Психология взаимоотношений взрослого и ребенка
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya_vzaimootnosheniy_vzroslogo_i_rebenka.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психология взаимоотношений взрослого и ребенка»
- Как построить нормальные отношения с ребенком?
- Как заставить его слушаться?
- Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик?
Практика воспитания изобилует подобными «вечными» вопросами. Может ли психология помочь родителям, учителям, воспитателям в их решении? Безусловно может. В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для развития его личности. Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только физически, но и не растет, худеет, теряет интерес к жизни.
Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и Европе после первой мировой войны, случаев, необъяснимых с одной лишь медицинской точки зрения, привел ученых к выводу: причина – неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого человека. Этот вывод произвел огромное впечатление на специалистов всего мира: врачей, педагогов, психологов. Проблемы общения стали еще больше привлекать внимание ученых.
«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Оказалось, что большинство тех родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный.
Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. «Со мной никто не возился, и ничего, вырос», - говорит папа, замечая, что вырос-то он как раз человеком, который не считает нужным и не умеет заниматься с сыном, наладить с ним теплые отношения.
Другая часть родителей более или менее осознает, в чем именно заключается правильное воспитание, но на практике испытывает трудности. Бывает, что теоретическая разъяснительная работа, проводимая психологами и педагогами из лучших побуждений, приносит родителям вред: они узнают, что делают «все не так», пытаются вести себя по-новому, быстро «срываются», теряют уверенность в своих силах, винят и клеймят себя, а то и выливают раздражение на детей. Из всего сказанного следует сделать вывод: родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми.
Уроки общения с ребенком
- Безусловное принятие.
- Помощь родителей. Осторожно!
- «Давай вместе!»
- «А если не хочет»
- «Как слушать ребенка?» и т.д. всего 10 уроков.
Хочется остановиться подробнее на уроке – безусловное принятие. Это общий принцип, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Он будет для нас отправной точкой. Принцип этот – безусловное принятие. Что это означает? Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник, и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Нередко можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь (лениться, драться, грубить), не начнешь (хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)». Приглядимся: в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если…». Условное, оценочное отношение к человеку… Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе».
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужны не менее восьми объятий в день. И между прочим не только ребенку, но и взрослому. Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.
Мать одной пятилетней девочки обратилась к врачу, обнаружив у дочки симптомы невроза. В разговоре выяснилось, что однажды дочь спросила: «Мама, а какая самая большая неприятность была у вас с папой до моего рождения?» «Почему ты так спрашиваешь?» - удивилась мать. «Да потому что потом ведь самой большой неприятностью у вас стала я» - ответила девочка. Попробуем представить, сколько же десятков раз, если не сотен слышала эта девочка, прежде чем прийти к подобному заключению, что она «не такая», «плохая», «всем надоедает», «сущее наказание» - и все пережитое воплотилось в ее неврозе.
Давайте попробуем понять, какие причины мешают родителям безусловно принимать ребенка и показывать ему это. Пожалуй, главная из них – настрой на «воспитание». Вот типичная реплика одной мамы: «Как же я буду его обнимать, если он еще не выучил уроки? Сначала дисциплина, а потом уж доброе отношение, иначе я его испорчу». Мама из, казалось бы, резонных «педагогических соображений» попадает в заколдованный круг, круг взаимного недовольства, нарастающего напряжения, частых конфликтов. Где же ошибка? Ошибка была в самом начале: дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе них.
Иногда родители не подозревают о возможных причинах эмоционального неприятия или даже отталкивания ребенка. Причин таких много, например, ребенок появился на свет, так сказать, незапланированным. Родители его не ждали, хотели пожить «в свое удовольствие», вот и теперь он им не очень нужен. Или они мечтали о мальчике, а родилась девочка. Часто случается, что ребенок оказывается в ответе за нарушенные супружеские отношения. Иногда в таких случаях сами родители нуждаются в помощи консультанта. Но все равно, первый шаг можно и нужно сделать самостоятельно: задуматься о возможной причине своего неприятия ребенка.
Домашнее задание
Задание первое
Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого в течение 2-3 дней постарайтесь посчитать, сколько раз вы обратились к нему с эмоционально-положительными высказываниями и сколько с отрицательными. Если количество отрицательных обращений равно или больше числа положительных, то с общением у вас не все благополучно.
Задание второе
Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как вы показываете, что рады ему, что он вам близок и дорог? А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок. Вот он приходит домой из школы, и вы показываете, как вы его рады видеть. Представили? Теперь вам легче будет сделать это на самом деле, до всяких других слов и вопросов. Хорошо, если продолжите эту встречу в том же духе в течение еще нескольких минут. Не бойтесь «испортить» его в течение этих минут, это совершенно немыслимо.
Задание третье
Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день (обычное утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются).
Задание четвертое
Выполняя задания, обратите внимание на реакции ребенка, да и на свои собственные чувства тоже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«КОРРЕКЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ»
Выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов ДОУ (из опыта работы)...
Взаимоотношение взрослого с дошкольником в настоящее время (из опыта работы)
В настоящее время с кризисом в обществе наблюдается и кризис общения в семьях. Это связано с обострением негативных явлений внутри семьи: упадок эмоциональных настроений, обострение негативных взаимоо...
«Дружеские взаимоотношения взрослых и детей» Консультация для родителей
Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна о...
взаимоотношения взрослого и малыша
quot;Обучение и воспитание детей с младенческого возраста до семи лет осуществлялось в человеческом обществе всегда. Даже тогда, когда не существовали школы и другие учебные заведения. Сегодня этот п...
«Экология взаимоотношений взрослых и детей»
Данная методика будет работать лучше, если ее поддержать все участники воспитательного процесса: и педагоги и родители. Для внедрения новых принципов общения в образовательном учреждении хорошо органи...
Рекомендации психолога для родителей "Общение ребенка со взрослым"
Общение со взрослым играет огромную роль в возникновении , удовлетворении и развитии познавательной потребности ребенка. Рассказ взрослого помогает дошкольнику по-новому взглянуть на окруж...
"Психология взаимоотношений взрослого и ребёнка"
Эти известные всем фразы кажутся безобидными. Они превратились чуть ли не в штампы отечественной традиции воспитания. И если бы взрослые знали, сколько обиды и страха они приносят маленьким&helli...