Дидактическое пособие "Лэпбук Народный костюм"
учебно-методический материал (младшая группа)

Амелина Наталия Алексеевна

 

 

 

Описание

дидактического пособия

«Лэпбук Народный костюм»

 

 

Предисловие

Русский народный костюм – это прежде всего костюм крестьянский. Именно в крестьянской среде, где на протяжении многих веков неукоснительно соблюдались обычаи предков, элементы одеяний языческой Руси сохранялись почти в первозданном виде.

Актуальность проблемы:

Несомненно, на сегодняшний день тема  актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Многие люди  напрочь забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере (стрелялках).

Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.

В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.

У русской национальной одежды многовековая история. Ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, характеру труда русского народа .Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа и его представления о прекрасном.

Русская национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.

Пояснительная записка:

Дидактическое пособие лэпбук «Народный костюм» предназначено для детей старшего и подготовительного возраста дошкольного возраста.  

Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.

 

Цель : Воспитание у детей  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, особенностям традиций русского народного костюма; сформировать представления детей о русском народном костюме посредством познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Познакомить детей и их родителей с народными традициями русского народного костюма, его характерными чертами (функциональность, комплексность, декоративность, конструктивность); народными названиями видов одежды.

Задачи: Привлечь внимание воспитателей, родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей.

4. Дать детям знания об истории русского народного костюма. Знакомить с русскими народными промыслами (создание элементов одежды, моделирование, женское рукоделие, способы украшение к символике русского костюма). Развивать умение использовать полученные знания в творческих работах на занятиях и в самостоятельной деятельности.

5. Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.

6. Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной
познавательной и творческой деятельности.

7. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.

8. Обогащать словарный запас дошкольников. 

Образовательные:

Знакомимся с историй русского народного костюма, с русскими народными промыслами (создание элементов одежды, моделирование, способы украшение к символике русского костюма.

Речевые:

Развиваем свободное общение со взрослыми и сверстниками посредством познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей, обсуждаем русские народные сказки, рассматриваем иллюстрации к русским народным сказкам.

Воспитательные:

Способствуем воспитанию патриотических чувств, чувства гордости за русский народ посредством восприятия русских народных сказок, рассматривания иллюстраций к русским народным сказкам, ситуативных разговоров.

 

Дидактическая игра-лэпбук «Народный костюм»

Реализация планируется один – два раза в неделю, не требует определённого времени в режиме дня и проводится в любое время, что не создаёт дополнительной нагрузки на детей.

 В лепбуке собраны материалы о Русском народном костюме для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста. 

         В него входят 11 развивающих заданий.

1. Кармашек «Пазлы » (Собери картинку)

2. «Пословицы и поговорки»

3. Кармашек кроссворд на тему: «Рязанский народный костюм»

4 Кармашек «Русские народные костюмы, крестьянина и крестьянки».

5. Кармашек «Повтори узор »

6. Загадки

7. Приметы

8. Кармашек «Подбери узор»

9. Кармашек «Раскраска»

10. Кармашек «Четвертый лишний»

 

1 кармашек «Пазлы»

Цель: Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память.

Задачи: Учимся сопоставлять детали с соседними таким образом, чтобы вместе они составили общую картину.

Ход занятия:

1 вариант: Просим детей составить картинку в точности по образцу.

Правила игры: В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Детям предлагается изображения барышень в русских народных костюмах.  Дети должны рассмотреть картинку внимательно и по образцу составить полное изображение из частей (по типу «пазл»). Выигрывает тот, кто закончит сбор первым.

2 вариант: Просим детей составить картинку в точности по памяти.

В игру могут играть от 1 до 5 человек. Ребенок должен рассмотреть картинку внимательно, просмотра изображение закрывается листком, и ребенок самостоятельно, по памяти воспроизводит изображение из частей.

 

 

 

 

 

2 Кармашек «Пословицы и поговорки»

Особенно большое значение имеют пословицы и поговорки для социально-коммуникативного развития. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей, развивают нравственные качества личности, без назиданий и поучений. В маленьком возрасте малыш еще не способен воспринимать взрослую серьезную речь, о совершенно незнакомых и непонятных вещах. Другое дело поговорки, которые благодаря своему слаженному слогу, непринужденности, и легкому восприятию и запоминанию, способны раскрыть ребенку самое главное- духовное и нравственное начало.

 Игра «Вспомни пословицу и поговорку»

Цель: Создать условия для обогащения образной речи детей посредством использования малых фольклорный форм ( пословиц и поговорок)

Ход занятия.

Предложить детям вспомнить пословицы и порассуждать что они означают.

Спустя рукава (Небрежно, плохо, кое-как)

Одежда лучше новая, а друг старый.

 (Вещи со временем портятся, а дружба закаляется навсегда. Новый друг не всегда хороший, а вот старый ни когда тебя не предаст.)

 

Не одежда красит человека, о его добрые дела.

 (не нужно судить человека по внешнему виду, человек может не вышел внешне, а внутренне он может очень богат и красив)

По одежке встречают, по уму провожают.

(люди всегда обращают внимание, в первую очередь, на внешность, на одежду, на аккуратность, на опрятность своего собеседника. А "провожают по уму", так как после общения человек открывается, показывает свою сущность, свои мысли, свой внутренний мир).

Без рубахи остался

 (доходить до крайней нужды, оставаться без средств существования)

На воре и шляпа горит.

 (это выражение, относится к человеку, разоблачившего самого себя. Его применяют не только к ворам)

Не одежда красит человека, а человек одежду.

(Внешность не главное, если человек хороший к нему потянуться)

В рубашке родился.

(Везучий человек, который может пройти все испытания с легкостью)

Игра «Закончи пословицу или поговорку»

Цель: Вызвать интерес к пословицам и поговоркам как яркой, образной форме народного творчества.

Ход занятия. Предложить детям закончить до конца фразы с пословицами и поговорками.

Спустя (рукава)

Одежда лучше новая, (а друг старый).

Не одежда красит человека, (о его добрые дела).

По одежке встречают, (по уму провожают).

Лаптя знает лаптя, (а сапог сапога).

Без рубахи (остался).

На воре и (шляпа горит).

 

Не одежда красит человека, (а человек одежду).

В рубашке (родился).

3 Кармашек Кроссворды на тему: «Рязанский народный костюм»

Цель: Развитие интереса к русской национальной культуре.

Задачи: Познакомить детей с элементами русского народного костюма, учить находить соответствие элементов народного костюмов с современной одеждой.

Объяснить детям значение слов( понева, передник, навершник, кичка, шушпан, руюаха)

Воспитывать интерес к русской национальной культуре.

Ход игры: Ребята, познакомимся с русским народным костюмом.

- Наша страна Россия – очень большая, поэтому в разных краях нашей страны костюмы людей отличались друг от друга. На юге женский костюм состоял из рубахи и поневы. Поневы – это шерстяная юбка, которую одевали поверх рубахи. Подол рубахи украшали вышивкой. Обязательным элементом был передник.

Кто, мне ответит, что такое передник?

- Каждый из нас знаком с передником. Это фартук, который часто используют наши мамы, когда готовят обед. Передник защищал одежду от загрязнений и скрывал неукрашенные части костюма. Сейчас наши мамы надевают фартук, чтобы не испачкать одежду.

Праздничный головной убор замужней женщины, старинный или местный – это кичка.

Длинное платье с короткими рукавами наподобие туники, надевавшееся поверх понёвы или запоны, назывался навершник.

А теперь, мы с вами мы отгадаем кроссворд.

 

Вопросы:

  1. Распашная юбка, стянутая на талии узким поясом.
  2. Старинная мужская и женская из домотканого холста, украшенная вышивкой.
  3. Одежда, защищающая перед платья от загрязнения
  4. Верхняя теплая женская одежда
  5. Туникообразная верхняя нарядная одежда, обычно из дорогой ткани с обильной вышивкой.
  6. Головной убор замужней женщины – крестьянки.

 

 

 

 

4 Кармашек «Русские народные костюмы, крестьянина и крестьянки».

Цель: Формировать представления о народных костюмах. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память.

  Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения

Задачи: Учимся различать между собой и называть предметы женских костюмов и мужских костюмов;

Ход игры: Правильно назвать одежду, ее очередность.

«Расскажи своими словами какая одежда»

Ход занятия. Шуба какая?-…теплая, пушистая, мягкая, новая, длинная, красивая, зимняя…; Сапоги какие? - … черные, удобные, новые, красивые, кожаные… Сарафан какой? … красивый, длинный, нарядный.

 

 

 

 5 Кармашек «Повтори узор»

 

Цель: Развитие логического мышления, зрительной ориентировки на листе бумаги, развитие внимания, усидчивости. Развитие мелкой моторики, умение аккуратно нарисовать, не вылазить за линии.

Задачи: Учимся изображать геометрическую форму и цвет, выкладываем изображение по образцу из нескольких геометрических фигур.

Ход игры: Ребенку предлагается один из пустых шаблонов, в зависимости уровня сложности, и несколько готовых образцов, соответствующего уровня сложности. Ребенок выбирает один из образцов и раскрашивает такой же узор на пустом шаблоне. Игра разнообразна, можно использовать как индивидуальную, так и коллективную форму работы с детьми.

 

6 кармашек « Загадки»

Цель : Развитие интереса к русскому народному костюму.

Задачи: Развивать умение вслушиваться в звучание родной речи,

Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.

Познакомить детей с элементами русского народного костюма. Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.

 Ход игры: Предложить детям отгадать загадки

  1. Я скажу вам без обмана

Лучше нету… (сарафана)

Мне сказала тетя Настя (сарафан)

Приносит счастье.

  1. День – деньской скачет, пляшет и на покой идет со мной (Рубаха)
  2. Привяжешь – пойдут.

Отвяжешь- останутся. (Лапти).

  1. Сижу верхом, не знаю , на ком, знакомого встречу- соскочу, привечу. (Шапка)
  2. Упряталась голышко во лохматые мешки. Четверо вместе, одна на шесте. (Рукавички)

7 кармашек «Приметы»

Цель: Приобщать детей к национальной культуре и развитию духовных ценностей посредством знакомства с национальным костюмом.

Задачи: Знакомимся  с особенностями внешнего вида русского народного костюма. Расширяем  знания о русской народной культуре. Пробуждать интерес детей к русскому национальному костюму.

Способствуем  развитию интереса в изучении истории культуры русского народа;

Ход занятия: Данный раздел имеет ознакомительный характер. Предлагаем детям послушать приметы и поговорить о них.

  • Носить на одежде булавку- укрыться от сглаза.
  • Божья коровка села на одежду- приносит человеку удачу.
  • Если надеваете вещи в первый раз- можно загадывать желание.
  • На большие праздники принято надевать новые вещи- приносит успех и благополучие.

 

8 Кармашек «Подбери узор»

 

 

 

 

 Цель: Расширять знания о русской народной культуре. Пробуждать интерес детей к русскому национальному костюму, подчеркнуть основное назначение одежды – беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей. Обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм – это труд, творчество.

Задачи: Способствуем формированию представлений о декоративно- прикладном исскустве русского народа, о его духовной культуре.

Способствуем формированию представлений о символике в украшении русского костюма, о творчестве русского народа, о его культуре и традициях.

Развиваем эстетический и художественный вкус.

Ход игры:   Перед началом игры педагог рассматривает вместе с детьми элементы русского народного костюма. Затем предлагает подобрать для каждого тот узор, который находится на платьях девушек.

 

 

9 Кармашек « Раскраска»

 

Цель: Воспитывать у дошкольников образное цветовое восприятие, развивать зрительную память, способствовать формированию основ духовно-нравственной культуры путем воспитания любви и уважения к народным традициям , русскому народному костюму ; развивать внимание, усидчивость и мелкую моторику

Задачи: развиваем эстетический вкус, технические умения и навыки рисования, раскрасить русский народный костюм, правильно составить на нём узор, симметрично располагая его элементы.

Ход игры: детям предлагается раскрасить русские народные костюмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

10 кармашек «Четвертый лишний»

 

 

Цель: Формирование умения находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний в этом костюме.

Задачи: Развивать зрительное внимание, восприятие, память формировать навыки сотрудничества, любви к русским народным традициям.

 Ход игры: Воспитатель показывает ребёнку картинки (или словесно), просит назвать их, указать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx2.42 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра «Найди кукол в рязанском народном костюме»

игру можно использовать при знакомстве детей с Рязанским краем....

Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста "Собери народный костюм", для детей 6-7 лет.

Данная игра поможет закрепить знания деет йо костюмах русского, татарского и башкирсого анродов расширить словарный запас деетй....

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

Дидактические игры на закрепление представлений о народном костюме бурят, русских, эвенков.

Дети закрепят представления о собенностях  .национальной одежды бурят, русских, эвенков: особенности внешнего вида, цвет, материал, украшающие детали....

Представление Белгородского костюма на "Дефиле народных костюмов Белогорья"

Описание характерных особенностей народного Белгородского костюма в стихотворной форме для представления на конкурсе - дефиле....

Картотека дидактических игр по теме "Народный костюм"

Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения....

Дидактическая игра "Русский народный костюм"

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию дошкольников...