Роль фольклора в патриотическом воспитании.
учебно-методический материал (младшая группа)

Топорова Ирина Владимировна

 

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека,

когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые

представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения

к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему

дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

 
 
 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл phpwp7o7t_rol-folklora-v-patrioticheskom-vospitanii.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Роль фольклора в патриотическом воспитании.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека,

когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые

представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения

к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему

дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Россия - родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном

или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и

творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру

страны как свои собственные. Именно поэтому духовный, творческий

патриотизм надо прививать с раннего детства.

Ещё в своё время К. Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно

не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Фольклор русского народа - важная часть его национальной духовной

культуры. Фольклор - это сокровище не только народной поэзии, прозы и

музыки, но и народной педагогической мысли.

Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом

отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи,

музыкальных и поэтических способностей, логического и образного

мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков,

причём представлены они в художественной форме.

Фольклор - это еще и школа патриотического воспитания. Ребенок

растет от колыбельных песен до былин.

Возвращение к традиционным ценностям начинается с семьи, с

домашнего воспитания. Фольклорные инструменты воспитания могут

существовать и в детском саду - с первых «азбучных» шагов воспитанника.

Цель патриотического воспитания через фольклор: пробудить в ребенке

любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального

характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию,

желание защищать, оберегать Отчизну, трудиться на благо Родины.

В работе по патриотическому воспитанию с детьми младшего

дошкольного возраста можно использовать следующие виды фольклора:

«Поэзия пестования» («материнская поэзия») - колыбельные песни,

пестушки, потешки, прибаутки.

Календарный - заклички и приговорки.

Игровой - игровые припевы и приговоры, жеребьёвки, считалки,

дразнилки, поддевки,перевёртыши.

Дидактический– сказки, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.

В раннем возрасте используется первый вид фольклора. Рассмотрим его

более подробно.

Поэзия пестования (материнская поэзия).

В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия

пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песни,

пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых

маленьких

«Поэзия пестования» связана с воспитанием маленьких детей, с заботой и

уходом за ними.

Колыбельные песни (от слова «байки» - «баять, говорить, шептать,

заговаривать») – произведения устного народного творчества, песни,

помогающие укачать, усыпить ребёнка.

В центре всей «материнской поэзии» - дитя. Им любуются, его холят и

лелеют, украшают и забавляют. В самые первые впечатления ребенка

народная педагогика закладывает ощущение ценности собственной личности.

Малыша окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и

побеждают любовь, добро, всеобщее согласие.

В колыбельных песнях отражается в смягченной, игровой форме все,

чем живет обычно мать, - ее радости и заботы, ее думы о младенце, мечты о его будущем. В свои песни для младенца мать включает то, что понятно и

приятно ему. Ритм и мелодия песни были, очевидно, рождены ритмикой

качания колыбели.

Пестушки («пестовать» - «нянчить, растить, ходить за кем-либо, носить

на руках») – короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают

движения младенца в первые месяцы жизни.

Таким образом, пестушки сопровождают физические процедуры,

необходимые ребенку. Их содержание связано с определенными

физическими действиями.

Потешки– песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками,

ножками. Потешки более разработанная игровая форма, чем пестушки.

Потешки развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Как и

пестушкам, им свойственна ритмичность.

Иногда потешки только развлекают (как приведенная выше, а порой и

наставляют, дают простейшие знания о мире, они приносят ему первые

сведения о множественности предметов, о счете.

Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.

Прибауткой называют небольшое смешное произведение, высказывание или

просто отдельное выражение, чаще всего рифмованное. Прибаутка всегда динамична, наполнена энергичными поступками персонажей. Прибаутку

можно легко инсценировать как короткое театральное действо.

Поэзия пестования (материнская поэзия) позволяет заложить начало

патриотического воспитания с раннего возраста.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой

малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие

впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское

восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной

мудрости в патриотическом воспитании детей.

https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=34669


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Влияние фольклора на патриотическое воспитания детей дошкольного возраста".

Влияние фольклора на патриотическое воспитания детей дошкольного возраста....

Курсовая работа "Значение фольклора в патриотическом воспитании детей"

Курсовая работа "Значение фольклора в патриотическом воспитании детей"...

"Использование русского фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста"

В этой статье я описываю свой личный опыт в воспитании маленьких патриотов нашей Родины через устное народное творчество. Подробно описываю какие трудности возникают при соприкосновении с русским фоль...

Консультация "Фольклор, его роль в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов по народным праздникам. Содержит примерный план работы с детьми....

Консультация.Фольклор, его роль в нравственно - патриотическом воспитании.

Консультация для родителей Фольклор, его роль в нравственно - патриотическом....