«Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи»
консультация (подготовительная группа)

Сизова Марина Петровна

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_formy.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

Выступление

на тему: «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи»

                                                            Подготовила:  воспитатель 1 кв.

                                                             категории МБДОУ «Атемарский

                                                     детский сад№1 «Теремок»

                          Сизова М.П.

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

Взаимодействие рассматривается, как партнерские отношения образовательной организации с семьей и  является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса.

При реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования стал актуальным вопрос  поиска таких форм и методов работы, которые позволят учесть потребности родителей, будут способствовать формированию активной родительской позиции.

Необходимость тесного взаимодействия семьи и детского сада  обусловлена также тем, что в настоящее время  дошкольное образование в целом испытывает значительные трудности. Увеличивается число детей в группах и уменьшается количество ставок специалистов, но при этом возрастают требования к качеству образования. В подобной ситуации участие родителей в воспитательно-образовательном процессе  становится необходимым.

В соответствии с ФГОС в функции  дошкольной организации входит:

- информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей  дошкольного  образования,  общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную деятельность; 

- обеспечение открытости дошкольного образования;

- создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;

- обеспечение вовлечения  семей в образовательную деятельность, в том числе  посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

- создание условий для обсуждения с родителями (законными  представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным, поэтому детский сад должен проводить планомерную  целенаправленную работу с родителями.

Для достижения данной цели перед сотрудниками ДОУ ставятся следующие задачи:

− создание условия для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;

− установление партнерских, доверительных, уважительных отношений между педагогами и родителями;

− оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;

− непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей воспитанников.

В зависимости от поставленной задачи педагогами используются следующие формы работы с родителями: информационная, просветительская, организационная, организационно-деятельная, участие родителей в педагогическом процессе.

Наиболее эффективными формами вовлечения родителей в образовательный процесс, процесс социализации и формировании личности ребенка является:

− использование видеозаписей наблюдений деятельности ребенка;

− информационные стенгазеты:

− совместная работа с детьми в индивидуальных тетрадях. (Организационно-деятельная форма);

− день открытых дверей. (Участие родителей в педагогическом процессе);

− практика круглых столов. (Просветительская форма);

− интерактивные досуговые мероприятия. (Организационно-деятельная);

− детско-родительские проекты. (Организационно-деятельная форма).

Содержание сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников включает три основных направления: 1) психолого-педагогическое просвещение родителей; 2) вовлечение родителей в деятельность дошкольного образовательного учреждения; 3) участие семей воспитанников в управлении воспитательно-образовательным процессом в ДОУ.

Основные задачи реализации данных направлений следующие:

Обеспечить возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Осуществить апробацию новых форм организации воспитательно-образовательной работы, оптимально интегрирующих индивидуальную, коллективно-групповую, фронтальную деятельность, направленную на реализацию принципа дифференциации и индивидуализации в воспитании и развитии дошкольников.

Обеспечить информационно-просветительскую поддержку выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Способствовать созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности в ситуации медико – психолого – педагогической поддержки, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (систематическое школьное обучение).

Профессиональное совершенствование всех участников воспитательно-образовательного процесса на основе общности ценностно – смысловой позиции.

В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:

– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных и многих других). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;

– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

– возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;

– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;

– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Опыт многих педагогов – воспитателей доказывает , что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.

Литература:

1. Доронова, Т. Н. Соловьева, Е. В. Жичкина, А. Е. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений /Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина – М., 2001. – 125с

2. Калинина, Ю. В. Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода работы детского сада и семьи. //Материалы междунар. заоч. конф. г. Челябинск 2011 г.

3Муляр, Н. В. Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС/ Н. В Муляр // Инновационные педагогические технологии: материалы III Mеждунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). – Казань: Бук, 2015. – 88 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013  № 1155)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

Взаимодействие педагога и родителей в воспитаниии ребёнка....

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в логопедической работе.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду....

Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей в воспитании ребенка

žРассмотрели современные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, направленные на воспитание ребёнка....

"«Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей»

     Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д., и т.п. Если ч...

Современная форма взаимодействия ДОУ с семьей "Родительский час"

Современная форма взаимодействия ДОУ с семьей...

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

В настоящее время педагоги используют разнообразные формы взаимодействия с родителями, как традиционные, так и нетрадиционные.Осудим это......

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом ...