"Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»
презентация к уроку (старшая группа)
Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством организации воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» | 2.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность В настоящее время наша страна переживает непростой период, где утрачиваются представления о доброте, милосердии, гражданственности и патриотизме, а привычными становятся слова «наркотики», «насилие», безнравственность», «бездуховность». И нужно серьёзно задуматься о том, какими вырастут наши нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющие никаких нравственных ценностей? Назрела необходимость качественных изменений в деятельности дошкольной образовательной организации как первой ступени системы непрерывного образования подрастающего поколения, ведь от того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Одной из задач Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 года N 1155, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств. В связи с этим особую актуальность приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам народной культуры.
Актуальность Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знаний своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, к её историко-культурному наследию.
Цель Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством организации воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ.
Задачи выстроить систему работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры; создать предметно-развивающую среду в группе, способствующую приобщению детей к народной культуре; познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, орудиями труда, предметами быта, одеждой; познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством; развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество; воспитывать чувство уважения к предкам, гордость за Родину, привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.
Содержание работы 1 . Изучение теоретических основ приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры. 1.1 Классики отечественной педагогики о необходимости приобщения дошкольников к национальной культуре. 1.2 Изучение проблемы приобщения детей к русской культуре. 1.3 Народная культура, как область воспитательных воздействий в ДОУ. 1.4 Условия эффективного приобщения детей к истокам родной культуры. 2. Система работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры. 2.1 Анализ и интерпретация результатов исследования. 2.2 Создание уголка, воспроизводящего атмосферу русского национального быта. 2.3 Широкое использование фольклора . 2.4 Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками. 2.5 Знакомство с народным искусством. 2.6 Знакомство с русскими народными играми. 2.7 Проектная деятельность по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Заключение.
Классики педагогики о приобщении дошкольников к народной культуре . Многие мыслители и педагоги прошлого глубоко раскрывали роль народной культуры в воспитании, развитии и формировании личности. Мысль о народности воспитания являлась главнейшей в педагоги-ческой теории К. Д. Ушинского, В.Г. Белинского, В.А. Сухомлинского, Н.К. Крупской. К.Д Ушинский ввел термин «народная педагогика», видя в культуре русского народа национальную самобытность, богатый материал для воспитания любви к Родине. Народная педагогика - это воспитание подрастающего поколения на традициях местного культурного материала. Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И.Жуковская, Н.В.Виноградова, Е.И.Радина .
Изучение проблемы в наше время Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П.Арнаутова и др.), осознанием ребенка самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина), восприятием детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формированием знаний о трудовой деятельности взрослых ( М.В.Крулехт ). Возможности народной культуры, как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве раскрыли О.Л. Князева, Т.С. Комарова, М.Д. Маханева , А.П. Усова, Н. П. Сакулина , Е.А. Флерина
Условия эффективного приобщения детей к истокам русской народной культуры. Для эффективного приобщения детей к истокам народной культуры нужно работать по следующим направлениям: Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям понять, что они - часть великого русского народа. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности родного языка. Народные праздники и традиции. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством. Знакомство с народными играми. Знакомство с родным краем.
Формы работы с детьми Организованная образовательная деятельность Совместная деятельность Беседы Праздники и развлечения Чтение познавательной и художественной литературы Наблюдения в быту и природе Организация конкурсов рисунков и поделок Посещение тематических выставок Просмотр видеофильмов, презентаций, слушание музыки. Игровая деятельность
Методы и приёмы работы Заучивание потешек , прибауток. Использование пословиц, загадок, поговорок. Чтение художественной литературы. Использование русских народных песен и танцев. Проведение русских народных игр. Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности. Изготовление и применение игрушек и изделий народных промыслов. Рассказ о народных обычаях и традициях. Рассматривание иллюстраций о русском быте. Беседы, вопросы, разъяснения
Народное искусство
Традиционными в группе стали выставки рисунков, аппликаций, фигурок из пластилина, выполненных по мотивам произведений устного народного творчества.
Традиционными в группе стали выставки рисунков, аппликаций, фигурок из пластилина, выполненных по мотивам произведений устного народного творчества.
Заключение Приобщать детей к истокам русской народной культуры нужно с раннего детства. Базовый процесс « вращивания » ребенка в культуру в дошкольном возрасте помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом. Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа.
Пожелание Хочется пожелать, чтобы у педагогов тоже появилось желание попробовать различные технологии в работе с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры. Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности. УСПЕХОВ В РАБОТЕ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма)....
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем ...
Конспект совместной деятельности с детьми средней группы «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» Тема: «Русская изба»
"Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"...
Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.
quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...
Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.»
Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.» была подготовлена к проекту " Русская народная сказка – как средство приобщения дошко...
«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»
laquo;Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»...
«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»
Воспитание народной сказкой....