Соверменный детский сад: сюжетно-ролевая игра, какая она?
статья
Статья посвящена проблемам игровой деятельности в дошкольном возрасте. Описаны практические рекомендации воспитателям детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о сюжено-ролевой игре дошкольников в современных условиях | 24.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный детский сад: сюжетно-ролевая игра, какая она?
В последнее время в СМИ, в психологической и педагогической литературе все чаще поднимается тема детской игры, что в детском саду, и за его пределами, игра, особенно сюжетно-ролевая, постепенно уходит из жизни дошкольников, не достигает должного уровня, при котором ее можно назвать основным видом самостоятельной деятельность.
Однажды, приняв в детском саду старшую группу, были удивлены сюжетными играми детей, их тематикой и навыками. Для своего возраста дети играли элементарно, имели простой набор игровых действий (например, «дочки-матери»: взять куклы, раздеть-одеть, покормить из ложки, передвинуть кукольную мебель), длительность игры не превышала 12-15 мин., ограниченный выбор ролей. Что же происходило с игрой?
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что сюжетная игра не возникает сама по себе, а передается теми людьми, которые ей уже владеют, как и любая другая деятельность.
Каким же образом передаётся ребёнку игра? Естественным образом, когда ребенок входит в разновозрастную группу детей - от младших дошкольников, которые еще только учатся азам игры, до детей подросткового возраста, умеющих «хорошо играть». В такой разновозрастной группе сюжетная игра проявляется во всей своей целостности и полноте. Старшие дети, развёртывая какой-то конкретный сюжет, используют все возможные способы построения игры, а младшие подключаются на доступном им уровне. Постепенно дети накапливают игровой опыт: это и игровые умения, и разнообразие тематик. Становясь старше, они уже сами становятся «носителями игры», передающими её в такой непосредственной форме другому поколению младших детей.
Но современные дошкольники имеют мало возможностей общаться в неформальных разновозрастных группах: ранее существовавшие дворовые, соседские группы, группы братьев или сестер разного возраста теперь большая редкость, даже дети в составе одной семьи очень разобщены. Можно отметить негативное влияние современных гаджетов на формирование игровых детских коллективов.
Если говорить о детском саде, то здесь группы сформированы по возрастному принципу, разновозрастные группы редки и специфичны.
В такой ситуации именно воспитатели могут заменить дошкольнику недостающих старших друзей, помочь ребёнку овладеть игровыми умениями, научить играть в сюжетно-ролевые игры, вовлекая его в игровой процесс.
В практическом плане для этого необходимо сначала заинтересовать детей. Взяв самые распространённые профессии, с которыми дети часто сталкиваются («Магазин», «Поликлиника»), насытить простыми атрибутами полочки магазина (бутылочки из-под йогурта, баночки и т.д.), обратить внимание детей на то, как магазины оборудованы (касса, прилавки), рассмотреть иллюстрации настоящих магазинов, какие они бывают, для чего используются конкретные предметы. Постепенно дети заинтересовываются и втягиваются в процесс.
Первые несколько игр воспитатели брали на себя роль продавца, а потом брали к себе в «помощники», «ученики» детей. Следующий этап игры был, когда дети смогли самостоятельно стать продавцами, а воспитатели - покупателями.
Вовлечь в игру всю группу детей – такой задачи не было, но в начале достаточно большое количество детей включились в эту игровую деятельность. Иногда в «Магазине» стояла «очередь». Иной раз приходилось «открывать» ещё несколько «отделов», т.к. многие хотели быть продавцами. На первых парах можно помочь детям организовывать игру: разделить магазин на два отдела - продуктовый и не продуктовый; продавцы работают посменно: сначала один работает, потом идёт отдыхать, а на работу выходит другой продавец. Затем, когда ажиотаж немного спал, дети стали играть спокойно по 3-4 человека. Но теперь к этой игре стали автоматически подключать другие сюжетные игры. Например: «Семья». Зачем нужны купленные в «магазине» предметы и «продукты», если их негде использовать по назначению? С помощью ненавязчивых вопросов («Света, ты купила шампунь, а кому ты будешь голову мыть? Дочке?» «Ксения, а кого ты будешь кормить йогуртом?») постепенно подводить детей к тому, что покупки, сделанные в магазине, можно использовать в другой игре.
Параллельно с игровой деятельностью очень хорошо проводить беседы с детьми по теме игры, побуждая их к наблюдательности, запоминанию. Это способствует значительному расширению деятельности детей в сюжетно-ролевых играх. Игра «Семья» уже не сводилась к элементарному манипулированию с игрушкой. Дети стали объединяться, стали играть более расширенно. Во всех сюжетно-ролевых играх следует стараться сделать так, чтобы дети сами распределяли роли без обид, без капризов. Но, если у детей не получается, помогать им. В дальнейшем, познакомившись с другими профессиями, деятельностью взрослых, можно интегрировать новые тематики в уже знакомые сюжетные игры.
Таким образом, выделяются несколько основополагающих принципов организации сюжетно-ролевой игры в детском саду:
- воспитатель играет вместе с детьми;
- воспитатель играет с детьми на протяжении всего дошкольного детства;
- воспитатель ориентирует ребенка как на осуществление самого игрового действия, так и на пояснения его смысла товарищам по игре (как сверстникам, так и взрослому), чтобы обеспечить и индивидуальную самостоятельную игру детей, и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с простого взаимодействия в парах в младшем возрасте.
Одним из важных компонентов, во многом определяющим успешность вовлечения детей в мир игры, является сам характер поведения воспитателя во время совместной игры, где он занимает позицию «играющего партнера». Тогда дети себя чувствуют свободными и равными в возможностях, не ощущают оценки со стороны взрослого. Воспитатель является старшим другом, который умеет хорошо и интересно играть. На каждом этапе дошкольного детства следует развертывать игру таким образом, чтобы дети могли перенять новый, более сложный способ ее построения.
Все это обеспечивает формированию у детей игровых способов, умений, которые позволяют им развёртывать самостоятельную игру в соответствии с их собственными желаниями и интересами. При этом важно не допускать принуждения со стороны воспитателя, навязывание тем, игровых ролей, формы игры. У детей не должно возникать чувство, что в детском саду «надо играть, как велят, а не как хочешь».
По мере взросления детей должна меняться сама форма совместной игры воспитателя с ними и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках всего отведённого режима времени на неё.
Авторы статьи: Дмитриева М.В., Козлова А.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».
Цель: · закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; ...
Опыт работы по организации и проведению Недели игры в детском саду. Сюжетно-ролевая игра "Магазин".
Данный материал содержит опыт работы педагога по организации и проведению недели игры в старшей группе....
Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»
Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...
Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»
Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...
Проект "Детское кафе"сюжетно-ролевой игры для детей 4-5 лет
Проект"Детское кафе" сюжетно-ролевой игры для детей 4-5 лет...
Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».
Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....
Сюжетно-ролевой ролевая игра " Пожарные"
Дети закрепили в этой игре как себя надо вести при пожаре. И по какому номеру звонить. ...
- Мне нравится (1)