Сообщение на педсовете" Использование дидактических игр развивающих логическое мышление в работе с детьми дошкольного возраста" 2019год
консультация (старшая группа)
Сообщение на педсовете
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сообщение на педсовете: «Использование дидактических игр развивающих логическое мышление в работе с детьми дошкольного возраста». 2019г.
"Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н.К. Крупская.
Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.
Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов.
Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Слово помогает называть признак или свойство предмета. В речи формируется процесс рассуждения.
Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Дидактические игры способствуют развитию таких мыслительных операций, как анализ, мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон; сравнение, установление сходства и различия между предметами или какими-либо признаками; синтез, мысленное объединение частей, свойств в единое целое; обобщение, мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам. Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне оперирования представлениями или словами, т.е. во внутреннем плане.
Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях.
Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоления трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой величиной предмета позволяет создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов. Играя, ребенок активно стремится что-то узнать, ищет, проявляет усилия и находит, обогащается его духовный мир. А это все содействует умственному и общему развитию.
Таким образом, в процессе многих игр развивается мышление. Кроме того, в процессе игры активизируется речь: при общении детей в игре, при решении спорных вопросов. Также в игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно – печатные и словесные игры.
В играх с предметами- используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству и др.), что очень важно для развития логического мышления.
Настольно печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. В процессе игр дети учатся подбирать картинки по парам, подбирать картинки по общему признаку, запоминают состав, количество и расположение картинок. При составлении разрезных картинок и кубиков дети учатся логически мыслить, из отдельных частей составлять целый предмет.
Словесные игры-построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к. в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, т.к. способствуют к подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
Таким образом, дидактическая игра помогает воспитывать у детей желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные личностно-развивающие технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста.
Мнение о педагогических технологиях и их эффективном использовании современных педагогических технологиях, направленных на реализацию ФГОС дошкольного образования....
МАСТЕР – КЛАСС РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МАСТЕР – КЛАСС РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Методические рекомендации по использованию дидактических игр, развивающие мелкую моторику в работе с детьми с задержкой психического развития
Методическая разработка по коррекционной работе с дошкольниками с ЗПР...
Коррекционно-развивающая программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Шаг к слову». план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) по теме Опубликовано 10.02.2013 - 17:15 - Коваленко Окса
Коррекционно-развивающая программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Шаг к слову».план-конспект занятия по физкультуре (старшая ...
Развивающие логическое мышление игры для детей старшего дошкольного возраста Консультация для родителей
Игра «Логические концовки».Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.Описание: детям предлагается закончить предложения:...
Развивающие логическое мышление игры для детей старшего дошкольного возраста
Игры на логическое мышление (старшая группа)...
Развивающие логическое мышление игры для детей старшего дошкольного возраста
Развивающие логическое мышление игры для детей старшего дошкольного возраста....