Нейропсихология.Нейропсихологические игры с детьми.
методическая разработка

Абазян Татьяна Николаевна

    Нейропсихология - занимается изучением взаимосвязей между психическими процессами и мозгом. Это направление стало популярно в последнее время, т.к. в современном обществе мы чаще начинаем сталкиваться с детьми, выходящими за рамки нормы развития. Как с этим быть, как скорректировать, как помочь ребенку максимально эффективно адаптироваться к жизни в социуме, имея особенности в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neyropsihologicheskie_igry_seminar.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое нейропсихология?

В последние десятилетия наблюдается резкое увеличение числа детей, обнаруживающих трудности в обучении, увеличение количества леворуких детей. Растет число детей, имеющих в истории развития факторы риска во время беременности, родов, что не проходит бесследно и выливается в проблемы адаптации в детском саду, а затем и в школе. Появляется все больше детей, проблемы которых ставят педагога в тупик. «Не внимателен, отказывается от работы, ленится, делает глупые» ошибки. Сколько не бейся, все без толку».

Вот как раз НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ поможет разобраться с этими проблемами.

Так что же такое это такое?

Нейропсихология — наука на стыке психологии (высшие психические функции) и медицины (физиологические процессы и болезни в организме человека). Она изучает, как устроен и функционирует мозг и как это влияет на психику человека (и ребенка) и его поведение.

Другими словами, нейропсихология изучает, какие участки и процессы в мозге отвечают за высшие психические функции: восприятие, память, внимание, мышление, речь.

Нейропсихология - занимается изучением взаимосвязей между

психическими процессами и мозгом. Это направление стало популярно в последнее время, т.к. в современном обществе мы чаще начинаем сталкиваться с детьми, выходящими за рамки нормы развития. Как с этим быть, как скорректировать, как помочь ребенку максимально эффективно адаптироваться к жизни в социуме, имея особенности в развитии.

Детский сад является своего рода стартовой площадкой для ребёнка на пути формирования и становления его личности. Современный педагог обязан быть гибким, способным найти оптимальный путь общения и взаимодействия со всеми детьми. В практике педагоги  воспитатели ежедневно используют нейропсихологические игры и упражнения, направленные на развитие межполушарных связей, расширение поля зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики, способности к произвольному самоконтролю.

Нейропсихологические игры - относят к одной из наиболее эффективных методик помощи детям с различными видами нарушений. Её особенность заключается в том, что она позволяет безмедикаментозно воздействовать на дисфункции.

 Суть игр

 Нейропсихология является наукой, изучающей психическое процессы головного мозга. Она позволяет понять, как люди воспринимают окружающий мир, как работают системы, отвечающие за внимание, пространственную ориентацию, запоминание и пр. Изучение всех этих процессов даёт возможность понять, какой уровень развития и в каком возрасте является нормой, соответственно, благодаря им же можно выявить, отстаёт ли ребёнок от сверстников. При наличии даже незначительных отклонений ребёнок может испытывать трудности с обучением. Нейропсихологические игры – это тот инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей в возрасте 3-12 лет. Для наибольшей эффективности занятий были разработаны определённые принципы коррекционной работы.

Первое, что нужно знать – любые коррекционные занятия не являются заменой полноценному обучению ребёнка, поскольку они отвечают за помощь в формировании основных функций и процессов, которые необходимы для последующего развития малыша. Начало коррекции предполагает воздействие на фоновые элементы, и уже впоследствии выстраивается индивидуальная программа с учётом особенностей течения процессов в головном мозге ребёнка. На начальных этапах психолог применяет базовые комплексы игр, постепенно их усложняя. Таким образом ребёнок учится выполнять сложные задания без какой-либо помощи. Программа занятий предполагает их проведение в игровой форме, чтобы ребёнок не испытывал напряжения и был замотивирован и заинтересован в них.

 Показания к применению 

Нейропсихологические игры подходят для детей от 3 до 12 лет. По сути, игры позволяют понять, в каком состоянии находится здоровье ребёнка. Для проведения тестирования психолог может дать ребёнку несколько несложных задач, а уже по их результатам оценить, как протекает развитие малыша, соответствует ли оно его возрастной норме. Кроме того, тестирование позволяет выявить наличие сильных и слабых сторон ребёнка, на которые стоит обратить внимание в дальнейшем.

 Обратиться к специалисту стоит, если ребёнок:

- Жалуется на плохую память;

- Имеет низкую работоспособность;

- Не желает общаться со сверстниками;

- Имеет задержку речевого развития, логопедические дисфункции;

 -Испытывает трудности с учёбой и усвоением материала;

- Имеет дисфункции психомоторного развития.

Помимо этого, нейропсихологические игры показаны детям, если у них имеются:

-Речевая недоразвитость;

- ЗПР;

-Аутизм;

- ОВЗ;

-СДВГ и пр.

Нейропсихологические игры для детей входят в комплекс обязательных коррекционных упражнений, если у ребенка наблюдаются определённые дисфункции развития центральной нервной системы.

Нейропсихологии - занимаются тем, что выявляют, какие системы работают нормально, а какие – аномально, и подбирают пациентам такую методику, которая позволит гармонично развить оба полушария. К специалистам могут обращаться со следующими жалобами:

Гиперактивность ребёнка, его неспособность «слышать» взрослых, отсутствие реакции на замечания либо же – чрезмерная медлительность и пассивность; · Ребёнок не может или с трудом осваивает школьную программу, с трудом может сосредоточиться, тратит на выполнение домашних заданий слишком много времени; · Ребёнок эмоционально нестабилен, у него резко меняется настроение; · Не может запомнить стороны, сезоны, жалуется на плохую память; · Наблюдается плохая пространственная ориентация, плохая скоординированность движений; · Страдает от навязчивых движений (постоянно трогает волосы, грызет карандаши, ногти, чешется и т.п.); · Имеются жалобы на быструю утомляемость, невозможность сосредоточиться и пр. Зачастую родители не замечают имеющихся проблем, предполагая, что трудности с освоением предметов связаны с нежеланием учиться.

Однако не стоит забывать, что проблемы в поведении и учёбе могут возникать не по вине ребёнка, а по ряду других причин. Когда у родителей возникают сомнения в том, что ребёнок развивается соответственно возрасту – необходимо сразу же обратиться к специалисту, пройти диагностику и приступать к плану коррекции.Часто в своей практике специалисты используют нейропсихологические игры.

Они позволяют развить концентрацию и внимание, учат координировать свои движения, развивают память, мелкую моторику и включают в работу оба полушария, что позволяет развивать их одновременно.

Тактильно-кинестические игры положительно влияют на состояние ребёнка и позволяют устранить последствия нарушений. Нейропсихологические игры

 Игра «Робот» является одной из самых популярных у детей, поскольку ребёнку нравится примерять на себя роль и выполнять команды. Психолог должен говорить последовательность действий: например, шаг вперёд, левую руку – назад, правую – в бок и т.д. Очень важно, чтобы команды выдавались постепенно, чтобы ребёнок мог осознать их и выполнить, а не запутался и начал нервничать. Спустя пару занятий малыш запомнит, где находится та или иная сторона, и сможет выполнять команды без ошибок. Главное правило – длительность занятия не должна превышать 30 минут, поскольку ребёнок может устать и утратить интерес. Через некоторое время команды можно начать расширять – подключать пальцы, движения головой в различные стороны и т.п

. «Путаница» – достаточно сложная игра. Специалист должен называть команды и выполнять их самостоятельно, но неправильно. Задача ребёнка – услышать команду и выполнить её верно. Это позволяет улучшить концентрацию малыша.

 «Фотограф» – это любой взрослый, который занимается с ребёнком. Его задача – быть придирчивым и капризным, потому что у него не получается расставить предметы (преимущественно игрушки) так, чтобы они красиво смотрелись в кадре. На помощь придёт ребёнок – просите его расставить игрушки так, как хочется вам. Например, красный медведь сидит в левом углу, справа от него стоит лошадь. Далее делается фотография, возможна последующая смена положения игрушек. В конце занятия специалист предлагает ребёнку рассмотреть фото и сказать, где располагается каждый предмет. Начиная с четырёх лет можно добавлять игры посложнее: «Что идёт первым, а что – вторым»? Можно задавать различные вопросы: про времена года, про числа, про месяца и т.д. В игру можно подключать карточки и картинки и просить ребёнка расположить их в нужном порядке;

 «Поиск такой же цифры» – игра с использованием покупных или самостоятельно сделанных чисел. Задача ребёнка – отыскать среди небольшой кучи карточек несколько одинаковых чисел;

 «Цифра на ощупь». В небольшой мешок кладут вырезанные цифры. Ребёнок опускает в него руку и ищет загаданное число;

 «Составление фигур» – игра, когда малышу необходимо из имеющихся частей составить определённую фигуру

 «Большой, маленький, средний» – это игра, где можно использовать подручные предметы. На стол перед малышом кладут различные по размеру предметы, его задача – рассортировать их по группам в зависимости от размеров. Нейропсихологические игры полезны как для развития малыша, так и для его социальной адаптации, поскольку они могут проводиться в групповом и индивидуальном формате. Даже если вам кажется, что курса занятий недостаточно для устранения нарушений, не нужно бояться спрашивать совета у специалистов – как правило, после курса занятий ребёнок проходит тестирование, по результатам которого решается, стоит ли проходить курс повторно. Помните, что результат от занятий зависит от того, следует ли ребёнок всем назначенным рекомендациям.

Существует еще большое множество игр , которые можно применить в нашей работе .Это и балансир, веселый мячик ,пальчиковая гимнастика, полоса препятствий, су- джок терапия, дыхательная гимнастика – популярное упражнение, которое относится к коррекционным, поскольку позволяет повысить тонус мозговой деятельности, а также скорректировать произношение звуков. Ребёнок может самостоятельно выбрать задание: будет ли он выдувать мыльные пузыри, задувать свечи, сдувать предметы со стола, играть струей воздуха с бумажным листом и пр.

 Зачастую дети, чьи полушария мозга не работают согласованно, жалуются на сложность обучения, поскольку функции обмена информацией между мозгом нарушены. Однако эти связи можно укрепить  и развить.

Нейропсихологические игры полезны как для развития малыша, так и для его социальной адаптации, поскольку они могут проводиться в групповом и индивидуальном формате. Даже если вам кажется, что курса занятий недостаточно для устранения нарушений, не нужно бояться спрашивать совета у специалистов – как правило, после курса занятий ребёнок проходит тестирование, по результатам которого решается, стоит ли проходить курс повторно. Помните, что результат от занятий зависит от того, следует ли ребёнок всем назначенным рекомендациям.

Все вышеперечисленные игры направлены на то, чтобы родители и ребёнок могли заниматься коррекционной деятельностью у себя дома. Эти упражнения развивают работу мозговых полушарий, снижают риски возникновения нейропсихологических дисфункций и в принципе позволяют укрепить отношения между членами семьи.

 Нейропсихологические игры для детей – это не универсальная «таблетка» от каких-либо проблем. В первую очередь родители должны посетить специалиста и привести ребёнка на диагностику, а уже сам врач должен решить, какие упражнения полезны для ребёнка, а какие – нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов.«Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов  о подвижных играх и играх малой подвижности как о форме  двигательной активности детей.Задачи:1. Познакомить педагогов  с подвижными игр...

Мероприятии с родителями и детьми. Консультация "Умеете ли вы играть с детьми". Родительское собрание "Мамочка моя". Развлечение "Праздник добра, любви и вежливости". Тренинг "Как общаться во время игры". Справка.

Мероприятии с родителями и детьми. Консультация "Умеете ли вы играть с детьми". Родительское собрание"Мамочка моя". Развлечение "Праздник добра, любви и вежливости". Трен...

Методическая разработка родительского собрания совместно с детьми среднего дошкольного возраста «Играем вместе детьми»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи. Задачи:1 . Формировать понятие родителей о возможности игры как ср...

Уважаемые родители!!!!Для того чтобы самоизоляция совместно с детьми дома проходила полезно, активно и плодотворно предлагаю Вашему вниманию дистанционное обучение наших детей: это задания, упражнения и игры с детьми для занятий дома по теме «Опыты и эксп

Уважаемые родители!!!!Для того чтобы самоизоляция совместно с детьми дома проходила полезно, активно и плодотворно предлагаю Вашему вниманию дистанционное обучение наших детей: это задания, упражнения...

Чем занять ребенка в период самоизоляции. Игры с детьми на отдыхе летом. Мгры с детьми перед сном.

Консультации для родителей дошкольников  - подборка игр для родителей с детьми дома, на отдыхе на природе, созданные в период самоизоляции....

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста. Ведь подви...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Вносить элементы творчества и театрализованности в игру....