Досуг по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе. Тема: «Россия – наш общий дом»
план-конспект занятия (средняя группа)

Баранова Ирина Юрьевна

Занятие по патриочическому воспитанию дошкольного возраста. Построена на знакомство детей национальной культуры народов России ,( песнями, играми, устным народным творчеством). В сценарии используется элементы кукольного театра (куклы в национальных костюмах)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_-_nash_obshchiy_dom.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение городского округа Долгопрудный детский сад

общеразвивающего вида № 13 «В гостях у сказки»

(МАДОУ детский сад № 13 «В гостях у сказки»)

                                                                                                   

Досуг по нравственно – патриотическому  воспитанию в средней группе.

Тема: «Россия – наш общий дом»

 (2021-2022гг)

                                                                                                                           

                                                                                                                                                       Составили                                                                                                                                          воспитатели:                                                                                                                                                                      

Баранова И.Ю.

Гриневич О.В.

г. Долгопрудный

Конспект.

Тема: «Россия – наш общий дом»

Цель: формировать представление о России как о многонациональном государстве.

Задачи:

Образовательные:

- дать знания о многообразии народов нашей страны;

- познакомить с народным фольклором.

Развивающие:

- развивать умение рассуждать и делать выводы;

- развивать словарный запас, навык выразительного чтения стихов.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к культуре народов России;

- воспитывать уважение к людям разных национальностей;

- воспитывать любовь к своей Родине, гордость за свою страну.

Оборудование: куклы в национальных костюмах, экспонаты мини- музея «Русская изба»; пазлы для дидактической игры «Собери костюм»; запись белоруской народной песни «Бульба», русской народной хороводной песни и песни «Большой хоровод» (муз. Б. Савельев, сл. Л. Жигалкина, А.Хайт); интерактивная доска и компьютер для показа мультфильма «Народы России» (https://youtu.be/WFh3Dvk-7JU)

Предварительная работа: чтение стихов о России, русских народных сказок, разучивание песен.

Ход занятия:

Звучит русская народная песня («Хоровод»).

Воспитатель:

Нарядилась Россия

В алый русский сарафан,

Дорогих гостей встречает,

Приглашает в гости к нам!

Стелет скатерть - самобранку

Меж рябинок и берёз,

Под журчанье быстрой речки

Закружила хоровод.

Гости встали друг за другом,

Крепко за руки держась-

Вся семья родной России

В хороводе собралась.

Дети встают в хоровод, танцуют под музыку.

Воспитатель:

Посмотрите, в нашем хороводе есть куклы в красивых нарядах. Это национальные костюмы народов России. Россия – общий дом для русских, армян, евреев, украинцев, татар и многих других. Об этом нам расскажет небольшой мультфильм.

Показ мультфильма «Народы России»

Воспитатель: Ребята, все народы России похожи или отличаются друг от друга? (ответ детей: все народы разные)

Чем они отличаются друг от друга?  (ответ детей: одеждой, танцами, песнями, языками.)

Да, все мы разные, но у нас много общего. Мы - россияне и очень любим свою страну. Все народы России дружно живут. Вместе и в горести, и в радости.

 Воспитатель: А теперь спросим у наших гостей, кто они?

Кукла в русском национальном костюме:

Я из русского народа.

В избу милости прошу!

Вас загадками потешу

И блинами угощу.

(дети отгадывают загадки и знакомятся с предметами русского быта)

1. Стоит «толстячок» подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит.

(самовар)

2. Черный конь скачет в огонь.

(кочерга)

3. Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идет клетки кладет.

(лапти)

4. Что в избе за коровьи рога?

(ухват)

5. В избе — изба,
На избе — труба.
Я лучинку зажег,
Положил на порог,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет.

(печь).

6. Я — матрешка расписная!
На мне не шубка, не кафтан,
Одета я зимой и летом
В красивый яркий …
(Сарафан)

Воспитатель:

Белолица, косы русые.

Девочка Олеся, кто ты?

Кукла в белорусском национальном костюме:

Белоруска!

Мы ведь тоже любим песни под гармошку.

Вам споем мы «Бульбу» - песню про картошку!

Звучит песня «Бульба»

Воспитатель: Ребята, а вы поняли, что такое «бульба»? «Бульбой» белорусы называют картошку и очень любят готовить из неё разные кушанья.

Кукла в татарском национальном костюме:

А я – татарин. Зовут меня Марат.

С вами встретиться я очень рад.

Что-то засиделись мы, в круг вставай!

Познакомлю вас с игрою «Тимербай».

Дети встают в круг, проводится игра.

Дети, взявшись за руки, встают в круг. Водящий - Тимербай. Он становится в центре круга и говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Кукла в армянском национальном костюме:

По - армянски «барев дзес» -это значит «здравствуй».

У моего народа свои песни, свои сказки.

Послушайте мою сказку, мотайте на ус,

Поймёте, отчего лук горький, и сладкий арбуз.

Знакомство с армянской народной сказкой «Отчего лук стал горький»

«Когда-то давно арбуз и лук жили рядом, на одной грядке. И в те годы арбуз был маленьким и горьким, а лук большим и сладким. Сладкий лук поливали, за ним ухаживали, и ему не приходилось заботиться о себе. Поэтому лук скучал.
Однажды он увидел, как за оградой пробивается из дороги подорожник. Лук показал подорожник арбузу и тот пожалел растение, которому приходилось так тяжело. Но лук смеялся над подорожником и издевался над ним:

- Скажи, подорожник, что тяжелее всего на свете: умирать от жажды на солнцепеке, быть раздавленным копытом, вырванным с корнем или быть порубленным неумолимым железом?

 - Самое трудное – не обидеть другого.
Лук вдруг увидел, что подорожник начинает растить себе детей и испугался. Он подумал, что подорожники выпьют всю воду и он засохнет. Напрасно урезонивал его арбуз, говоря, что воды всем хватит, лук ничего не хотел слушать. Он позвал железо и то стало безжалостно кромсать подорожник.
А подорожник умирая проклял лук, пообещав тому, что тот станет горьким, как его слезы. И напротив благословил арбуз, пожелав тому стать сладким, как его надежды.
Железо искромсало подорожник, но не заметило, что семена растения развеялись по ветру. И вскоре вокруг во множестве расцвели подорожники.
Лук видел это, скрежетал от злобы, и становился все меньше и все более горьким. А арбуз радовался, видя детей подорожника, и от радости разбухал и становился слаще.
Так лук стал горьким, а арбуз сладким»

Воспитатель:

- Кто герои этой сказки? (ответы детей: лук, арбуз, подорожник)

- Каким был лук? (ответы детей: злой, жестокий, завистливый).

- Каким был арбуз? (ответы детей: добрый, веселый).

- Чем закончилась сказка? (ответы детей: лук стал горьким, потому что был злой, а арбуз сладкий)

- Чему учит эта сказка? (ответы детей: доброте, никому не желать зла)

Воспитатель:

- Правильно, ребята. Все сказки учат дружить и относиться друг к другу по- доброму.

Куклы (хором):

Весело мы с вами пели и плясали.

Вам свои народные костюмы показали.

А теперь попробуйте угадать,

Чей в картинке спрятался наряд.

Дидактическая игра (пазлы) «Собери костюм»

Воспитатель:

- Ребята, кто сегодня был у нас в гостях?

- О культуре каких народов вы узнали?

- Как можно назвать всех жителей нашей страны?

Наше знакомство с народами России только началось. Мы с нетерпением будем ждать новых встреч.

Народы - как одна семья,

Хотя язык и разный.

Все дочери и сыновья

Своей страны прекрасной.

Звучит песня «Большой хоровод». Дети исполняют танец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ ДОСУГА ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ в средней группе Тема досуга: «Масленичные игрища»

Сценарий досуга явлется частью проекта "Прздничное колесо", в   который входило: соместное изготовление родителей с детьми чучела, информация для родителей о кукле-пеленашке, история масленицы. И...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе Тема: «Родословное древо семьи».

Программное содержание: Познакомить детей с понятием «родословное древо», учить понимать свое место в семье. Дать детям представление о православных родительских субботах, их значении и смысле. Воспит...

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому в средней группе. Тема : «Мой город Пугачёв»

Цель:1. Продолжать обогащать знания детей о городе и его достопримечательностях.2. Развивать у детей умения рассказывать целыми предложениями, употреблять в речи предлог.3. Расширить представления о т...

Непосредственной образовательной деятельности по духовно- нравственному воспитанию в средней группе Тема: «Дорогою добра»

Непосредственной образовательной деятельности по духовно- нравственному воспитанию в средней группе Тема: «Дорогою добра»...

По социально-коммуникативному развитию в средней группе Тема: «Планета Земля - наш общий дом».

подвести детей к пониманию того, что планета Земля наш общий дом...