Статья. Адаптация в ДОУ.
статья (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптация | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №28
Курортного района г. Санкт-Петербурга.
Статья из опыта работы.
Адаптация ребенка в ДОУ
Воспитатель: Мосунова
Елена Николаевна.
2019.
Когда ребенок впервые приходит в детский сад, ему приходится перестраивать не только привычный образ жизни, но и отношения со взрослыми и детьми. Некоторые дети безболезненно входят в новую ситуацию. У других она вызывает тяжелые переживания, снижение активности (речевой, игровой) сказывается на здоровье и способностях. Для ребенка не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близкого человека, незнакомые взрослые, большое количество детей, новый распорядок дня. Обращение взрослых с детьми также резко отличается от того, к которому он привык дома.
Для того чтобы смягчить трудности адаптационного периода, мы воспитатели, оформили приемную и раздевальную комнаты с учетом того, чтобы поддержать и прибывающих вновь детей положительно-эмоциональный тонус, используя для этого крупные игрушки. А в родительском уголке поместили советы родителям по организации режимных процессов, игр и занятий с детьми в условиях семьи.
Зная, что воздушный режим имеет большое значение для нормальной жизнедеятельности детского организма на активность и самочувствие ребенка в целом, мы поддерживаем температуру воздуха в приемной и игровых комнатах на уровне 20-220С, в спальне – 180С, проветривая в обязательном порядке все помещения группы.
Работа с вновь принятыми детьми была очень ответственной для нас педагогов. Она требовала большой собранности, согласованности действий, организованности, пунктуального соблюдения режима, умение, занимаясь с одним ребенком, видеть всю группу. Мы проявляли терпение, чуткость и осторожность в обращении с малышами, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности. Было нелегко, но мы сумели правильно определять подход к каждому вновь поступившему ребенку с учетом условий развития его до прихода в детский сад. Ведь от того, насколько правильный подход к ребенку, мы найдем, сможем ли мы понять его желание, интересы, учесть его потребности, организовать жизнь в течении дня в новых для него условиях, зависело и течение, длительность адаптации.
Большое значение придавали знакомству с родителями, с условиями проживания ребенка в семье, чтобы в дальнейшем согласовывать свои действия по отношению к ребенку.
Одни дети пришли в группу уверенно, внимательно рассматривая все вокруг и выбрав, чем заняться, начали играть.
Другие делали это с меньшей уверенностью, больше наблюдая за воспитателями, , выполняя предложенные нами действия.
А третьи проявляли по отношению к нам, взрослым, негативизм, отклоняя все предложения, боясь отойти от нее, много и громко плакали.
Причины такого поведения были разными; как показали беседы с родителями:
- отсутствие в семье режима;
- наличие у ребенка отрицательных привычек;
- неумение занять себя игрушкой;
- несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков;
- несформированность навыков самообслуживания;
- несформированность навыков культуры поведения.
И все-таки самой главной и основной причиной (на наш взгляд) такого поведения явилось отсутствие у детей опыта общения со взрослыми и сверстниками. Особенно страдали дети, опыт которых был сужен до минимума (мама – ребенок, бабушка – ребенок) и ограниченные рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта было весьма затруднительно для них.
Чем уже был круг общения до поступления в детское учреждение, тем ребенку труднее и дольше проходило формирование у него отношение к нам, воспитателям.
Характер их поведения определения от умения общаться с близкими и они при контакте с ними и сверстниками испытывали трудности. И это приводит к тому, что большое количество детей в группе вызывало порой и страх, стремление уединиться, скрыться от всех.
Несколько детей имели уже положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, и привыкли к детскому саду сравнительно быстрее. В процессе общения они изучали окружающий мир, узнавали, как действовать в той или иной обстановке, учились устанавливать взаимоотношения с ними. А главное – в общении они узнавали себя, границы своих возможностей.
До сознания родителей приходилось доносить следующий вывод: чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот – чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее. И очень важно было с нашей стороны убедить их в том, что общение ребенка связало с игрой, учебой, трудом, что оно воспринимается им как естественный процесс, поэтому и им – родителям нужно учить своего ребенка играть, трудиться и общаться как можно больше с ребенком дома.
Наше внимание было обращено на то, чтобы родители стремились помочь сыну или дочери (в том числе и нам) быстрее и раньше преодолеть страх перед незнакомыми взрослыми (коими являлись мы) и способствовать развитию навыков общения. Рекомендовали для этого привлекать внимание ребенка к действиям других людей, совместно рассматривать результаты их действия, вызывая у него положительную оценку и реакцию.
Хочется подчеркнуть еще раз, что адаптационный период проходил у всех по-разному и достаточно сложным для нас – педагогов. Среди воспитанников были и такие, которые не понимали слова «нельзя». Адаптация у них проходила очень трудно: они упорно пытались отстаивать свои права, на привычные действия (вседозволенность), часто не сообразующиеся с жизнью группы.
Конечно же, и мы поступали мудро: в первые дни не предъявляли особых дисциплинарных требований, стараясь удержать детей от негативных поступков, переключая их на другой вид деятельности или отвлекая.
Знакомство ребенка с группой проходило постепенно, как бы в три этапа: 1) игра, в том числе с игрушками, которые им понравились; 2) экскурсия по всем помещениям группы; 3) знакомство с правилами жизни в группе, которые вводились постепенно, с опорой на конкретную ситуацию.
В период адаптации проводили игры, которые знакомили детей друг с другом и помогали почувствовать себя коллективом, знакомить по именам.
Особенно хороводные игры сплачивали детский коллектив, давали возможность каждому ребенку побыть в центре внимания, сыграть ведущую роль.
В период адаптации мы не препятствовали возможности детям и уединиться, если они устали от общества. Кто-то уходил на диван или за стол, и даже под стол, кто-то просто устраивался на большой мягкой игрушке. Это помогло им снять напряжение, предотвратить негативные проявления.
Немаловажное значение имело наладить и контакт с родителями, чтобы период адаптации проходил легче.
Для оказания профессиональной помощи им, практиковалось приглашение родителей в групповую комнату, где в течение двух часов им предоставлялось возможность осмотреться, поиграть, пообщаться с детьми, воспитателями. Пока дети играли, мы могли дать индивидуальные рекомендации родителям относительно подготовки ребенка к поступлению в детский сад.
А во время первой встречи с родителями ставали ряд целей:
- в индивидуальных беседах выяснить условия жизни ребенка дома, получить сведения о состоянии его здоровья, привычках, особенностях характера, режиме, взаимоотношениях между членами семьи;
- рассказать о задачах работы группы, познакомить с программой воспитания и обучения, помочь им осознать важность обучения и развития ребенка, необходимость его социализации в среде незнакомых взрослых и сверстников;
- рассказать о режиме дня и расписании занятий в группе;
- предложить заполнить «Родительский договор».
При последующих встречах с родителями шло разъяснение о значении режима дня, ритмов сна, активного бодрствования, прогулок, уточнялись вопросы питания, формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания; о подборе игрушек, необходимых для данного возраста и принципе их расположения в группе; на обучение детей предметным действиям, чтобы родители увидели специально организованные нами – педагогами, занятия, игры.
Характер и особенности течения позволили классифицировать адаптацию по следующей степени тяжести:
- легкая (поведение детей нормализуется в течение месяца);
- средней тяжести (все нарушения в поведении детей выражены более ярко и являются длительными, период угнетения ориентировочной активности длится в среднем 20дней; двигательная активность снижена на протяжении 30-35 дней);
- тяжелая (от 2 до 6 и более месяцев).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Адаптация детей к детскому саду"
Рекомендаций родителям о том, как помочь ребенку легче перенести процесс адаптации к детскому саду....
статья "Адаптация детей в детском саду"
Для родителей!...
Статья "АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ НОВОЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР К. ФОПЕЛЯ"
Статья посвящена проблеме адаптации детей старшего дошкольного возраста С ТНР к условиям ДОУ, новой группы. Определены условия, необходимые для успешной адаптации....
Статья "Адаптация в детском саду"
Рекомендации и советы родителям как облегчить адаптацию ребёнка в детском саду....
Статья: Адаптация ребенка к ДОУ.
Рано или поздно, наступает время, когда ребенка нужно отдать в детский сад.Что ждет ребенка за стенами садика, быстро ли он привыкнет, будет ли часто болеть..... Вопросы, сомнения, переживания свойств...
Статья. Адаптация детей с диагнозом ДЦП в социуме.
Дети с диагнозом ДЦП....