.
2. Инновационные технологии
- Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проекты «Мой край» т.д.
- «Кейс-технология» актуальна, отражает направления современной государственной образовательной политики в области дошкольного образования способствует реализации комплексного подхода, развитию интегративных качеств личности ребёнка.
- Технология Квест, чаще используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В ее основе лежит деятельность по формированию информационных и коммуникативных компетентностей дошкольников.
3. Традиции
Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории Куйбышевского района. Для этого проводятся:
- Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
- Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница».
4. Природа и экология
Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.
5. Героическое прошлое
Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:
1. Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:
- Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».
- Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».
- «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.
2. «Неделя памяти» включающая:
- оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.
- Занятия, беседы.
- Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.
- Экскурсия на Площадь победы, посвященной участникам Великой Отечественной Войны.
Механизм сопровождения программы
1. Планирование и подготовка
∙ Изучение методической литературы.
∙ План работы на год.
∙ Утверждение плана.
2. Методическое сопровождение
∙ Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении.
∙ Консультации.
∙ Проведение семинарских занятий.
∙ Самообразование.
3. Использование результатов работы
∙ Подготовка и проведение методических мероприятий (МО, пед. чтений, педсоветов, открытых просмотров).
∙ Оформление результатов работы.
∙ Написание творческих работ, проектов.
∙ Выступление в СМИ.
4. Мероприятия поддержки
∙ Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.
∙ Взаимодействие с семьей.
∙ Сотрудничество с поселковой библиотекой.
∙ Сотрудничество с домом культуры «Жемчужина Югры».
5. Итоговый анализ
∙ Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг).
∙ Мониторинг профмастерства педагогов каждого этапа.
∙ Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг).
∙ Оформление результатов работы.
∙ Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы.
Содержание программы
№ | Задачи | Мероприятия | Ответственный |
1 | Создание развивающей среды в ДОО для нравственно-патриотического воспитания. |
| заведующий, старший воспитатель, |
| воспитатели | ||
2 | Создание речевой среды. | Использование в повседневной жизни произведений устного народного творчества, лучших образцов литературных произведений, поэтических произведений | педагогический коллектив |
3 | Формирование у педагогов мотивации к ведению работы по нравственно-патриотическому воспитанию. |
| заведующий, старший воспитатель |
4 | Повышение педагогической компетентности воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию детей. | Семинар-практикум «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»: 1 занятие – «Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников»;
нравственно-патриотического воспитания»;
| старший воспитатель |
5 | Обмен педагогическим опытом. | Обмен опытом по темам:
| воспитатели |
6 | Формирование у детей представлений об истории, культуре, традициях народа, о его социальной жизни в настоящее время через систему мероприятий познавательного цикла, в продуктивной, игровой, исследовательской деятельности | Циклы ознакомительных мероприятий НОД:
| старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель |
7 | Привлечение родителей к вопросам нравственно-патриотического воспитания детей. | Анкетирование родителей «Воспитание патриота в семье». • Родительское собрание «Воспитываем будущего патриота». | старший воспитатель, воспитатели |
8 | Повышение компетентности родителей в вопросах нравственно-патриотического воспитания. | Встречи в «Родительском клубе»:
условиях семьи»;
| старший воспитатель, воспитатели |
9 | Вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнёров. | Участие в совместных мероприятиях, экскурсиях. | старший воспитатель, воспитатели |
Старшая группа (5–6 лет)
Сроки | Мероприятия | Ответственный |
Сентябрь | Беседа с детьми о летнем отдыхе – Беседа: Страна большая, город ее часть! «Край, в котором мы живем» Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края) | Воспитатели |
Октябрь | Мир природы «Хвойные и лиственные деревья». Сюжетно-ролевая игра «МЧС». Рассказ воспитателя «О символике родного края» . Рассматривание карты России | Воспитатели |
Ноябрь | Беседа «Чем славится Наш край» (на основе наглядного материала). «Поиграем в экономику» (что из чего сделано?) Выставка рисунков «Мама лучшая на свете» посвященная Дню матери. | Воспитатели |
Декабрь | «Панорама добрых дел». Природоохраняемая акция «Не рубите елочку». Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» (профессии округа). | Воспитатели |
Январь | Чтение рассказа «Кто хозяин?» (В.Осеева) История возникновенияг Нефтеюганского района. Проект (д/и) «Вкусная и полезная пища». | Воспитатели |
Февраль | Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). Природный мир «Природа и человек». Акция «Подарки для Защитников Отечества». Праздник День Защитника Отечества. | Воспитатели |
Март | Праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта Целевая прогулка по п.Сентябрьский . Природоохраняемая акция «Берегите птиц». Изготовление альбома фотографий «Достопримечательности. П.Сентябрьский». Экскурсия библиотеку | Воспитатели |
Апрель | Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наш город». «Кем работают наши родители». | Воспитатели |
Май | Тематический праздник «День Победы». Встреча с героями ВОВ «Вкусная и полезная пища». Беседа «Национальная одежда коренных народов». Викторина «Знаешь ли ты свой город?» | Воспитатели |
Июнь | «Украсим детский сад» (озеленение территории детского сада). «Дом, в котором я живу» выставка рисунков. Досуг «Зарница». «Лесные приключения» путешествие по экологической тропе. | Воспитатели |
Июль | Беседа «Рыбы наших водоемов». Сбор гербария. Экскурсия в краеведческий музей. Развлечение «Приключения капельки». Познакомить с животными, занесенными в Красную книгу. | Воспитатели |
Август | Игровая обучающая ситуация «школа для игрушечных зайчиков». «Наша дружная семья» – о коренных народах населяющих край. | Воспитатели |
Подготовительная группа (6–7 лет)
Сроки | Мероприятия | Ответственный |
Сентябрь | Конкурс рисунков «Памятные места округа» «Край, в котором мы живем». Проект «Наше дерево». | Воспитатели |
Октябрь | «Как можно стать юным экологом». Посещение библиотеки «Как все начиналось?» Оформление подборки из домашних фотоальбомов Экскурсия по близлежащим улицам. | Воспитатели |
Ноябрь | Проект (комплексное занятие) «Символика Нефтеюганского района» (изобразительная и музыкальная деятельность). Беседа «Лес – многоэтажный дом», знакомство с профессией лесника, егеря. Праздничное мероприятие, посвященный Дню матери. | Воспитатели |
Декабрь | Экскурсия по поселку Изготовление плакатов на тему «Сохраним красавицу березку». Творческая гостиная для детей и родителей «Культура коренных народов». | Воспитатели |
Январь | Спортивное развлечение «Достань пакет», «Ориентировка по карте». Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики». Экскурсия в библиотеку. | Воспитатели |
Февраль | Природоохраняемая акция «Помогите птицам зимой». Оформление альбома «История детского сада в фотографиях». Операция «Радость» изготовление подарков и вручение папам Праздник– День Защитника Отечества. | Воспитатели |
Март | Праздник «Наши мамы». «Все профессии нужны, все профессии важны». Беседа с использованием эксперимента «Край суровый и ласковый» (климатические особенности). | Воспитатели |
Апрель | Досуг «Зеленая служба Айболита» (к всероссийскому дню здоровья). Проект (рисование) «Язык орнаментов». Беседа «Архитектура родного города». | Воспитатели |
Май | Экскурсия к «Стене памяти». посвященной ВОВ. Рассказ педагога о заповедных местах Красноармейского района. Викторина «Конкурс знатоков родного города». «Я и мой город» с использованием поэтических произведений искусства. | Воспитатели |
Июнь | День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по поселку». Игра – фестиваль «Загадки Лешего». | Воспитатели |
Июль | Тренировочное упражнение «Учимся радоваться природе». Досуг «Зарница». Беседа «Зачем людям нужна вода?» Составление творческих альбомов по рассказам детей «Мой поселок». | Воспитатели |
Август | Государственная символика, символика города, Саратовской области (День флага). Спортивный праздник Досуг «Наши друзья деревья». Операция «Радость» – изготовление подарков для участников войны в мирное время. Подготовка к празднику 1 сентября | Воспитатели |
Методическая работа с педагогами по реализации Программы
Вид поддержки | Мероприятия. | Ответственные. | Сроки. |
Организационно-методическая поддержка. | |||
Непрерывное педагогическое образование. | Курсовая переподготовка на проблемных семинарах по вопросам нравственно-патриотического воспитания. | Старший воспитатель | По графику |
Методические объединения. | Педагогические советы. | ||
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» | Заведующий, старший воспитатель | Ноябрь 2021 | |
Промежуточные результаты внедрения в практику работы программы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. | Заведующий, старший воспитатель | Апрель 2022, | |
Семинары-практикумы | |||
Новые подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников | Старший воспитатель | Декабрь 2021 | |
Организация совместной деятельности детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию. | Старший воспитатель | Февраль 2022 | |
Совершенствование работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. | Старший воспитатель | Апрель 2022 | |
Консультации. | |||
Нормативно-правовая база для организации работы с детьми дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию | Старший воспитатель | Сентябрь 2021 | |
Организация нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях введения ФГОС ДО. | Старший воспитатель | Октябрь 2021 | |
Методика работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию. | Старший воспитатель | Ноябрь 2021 | |
Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию. | Старший воспитатель | Декабрь 2021 | |
Планирование совместной работы семьи и ДОО по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. | Старший воспитатель | Январь 2022 | |
Интегрированный подход к системе нравственно- патриотического воспитания в ДОО | Старший воспитатель | Февраль 2022 | |
Творческие мастерские. | |||
Разработка методических рекомендаций по организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников. | Старший воспитатель | Сентябрь 2021 | |
Разработка методических рекомендаций по организации работы с семьёй по нравственно-патриотическому воспитанию. | Старший воспитатель | Сентябрь 2021 | |
Разработка проектов по нравственно-патриотическому воспитанию. | Старший воспитатель | Октябрь 2021 | |
Открытые показы занятий, мероприятий.
| Проведение родительских собраний по нравственно-патриотическому воспитанию в нетрадиционной форме. | Воспитатели | Ноябрь 2021 |
Открытые мероприятия с родителями (развлечения, викторины) | Воспитатели | Январь 2022 | |
Неделя открытых просмотров мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию. | Воспитатели | Февраль 2022 | |
Организация конкурсов | Создание предметно-развивающей среды в группах для осуществления нравственно-патриотического воспитания | Старший воспитатель Воспитатели | Октябрь 2021 |
Участие в конкурсе «Воспитатель года» | Старший воспитатель Воспитатели | Февраль 2022 | |
Информационная поддержка | |||
Подготовка информационно-методических материалов. | Организация выставки новинок научно-методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. | Старший воспитатель | В течение года |
Формирование информационного банка | Наличие программно-методического обеспечения. | Старший воспитатель | В течение года |
Передовой педагогический опыт. | |||
Подготовка аналитических материалов. | Анализ качества образовательных услуг | Заведующий Старший воспитатель | В течение года |
Подготовка отчетов, справок по итогам проведения мероприятий и контроля. | |||
Создание единого информационного пространства. | Выпуск газеты для родителей ДОУ «Мир детства» | Старший воспитатель | В течение года |
Публикация на сайте ДОУ | |||
Диагностическая поддержка. | |||
Сбор и анализ информации о состоянии образовательного процесса и профессиональног о развития педагогов. | Проведение мониторинга по нравственно-патриотическому воспитанию детей. | Старший воспитатель | Октябрь 2021 май 2022 |
Изучение профессиональных затруднений и интересов педагогов. | Старший воспитатель | В течение года | |
Изучение и анализ инновационной деятельности педагогов ДОУ. | Старший воспитатель | В течение года | |
Подведение итогов реализации Программы | Старший воспитатель | Май 2022 |
План взаимодействия педагогов с родителями на 2021 – 2022 годы
Задачи | Способы реализации | Ответственные | Сроки |
Выявление запросов родителей по организации работы с детьми | Анкетирование родителей по вопросам нравственно патриотического воспитания дошкольников | Воспитатели | Сентябрь , |
Оформление информации в родительских уголках по вопросам нравственно патриотического воспитания дошкольников | Воспитатели
| Октябрь , | |
Провести День открытых дверей. | Старший воспитатель, воспитатели | Апрель
| |
Выпуск газеты для родителей «Мир детства» | Старший воспитатель | 1 раз в квартал | |
Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОО | Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме | Старший воспитатель, воспитатели | 1 раз в квартал |
Консультативная помощь родителям воспитанников | Старший воспитатель, воспитатели | в течение года | |
Установление партнерских отношений между всеми участниками образовательного процесса | Оформление стенда «Мы здесь живём» (фотографии микрорайона) | Старший воспитатель, воспитатели | Октябрь |
Оформление стенда «Мой поселок» | Старший воспитатель, воспитатели | Ноябрь | |
Праздничный концерт, посвящённый Дню матери | Старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель | Ноябрь
| |
Спортивный праздник «Мама и мы - спортивны и дружны» | Старший воспитатель, воспитатели | Ноябрь
| |
Конкурс «Символ года» | Старший воспитатель, воспитатели | Декабрь | |
Акция «Ёлочка – зелёная иголочка» | Старший воспитатель, воспитатели | Декабрь | |
Совместные с родителями мероприятия непосредственно организованной образовательной деятельности «Защитники Отечества» | Старший воспитатель, воспитатели | Февраль
| |
Спортивное развлечение «Вместе с папой» | Инструктор по физкультуре | Февраль
| |
Проект «Народный костюм» (подготовительные группы) | Старший воспитатель, воспитатели | Февраль | |
Проект «Защитники Отечества» (подготовительные группы) | Старший воспитатель, воспитатели | Февраль | |
Семейные посиделки «Вместе с мамой» | Старший воспитатель, воспитатели | Март
| |
Утренники, посвящённые 8 марта | Старший воспитатель, воспитатели | Март
| |
Экскурсия в природу | воспитатели | Март
| |
Акция «Первоцветы» | Старший воспитатель, воспитатели | Апрель
| |
Спортивные соревнования, посвящённые Дню Победы | Инструктор по физкультуре | Май
| |
Праздничный концерт, посвящённый Дню Победы | Музыкальный руководитель | Май
| |
Выпуск стендов, посвящённых Дню семьи | воспитатели | Май
| |
Конкурс презентаций «Традиции нашей семьи» | Старший воспитатель, воспитатели | Май
|
Взаимодействие с родителями
Особое внимание в работе по нравственно-патриотическому воспитанию необходимо уделять сотрудничеству с родителями. Родители в данном случае должны быть не просто наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса: принимать участие не только в праздниках и соревнованиях, где играют роли, участвуют в играх и состязаниях, но и проводить совместно с воспитателем занятия, активно обсуждать вопросы воспитания на Педагогических советах, родительских собраниях, семинарах.
Формы работы с семьями воспитанников:
- Привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и развлечений: «Мама, папа, я – спортивная семья», Новогодний праздник, «Папа и мы – спортивны и сильны», утренник 8 марта, «День Победы».
- Составление фотоальбомов и стенгазет согласно календарно-тематического планирования.
- Консультации для родителей: «Воспитание любви к Родине», «Семейные традиции», «Природа Коми края», «Что значит – быть патриотом?» и др.
- Привлечение родителей к помощи в организации экскурсий по микрорайону, городу, поездкам в музеи.
- Организация семинаров по ознакомлению родителей с содержанием ознакомления дошкольников с народными праздниками, обрядами, традициями, умением создать в домашних условиях сказочно-праздничную атмосферу (оформление интерьера, столовый этикет, преподнесение детям подарков). Приобщение родителей к совместному с детьми празднованию народных праздников.
- Оформление рекомендаций по использованию полученных знаний в повседневном общении с детьми:
- список рекомендованной для чтения детям литературы;
- составление картотеки иллюстраций;
- рекомендации по ведению беседы о прочитанном и т.д.
- Совместные проекты детей и родителей (согласно календарно-тематического планирования).
- Участие в акциях (согласно календарно-тематического планирования).
- Организация совместных мероприятий непосредственно организованной образовательной деятельности для детей и родителей.
План взаимодействия педагогов с родителями на 2021 – 2022 годы
Задачи | Способы реализации | Ответственные | Сроки |
Выявление запросов родителей по организации работы с детьми | Анкетирование родителей по вопросам нравственно патриотического воспитания дошкольников | Воспитатели | Сентябрь , |
Оформление информации в родительских уголках по вопросам нравственно патриотического воспитания дошкольников | Воспитатели
| Октябрь , | |
Провести День открытых дверей. | Старший воспитатель, воспитатели | Апрель
| |
Выпуск газеты для родителей «Мир детства» | Старший воспитатель | 1 раз в квартал | |
Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОО | Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме | Старший воспитатель, воспитатели | 1 раз в квартал |
Консультативная помощь родителям воспитанников | Старший воспитатель, воспитатели | в течение года | |
Установление партнерских отношений между всеми участниками образовательного процесса | Оформление стенда «Мы здесь живём» (фотографии поселка) | Старший воспитатель, воспитатели | Октябрь |
Оформление стенда «Мой поселок» | Старший воспитатель, воспитатели | Ноябрь | |
Праздничный концерт, посвящённый Дню матери | Старший воспитатель, воспитатели, музыкальные руководители | Ноябрь
| |
Спортивный праздник «Мама и мы - спортивны и дружны» | Старший воспитатель, воспитатели | Ноябрь
|
Конкурс «Символ года» | Старший воспитатель, воспитатели | Декабрь
| |
Акция «Ёлочка – зелёная иголочка» | Старший воспитатель, воспитатели | Декабрь
| |
Проект «Моя республика» (старшие группы) | Старший воспитатель, воспитатели | Январь | |
Совместные с родителями мероприятия непосредственно организованной образовательной деятельности «Защитники Отечества» | Воспитатели | Февраль
| |
Спортивное развлечение «Вместе с папой» | Воспитатели | Февраль
| |
Проект «Народный костюм» (подготовительные группы) | Воспитатели | Февраль | |
Проект «Защитники Отечества» (подготовительные группы) | Воспитатели | Февраль | |
Семейные посиделки «Вместе с мамой» | Воспитатели | Март
| |
Утренники, посвящённые 8 марта | Воспитатели | Март
| |
Экскурсия в природу | Воспитатели | Март
| |
Акция «Первоцветы» | Старший воспитатель, воспитатели | Апрель
| |
Спортивные соревнования, посвящённые Дню Победы | Старший воспитатель, воспитатели | Май
| |
Праздничный концерт, посвящённый Дню Победы | Старший воспитатель, воспитатели, музыкальные руководители | Май
| |
Выпуск стендов, посвящённых Дню семьи | Старший воспитатель, воспитатели | Май
| |
Конкурс презентаций «Традиции нашей семьи» | Старший воспитатель, воспитатели | Май
|
Таким образом, помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребёнок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Используемая литература
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
- Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
- Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
- Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
- Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
- Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
- Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
- Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по патриотическому воспитанию "Растим патриотов сдетства"
Внимание к проблемам патриотического воспитания дошкольников обусловлено тем, что идея построения в России гражданского общества требует воспитания ее сознательных гр...
Программа по патриотическому воспитанию старших дошкольников "Маленькие патриоты Югры"
В программе раскрываются организационные и содержательные подходы к организации работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. Содержательными компонентами программы является создание современн...
Программа по патриотическому воспитанию: "Растим патриотов России"
Программа по партиотическому воспитанию...
Рабочая программа по патриотическому воспитанию "Растим патриотов России"
Детство – это каждодневное открытие мира....
"Мы - патриоты России" программа по патриотическому воспитанию
Программа патриотического воспитания для дошкольных образовательных организаций предусматривает знакомство воспитанников с природными просторами Отечества, многообразием народов и традиций, славным ис...
ПРОГРАММА НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «Юные патриоты России»
Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма детей дошкольного возраста, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал «Человеком» с большой буквы...
Программа по патриотическому воспитанию: "Растим патриотов России"
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому...