«Развитие мелкой моторики дошкольников».
учебно-методический материал (младшая группа)
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 67 "Крепыш"
План самообразования педагога
Тема:
«Развитие мелкой моторики дошкольников».
Разработала:
Воспитатель
Назарова Лариса Михайловна
2020 – 2021 уч. год
г. Нижний Новгород
Актуальность выбранной темы
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
- выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
- малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
- у малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Развивать координацию и точность движений рук, гибкость рук.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
3. Развивать общую двигательную активность.
4. Содействовать нормализации речевой функции.
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.
6. Создавать эмоционально - комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно -развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практическая работа |
Изучение методической литературы | Сентябрь - ноябрь | Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006. Кольцова М. М «Развитие моторики» Елена Данилова «Пальчиковые игры» Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка». - Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014. - Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Петербург, 2013. - Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014. - Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013. | Анализ изученной литературы в плане по самообразованию. |
Работа с детьми | Сентябрь | 1.Заучивание пальчиковой игры «Замок». 2.Пальчиковая игра « Месим тесто». 3.Обучение детей игре «Шнуровка». 4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка». 5.Настольная игра «Мозаика». | Совместная творческая деятельность. |
Октябрь | 1. Игра« Подари курочкам красивые хвостики» 2.Игра «Я катаю мой орех». 3.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». | Совместная творческая деятельность. | |
Ноябрь | 1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста». 2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки». 3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок». 4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Дом». 5.Настольная игра «Веселый паровоз». 6.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». | Совместная творческая деятельность | |
Декабрь | 1.Учить детей одевать и раздевать кукол. 2.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка». 3.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик». 4. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы). 5.Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик.бутылок). 7 Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» , | Совместная творческая деятельность . | |
Январь | .Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок». 2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам). 3.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком) 4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка». 5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная). | ||
Февраль | Совместная творческая деятельность. | ||
Март | Совместная творческая деятельность. | ||
Апрель | Совместная творческая деятельность. | ||
Май | Совместная творческая деятельность. | ||
Сентябрь - май | |||
Работа с родителями | Сентябрь | Консультация «Развиваем моторику – развиваем речь!» | Папка-передвижка в уголке для родителей. |
Октябрь | Выступление на родительском собрании. | ||
Ноябрь | |||
Февраль | |||
Март | |||
Апрель | |||
Май | |||
Самореализация | Март | Выступление на педсовете. | |
Апрель | Выступление на семинаре-практикуме. | ||
Май | Выступление на итоговом педсовете. |
Задачи на следующий год:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики дошкольника в повседневной жизни в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних».
СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка...
Развитие мелкой моторики дошкольников
Развитие мелкой моторики...
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)
Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...
Проект по самообразованию по теме: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Проект по самообразованию по теме:«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...
"Развитие мелкой моторики дошкольников в контексте системы М. Монтессори"
Материал по теме "Развитие мелкой моторики дошкольников в контексте системы М. Монтессори" раскрывает особенности использования дидактического материала системы М. Монтессори в развитии мелкой мо...
Значение развития мелкой моторики дошкольника
пути развития...
Развитие мелкой моторики дошкольников
Статья в газету...