Дидактические игры с детьми с умственной отсталостью.
методическая разработка (младшая группа)
«Найди свою пару».
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Организация: игра проводится фронтально; заранее подбираются парные флажки разного цвета (например: 2 красных, 2 оранжевых, 2 желтых) и бубен.
Ход игры: педагог раздает флажки, по одному для каждого ребенка. По сигналу бубна дети разбегаются по классу (комнате), затем по другому сигналу останавливаются и каждый ищет свою пару – того, у кого флажок такого же цвета. При продолжении игры дети вновь разбегаются, а педагог дает им флажки другого цвета. Ориентируясь на новый цвет флажка, они опять ищут свою пару. Ошибки разбираются коллективно.
«Разложи игрушки».
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Организация: если игра проводится индивидуально, перед ребенком раскладываются игрушки: собака, волк, лягушка, пирамидка, игрушечная посуда, кукла и т. д. если она проводится по группам, это вносит в игру определенный соревновательный элемент, азарт. В этом случае у каждой группы свой набор игрушек. Решения оцениваются по правильности и быстроте действий. Ошибки разбираются.
Ход игры: педагог предлагает разложить игрушки в каком то порядке по выбранному детьми основанию («сейчас они лежат в вперемешку»). Правильные решения одобряются, неправильные разбираются.
«Положи куда надо».
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Организация: проводится индивидуально, заранее подготавливаются карточки с наклеенными или нарисованными геометрическими фигурами – кругами, квадратами, треугольниками трех цветов (красный, синий, желтый). Каждая фигура определенного цвета повторяется в трех экземплярах, всего 27 карточек.
Ход игры: ребенок сидит за столом напротив педагога, который выкладывает перед ним карточки с одинаковыми по форме и разными по цвету фигурами. Сбоку на столе лежат остальные карточки. Педагог берет одну из них и просит ребенка положить « куда надо». Когда все карточки будут разложены, педагог спрашивает ребенка: «Какие карточки ты положил сюда?». Правильный ответ одобряется, не правильный предлагается обдумать и исправить.
«Ежики».
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Организация: игра проводится фронтально. Все дети получают картинки с изображение ёжиков и зонтиков разных величин: 2 больших и 2 маленьких.
Ход игры: педагог рассказывает сказку о ежах: « В лесу жила семья ежей – папа, мама и 2 ежат. Вот один раз ежи пошли гулять и вышли в поле. Там не было ни дома, ни деревьев. (Детям предлагается положить перед собой фигурки ежей.). Вдруг папа – ёж сказал: « Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь». « Побежали в лес, - предложила мама – ежиха. –спрячемся под ёлкой». Но тут пошел дождь, ежи не успели спрятаться. У вас, ребята, есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики». После игры разбирается, ориентируются ли дети в классификации изображений по величине.
«Скажи слово с нужным звуком».
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Организация: игра проводится фронтально; заранее нужно подготовить слова, которые будут использованы в игре, и мяч.
Ход игры: дети становятся в круг, педагог предлагает им придумать слова со звуком «а». после небольшой паузы бросает мяч одному из играющих. Ребёнок должен назвать слово с звуком «а». ( «Шапка»), и бросить мяч другому. И т.д. затем выбирается другой звук, и дети называют соответствующие слова. Ошибающийся выбывает из игры. Ошибки разбираются отдельно с каждым «штрафником» и коллективно.
«Одинаковое и разное».
Цель: помочь детям в овладении умениями слушания классификации объектов (по самостоятельно найденному основанию – дополнению слов, относящихся к одной группе), самоконтроля
Организация: игра проводится фронтально. Заранее подготавливаются цепочки слов, входящих в общую группу, например, лошадь, собака, корова; ложка, вилка, тарелка; платье, пальто, юбка …
Ход игры: игру можно проводить по - разному: сначала учитель предлагает детям продолжить цепочку теми словами, которые подходят к данной группе; затем можно предложить продолжить цепочки теми, которые совсем не подходят. Ошибки разбираются совместно.
«Одинаковое и разное».
Цель: помочь детям в овладении умениями слушания классификации объектов (по самостоятельно найденному основанию – дополнению слов, относящихся к одной группе), самоконтроля.
Организация: игра проводится индивидуально. Заранее подготавливаются цепочки картинок, входящих в общую группу, например, лошадь, собака, корова; ложка, вилка, тарелка; платье, пальто, юбка …
Ход игры: игру можно проводить по - разному: сначала учитель предлагает ребенку продолжить цепочку теми карточками, которые подходят к данной группе; затем можно предложить продолжить цепочки теми карточками, которые совсем не подходят. Ошибки разбираются совместно.
«Четвѐртый лишний»
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Ход игры:
I. Первоначально детям предлагают сильно отличающиеся друг от друга по назначению предметы, например:
1. стол, стул, шкаф, шапка;
2. шапка, шуба, костюм, чайник;
3. огурец, репа, морковь, заяц;
4. лошадь, кошка, собака, щука;
Если ребѐнок выполняет задание правильно, но затрудняется его словесно обосновать, это делает взрослый. Постепенно ребѐнок сам научится делать такие выводы.
II. Затем задания усложняются, предлагаются следующие группы предметов:
1. платье, сарафан, юбка, шуба;
2. сапоги, ботинки, валенки, босоножки;
3. люстра, торшер, настольная лампа, солнце;
4. ландыш, мак, ромашка, гриб;
5. ель, сосна, лиственница, берѐза;
6. тарелка с супом, кастрюля, чайник, ваза;
III. Третье задание предполагает наличие конфликтной ситуации, например:
1. жѐлтый шар, жѐлтое яблоко, жѐлтая груша, оранжевый апельсин;
2. большая груша, большая репа, большой лимон, маленькое яблочко;
3. помидор, свѐкла, редиска, красное яблоко;
4. помидор, красное яблоко, свѐкла, морковь;
« Что происходит».
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Ход игры: Перед ребѐнком лежат три-четыре однородных предмета,
например: тарелка, чашка, ложка.
Поодаль лежат предметы (сначала их только два), один из которых относится по назначению уже к названной группе, а другой нет, например: блюдце и ботинок. Ребѐнок должен отобрать подходящий предмет. В этой игре ребѐнок самостоятельно обобщает предметы по назначению и находит лишний предмет.
«Фонарики»
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Ход игры: Детям раздаются фонарики разного цвета и размера. Дети их рассматривают. После этого дети под звук бубна или музыку шагают с фонариками по группе. По сигналу дети с фонариками такого цвета, как у воспитателя, подходят к нему. Меняя фонарики, педагог собирает вокруг себя разные группы детей.
«Разноцветные мячи»
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Ход игры: На каждом столе или в разных местах группы расставляются куклы или зверюшки в одежде основных цветов. Детям раздаются разноцветные мячи. Детям предлагается подобрать для кукол мячи такого же цвета, как их одежда.
«Цвет и форма»
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Ход игры:
1. Ребѐнку предлагаются различные по цвету геометрические фигуры. Даѐтся задание – сюда положишь две такие (показывают ему карточку определѐнного цвета), сюда две такие (карточка другого цвета). Ребѐнок подбирает к карточке различные фигуры одинакового цвета, т.е. группирует предметы по цвету.
2. Можно предложить ребѐнку сгруппировать геометрические фигуры по форме. Задание ребѐнку: сюда положишь все треугольники, сюда все круги, сюда все квадраты. Можно предложить ребѐнку разделить эти фигуры на две группы или разложить на две кучки.
«Кому что подойдѐт»
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Ход игры: Детям показывают большие карточки с изображением кукол в разных ситуациях (за столом, в кабинете врача, в песочнице, возле кровати) и т. д. и говорят, что куклы загрустили, они не знают где им взять всѐ необходимое для обеда, для прогулки и т. д.
«Где что найдѐшь»
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Ход игры: В групповой комнате расставляется «шкаф для посуды», «шкаф для одежды», «шкаф для игрушек», «медицинский кабинет» и т.д. Детям раздаются картинки, изображающие посуду, одежду, игрушки и т.д. Детям предлагается разложить все предметы по местам. Затем обсуждается для всех ли предметов найдены правильные места.
«Кто быстрее найдѐт свою игрушку»
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Ход игры: Детям раздаются предметные картинки из разных групп. По сигналу дети самостоятельно объединяются в группы по содержанию. Выигрывают те дети, которые первыми организуют группу.
Игры, направленные на развитие умения обобщать объекты и предметы.
Цель раздела: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.
«Дай название».
Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.
Организация: игра может проводиться как индивидуально, так и фронтально; перед школьниками на столе лежат либо предметы, относящиеся к одной группе, либо их изображение ( например, игрушки – мячик, матрёшка, кукла, машинка).
Ход игры: педагог предлагает рассмотреть предметы (или их изображение) и дать им общее название. Неправильные ответы разбираются.
«Отгадай загадку».
Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.
Организация: игра проводится фронтально; заранее нужно подобрать загадки, раскрывающие признаки предметов, (например, «Смотрит, разговаривает, спит, а не живая»; « Два брюшка, четыре ушка» и т.д).
Ход игры: педагог загадывает загадку, а дети должны отгадать, о чём или о ком идёт речь. Неправильные ответы разбираются.
«Чудесный мешочек»
Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.
Ход игры: В мешочек опускаются кружочки разного цвета. Дети достают по одному кружочку, называют его цвет: «У меня красный кружок, у меня жѐлтый кружок, у меня зелѐный кружок». Все кружочки выставляются на доске.
Дети отвечают на вопрос: «Что у меня выставлено на доске?» (Круги). Аналогичные игры проводятся с другими геометрическими фигурами. Для обобщения по признаку цвета проводится аналогичная игра с разными геометрическими фигурами одного цвета. Дети называют цвет фигур. Затем дети отвечают на вопрос: «Чем похожи все фигуры?» (Они красного цвета; или они все зелѐные).
«Подарки детям»
Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.
Ход игры: Детям приходит посылка с игрушками одинакового цвета. Игрушки раздаются детям, дети их рассматривают, затем отвечают на вопрос: «Чем похожи ваши подарки?»
Аналогичную игру можно провести с игрушками, похожими по величине (например, детям раздаются маленькие игрушки). Формирование обобщающих понятий «одежда», «посуда», «игрушки, «мебель» происходит в повседневной жизни и в специально организованных играх. Приведѐм некоторые из них.
«Поможем Незнайке»
Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.
Ход игры: К детям приходит Незнайка и приносит из дома свои игрушки. Он говорит, что они ему надоели, потому что он не знает, что с ними делать. Игрушки раздаются детям, и им предлагается рассказать о каждой игрушке и ответить на вопрос, что с ней можно делать? Все дети говорят, что с ними можно играть. Педагог говорит: «Ребята, вы сказали, что со всеми этими предметами можно играть, значит, это всѐ… (игрушки). Что же принѐс нам Незнайка? (игрушки).
«Угостим куклу Катю чаем»
Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.
Ход игры: к детям в гости приходит кукла Катя. Дети предлагают ей сесть за стол, попить чаю. Для этого накрывается стол. Дети называют предметы чайной посуды. В конце игры дети отвечают на вопрос: «Что мы с вами красиво расставляли на столе?» (посуду).
«Оденем куклу на прогулку»
Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.
Ход игры: В этой игре закрепляется порядок одевания, названия предметов одежды и соответствующее слово. Для закрепления обобщающего слова «мебель» детям предлагается игра «Поможем кукле Кате устроить себе комнату». В данной игре дети помогают выбрать кукле мебель в соответствии с еѐ назначением, отвечая на вопросы: что нужно купить кукле Кате, чтобы спать, чтобы сидеть, чтобы обедать, пить чай. Затем мебель расставляется в кукольной комнате. Подводится итог: «Ребята, что же мы сегодня помогли купить кукле Кате?» (кровать, стул, стол, диван, шкаф). «Как это всѐ назвать одним словом?» Когда дети научатся обобщать конкретные предметы и их изображения на картинке, переходит к обобщению без использования наглядных средств.
«Назови предметы одним словом».
Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля
Ход игры: Задание для ребѐнка: «Я тебе назову много предметов, а ты мне ответишь, как их можно назвать одним словом». Перечисляются следующие группы предметов:
- Лошадь, корова, овца, свинья;
- Волк, лиса, медведь, заяц;
- Капуста, картофель, свѐкла, помидор;
- Пальто, шарф, куртка, свитер;
- Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки;
- Суп, гуляш, каша, кисель;
- Липа, берѐза, ель, сосна;
- Автомобиль, трактор, трамвай, метро
«Назови предметы одним словом».
Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля
Ход игры: Задание для ребѐнка: «Я тебе покажу картинки с предметами, а ты мне ответишь, как их можно назвать одним словом». Показываются следующие группы картинок с предметами:
- Лошадь, корова, овца, свинья;
- Волк, лиса, медведь, заяц;
- Капуста, картофель, свѐкла, помидор;
- Пальто, шарф, куртка, свитер;
- Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки;
- Суп, гуляш, каша, кисель;
- Липа, берѐза, ель, сосна;
- Автомобиль, трактор, трамвай, метро
«Найди лишнюю картинку»
Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Ход игры: Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.
«Найди лишнее слово»
Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Ход игры: Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним".
Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_s_detmi_s_umstvennoy_otstalostyu.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры с детьми с умственной отсталостью.
«Найди свою пару».
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Организация: игра проводится фронтально; заранее подбираются парные флажки разного цвета (например: 2 красных, 2 оранжевых, 2 желтых) и бубен.
Ход игры: педагог раздает флажки, по одному для каждого ребенка. По сигналу бубна дети разбегаются по классу (комнате), затем по другому сигналу останавливаются и каждый ищет свою пару – того, у кого флажок такого же цвета. При продолжении игры дети вновь разбегаются, а педагог дает им флажки другого цвета. Ориентируясь на новый цвет флажка, они опять ищут свою пару. Ошибки разбираются коллективно.
«Разложи игрушки».
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Организация: если игра проводится индивидуально, перед ребенком раскладываются игрушки: собака, волк, лягушка, пирамидка, игрушечная посуда, кукла и т. д. если она проводится по группам, это вносит в игру определенный соревновательный элемент, азарт. В этом случае у каждой группы свой набор игрушек. Решения оцениваются по правильности и быстроте действий. Ошибки разбираются.
Ход игры: педагог предлагает разложить игрушки в каком то порядке по выбранному детьми основанию («сейчас они лежат в вперемешку»). Правильные решения одобряются, неправильные разбираются.
«Положи куда надо».
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Организация: проводится индивидуально, заранее подготавливаются карточки с наклеенными или нарисованными геометрическими фигурами – кругами, квадратами, треугольниками трех цветов (красный, синий, желтый). Каждая фигура определенного цвета повторяется в трех экземплярах, всего 27 карточек.
Ход игры: ребенок сидит за столом напротив педагога, который выкладывает перед ним карточки с одинаковыми по форме и разными по цвету фигурами. Сбоку на столе лежат остальные карточки. Педагог берет одну из них и просит ребенка положить « куда надо». Когда все карточки будут разложены, педагог спрашивает ребенка: «Какие карточки ты положил сюда?». Правильный ответ одобряется, не правильный предлагается обдумать и исправить.
«Ежики».
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Организация: игра проводится фронтально. Все дети получают картинки с изображение ёжиков и зонтиков разных величин: 2 больших и 2 маленьких.
Ход игры: педагог рассказывает сказку о ежах: « В лесу жила семья ежей – папа, мама и 2 ежат. Вот один раз ежи пошли гулять и вышли в поле. Там не было ни дома, ни деревьев. (Детям предлагается положить перед собой фигурки ежей.). Вдруг папа – ёж сказал: « Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь». « Побежали в лес, - предложила мама – ежиха. –спрячемся под ёлкой». Но тут пошел дождь, ежи не успели спрятаться. У вас, ребята, есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики». После игры разбирается, ориентируются ли дети в классификации изображений по величине.
«Скажи слово с нужным звуком».
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Организация: игра проводится фронтально; заранее нужно подготовить слова, которые будут использованы в игре, и мяч.
Ход игры: дети становятся в круг, педагог предлагает им придумать слова со звуком «а». после небольшой паузы бросает мяч одному из играющих. Ребёнок должен назвать слово с звуком «а». ( «Шапка»), и бросить мяч другому. И т.д. затем выбирается другой звук, и дети называют соответствующие слова. Ошибающийся выбывает из игры. Ошибки разбираются отдельно с каждым «штрафником» и коллективно.
«Одинаковое и разное».
Цель: помочь детям в овладении умениями слушания классификации объектов (по самостоятельно найденному основанию – дополнению слов, относящихся к одной группе), самоконтроля
Организация: игра проводится фронтально. Заранее подготавливаются цепочки слов, входящих в общую группу, например, лошадь, собака, корова; ложка, вилка, тарелка; платье, пальто, юбка …
Ход игры: игру можно проводить по - разному: сначала учитель предлагает детям продолжить цепочку теми словами, которые подходят к данной группе; затем можно предложить продолжить цепочки теми, которые совсем не подходят. Ошибки разбираются совместно.
«Одинаковое и разное».
Цель: помочь детям в овладении умениями слушания классификации объектов (по самостоятельно найденному основанию – дополнению слов, относящихся к одной группе), самоконтроля.
Организация: игра проводится индивидуально. Заранее подготавливаются цепочки картинок, входящих в общую группу, например, лошадь, собака, корова; ложка, вилка, тарелка; платье, пальто, юбка …
Ход игры: игру можно проводить по - разному: сначала учитель предлагает ребенку продолжить цепочку теми карточками, которые подходят к данной группе; затем можно предложить продолжить цепочки теми карточками, которые совсем не подходят. Ошибки разбираются совместно.
«Четвѐртый лишний»
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Ход игры:
I. Первоначально детям предлагают сильно отличающиеся друг от друга по назначению предметы, например:
1. стол, стул, шкаф, шапка;
2. шапка, шуба, костюм, чайник;
3. огурец, репа, морковь, заяц;
4. лошадь, кошка, собака, щука;
Если ребѐнок выполняет задание правильно, но затрудняется его словесно обосновать, это делает взрослый. Постепенно ребѐнок сам научится делать такие выводы.
II. Затем задания усложняются, предлагаются следующие группы предметов:
1. платье, сарафан, юбка, шуба;
2. сапоги, ботинки, валенки, босоножки;
3. люстра, торшер, настольная лампа, солнце;
4. ландыш, мак, ромашка, гриб;
5. ель, сосна, лиственница, берѐза;
6. тарелка с супом, кастрюля, чайник, ваза;
III. Третье задание предполагает наличие конфликтной ситуации, например:
1. жѐлтый шар, жѐлтое яблоко, жѐлтая груша, оранжевый апельсин;
2. большая груша, большая репа, большой лимон, маленькое яблочко;
3. помидор, свѐкла, редиска, красное яблоко;
4. помидор, красное яблоко, свѐкла, морковь;
« Что происходит».
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Ход игры: Перед ребѐнком лежат три-четыре однородных предмета,
например: тарелка, чашка, ложка.
Поодаль лежат предметы (сначала их только два), один из которых относится по назначению уже к названной группе, а другой нет, например: блюдце и ботинок. Ребѐнок должен отобрать подходящий предмет. В этой игре ребѐнок самостоятельно обобщает предметы по назначению и находит лишний предмет.
«Фонарики»
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Ход игры: Детям раздаются фонарики разного цвета и размера. Дети их рассматривают. После этого дети под звук бубна или музыку шагают с фонариками по группе. По сигналу дети с фонариками такого цвета, как у воспитателя, подходят к нему. Меняя фонарики, педагог собирает вокруг себя разные группы детей.
«Разноцветные мячи»
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Ход игры: На каждом столе или в разных местах группы расставляются куклы или зверюшки в одежде основных цветов. Детям раздаются разноцветные мячи. Детям предлагается подобрать для кукол мячи такого же цвета, как их одежда.
«Цвет и форма»
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Ход игры:
1. Ребѐнку предлагаются различные по цвету геометрические фигуры. Даѐтся задание – сюда положишь две такие (показывают ему карточку определѐнного цвета), сюда две такие (карточка другого цвета). Ребѐнок подбирает к карточке различные фигуры одинакового цвета, т.е. группирует предметы по цвету.
2. Можно предложить ребѐнку сгруппировать геометрические фигуры по форме. Задание ребѐнку: сюда положишь все треугольники, сюда все круги, сюда все квадраты. Можно предложить ребѐнку разделить эти фигуры на две группы или разложить на две кучки.
«Кому что подойдѐт»
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Ход игры: Детям показывают большие карточки с изображением кукол в разных ситуациях (за столом, в кабинете врача, в песочнице, возле кровати) и т. д. и говорят, что куклы загрустили, они не знают где им взять всѐ необходимое для обеда, для прогулки и т. д.
«Где что найдѐшь»
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Ход игры: В групповой комнате расставляется «шкаф для посуды», «шкаф для одежды», «шкаф для игрушек», «медицинский кабинет» и т.д. Детям раздаются картинки, изображающие посуду, одежду, игрушки и т.д. Детям предлагается разложить все предметы по местам. Затем обсуждается для всех ли предметов найдены правильные места.
«Кто быстрее найдѐт свою игрушку»
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Ход игры: Детям раздаются предметные картинки из разных групп. По сигналу дети самостоятельно объединяются в группы по содержанию. Выигрывают те дети, которые первыми организуют группу.
Игры, направленные на развитие умения обобщать объекты и предметы.
Цель раздела: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.
«Дай название».
Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.
Организация: игра может проводиться как индивидуально, так и фронтально; перед школьниками на столе лежат либо предметы, относящиеся к одной группе, либо их изображение ( например, игрушки – мячик, матрёшка, кукла, машинка).
Ход игры: педагог предлагает рассмотреть предметы (или их изображение) и дать им общее название. Неправильные ответы разбираются.
«Отгадай загадку».
Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.
Организация: игра проводится фронтально; заранее нужно подобрать загадки, раскрывающие признаки предметов, (например, «Смотрит, разговаривает, спит, а не живая»; « Два брюшка, четыре ушка» и т.д).
Ход игры: педагог загадывает загадку, а дети должны отгадать, о чём или о ком идёт речь. Неправильные ответы разбираются.
«Чудесный мешочек»
Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.
Ход игры: В мешочек опускаются кружочки разного цвета. Дети достают по одному кружочку, называют его цвет: «У меня красный кружок, у меня жѐлтый кружок, у меня зелѐный кружок». Все кружочки выставляются на доске.
Дети отвечают на вопрос: «Что у меня выставлено на доске?» (Круги). Аналогичные игры проводятся с другими геометрическими фигурами. Для обобщения по признаку цвета проводится аналогичная игра с разными геометрическими фигурами одного цвета. Дети называют цвет фигур. Затем дети отвечают на вопрос: «Чем похожи все фигуры?» (Они красного цвета; или они все зелѐные).
«Подарки детям»
Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.
Ход игры: Детям приходит посылка с игрушками одинакового цвета. Игрушки раздаются детям, дети их рассматривают, затем отвечают на вопрос: «Чем похожи ваши подарки?»
Аналогичную игру можно провести с игрушками, похожими по величине (например, детям раздаются маленькие игрушки). Формирование обобщающих понятий «одежда», «посуда», «игрушки, «мебель» происходит в повседневной жизни и в специально организованных играх. Приведѐм некоторые из них.
«Поможем Незнайке»
Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.
Ход игры: К детям приходит Незнайка и приносит из дома свои игрушки. Он говорит, что они ему надоели, потому что он не знает, что с ними делать. Игрушки раздаются детям, и им предлагается рассказать о каждой игрушке и ответить на вопрос, что с ней можно делать? Все дети говорят, что с ними можно играть. Педагог говорит: «Ребята, вы сказали, что со всеми этими предметами можно играть, значит, это всѐ… (игрушки). Что же принѐс нам Незнайка? (игрушки).
«Угостим куклу Катю чаем»
Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.
Ход игры: к детям в гости приходит кукла Катя. Дети предлагают ей сесть за стол, попить чаю. Для этого накрывается стол. Дети называют предметы чайной посуды. В конце игры дети отвечают на вопрос: «Что мы с вами красиво расставляли на столе?» (посуду).
«Оденем куклу на прогулку»
Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.
Ход игры: В этой игре закрепляется порядок одевания, названия предметов одежды и соответствующее слово. Для закрепления обобщающего слова «мебель» детям предлагается игра «Поможем кукле Кате устроить себе комнату». В данной игре дети помогают выбрать кукле мебель в соответствии с еѐ назначением, отвечая на вопросы: что нужно купить кукле Кате, чтобы спать, чтобы сидеть, чтобы обедать, пить чай. Затем мебель расставляется в кукольной комнате. Подводится итог: «Ребята, что же мы сегодня помогли купить кукле Кате?» (кровать, стул, стол, диван, шкаф). «Как это всѐ назвать одним словом?» Когда дети научатся обобщать конкретные предметы и их изображения на картинке, переходит к обобщению без использования наглядных средств.
«Назови предметы одним словом».
Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля
Ход игры: Задание для ребѐнка: «Я тебе назову много предметов, а ты мне ответишь, как их можно назвать одним словом». Перечисляются следующие группы предметов:
- Лошадь, корова, овца, свинья;
- Волк, лиса, медведь, заяц;
- Капуста, картофель, свѐкла, помидор;
- Пальто, шарф, куртка, свитер;
- Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки;
- Суп, гуляш, каша, кисель;
- Липа, берѐза, ель, сосна;
- Автомобиль, трактор, трамвай, метро
«Назови предметы одним словом».
Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля
Ход игры: Задание для ребѐнка: «Я тебе покажу картинки с предметами, а ты мне ответишь, как их можно назвать одним словом». Показываются следующие группы картинок с предметами:
- Лошадь, корова, овца, свинья;
- Волк, лиса, медведь, заяц;
- Капуста, картофель, свѐкла, помидор;
- Пальто, шарф, куртка, свитер;
- Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки;
- Суп, гуляш, каша, кисель;
- Липа, берѐза, ель, сосна;
- Автомобиль, трактор, трамвай, метро
«Найди лишнюю картинку»
Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Ход игры: Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.
«Найди лишнее слово»
Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Ход игры: Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним".
Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные методы в коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью
Применение в коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью легкой степени нетрадиционных методов, таких как песочная терапия....
Реализация технологий здоровьесбережения по средствам театрализованной деятельности с детьми с умственной отсталостью
В данной статье я представляю реализацию одного из видов здоровьесберегающих технологий – «технологию здоровьесбережения посредством театрализованной деятельности с детьми с умственной отс...
Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период для родителей с детьми с умственной отсталостью
Самый главный элемент зимних прогулок – подвижные игры. Во время проведения подвижных игр на воздухе дети получают возможность проявить большую активность. Физические упражнения на свежем воздух...
Использование нетрадиционной аппликации с детьми с умственной отсталостью
Представлен личный опыт работы в группе компенсирующей направленности для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью от 4 до 7 лет, по развитию творческих способностей....
Презентация опыта работы по теме: "Взаимопомощь между детьми с умственной отсталостью и детьми с РАС, как способ социализации в разновозрастных группах ДОУ".
Актуальность данной темы сложно умолить. Ведь каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Для усп...
Картотека дидактических игр для детей с умственной отсталостью
игры по речевому развитию...
"Развитие сенсорных навыков через дидактические игры у детей с умственной отсталостью".
Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.В рабо...