Сообщение на педсовете "Игра как средство формирования навыков здорового образа жизни у детей младшего возраста" 2019год
консультация (младшая группа)
Здоровый образ жизни
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сообщение на педсовете: «Игра как средство формирования навыков здорового образа жизни у детей младшего возраста».
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно воспитатели в состоянии многое сделать для здоровья своих воспитанников.
Мы должны работать так, чтобы воспитание и обучение дошкольников в детском саду не наносило ущерба здоровью детей.
Психологической основой формирования позиции созидателя в отношении своего здоровья является наличие у ребенка потребности в здоровом образе жизни. И возникновение этой потребности прямо связано с социально – гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок. Гигиенически организованная среда обитания в детском саду является первым и основным условием развития у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Вторым условием является наличие специально – обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям. Многие потребности связаны с привычками.
Отличный уход за детьми – это по существу главный компонент оздоровительной деятельности ДОУ. Дети до 7 лет запрограммированы на уход за ними со стороны взрослых.
Все, что связано с обеспечением ухода за детьми должно стать первым критерием профессионализма педагогов и качества оздоровительной работы.
В последние годы резко возросло внимание к проблемам здоровья и формирования здорового образа жизни у детей. Состояние здоровья детей – показатель здоровья нации, одна из характеристик социально-экономического, духовно-нравственного, научного и культурного развития общества.
Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста.
Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Известно, что 40% заболеваний взрослых были заложены в детском возрасте. Именно поэтому дошкольное физическое воспитание должно формировать уровень здоровья ребёнка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека.
Проблема здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время приобрела особую актуальность. Количество детей, не имеющих отклонения в состоянии здоровья, снизилось в 3 раза. Среди основных причин сложившейся ситуации является недостаточная осведомленность в вопросах здоровья и здорового образа жизни большей части населения страны.
Главным в воспитании детей является то, что дети должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребёнка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявленные ему требования. Для того, чтобы растить детей здоровыми, физически активными нужно глубоко знать ребёнка, его индивидуальные и возрастные особенности развития в период дошкольного детства, уметь определять признаки, по которым можно судить об отклонении в самочувствии, о начале болезни.
На здоровье ребёнка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растёт и развивается. Поэтому воспитание должно быть закаливающим, тренирующим, повышающим активность растущего организма.
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребёнка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).
Несмотря на многочисленные исследования, проблема формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста требует дальнейшего изучения, поиска новых подходов к реализации задач по формированию здорового образа жизни детей в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Предполагается, что формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста будет происходить значительно успешнее при использовании системы средств с применением дидактических игр.
Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление, она является и игровым методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
В дидактических играх происходит не только усвоение учебных заданий, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.
Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Ценность дидактических игр, как средства формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков в формировании представлений дошкольников о здоровом образе жизни. Дидактическая игра будит детское воображение. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задач. Своевременное и правильное применение дидактических игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач в наиболее приемлемой для детей форме.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемые педагогом в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Они обучают тем или иным навыкам, необходимым человеку в процессе его повседневной жизнедеятельности. Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности и имеют определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно, создают своеобразный микроклимат для формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащать духовный мир детей. А это всё содействует умственному и общему развитию. Для этой цели и была создана картотека дидактические игры по ЗОЖ.
.
ТЕМА №1 «РЕБЕНОК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»
«Оденем куклу на прогулку»
Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.
Материал: бумажная кукла с различной одеждой
Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас осень и на улице очень прохладно (различные ситуации).
Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.
«Кому что нужно»
Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.
Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку найти предмет, необходимый для работы врачу (повару, продавцу).
ТЕМА №2 «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА»
Подбери картинки
Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни
Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены
Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)
Сделаем друг другу разные прически
Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать понятие «опрятный внешний вид»
Материал: куклы, расчёски, заколки.
Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол, а так же сделать прически друг другу.
ТЕМА №3 «ПОЛЕЗНАЯ ПРОДУКТЫ»
Полезные и вредные продукты
Цель: систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье
Материал: картинки с изображением различных продуктов, два обруча
Ход игры: для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известно ли вам, какие продукты полезны.
Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья.
Назови правильно
Цель: уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах), закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое описание.
Материал: картинки с изображением овощей, фруктов
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку выбрать картинку с овощем, фруктом и описать его.
- У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие
вопросы: какой формы? Какого
цвета? Какой на вкус?Какой по запаху?
ТЕМА №4 «ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА»
Угадай по запаху
Цель: формировать представления о помощнике человека (нос), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств
Материал: баночки с различными запахами (ваниль, апельсин, мыло …)
Ход игры: воспитатель предлагает детям понюхать баночки с различными запахами и спрашивает:
- Что помогло вам почувствовать этот запах?
– Где можно почувствовать такой запах?
Запомни движение
Цель: упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.
Ход игры: воспитатель или ребёнок показывает движения. Дети должны их запомнить и воспроизвести.
Угадай по звуку
Цель: формировать представления о помощнике человека (уши), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств
Материал: музыкальные инструменты
Ход игры: воспитатель за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных инструментах, дети угадывают их
- Что помогло вам услышать разные звуки?
ТЕМА №5 «ВРАЧИ НАШИ ПОМОЩНИКИ»
Если кто-то заболел
Цель: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «103», поупражнять в вызове врача
Материал: телефон
Ход игры: Если мы сами не можем справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.
Детям предлагается вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку:
фамилия, имя —> адрес —> возраст —> жалобы.
ТЕМА №6 «ОПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»
Источники опасности
Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, воспитывать чувство товарищества
Материал: картинки с изображением опасных ситуаций.
Ход игры: воспитатель показывает картинку, а дети описывают ситуацию.
Мы – спасатели
Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал: картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях, набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.
Ход игры: воспитатель на стол кладёт картинку с изображением опасной ситуации, ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.
ТЕМА №7 «РЕБЕНОК НА УЛИЦАХ ГОРОДА»
О чем говорит светофор
Цель: закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице.
Материал: цветные картонные кружки (красные, жёлтые и зелёные), макет светофора.
Ход игры: воспитатель раздаёт детям кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно «переключают» светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.
"УЛИЦА ГОРОДА"
Цель:уточнение и закрепление знаний детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.
Материал: игровое поле «макет улицы»; деревья; автомобили; куклы-пешеходы; игра проводится на макете.
Ход игры.
Воспитатель рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд вопросов. Свои ответы дети сопровождают показом на макете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры, как средство формирования навыков здорового образа жизни
Дидактические подвижные игры являются одним из многочисленных путей формирования ЗОЖ ребенка. Они игры могут применяться на динамических переменах, с целью закрепления знаний ЗОЖ с параллельным овладе...
Проектное задание «Формирование навыков здорового образа жизни у младших дошкольников»
Разработала и провела с детьми и родителями проект: «Формирование навыков здорового образа жизни у младших дошкольников» и создала презентацию....
Сообщение из опыта работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Формирование у дошкольников привычки к здоровому образу жизни"...
Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста.
Педагогический опыт....
Методическая разработка "Использование здоровьесберегающих технологий, как средство формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста: игровой стретчинг, ритмопластика, дыхательная гимнастика....
Опыт работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» 2023г.
Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни используя различные формы работы, в том числе систему здоровьесберегающих технологий....
Опыт работы "Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
Актуальность опыта Если нельзя вырастить ребенка,чтобы он совсем не болел,то, во всяком случае, поддерживатьего высокий уровень здоровьявполне возможно.академик, хирург Н.М.Амосов Воп...