Статья " О диалектическом единстве педагогических форм развития ребенка"
статья
В своей работе музыкального руководителя в педагогических целях всестороннего развития ребенка (нравственного, интеллектуального, творческого) я пытаюсь реализовать идею синтеза основополагающих форм человеческого исторического процесса: игры и как следствие - театра в различных его формах, в том числе пластической (в виде танцев и подвижных игр на начальном уровне), мифов и как следствие - адаптации их в сказках и мелоса в виде басен, стихотворений и песен. Или, перефразируя слова Гете, стремлюсь достичь диалектического единства перечисленных основ человеческого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_dialekticheskom_edinstve_pedagogicheskih_form_razvitiya_rebenka_1.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
О диалектическом единстве педагогических форм развития ребенка
Автор: Глущенко Марина Алексеевна
Организация: МБДОУ детский сад № 52 ОВ
Населенный пункт: Воронежская область, г. Воронеж
Искусство актера и заключается в речи
и в движении тела.
И. Гёте
В своей работе музыкального руководителя в педагогических целях всестороннего развития ребенка (нравственного, интеллектуального, творческого) я пытаюсь реализовать идею синтеза основополагающих форм человеческого исторического процесса: игры и как следствие - театра в различных его формах, в том числе пластической (в виде танцев и подвижных игр на начальном уровне), мифов и как следствие - адаптации их в сказках и мелоса в виде басен, стихотворений и песен. Или, перефразируя слова Гете, стремлюсь достичь диалектического единства перечисленных основ человеческого развития.
Личность ребенка формируют как врожденные качества, так и социальное окружение, весомой компонентой которого является дошкольное учреждение. В том числе важна роль музыкального руководителя как соавтора «портрета ребенка 21 века».
«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» - из 6 – й главы послания апостола Павла ефесянам.
Не краеугольный ли это камень для работы с детьми в саду? Мудрость, провозглашенная две тысячи лет тому назад, сегодня в 21 веке актуальна как никогда. Ибо, как оградить открытый и незащищенный разум ребенка от потока информации, нахлынувшего на него? Информации часто негативной и агрессивной. Только онтологические ценности, в том числе вековая мудрость, культура, искусство, нравственность, могут быть положены в основу работы музыкального руководителя. Нравственные категории – базис деятельности каждого дошкольного педагога и не требуют детального анализа, в то время как роль культуры и искусства описать необходимо.
Еще в неолите культурная деятельность выявилась в театральных и музыкальных формах. Практика проведения музыкальных занятий с использованием музыкальных инструментов показала необходимость и равноправие двух сторон дидактического воздействия как их диалектическое единство: эмоционального и логического, что подтверждает высказывание Фридриха Ницше [1]: «С их двумя божествами искусств, Аполлоном и Дионисом, связано наше знание о той огромной противоположности в происхождении и целях, которую мы встречаем в греческом мире между искусством пластических образов — аполлоническим — и непластическим искусством музыки — искусством Диониса; эти два столь различных стремления действуют рядом одно с другим, чаще всего в открытом раздоре между собой и взаимно побуждая друг друга ко всё новым и более мощным порождениям, дабы в них увековечить борьбу названных противоположностей, только по-видимому соединённых общим словом «искусство».
Но в основе искусства и культуры в целом лежит человеческая речь и игра. В 1938 г. нидерландский историк и культуролог Йохан Хёйзинга опубликовал трактат Homo Ludens (Человек играющий), в котором показал, что игра не может быть сведена к феноменам культуры, поскольку она древнее их и наблюдается еще у животных. Он определяет игру как «свободное действие», поскольку она лишена принуждения и ей предаются в «свободное время» и в особом «игровом пространстве». Вместе с тем, игра подразумевает строгий внутренний порядок.
В итоге приходим к выводу, работа музыкального руководителя базируется на «трех китах»: игра, театр и музыка. А этот базис в свою очередь зиждется на нравственных началах.
Уместно в связи с этим привести средневековую легенду о крысолове, согласно которой город Гамельн подвергся нашествию крыс, и буквально погибал. Магистрат объявил о вознаграждении (столько золота, сколько можно унести) за освобождение города от крыс. И вдруг в день Иоанна и Павла, появился один бродячий музыкант и пообещал вывести крыс из города за означенную плату. Магистрат подтвердил данное им обещание. Своей игрой на флейте музыкант вывел крыс из города и утопил их в реке Везере, но магистрат обманул крысолова и не отблагодарил его обещанным вознаграждением. Музыкант через какое-то время вернулся в город уже в костюме охотника и красной шляпе и вновь заиграл на волшебной флейте, но на этот раз к нему сбежались все городские дети, в то время как околдованные взрослые не могли этому помешать. Детей постигла та же участь. В данном случае сила искусства бродячего музыканта оказалась не во благо детей, а принесло беду. Возможно родители были не вполне нравственны, не очень правильно воспитывали своих детей и разделяли решение магистрата.
Вывод из легенды простой, нужно «рисовать портрет ребенка 21 века» так, чтобы не совершать непоправимых ошибок, неправильных действий и, чтобы ни один «крысолов» не увел наших детей.
Музыка – универсальный язык человечества. Когда звучит музыка, не нужны слова, их заменяют чувства. Мир звуков – это тот мир, где дети ощущают себя комфортно, а порой и сами начинают творить. Если порой музыке не нужны слова, то часто, чтобы усилить выразительность и силу эмоционального воздействия, слова необходимо облечь в музыкальную форму [2]. При этом энергия талантливого текста (оформленного красивой речью) усиливается пропорционально тому, насколько талантлива музыка.
Но, работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому одной из основ своей деятельности я выбрала развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка. С извечными категориями добра, зла, милосердия, справедливости, а также их диалектического взаимодействия дети знакомятся в сказках. Они особенно любимы детьми, так как язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста.
Ценностью особого рода является театр, так как в процессе прикосновения, приобщения к этому виду искусства маленький человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но, и это главное, учится думать, анализировать, развивается творчески.
Таким образом развивается нравственная и культурная основа его личности. Не у каждого ребенка за время проживания им «дошкольного детства» вырабатывается чувство меры, понимания прекрасного, свой стиль. Не каждый станет поэтом, композитором или танцором. Но желание творить необходимо для человека настоящего и будущего в любой сфере человеческой деятельности. И это особенно подчеркиваает высокую значимость театра в педагогических целях [3].
Известно, что театр - это то искусство, которое в первую очередь учит быть человеком, чувствовать и сопереживать. Ничто, так как театр не оказывает на людей сильное эмоциональное влияние. И только театр может дать заинтересованному человеку живое восприятия действительности. Он одаривает своих зрителей истинными ощущениями и эмоциями.
Задача моя в том, чтобы понять, разобраться, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, а также помочь ребенку более полно выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействие тем, о ком он услышал, побуждать ребенка к проговариванию отдельных фрагментов произведения и поощрять за достаточно хорошо усвоенный материал, точность и выразительность его изложения.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление и фантазию, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительней речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Так было, когда я предложила детям поставить сказку Е. Шварца «Снежная королева». Произведение для дошкольника большое, сложное, но детей очень заинтересовал сам сюжет. Яркие, большие монологи героев сказки, персонажи. После обсуждения прочитанного произведения дети поняли глубокий нравственный смысл сюжета – оставлять товарища в беде нельзя. С большой радостью приняли решение – готовиться к спектаклю "Снежная королева". Распределение ролей не составил никаких трудностей. Сами дети по своим ощущениям выбирали своего героя.
Каждый ребенок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. Важного, заносчивого, злого и алчного советника, считающего что всё на земле можно купить. Добрую, искреннюю, бесстрашную Герду или главного героя мальчика с ледяным сердцем Кая.
Постановка сказки "Снежная королева" дала возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.
Так в поставленном мною драматическом спектакле по Е. Шварцу «Снежная королева» дети сумели ярко представить характеры персонажей сказки. Точно передав сущность героев в их интонациях, жестах, движениях, выражениях лиц, дети в полной мере раскрыли образы действующих лиц сказки. Работая над этим спектаклем, дети проживали свои роли, рельефно выражая отрицательные и положительные стороны характеров героев сказки.
В процессе работы над спектаклем дети стали постепенно осознавать свою ответственность, критически относиться к своим действиям, делать соответствующие выводы, различать добро и зло в сказке. Таким образом, дети постепенно приобретали личностную самооценку.
Сказка отражает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка. В постановке датского сказочника Г. Х. Андерсена в сказке "Чайник" я старалась побуждать детей идти не только от драматического образа, но и от музыкального (поясняла: что чашки фарфоровые и как маленькие изящные танцовщицы, сахарница большая но очень хрупкая и двигается медленно боясь разбить свою золотую крышечку ) – все это подскажет музыка. Музыка помогала развивать музыкальные способности детей. В своей работе я стремилась развивать у детей творческую самостоятельность в передаче образа, выразительности в пантомимических действиях под музыку. Проводила работу по совершенствованию исполнительских умений в создании художественного образа, используя игровые, танцевальные импровизации; учила детей соотносить мелодию музыки с ее эмоционально-образным содержанием, где неоживленные приметы становились живыми раскрывая все противоречивые стороны человеческих отношений.
Нравственные категории – основа деятельности каждого дошкольного педагога и не требует детального анализа, в то время как роль культуры и образования в целом, а значит, театра, литературы и музыки, на мой взгляд, не менее важна. В связи с этим можно процитировать академика Д.С. Лихачева «Образование, подчиненное задачам воспитания,…возрождение в человеке чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, возрождение совестливости и понятия честности – вот в общих чертах то, что нам нужно». С возрождением культуры, ориентированной на достоинство человека в детском саду и семье связываем свои ожидания и мы – педагоги, стоящие у истоков формирования личности.
Литература:
1. Ф. Ницше. Рождение трагедии из духа музыки / Сочинения в двух томах. Том 1. Рипол Классик. М: 1997. 832 с.
2. Глущенко М.А. О роли музыкального образования в дошкольном возрасте / Международный научный журнал "Проектирование. Опыт. Результат", № 2(02). Воронеж: 2018. С. 16-18.
3. Глущенко М.А. О роли театрализованной деятельности в дошкольном образовании / Международный научный журнал "Проектирование. Опыт. Результат", № 4(6). Воронеж: 2019. С. 4-6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сл. 1 «Что такое ФГОС дошкольного образования?» «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка» (В. В. Давыдов, советский педагог и психолог,
Сл. 1 Сл. 1 «Что такое ФГОС дошкольного образования?»«Воспитание служит необходимойи всеобщей формой развития ребенка.Воспитание достигает своих целей,если умеет направить собственнуюдеятельность...
Статья для педагогов «Единство целей, форм и содержания воспитания ребенка в семье и детском саду».
Статья для педагогов«Единство целей, форм и содержания воспитания ребенка в семье и детском саду»....
Статья «Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника»
Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдруг заме...
Статья для выступления на педагогическом совете. Развитие художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческог...
Статья "Коммуникативные игры - одна из форм развития навыка общения в рамках формирования коммуникативной компетенции дошкольника."
Статья о роли коммуникативной игры и её влиянии на развитие дошкольников....
Педагогическая статья воспитателя первой младшей группы "Сенсорное развитие ребенка"
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т...
Статья "Экспериментально-опытническая деятельность как форма развития познавательных способностей старших дошкольников»
Статья "Экспериментально-опытническая деятельность как форма развития познавательных способностей старших дошкольников»...