Организация совместных проектов в рамках преемственности ДОУ и СОШ
статья

Кокорина Светлана Александровна

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dou_i_sosh.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Организация совместных проектов

в рамках преемственности ДОУ и СОШ

1.Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьномобучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольномдетстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было комфортно, чтобы его первые неудачи не омрачили всю дальнейшую школьную жизнь. Что чувствует первоклассник, ступивший на порог школы?  Ожидание чуда, тревогу … страх. Ведь страшно всё, что неизвестно. И часто страх-то и становится причиной дезадаптации. Поэтому эффективная организация предшкольной подготовки позволяет снять тревожность, чувство страха и неуверенности, и одновременно повысить желание стать учеником, помочь быстрее адаптироваться к новым условиям.

Требования ФГОС предусматривают направленность на:

– формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей;

– процесс успешной социализации ребенка;

– развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования;

– сохранение и укрепление здоровья детей.

2. Проанализировав всю предшествующую деятельность по преемственности, пришли к выводу, что наша работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна, в первую очередь,  исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на формирование у старших дошкольников предпосылок к  учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.  Отсюда следовало, что мы должны выработать единую, системную и последовательную работу двух структур, дошкольного и начального образования.

Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что ситуация во многом изменилась. С учетом новых нормативно-правовых документов в области дошкольного образования постарались разработать такой план совместных мероприятий, реализация которого решает задачу не увеличения количества методических мероприятий, а улучшения качества преемственных связей между дошкольным и начальным уровнем, позволяющим понять работу каждого изнутри.

3.Эффективными стали такие формы взаимодействия, как взаимное знакомство с образовательными программами детского сада и школы, организация взаимопосещений уроков и НОД, совместных педагогических советов по обмену опытом, «круглых столов», мастер-классов.

4.Ещё одним важным, на наш взгляд, направлением работы между детским садом и школой является не только организация совместной досуговой деятельности:  праздников,  выставок, но иорганизация и реализация совместных проектов различной направленности, т.к. совместное участие в данной деятельности  помогает обеспечить эффективное поступательное развитие каждого ребенка, его успешный переход на следующий уровень образования.

5.Успешно реализован совместный информационно-познавательный проект «Скоро в школу», целью  которого стало создание единого образовательного пространства между детским садом и школой для успешной адаптации детей к школе.Совместная работа над проектомвключала в себя: не просто экскурсии дошкольников в школу, а  совместную деятельность с учащимися вторых классов,где дети строили школу будущего (рисовали проекты школы будущего). На занятиях по изобразительной деятельности дети рисовали то, какой они видят школу. Была проведена совместная выставка рисунков, как в школе, так и в детском саду. И в завершении проекта, ученикам и воспитанникам детского сада была предложена совместная работа над макетом «Здравствуй школа!».

В результате данного проекта:

-  у детей на более высоком уровне сформированы предпосылки универсальных учебных действий (приобрели умения доброжелательного  отношения  к окружающим, уважения достоинства других, открыто относиться к внешнему миру);

- с легкостью ориентировались в здании школы и с удовольствием пошли в 1-й класс.

6. В рамках Экологической акции «Сохраним лес живым» был организован экологический проект с участием старших дошкольников, ребят начального и старшего звена, направленный на формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к природе родного края, на профилактику лесных пожаров. В процессе реализации проекта были проведены такие мероприятия как:

- конкурс рисунков среди старших дошкольников и ребят начальных классов «Береги лес!». Детские работы были размещены не только на стенде школы и ДОУ, но с детскими работами познакомились и жители Северо-Западного микрорайона: рисунки  были размещены на информационных стендах жилых домов и автобусных остановках;

- экологический десант «Спасем лес от мусора» на особо охраняемой природной территории краевого значения «Сосновый бор», в котором приняли участие сотрудники, родители и ребята старших классов школы;

- дети подготовительной группы подготовили и представили экологическую сказку «Лесной спецназ» для ребят начальных классов и их родителей.

В результате данного проекта мы могли наблюдать, что:

- дети активно взаимодействовали как между собой, так и со школьниками и учителями;

- проявляли инициативность и самостоятельность в процессе проводимых мероприятий;

-показали (в практической деятельности) первоначальные основы знаний экологической культуры: дети знали правила поведения в лесу, имели представления о том, что живая природа нуждается в помощи и защите.

7. На сегодняшний момент, одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является: у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.  Для решения данных целевых ориентиров совместно был организован проект «Со спортом дружить – здоровожить!». Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, ученики начальных классов, воспитатели ДОУ и учителя начальных классов, родители. Цель проекта: создание условий для согласованных действий всех участников дошкольно-школьного образовательного процесса по формированию  культуры здорового образа жизни у подрастающего поколения. Совместная работа включала в себя: беседы о пользе физических упражнений для здоровья подрастающего поколения; проблемные ситуации, конкурс рисунков; спортивное мероприятие «Спорт - здоровье».

8. Формирование личности ребенка невозможно  без изучения  прошлого, настоящего и предполагаемого будущего своей малой Родины. В настоящий момент запущен проект «Клуб юных путешественников», где дети в совместной деятельности с учащимися первых классов и взрослыми осваивают расположение детского сада, школы, родного города на карте края, разрабатывают маршруты до культурных и природных достопримечательностей города Канска, изготавливают совместные макеты, организовали соревнование «Поход в лес», используя туристическое снаряжение: рюкзаки, компас.

Организация и проведение совместных проектов активизируют любознательность, инициативность, самостоятельность, творчество, развивают положительный интерес дошкольников к школьной жизни, знакомят с образовательным пространством школы. Дети приобретают первоначальные основы партнерской деятельности и сотрудничества, умения взаимодействовать друг с другом. Совместная работа объединила всех педагогов, она помогла выработать единые подходы к воспитанникам, пополнить методический багаж, способствовала ликвидации сложившегося разрыва обучающей и воспитывающей функции педагогов.

Из всего этого следует, что тесное сотрудничество педагогов ДОУ и учителей начальных классов через организацию совместных проектов  способствует лучшей подготовленности детей к обучению в школе, т.е. к более качественному формированию у них  предпосылок к  учебной деятельности и их успешной адаптации к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: Организация совместной деятельности взрослых и детей по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации кружковой деятельности

На фоне современного  копирования западных форм жизни происходит разрушение  семейных ценностей, традиций, деформация традиционных христианских моральных норм и нравственных установок. Этому...

Организация совместной проектной деятельности взрослых и детей в рамках реализации ФГОС ДО (из опыта работы)

В данной работе представлен опыт  по привлечению родителей к совместной деятельности педагогов и родителей.Задача воспитателей это создание благоприятного климата взаимодействия с родителями; уст...

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНЫХ ФИЗ.ДОСУГОВ».

                 Задачи:-помочь родителям и дошкольникам ощутить радость от совместной двигательно-игровой деятельности;-способствовать развитию у р...

взаимодействие родителй и воспитателей в рамках организации совместных досугов

Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми, и прилагают для этого соответствующие усилия. Большинство – готово принимать участие в физическом развитии малышей, но этому мешает...

Организация совместных проектов в рамках преемственности МБДОУ № 47 и МБОУСОШ г.Канска

Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, кот...

«Лэпбук как форма организации совместной деятельности взрослого и детей» мастер – класс в рамках проведения семинара для воспитателей

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»          «Лэпбук как форма организац...