мастер класс
методическая разработка

Спицына Ольга Владимировна

в мастер- классе рассказывается об организации  свободной игры с   дошкольниками при помощи Бабашек.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_babashki.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый сидящий из нас понимает, что игра, как деятельность это важный период в жизни ребенка. Без игры человек в дошкольном возрасте  не может стать. Если человек становится без игры, то он получается какой-то перекошенный, угловатый. А что же дает игра? Давайте порассуждаем!

А игра дает пластику, эмоциональную и  физическую пластичность, умение общаться со сверстниками. Именно в игре человек растет в отношениях. Игра пронизывает всю нашу жизнь. Это важно понимать, для того чтобы создавать новые миры. Ведь часто взрослые используют  игру в корыстных целях т к иначе к ребенку не подобраться , и она превращается в дидактизм. И фраза «Дети, сейчас мы будем играть!» - звучит как приговор.

В дошкольном образовательном сообществе часто говорят, что к детям должна вернуться свободная игра. Любая детская идея должна быть реализована и взрослый не должен мешать.

 А  среда насыщенная Бабашками как раз и направлена на решение этой задачи. Именно здесь создаются сложные пространства, новые миры , а так же  развивается  креативность  и изобретательность. В начале прошлого века в США Керолин  Пред  занималась столярным делом и решила заложить игровую школу, соединив  две среды: столярную и игровую. Так появились Бабашки.

Именно в такой среде  у ребенка развивается совокупность навыков:

- дети  изучают окружающий мир объектов, проявляются способности в моделировании, дети самостоятельно выстраивают свои модели, формируются социальные навыки у ребенка, умение работать согласованно в команде, договариваться между собой, развивается воображение.

Каждой детали ребенок может приписать свой смысл. Так же ведут исследовательскую деятельность. У детей возникает потребность самостоятельно планировать. Что понадобится, что не понадобится? Дети пересчитывают детали,  сколько нужно деталей для постройки, начинают сравнивать. Здесь развиваются математические навыки. Так же возникают идеи, решения. У детей развивается инженерное мышление.

Как у любой практики, у Бабашек есть своя структура.

1. В   водной части  дети придумывают правила. Чем больше деталей, тем больше правил. Действует правило Шахерезады. Т е история никогда не заканчивается и переходит на следующее занятие.

2.Затем происходит знакомство с постройками. Например дети отправляются на экскурсию, рассматривают постройку. Они должны увидеть и понять ее конструкцию. Так же можно посмотреть картинки, фото , видео или же мультфильм.

3 На основе своих наблюдений выполняются зарисовки.

4Дети начинают строить

Постройки могут осуществляться на протяжении  нескольких дней. Происходит распределение ролей: инженеры, архитекторы, корреспонденты.

5 Важно для детей , чтобы их оценивали не взрослые, а их сверстники. Чтобы у детей происходило взаимопризнание в игре.

На любом занятии с Бабашками  должны прослеживаться 3 линии

-проницаемость

-детализация

- насыщенность

Это дает возможность развивать содержание детских построек.

1Проницаемость – это коммуникация.  Если постройка закрыта и доступа туда нет, то и разговора нет.  Или же наоборот постройка открыта,  заходите кто хотите. Я готов для коммуникации.

2Деталлизация – это наличие деталей. Дети рассказывают для чего эти детали (окошки, вышки, арки и т д)

3. Насыщенность. Когда ребенок приносит из дома куклу, которую забрал у сестры, а сестра не хотела отдавать, но все же  теперь кукла живет в нашей  постройке и она является носителем этой конструкции.

Бывает несколько форм моделирования.

1 Моделирование по представлениям

Предлагаю попробывать,  для того чтобы было понятнее!  Встанем для начала в круг.  Ответим на вопрос: «Что бывает в реке?» Если ответа нет, с помощью хлопка передаем ход  другому. ( это важно, чтобы сохранить ритм игры). Главное не  повторять. Начинаем!

Следующее  задание. А теперь выберите ширину реки и нарисуйте .

Часто представление детей об объекте ошибочное или может быть приблизительным. Тогда задаем вопросы. Это река? У реки бывает такое?

2.Моделирование по условиям. Здесь задаем критерии и потом оцениваем постройку т е ставим задачи и потом смотрим, соответствует ли постройка задачам.

Задание: Постройте мост, чтобы по нему прошел динозавр, а крокодил, который живёт в реке ,  его не покусал.

Дети находят решение и  строят мост. Главное не  предлагать готовое решение. Важно чтобы они зашли в тупик. Необходимо   создавать препятствия таким образом, чтобы дети самостоятельно придумали способы проверки соответствия  постройки установленным условиям. К примеру могли сами изобрести мерку. Или возможен вариант, когда  идет работа с допусками. Длина моста должна быть не меньше 100 см, а ширина моста не меньше 20 см. Съезд плавный, мост украшенный. Не красивый , а украшенный- это важно.

Для погружения на следующий этап  нам надо разделиться на 3 фокус группы .

Задание будет такое «Строим, что получится и  затем придумайте рассказ о своей постройке  и начинаем действовать по плану :1. встреча гостей ( приветствия, кричалка, ретуал и тд),2. рассказ о постройке , 3 . провожаем гостей.

Это моделирование через приписывание. Данное моделирование дает возможность освоить разные способы  в работе с Бабашками. Не собирался строить гараж, а получился гараж.

 Уважаемые коллеги, время закончилось.

1 группа готовы?  Предлагаю 2 и 3 подгруппе  пройти к ним в гости.  Спасибо.

2 группа готова? 1 и 3 группа идем в гости. Спасибо.

3 группа готова?  1 и 2 группа идет в гости.

Так же можно придумать,  кто будет жить в постройках, придумать  для них наряды, имена, занятия и тд

Таким образом мы видим, что среда организованная с помощью Бабашек дает возможность организовать свободную игру для дошкольников, а так же решаются множество задач, которые позволяют ребенку быть успешным не только в детском саду, но и в дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...