Тематическая неделя, посвященная Дню инвалидов
методическая разработка
В данной методической разработке представлен опыт педагога по проведению тематической недели, посвященной формированию у детей представлений об инвалидах как о людях, которым необходимо особое внимание окружающих, о способах и формах оказания помощи инвалидам, воспитанию у детей чуткости, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, умения сострадать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskaya_nedelya_posvyashchennaya_dnyu_invalidov.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 46
«Снегири»
Тематическая неделя,
посвященная Международному
Дню инвалидов
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Автор разработки:
Постовалова Ольга Анатольевна,
воспитатель МБДОУ № 46
Аннотация: 3 декабря - Международный день инвалидов.
В соответствии с тематическим планированием, в детском саду была организована тематическая неделя, посвященная Дню инвалидов.
В данной методической разработке представлен опыт педагога по проведению тематической недели, посвященной формированию у детей представлений об инвалидах как о людях, которым необходимо особое внимание окружающих, о способах и формах оказания помощи инвалидам, воспитанию у детей чуткости, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, умения сострадать. Весь материал (игры, сказки, рассказы, мультфильмы, фильмы) подобран в соответствии с возрастом.
Представленный опыт будет интересен для педагогов ДОУ и старших воспитателей.
Введение
Международный день инвалидов, учрежденный ООН в 1992 году, направлен на привлечение внимания мирового сообщества к проблемам инвалидов, на защиту их прав и благополучия!
Цель: воспитание толерантного отношения детей к людям с инвалидностью, формирование позиции, что инвалидность не является основанием для отторжения человека, что он такой же человек, как и все остальные и имеет равные права и возможности.
Задачи:
- формировать представления об особенностях людей с инвалидностью и о том, какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь;
- дать представление о физических и бытовых возможностях инвалидов методом игровой проекции;
- дать представление, о правах инвалидов, о том, как и где они могут учиться, где и кем могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься;
- рассказать о совместном обучении в обычном детском саду детей с инвалидностью и без инвалидности, т.е. о доступном детском саду для всех.
- воспитывать социально одобряемые стереотипы поведения;
- развивать стремление к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;
- развивать способность к эмоциональному сопереживанию.
В детском саду для детей были организованы следующие мероприятия:
- беседы и ситуативные разговоры по теме, о том, как инвалиды стараются преодолеть свои физические недостатки, о паралимпийских играх, о поддержке инвалидов, а также об источниках опасности для человека, об опасных ситуациях и их последствиях;
- развивающие игры («Полезное - необходимое - опасное» и др);
- педагогические ситуации (уход за больным, оказание помощи нуждающимся людям) и ситуации морального выбора;
- чтение художественной литературы по данной теме;
- просмотр фильма о детях-инвалидах;
- мастерская по изготовлению творческих работ для ярмарки;
- организация ярмарки (на средства от ярмарки куплены подарки для детей-инвалидов, приглашенных на концерт).
Тематическое планирование
№ | тема | Форма работы |
1 | Далеко ли эти ножки уведут его. | Беседа, игровая деятельность |
2 | Что увидят эти точки. | Беседа, игровая деятельность, просмотр мультфильма |
3 | Что услышат эти ушки. | Беседа, игровая деятельность |
4 | Только так из человечка выйдет Человек. | Беседа, игровая деятельность |
Методические рекомендации.
В дополнение к занятиям во время свободной деятельности детей необходимо включить дополнительные формы работы:
- Дидактические игры «Профессии»;
- Чтение сказки «Стойкий оловянный солдатик»;
- Проведение подвижных игр (для детей с низким уровнем двигательной активности;
- Свободное рисование по материалам занятий;
- Выставка в книжном уголке «Я ребенок и я имею право» (Дидактическое пособие «Права ребенка» М., Весна-дизайн, 2011 г.);
- Занятие в изостудии «Мы разные, но мы вместе»;
- Прослушивание и разучивание песен «Точка, точка, запятая», «Дорогою добра».
Занятие №1
«Далеко ли эти ножки уведут его»
Материалы и оборудование:
листы тонированной бумаги, цветные мелки, варежки по количеству детей, широкий скотч, набор знакомых игрушек, телефон, иллюстративный материал с изображением ходунков, инвалидного кресла, тонкие книги по количеству детей.
Беседа
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я хочу поговорить о том, какие мы все разные, у нас разный цвет волос, глаз, разный рост. Но ведь цвет волос можно изменить? А заниматься физкультурой, спортом может каждый из нас? А рисовать, смотреть мультфильмы, слушать сказки, кататься на велосипеде? Вы любите это делать?
А скажите мне, ребята, вы болеть любите? Веселое это занятие? Ребята, а ведь бывают разные неприятные случаи, когда человек получил травму – например, сломал руку или ногу. Может он тогда все делать так же, как здоровый человек? Давайте проверим.
Упражнение. «Непослушные пуговицы»
Дети делятся на пары, берут друг друга за руку, вторая рука остается свободной.
- Расстегните две пуговицы
- Застегните две пуговицы
А как вы думаете, почему пуговицы такие непослушные? Никак не хотят расстёгиваться и застёгиваться? (подвести к выводу, что одной рукой это делать неудобно)
- А теперь не держитесь за руки и попробуйте сделать это еще раз
Воспитатель: Вот, видите, ребята, человеку, который получил травму и не может двигать рукой, трудно выполнить простое задание, а ведь пуговицы приходится застегивать каждый день.
Однако, ребята, врачи не всегда могут помочь, например, если травма очень сильная. И есть люди, у которых с рождения плохо двигаются руки и ноги. Таких людей называют инвалидами. В нашем саду есть такие дети. Как вы думаете, они, наверное, совсем не любят делать то, что нравится вам – рисовать, делать поделки из бумаги, рассматривать книжки, покататься на санках или лыжах с горки? Давайте с вами попробуем, как у них это получается.
Упражнение «Имитация»
- Зафиксировав ноги вместе, принести игрушку из спальни.
- Сесть на стул и попробовать достать игрушку с верхней полки.
- Сесть на стул и дотянуться до игрушки на столе.
- Надеть на руки варежки и перелистать книгу.
- Спрятав руку за спину – открутить пробку.
Все выполняемые задания просить комментировать, даже на уровне могу-не могу.
Проблемная ситуация – достать с полки телефон, не вставая со стула, телефон необходим для срочного звонка. (формирование представления о необходимости посторонней помощи)
Творческое задание «Цветик-семицветик»
Поделить детей на группы:
1 группа - те, кто справился с заданиями с нарушением условий (встал, переступал ногами и т.п.)
2 группа – те, кто не справился с заданием и ограничился выводами « не могу, невозможно»
3 группа – те, кто не справился с заданием, но догадался о привлечении помощи другого человека.
Условия выполнения задания:
1 группа надевает варежки на обе руки
2 группа надевает варежки на обе руки, но получает в пару ребенка из 3-ей группы.
Дети 2-й и 3-й группы, оставшиеся без пары, выполняют задание без дополнительных условий
Инструкция: подойдите к столам; возьмите лист бумаги и карандаши; нарисуйте «Цветик — семицветик».
(ВНИМАНИЕ! Они могут помочь детям в варежках, но только, либо по их непосредственной просьбе, либо по собственному желанию, предварительно спросив, нужна ли ребенку помощь)
Воспитатель: Для людей-инвалидов, которые плохо двигаются, есть разные приспособления – костыли, ходунки, кресла. С их помощью люди могут передвигаться, доставать необходимые предметы
А вместе с другими ребятами им хочется поиграть? Ребята, а что мы с вами можем сделать, для того, чтобы эти дети не скучали, не обижались, не расстраивались, если у них что-то не получается?
Заключение. Рассматривание рисунков и закрепление вывода о взаимной помощи.
Домашнее задание. Ведущие просят детей поговорить с родителями о людях с инвалидностью, спросить их, что они знают об этом, как относятся и т.д.
Занятие № 2
«Что увидят эти точки»
Проверка домашнего задания. Ребята рассказывают, что им на их вопросы ответили близкие.
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже говорили об инвалидах, вы рассказывали об этом своим родителям? Кто же такие инвалиды? Можно ли их встретить на улице или в нашем саду? /проверка домашнего задания/
Беседа.
Воспитатель:Сегодня мы с вами поговорим о людях, которые плохо видят. Мы с вами знаем, что есть люди, которые уже с рождения имеют какое-либо заболевание, а есть люди, которые стали инвалидами из-за болезни или травмы, которые нельзя вылечить.
Скажите, кто из вас боится темноты? Однако, зрение у людей может быть разным.
Человек, который плохо видит - носит очки, человек, который не видит совсем - ходит с палочкой, которой нащупывает перед собой дорогу и предметы. Слепым людям помогают собаки-поводыри, этих собак специально обучают, как правильно перейти дорогу, как предупредить человека о едущей машине.
Проекция. «Ежик в тумане»
Дети надевают солнцезащитные очки и рассказывают, что изображено на картинке (можно заменить просмотром мультфильма не более 1,5 минут)
Упражнение «Под копирку»
Детям в солнцезащитных очках, демонстрируются изображения простых предметов и символов, которые надо изобразить на бумаге
( Приветствуются комментарии детей)
Все, что мы попробовали – это не полная слепота. Давайте попробуем узнать, а как могут действовать слепые люди, которые не видят вообще ничего.
Упражнение «Имитация»
Детям завязывают глаза и просят выполнить несколько заданий
- Найти определенную игрушку среди нескольких
- Вымыть руки
- «сделать чай»
- Надеть куртку
- Надеть и завязать ботинки
Все выполняемые задания просить комментировать, даже на уровне могу-не могу.
Проблемная ситуация – «пожар» - выйти из помещения (формирование представления о необходимости посторонней помощи)
Творческое задание «Доброе сердце»
Поделить детей на группы:
1 группа - те кто справился с заданиями с нарушением условий
2 группа – те, кто не справился с заданием и ограничился выводами « не могу, невозможно»
3 группа – те, кто не справился с заданием, но догадался о привлечении помощи другого человека.
Условия выполнения задания:
1 группа завязывает глаза
2 группа завязывает глаза, но получает в пару ребенка из 3-ей группы.
Дети 2-й и 3-й группы, оставшиеся без пары, выполняют задание без дополнительных условий
(ВНИМАНИЕ! Они могут помочь детям с повязками, но только, либо по их непосредственной просьбе, либо по собственному желанию, предварительно спросив, нужна ли ребенку помощь)
Воспитатель: Вы сейчас возьмите свой лист и посмотрите на него. Что вы видите? (наклеенное сердце) Правильно, это для того, чтобы вам было легче нарисовать сердце, потрогайте его пальчиками, чувствуете, что оно выступает на листочке, поэтому, когда мы с вами завяжем глазки, вы сможете разукрасить сердце, трогая пальчиками другой руки края, наклеенного сердечка.
Теперь завяжем глаза и начинаем рисовать.
После того, как рисунок будет закончен, с глаз ребёнка снимается повязка. И у детей спрашивается. Каково им было рисовать завязанными глазами? Было ли им трудно?
Заключение. Рассматривание рисунков и закрепление вывода о взаимной помощи.
Занятие №3
«Что услышат эти ушки»
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о людях, которые плохо слышат. Давайте помолчим…… что мы слышим?
Чтение рассказа «Тишина» (Приложение 2)
Воспитатель: Скажите, ребята, действительно ли важно внимательно слушать и слышать? Почему?
Воспитатель: А сегодня мы с вами попробуем узнать, а как могут действовать глухие люди, которые не слышат вообще ничего. Люди, которые плохо или совсем не слышат, носят слуховые аппараты, чтобы лучше слышать звуки
Упражнение «Рупор»
Дети разбиваются на пары, один из которых аудирует, а второй с расстояния 10 м озвучивает изображения на карточках в полный голос, шёпотом, шёпотом в рупор.
Упражнение «Имитация»
Дети надевают наушники и выполняют задания:
- Подними карточку, если услышишь звонок телефона
- Подними карточку, если услышишь свой номер
- Подними карточку, если услышишь свое имя
- Поднимите карточку девочки
- Поднимите карточку мальчики
Проблемная ситуация – «перейди через улицу» - перейти дорогу без пешеходного перехода (формирование представления о необходимости посторонней помощи)
Творческое задание «Разноцветные лучи»
Поделить детей на группы:
1 группа - те, кто справился с заданиями с нарушением условий
2 группа – те, кто не справился с заданием и ограничился выводами «не могу, невозможно»
3 группа – те, кто не справился с заданием, но догадался о привлечении помощи другого человека.
Условия выполнения задания:
1 группа завязывает глаза
2 группа завязывает глаза, но получает в пару ребенка из 3-ей группы.
Дети 2-й и 3-й группы, оставшиеся без пары, выполняют задание без дополнительных условий.
Задание: произносится шепотом.
- Нарисуйте в центре листа круг жёлтого цвета и раскрасьте его;
- Нарисуйте три красных лучика;
- Нарисуйте два зеленых лучика;
- Нарисуйте три синих лучика;
- Остальные лучики нарисуйте желтым цветом
Заключение. Рассматривание рисунков и закрепление вывода о взаимной помощи.
Разучивание фразы на языке жестов «Мы с вами – друзья»
Занятие №4
«Только так из человечка выйдет человек»
Заключительная беседа – проведение виртуальной экскурсии с демонстрацией маркеров, строительных особенностей, механизмов и приспособлений для инвалидов, ещё раз обратить внимание ребят на ключевые проблемы этой темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическая неделя, посвященная правилам дорожного движения в средней группе.
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Сотрудничество с родителями...
Отчет о проделанной работе в рамках тематической недели, посвященной празднику «Яблочный спас» в средней группе «Солнышко»
На протяжении недели, в преддверии праздника, мы активно работали с детьми и родителями. Проводили беседы, подвижные игры, разучивали стихи и песни о фруктах, урожае, Для...
Тематическая неделя, посвященная правилам дорожного движения в подготовительной группе.
познакомить и закрепить представления детей о назначении светофора, пешеходного перехода, тротуаров.Для чего нужны правила дорожного движения, как они появились. Познакомить детей с возникновение...
План тематической недели посвященной "Дню семьи, любви и верности"
План тематической недели посвященной "Дню семьи, любви и верности" подготовительной к школе группе....
Отчет о проведении тематической недели посвященной "Дню семьи, любви и верности".
Отчет о проведении тематической недели посвященной "Дню семьи, любви и верности" подготовительной логопедической группы...
Тематическая неделя посвященная Всемирному дню книги «Книжкина неделя»
Методическая разроботка для воспитателей....
Тематическая неделя, посвященная празднику «8 марта» Календарное планирование. Тема недели «Мамин день», старшая группа
Планирование организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей, а также образовательной деятельности в режимных моментах. В пл...