Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе на основе дидактического пособия В.В. Воскобовича "Фиолетовый лес"
статья
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства.
Художественное произведение — сложный единый образ, а каждый его элемент пропитан образностью, даже если в тексте не содержится ни одного эпитета, сравнения или метафоры. Именно незрелищность процесса чтения художественной литературы для ребенка-дошкольника по сравнению с современными гаджетами, неумение самостоятельно создать образ, прочувствовать сюжет художественного произведения, становится основной проблемой снижения интереса к художественной литературе и чтению.
И здесь наиболее актуальной становится применение многофункциональной развивающей среды В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес», позволяющей открывать перед ребенком сказочное пространство книги, создавать иллюстрации и картины, используя любые материалы и свою фантазию, побуждать ребенка к воображению, активируя память, мышление и речь.
Фиолетовый цвет для детей дошкольного возраста - это краски мира, единство, поиск нового. Поэтому вполне объясним выбор цвета для сказочного сюжета, при взаимодействии педагога с воспитанниками. А персонажи «Фиолетового леса», такие как малыш Гео, Ворон Метр, Паук Юк, Кот Филимон, Незримка Всюсь, являются отличными проводниками для дошколят в волшебный и неизведанный сказочный мир.
В процессе использования игрового материала «Фиолетовый лес» у дошкольников развивается интерес к художественной литературе, формируется читательская культура, а сказочность, присущая методическому инструментарию данной технологии, позволяющая детям совместно с героями побывать в различных ситуациях, способствует развитию познавательного интереса.
В нашей группе реализуется проект «Сказочные лабиринты игры», который решает ряд важнейших задач – это развитие умений включаться в коллективную сказочную ситуацию, обсуждать ее ход, договариваться о совместных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, позволяет нам повысить познавательный интерес детей к художественной литературе.
Методическое пособие «Фиолетовый лес» даёт возможность воспитанникам самостоятельно придумывать волшебные истории, путешествовать вместе с его героями в различные сказки. Одна из таких удивительных историй произошла с героиней сказки Ш. Перро. В нашей группе была проведена непосредственно образовательная деятельность по чтению художественной литературы по теме: «Приключение Красной шапочки в осеннем лесу» с использованием игровой развивающей среды «Фиолетовый лес» В. Воскобовича. Эта необыкновенная история произошла с героиней, когда она отправилась в гости к своей бабушке. И во время пути неожиданно заблудилась и попала в осенний Фиолетовый лес, который населен сказочными существами. Увидев ворона Метра, сидящего на дереве, Красная шапочка обратилась к нему с просьбой найти дорогу к бабушке. Он согласился ей помочь, если девочка выполнит его задание – поможет зайчику
Лопушку сосчитать яблоки, которые он собрал в корзину. Девочка с радостью выполнила задание Метра, а Лопушок поблагодарил ее за помощь. И она отправилась по указанной вороном лесной тропинке дальше в путь. На Чудесной полянке девочка встретила малыша Гео с красивым букетом осенних листьев. Гео рассказал Красной шапочке, что хочет сделать необычный ковер-самолет из золотых листьев. Ребята всей группы с удовольствием помогли Гео, выполнив коллективную работу в технике аппликации. Ковер получился очень ярким и красочным. Красная шапочка угостила малыша Гео пирожками, а он подарил ей сделанный всеми вместе ковер, который благополучно доставил нашу героиню в гости к бабушке.
Воспитанники группы, вспомнив сказку, сделали вывод, что помощь жителей чудесного Фиолетового леса уберегла Красную шапочку от встречи с волком и они с бабушкой остались целыми и невредимыми.
Игровая развивающая среда «Фиолетовый лес» дает неограниченные возможности детям и педагогам группы использовать пособие и по чтению художественной литературы, и в других видах детской деятельности.
В дальнейшей работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой необходимо обогащать «читательский опыт» за счёт произведений различных жанров фольклора. Совершенствовать речевую детскую деятельность на основе литературных текстов. Способствовать самовыражению детей в театрализованной игре в процессе использования развивающей среды «Фиолетовый лес».
Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим, необходимо обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям.
Таким образом, внедрение развивающих пособий В. В. Воскобовича в образовательное пространство ДОУ позволяет решать ряд образовательных задач, успешно формируя познавательную интерес к художественной литературе у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 17.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства.
Художественное произведение — сложный единый образ, а каждый его элемент пропитан образностью, даже если в тексте не содержится ни одного эпитета, сравнения или метафоры. Именно незрелищность процесса чтения художественной литературы для ребенка-дошкольника по сравнению с современными гаджетами, неумение самостоятельно создать образ, прочувствовать сюжет художественного произведения, становится основной проблемой снижения интереса к художественной литературе и чтению.
И здесь наиболее актуальной становится применение многофункциональной развивающей среды В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес», позволяющей открывать перед ребенком сказочное пространство книги, создавать иллюстрации и картины, используя любые материалы и свою фантазию, побуждать ребенка к воображению, активируя память, мышление и речь.
Фиолетовый цвет для детей дошкольного возраста - это краски мира, единство, поиск нового. Поэтому вполне объясним выбор цвета для сказочного сюжета, при взаимодействии педагога с воспитанниками. А персонажи «Фиолетового леса», такие как малыш Гео, Ворон Метр, Паук Юк, Кот Филимон, Незримка Всюсь, являются отличными проводниками для дошколят в волшебный и неизведанный сказочный мир.
В процессе использования игрового материала «Фиолетовый лес» у дошкольников развивается интерес к художественной литературе, формируется читательская культура, а сказочность, присущая методическому инструментарию данной технологии, позволяющая детям совместно с героями побывать в различных ситуациях, способствует развитию познавательного интереса.
В нашей группе реализуется проект «Сказочные лабиринты игры», который решает ряд важнейших задач – это развитие умений включаться в коллективную сказочную ситуацию, обсуждать ее ход, договариваться о совместных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, позволяет нам повысить познавательный интерес детей к художественной литературе.
Методическое пособие «Фиолетовый лес» даёт возможность воспитанникам самостоятельно придумывать волшебные истории, путешествовать вместе с его героями в различные сказки. Одна из таких удивительных историй произошла с героиней сказки Ш. Перро. В нашей группе была проведена непосредственно образовательная деятельность по чтению художественной литературы по теме: «Приключение Красной шапочки в осеннем лесу» с использованием игровой развивающей среды «Фиолетовый лес» В. Воскобовича. Эта необыкновенная история произошла с героиней, когда она отправилась в гости к своей бабушке. И во время пути неожиданно заблудилась и попала в осенний Фиолетовый лес, который населен сказочными существами. Увидев ворона Метра, сидящего на дереве, Красная шапочка обратилась к нему с просьбой найти дорогу к бабушке. Он согласился ей помочь, если девочка выполнит его задание – поможет зайчику
Лопушку сосчитать яблоки, которые он собрал в корзину. Девочка с радостью выполнила задание Метра, а Лопушок поблагодарил ее за помощь. И она отправилась по указанной вороном лесной тропинке дальше в путь. На Чудесной полянке девочка встретила малыша Гео с красивым букетом осенних листьев. Гео рассказал Красной шапочке, что хочет сделать необычный ковер-самолет из золотых листьев. Ребята всей группы с удовольствием помогли Гео, выполнив коллективную работу в технике аппликации. Ковер получился очень ярким и красочным. Красная шапочка угостила малыша Гео пирожками, а он подарил ей сделанный всеми вместе ковер, который благополучно доставил нашу героиню в гости к бабушке.
Воспитанники группы, вспомнив сказку, сделали вывод, что помощь жителей чудесного Фиолетового леса уберегла Красную шапочку от встречи с волком и они с бабушкой остались целыми и невредимыми.
Игровая развивающая среда «Фиолетовый лес» дает неограниченные возможности детям и педагогам группы использовать пособие и по чтению художественной литературы, и в других видах детской деятельности.
В дальнейшей работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой необходимо обогащать «читательский опыт» за счёт произведений различных жанров фольклора. Совершенствовать речевую детскую деятельность на основе литературных текстов. Способствовать самовыражению детей в театрализованной игре в процессе использования развивающей среды «Фиолетовый лес».
Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим, необходимо обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям.
Таким образом, внедрение развивающих пособий В. В. Воскобовича в образовательное пространство ДОУ позволяет решать ряд образовательных задач, успешно формируя познавательную интерес к художественной литературе у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе
Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе...
"Кружок по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе "Юные книголюбы"
Дошкольный возраст — это тот период, когда восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста может стать главным увлечением не только одаренных дошкольников, но и всех остальных д...
Практикум для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»
Практикум для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»...
«Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе» (Педагогические чтения «Дошкольное образование ХХIвека: взгляд современного педагога»)
Сообщение из личного опыта работы....
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через музыкальную деятельность для детей подготовительной группы» Тема: «Со сказкой по дорогам музыки»
Конспект написан для музыкальных руководителей детских садов, также может быть использован в работе педагогов дополнительного образования. Через музыкальную деятельность на занятии дети приобщаются к ...
Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе
Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе...
Проект «Книга-лучший друг» для детей младшей группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе
В дошкольном возрасте дети делают первые шаги в мир художественной литературы и проводниками для детей становятся воспитатели и родители. Родители в большинстве не читают своим детям художественную ли...