«Развитие мелкой моторики дошкольников».
учебно-методический материал (младшая группа)

Назарова Лариса Михайловна

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 67 "Крепыш"

План самообразования педагога

Тема:

«Развитие мелкой моторики дошкольников».

Разработала:

Воспитатель

Назарова Лариса Михайловна

2020 – 2021 уч. год

г. Нижний Новгород

Актуальность выбранной темы

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

- выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

- игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

- малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

- развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

- у малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Цель:  Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

 1. Развивать координацию и точность движений рук, гибкость рук.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

3. Развивать общую двигательную активность.

4. Содействовать нормализации речевой функции.

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.

6. Создавать эмоционально - комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно -развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практическая работа

Изучение методической литературы

Сентябрь - ноябрь

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

Кольцова М. М «Развитие моторики»

Елена Данилова «Пальчиковые игры»

Строгонова И. А. «Дошкольное образованиеразвитие мелкой моторики руки ребёнка».

- Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.

- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Петербург, 2013.

- Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.

Анализ изученной литературы в плане по самообразованию.

Работа с детьми

Сентябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2.Пальчиковая игра « Месим тесто».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

5.Настольная игра «Мозаика».

Совместная творческая деятельность.

Октябрь

1. Игра« Подари курочкам красивые хвостики»

2.Игра «Я катаю мой орех».

3.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Совместная творческая деятельность.

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Дом».

5.Настольная игра «Веселый паровоз».

6.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Совместная творческая деятельность

Декабрь

1.Учить детей одевать и раздевать кукол.

2.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

3.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

4. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

5.Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик.бутылок).

7 Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» ,

Совместная творческая деятельность

.

Январь

.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».

2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Февраль

Совместная творческая деятельность.

Март

Совместная творческая деятельность.

Апрель

Совместная творческая деятельность.

Май

Совместная творческая деятельность.

Сентябрь - май

Работа с родителями

Сентябрь

Консультация «Развиваем моторику – развиваем речь!»

Папка-передвижка в уголке для родителей.

Октябрь

Выступление на родительском собрании.

Ноябрь

Февраль

Март

Апрель

Май

Самореализация

Март

Выступление на педсовете.

Апрель

Выступление на семинаре-практикуме.

Май

Выступление на итоговом педсовете.

Задачи на следующий год:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики дошкольников

Развитие мелкой моторики...

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)

Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности  и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...

Проект по самообразованию по теме: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Проект по самообразованию по теме:«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ  ДОШКОЛЬНИКОВ»...

"Развитие мелкой моторики дошкольников в контексте системы М. Монтессори"

Материал по теме "Развитие мелкой моторики дошкольников в контексте системы М. Монтессори" раскрывает особенности использования дидактического материала системы М. Монтессори в развитии мелкой мо...