«Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи»
консультация (подготовительная группа)
Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_formy.docx | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ
Выступление
на тему: «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи»
Подготовила: воспитатель 1 кв.
категории МБДОУ «Атемарский
детский сад№1 «Теремок»
Сизова М.П.
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
Взаимодействие рассматривается, как партнерские отношения образовательной организации с семьей и является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса.
При реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования стал актуальным вопрос поиска таких форм и методов работы, которые позволят учесть потребности родителей, будут способствовать формированию активной родительской позиции.
Необходимость тесного взаимодействия семьи и детского сада обусловлена также тем, что в настоящее время дошкольное образование в целом испытывает значительные трудности. Увеличивается число детей в группах и уменьшается количество ставок специалистов, но при этом возрастают требования к качеству образования. В подобной ситуации участие родителей в воспитательно-образовательном процессе становится необходимым.
В соответствии с ФГОС в функции дошкольной организации входит:
- информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
- обеспечение открытости дошкольного образования;
- создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечение вовлечения семей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создание условий для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным, поэтому детский сад должен проводить планомерную целенаправленную работу с родителями.
Для достижения данной цели перед сотрудниками ДОУ ставятся следующие задачи:
− создание условия для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;
− установление партнерских, доверительных, уважительных отношений между педагогами и родителями;
− оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;
− непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей воспитанников.
В зависимости от поставленной задачи педагогами используются следующие формы работы с родителями: информационная, просветительская, организационная, организационно-деятельная, участие родителей в педагогическом процессе.
Наиболее эффективными формами вовлечения родителей в образовательный процесс, процесс социализации и формировании личности ребенка является:
− использование видеозаписей наблюдений деятельности ребенка;
− информационные стенгазеты:
− совместная работа с детьми в индивидуальных тетрадях. (Организационно-деятельная форма);
− день открытых дверей. (Участие родителей в педагогическом процессе);
− практика круглых столов. (Просветительская форма);
− интерактивные досуговые мероприятия. (Организационно-деятельная);
− детско-родительские проекты. (Организационно-деятельная форма).
Содержание сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников включает три основных направления: 1) психолого-педагогическое просвещение родителей; 2) вовлечение родителей в деятельность дошкольного образовательного учреждения; 3) участие семей воспитанников в управлении воспитательно-образовательным процессом в ДОУ.
Основные задачи реализации данных направлений следующие:
Обеспечить возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Осуществить апробацию новых форм организации воспитательно-образовательной работы, оптимально интегрирующих индивидуальную, коллективно-групповую, фронтальную деятельность, направленную на реализацию принципа дифференциации и индивидуализации в воспитании и развитии дошкольников.
Обеспечить информационно-просветительскую поддержку выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
Способствовать созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности в ситуации медико – психолого – педагогической поддержки, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (систематическое школьное обучение).
Профессиональное совершенствование всех участников воспитательно-образовательного процесса на основе общности ценностно – смысловой позиции.
В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:
– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных и многих других). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;
– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
– возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;
– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;
– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Опыт многих педагогов – воспитателей доказывает , что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.
Литература:
1. Доронова, Т. Н. Соловьева, Е. В. Жичкина, А. Е. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений /Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина – М., 2001. – 125с
2. Калинина, Ю. В. Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода работы детского сада и семьи. //Материалы междунар. заоч. конф. г. Челябинск 2011 г.
3Муляр, Н. В. Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС/ Н. В Муляр // Инновационные педагогические технологии: материалы III Mеждунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). – Казань: Бук, 2015. – 88 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи
Взаимодействие педагога и родителей в воспитаниии ребёнка....
Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в логопедической работе.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду....
Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей в воспитании ребенка
Рассмотрели современные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, направленные на воспитание ребёнка....
"«Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей»
Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д., и т.п. Если ч...
Современная форма взаимодействия ДОУ с семьей "Родительский час"
Современная форма взаимодействия ДОУ с семьей...
Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи
В настоящее время педагоги используют разнообразные формы взаимодействия с родителями, как традиционные, так и нетрадиционные.Осудим это......
Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом ...