Методическая разработка проект "Моя семья"
методическая разработка (младшая группа)

Бородаенко Ирина Юрьевна

Формируем у детей первоначальные представления о семье. Воспитываем чувство привязанности и любви к своим родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка проект57.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка проект «Моя семья»

методическая разработка (младшая группа)

Пояснительная записка.

Всем людям на земле любопытно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Методическая разработка «Проект «Моя семья»» – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

Государственно бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 135»

 СПБ Невского района

(ГБДОУ «Детский сад № 135»)

Методическая разработка по

проекту «Моя семья»

Воспитатели:

Бородаенко И.Ю.

г.Санкт-Петербург

Пояснительная записка

Всем людям на земле любопытно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Актуальность темы: Уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».

Методическая разработка «Проект «Моя семья»» – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

Опрос среди детей показал, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья», т.е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Тип проекта: долгосрочный, творческий.

Цель проекта: Формирование у детей первоначальных представлений о семье. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.

Задачи проекта:

1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.

2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении.

3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.

4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

Ожидаемые результаты реализации проекта: 

Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Проявление уважение и заботы ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.

Целевая группа: Воспитатель. Дети младшей группы. Родители.

Место проведения: Структурное подразделение «Детский сад». Возраст детей: 3-4 года.

Сроки проведения: с сентября по апрель

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный 

До участников проекта была донесена важность данной темы; создавалась развивающая среда: были подобраны материалы, игрушки, атрибуты  для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественная литература по теме «Семья».

  • Беседы с детьми по проблеме
  • Определение цели и задач
  • Создание необходимых условий для реализации проект.

2 этап – основной (практический)

Проведение с детьми бесед;

Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.

Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме).

Рассматривание картин, рисование рисунков, изготовление подарков для пап, мам и бабушек.

Совместная работа детей и родителей «Кормушки для птиц», «Генеалогическое дерево», изготовление разных видов кукольного театра, лепбук «Семья». 

  • Беседа с детьми о членах семьи (о братьях и сёстрах);

Д/и «Назови ласково»; д/и «Сложи картинку»

  • Беседа «Я и мой папа», познакомить с профессией папы;
  • Фотовыставка «Мой папа – самый лучший»;
  • Выставка «Кормушки для птиц»
  • Продуктивная деятельность: подарок для папы аппликация «Самолет»;
  • С/р игра «Помощники»; «Водитель», «Пожарные», «Строители»;
  • Беседа «Моя мама», познакомить детей с трудом мамы;
  • С/р игра «Семья», «Мама варит обед», «День рождения», «Магазин», «Больница».
  • Конструирование «Мебель для моей семьи»

д/и «Где что лежит»,

  • Д/и «Как тебя зовут?», «Отгадай, кто тебя позвал? »
  • Игра «Наше настроение».
  • Чтение стихотворений о маме;
  • Пальчиковая игра «Моя семья», «Мама лепит пирожки», «Жили были гномики..»
  • Фотовыставка «Мамины помощники», «Мама, мамочка мамуля».
  • Продуктивная деятельность: подарок для мамы аппликация «Красивый цветочек»;
  • Изготовление родителями атрибутов для театра по мотивам русских народных сказок (колобок, курочка Ряба, репка, гуси-лебеди, Маша и медведь, три медведя);
  • Беседа с детьми о бабушках и дедушках;
  • Чтение рассказов и стихотворений о бабушке, дедушке;
  • Разучивание музыкальных произведений: «Маме песенку пою», «Я пеку, пеку, пеку», «Мамочка моя», «Мы матрешки», «Мамины помощники».
  • Пальчиковые игры по теме «Семья», Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Блинчики»
  • Беседа «Как я помогаю дома»
  • НОД «Домашний труд», «Моя семья», «Моя мама лучше всех»
  • «Просмотр альбома «Наша группа».
  • Продуктивная деятельность: рисование поролоном «Мимоза для бабушки».
  • «Что такое хорошо и что такое плохо?» (игры с сюжетными картинками).
  • Различные лото, домино по теме «Семья».
  • Игра в настольный театр «Репка», «Теремок».

 Чтение художественной литературы:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Гуси-лебеди», «Синяя чашка» М. Матвеева, «Теплый хлеб» К. Паустовский

«Сказка об умном мышонке» С. Маршак,«Цветик-семицветик» В. Катаев

«Мамина работа» Е. Пермяк, «Мамина дочка» В.Белов, «Косточка» К.Ушинский

«Старый дед и внучек» Л.Толстой, «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто

«У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский, «Похищенное имя» Шорыгина Т.А. «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Маша и медведь» и т. Д

Беседы: «Наша дружная семья», «Как мы отдыхаем», «Что такое генеалогическое древо моей семьи»,

Рассматривание «Семейный альбом»

Пополнение предметно-развивающей среды: Макет «Комната для кукол», Ширма театральная, настольная ширма, дидактические игры на тему «Семья», дидактическое пособие ромашка «Наше настроение», альбом «Наша группа», оформление альбома «Моя семья», кукольный театр (на ложках, пальчиковый, платковый, на стаканчиках, на прищепках, из спичечных коробков ), альбом «Папа может», альбом «Мамочка любимая», альбом «Помощники», лепбук «Моя семья», выставка «Гендерное дерево», выставка «Хобби семьи», пособие для сюжетно-ролевых игр «Занимательный куб» («магазин», «ателье», «поликлиника», «почта»).

III этап – заключительный.

  • Обработка результатов по реализации проекта
  • Родительское собрание
  • Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят»
  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении.
  • Консультация для родителей «Что может быть дороже семьи»
  • Выставка «Генеалогическое древо семьи»
  • Выставка детских рисунков «Моя семья»
  • Выставка «Кормушка для птиц»
  • Выставка «Генеалогическое древо».
  • Рассматривание генеалогического древа.
  • Конкурс – выставка «Семейное хобби»
  • Праздник, посвященный 8 марта.
  • Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин», «Почта», «Ателье», «Помощники»; «Водитель», «Пожарные», «Строители».
  • Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.

Месяц

Тема

Задача

сентябрь

Что такое семья?

Формировать у детей представление

 о семье, о нравственном отношении

к семейным традициям, расширять

 знания о ближнем окружении.

октябрь

«Кто в доме хозяин»

Ознакомить с мужскими профессиями, хобби папы.

ноябрь

«Мама, Мамочка, мамуля»

Ознакомить с женскими профессиями, хобби мамы.

декабрь

«Вкусные оладушки у моей бабушки»

Познакомить с ближайшим окружением (бабушка, дедушка).

январь

 «Волшебный сундучок»

Познакомить с традициями и праздниками семьи.

февраль

«Что такое родословная?».

Дать детям представление о их родословной.

март

«Мама, папа, я – дружная семья!»

Формировать представления о совместном труде в семье

апрель

«Вместе весело шагать!»

Формировать представления детей разновидности совместного отдыха детей и родителей.

  • Театрализация по сказкам.
  • Родительское собрание «Что может быть дороже семьи»

Годовое тематическое планирование по методической разработке

 «Проект «Моя семья»

Заключение.

Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. За время реализации проекта «Моя семья» уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился, дети узнали свои корни, узнали, что такое род, родословная, семья. В процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомились с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания. Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор и обогатился словарный запас детей.

За время реализации проекта родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами деятельности своих детей, эмоционально поддерживать своего ребёнка. А главное – родители поверили в успех своих детей, поверили в то, что и их дети могут многое.

Список литературы:

1. Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Кабушко А. Ю. Ознакомление дошкольников с социальным миром. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 224 с. (Модули Программы ДОУ).

2. Дурова Н. В. Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. / Пособие для педагогов, воспитателей и родителей. – М. : Мозаика-Синтез, 2000.

3. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000. – 384с.

4. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к ч. 1 –М. : «Баласс», 1999. -192 с ил.

5. Кудряшова И. Проект «Моя семья» http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-moja-semja-142658.html.

6. Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л.Н. Калмыкова.- Волгоград: Учитель,2014.-247 с.

 7. Ковалько В.И. "Азбука физкультминуток для дошкольников".

8. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей/Куликовская Т.А.- М.:ООО «Издательство ГНОМ и Д»,2007.-64 с.

9. Общение педагога с родителями в ДОУ»: - М.:, 2005.

10. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: - М.: Линка - Пресс, 2007.

11.  Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 3-8 лет».

Приложение 1

Пальчиковые игры

«Оладушки»

Когда мама месит тесто,

Всем так интересно

(одна рука сжата в кулачок, как будто держит кастрюльку, другой делаем движения, словно месим).

Ладушки, ладушки!

(дружно хлопаем в ладоши) .

Что пекли? Оладушки.

(одной рукой как-будто держим сковородку, другой словно льем на нее тесто) .

Раз – оладушек для папы.

(как бы раскладываем оладушки по воображаемым тарелкам).

Два – оладушек для мамы.

Три — … .

Четыре — … .

(называем имена членов семьи).

А Миша-дружок

Получает пирожок!

(сцепляем кисти рук)

Очень вкусно!

«Большая стирка»

С мамой мы белье стирали,

В речке вместе полоскали. (Ребенок трет один кулачок о другой. Ребенок водит раскрытыми ладонями вправо-влево, имитируя полоскание белья.)

Выжали, повесили – (Ребенок сжимает и разжимает кулачки, имитируя развешивание белья.)

То-то стало весело (Ребенок выполняет круговые движения кистями рук, ладони вверх, пальцы разведены в стороны.)

«Оладушки»

Ладушки, ладушки,

Пекла бабушка оладушки,

Маслом поливала,

Детишкам раздавала. (Ребенок хлопает в ладоши, ладони при этом следует держать горизонтально, меняя постоянно их положение: сначала сверху правая ладонь, потом – левая. Ребенок держит правую ладонь горизонтально и стучит по ней собранными щепотью пальцами правой руки.).

Маше – два, (Ребенок вытягивает перед собой обе руки. Ребенок показывает указательные пальцы на обеих руках. И т. д.) .

И Саше – два,

Ванне – два,

И Тане – два.

Всем детишкам раздала.

Ладушки, ладушки

Хороши оладушки

У нашей доброй бабушки. (Дети хлопают в ладоши.)

Мамины помощники.

Всех помощников опять

Надо быстро сосчитать:

Этот брат дрова рубил,

Этот братец щи варил,

Этот брат готовил кашу

На семью большую нашу.

Этот веником махал,

Чисто-чисто подметал,

Ну а этот маленький

Спал у нашей маменьки.

Приложение 2

Театрализованное представление «Репка»

Участвуют: Ведущий, дед, бабка, внучка, Жучка, Мурка, мышка.

Ход представления:

Ведущий: Репку дед посадил, он старался, что есть сил.

Репка выросла на диво, так вкусна и так красива!

Дед: Надо репку уже рвать, бабку надо бы позвать.

         Ну – ка бабка не ленись, и за мною становись!

( Бабка и дед тянут репку)

Бабка: Надо внучку бы позвать, так нам репку не сорвать!

             Очень выросла большая и тяжелая какая!

Ведущий: Стали внучку вместе звать, а потом тянуть опять.

Внучка: Нет, не справимся опять, нашу Жучку надо звать.

               Ну – ка Жучка, не ленись, за подол скорей берись!

Ведущий: Жучка к внучке подбежала и за юбку тянуть стала.

                  Только репка все на месте, нет. Не вытянуть им вместе!

Жучка: гав-гав-гав, что за беда?

             Нужно Мурку звать тогда!

Ведущий: тут и Мурка подоспела, и они взялись за дело!

                   Тянут славно, но беда: ни туда и ни сюда.

Мурка: Кликнуть мышку не мешало б, только что вот туту бежала.

Все вместе: Мышка, мышка не ленись, с нами вместе потрудись.

Мышка: Потрудиться я бы рада. А какая ждет награда?

Мурка: Репки маленький кусочек ты получишь, мой дружочек.

Ведущий: Станем вместе, скажем « Ух».

                   Вытащили репку вдруг.

                  И веселый хоровод возле репки тут пойдет.

(Взявшись за руки, все водят хоровод. Звучит фонограмма «Как у наших у ворот»)

-Ай да репка красота, и кругла ты и вкусна!

Ай-люли, ай люли,

И вкусна ты и кругла!

Да как дед тебя сажал

Как тебя он поливал!

Ай – люли, ай-люли,

как тебя он поливал!

Да как вместе мы взялись

И немножко напряглись!

Ай-люли, ай-люли,

Да как вместе напряглись.

Славный вырос урожай,

Удивили мы весь край.

Ай-люли, ай-люли.

Удивили мы весь край.

Ведущий: Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Приложение 3

Родительское собрание «Что может быть дороже семьи»

Программное содержание:

  • Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
  • Повысить уровень педагогической культуры родителей;
  • Вовлечь родителей в разрешение жизненных ситуаций, семейных конфликтов;
  • Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.

Форма проведения: круглый стол, творческая мастерская

Место проведения: групповая комната

Оборудование: Проектор, магнитофон, магнитные доски, бейджики, бубен, музыка, видеосюжет, стихотворение, презентация (пословицы, диаграммы, из жизни группы), брошюры «Советы на каждый день», благодарственные письма, бумага А3, ножницы, клей, маркеры, заготовки для домика, пиктограммы настроение, лист – опрос «интернет», чаша красивая, сердечки бумажные, листочки, карандаши.

Основной этап:

Столы стоят полукругом, по два одинакового цвета – два синих, два желтых и т.п. Пока родители собираются, звучит тихая спокойная музыка. Им предлагается написать на бейджике имя, которое было бы удобно для общения на собрании.

Вступительное слово воспитателя по теме

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Чтобы нам было легко и удобно общаться, у всех есть бейджики с именами. Листочки и карандашики помогут вам без труда записать какую-то мысль или вопрос, с которым вы хотели бы обратиться к родителям или к нам.

Итак, тема нашей встречи «Что может быть дороже семьи!». И, конечно же, у каждого из нас есть свои день семьи, который наверняка все помнят и некоторые даже празднуют его в кругу семьи, привлекая тем самым детей к главным человеческим ценностям. Я думаю многие, согласятся, с тем, что человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

Блиц-опрос родителей «Что такое семья?»

В словаре Ожегова написано: «Семья — это организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью». Согласитесь, звучит сухо, официально и не очень привлекательно. Так что же такое, по- вашему мнению, семьяПредлагаю поиграть в игру «Веселый бубен». Пока звучит музыка, бубен катится по рукам, музыка закончилась – у кого в руках бубен, тот высказывает свое мнение «Что такое семья?» (3-4 мнения родителей). Мы задали этот же вопрос нескольким ребятам, давайте послушаем, что они скажут (видеосюжет мнение 3-4 детей). Предлагаю объединить мнения родителей и детей, прочитав замечательное стихотворение (по строчке):

1. Семья – это счастье, любовь и удача,

2. Семья – это летом поездки на дачу.

3. Семья – это праздник, семейные даты,

4. Подарки, покупки, приятные траты.

5. Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

6. Мечты о хорошем, волнение и трепет.

7. Семья-это то, что мы делим на всех.

8. Всем понемножку и слезы, и смех.

9. Взлет и падение, радость, печаль,

10. Дружбу и ссоры, молчанья печать.

11. Семья – это труд, друг о друге забота.

12. Семья – это много домашней работы.

13. Семья – это важно! Семья – это сложно!

14. Но счастливо жить одному невозможно!

15. Семья – это счастье, семья – это дом.

16. Где любят и ждут и не помнят о злом.

Народная мудрость

Долгие века из поколения в поколение передавалась народная мудрость. Много разных пословиц и поговорок есть о семье, часто и мы их употребляем в речи, давайте сейчас мы их попробуем вспомнить. А помогут нам в этом подсказки. Начало пословицы или поговорки будет предложено, вам надо будет вспомнить ее окончание.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

За общим столом еда вкуснее.

Материнская молитва со дна моря достает.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

При солнышке тепло, при матери добро.

Семьей дорожить — счастливым быть.

У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.

Вместе тесно, да врозь скучно.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

В гостях хорошо, а дома лучше.

В своем доме и стены помогают.

Творческая мастерская «Дом, который построим мы!»

Сейчас мы с вами попробуем сами стать строителями и построить дом, под названием «Семья». Для этого нам нужно разделиться на строительные бригады по 3-4 человека – цвет стола вам подскажет. Все необходимое на подносах. У каждой строительной бригады есть «фундамент», 4 кирпича – для строительства стен, крыша. Задача: заложить фундамент, то есть выбрать то, что, по вашему мнению, главное в строительстве семьи (подписать, приклеить), затем 4 кирпича – немаловажные понятия, которые держит и укрепляют семью. Но строительство здания заканчивается, когда возводится крыша. Прислушайтесь к себе, своему внутреннему эмоциональному состоянию. Выберите «пиктограмму настроения» и приклейте его на крышу – итог вашей работы. И приготовьте несколько предложений, чтобы рассказать о своем доме.

Памятки родителям «Советы на каждый день»

Итак, дом наш построен, надеемся, в нем всегда будут присутствовать и любовь, и понимание, и дружба, и хорошее настроение! А мы продолжаем дальше! Проанализировав анкеты «Семейные традиции», которые вы заполняли, можно сделать некоторые выводы. Внимание на экран. (комментарии по диаграммам). Думаем, вы сами увидели, что большая часть родителей заинтересованы к приобщению детей и традициям, и к общим увлечениям. Но все такие есть, на что обратить внимание. Брошюрки «Советы на каждый день» помогут в некоторых вопросах. Мы сами часто пользуемся этими советами в своей семье (раздать).

Рефлексия

Подвести итоги нашей встречи нам поможет вот эта чаша. Представьте, что эта чаша – душа ребенка. У каждого из вас есть сердечки – напишите черту характера, качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка, которое, по вашему мнению, поможет ему в жизни, и поместите его в чашу. Будем очень надеяться, что все пожелания сбудутся (кладут сердечки). Чтобы эта чаша не разбилась, взрослые, которые окружают ребенка, должны быть добрыми и требовательными, ласковыми и терпеливыми.

Вручение благодарственных писем

А сейчас о приятном. Мы говорим спасибо всем родителям, за активную позицию в жизни группы в учебном году. И надеемся на дальнейшее сотрудничество. Хочется отметить самые активные семьи - по итогам Дерева Добрых Дел.

Обмен мнениями, обсуждение, планы

Итог

Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Желаем, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они когда вырастут, заботились о васПожалуйста, оставьте отзыв, напишите несколько слов, впечатлений о сегодняшней встрече.

Приложение 4

 Конспект непосредственно–образовательной деятельности

«Я и моя семья»

Программное содержание:

-формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;

-воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью;

-закрепить представление детей о составе семьи и родственных отношениях;

-формировать умение отгадывать загадки на слух, выделяя значимые характеристики.

Предварительная работа: чтение рассказа  Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка»;

-заучивание фамилии, имени, отчества, профессии родителей;

-наблюдения и запоминания, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.

Методы и приёмы:

Практический: дидактические игры

Наглядный: фотографии, картинки

Словесный: ситуативный разговор

Материал: фотографии членов семьи (семейное фото),книги с иллюстрациями животных, мяч, цветные карандаши, бумага, магнитная игра - пазл «Обязанности в семье».

Ход НОД:

Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас проводится фотовыставка «Моя семья». Как вы думаете, что такое семья?(это папа, мама, брат, сестра, дедушка, бабушка)

-Я вам приготовила интересные загадки, догадайтесь, о ком они:

Он научит нас пилить,

И игрушки мастерить,

Раньше, не жалея сил

Папу нашего учил.

Кто он — это не секрет

Самый лучший в мире...(дед)

 

Мастерица на все руки,

Её любят дети, внуки.

Всем она помочь успеет,

Всех поймёт и пожалеет!

(бабушка)

 

Идут два человека

Одного отца, матери дети,

Меж собой не братья (сёстры)

-Кто хочет рассказать о своей семье? Как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают? (дети по желанию подходят к фотографии своей семьи, рассказывают, кто изображен и как зовут членов семьи).

Физкульт. минутка «Кто приехал?» (пальцы обеих рук складываются кончиками вместе).

-Кто приехал?- большими пальцами

-Мы, мы, мы-4-мя пальцами, кроме больших

-Мама, мама, это ты?-большими пальцами

-Да, да, да-указательными пальцами

Папа, папа, это ты?-большими пальцами

Да, да, да-средними пальцами

-Братец, братец, это ты?-большими пальцами

-Да, да, да-безымянными пальцами

-Ах, сестричка, это ты?-большими пальцами

-Да, да, да-мизинцами

-Все мы вместе, да, да, да-всеми пальцами

Воспитатель: -Ребята, а вы заметили, что все дети, когда рассказывали о своей семье, улыбались? Кто догадался, почему дети улыбались?(потому что дети любят всех в своей семье, когда папа и мама рядом, всегда хорошее настроение, радость, счастье, приятно вспоминать тот день, когда все вместе фотографировалась).

Воспитатель предлагает детям иллюстрации из детских книг, где изображены семьи животных и птиц (петух, курица, цыплята; кошка с котятами; птица с птенцами в гнезде и т. д.)

-Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинках изображена семья? Почему? Что чувствуют цыплята рядом с петухом курицей?

-Правильно, и животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, дети радуют родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детеныши радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них.

Дидактическая игра-пазлы «Давайте справедливо распределим обязанности» (на магнитной доске воспитателем выкладывается картинка с определенным членом семьи, а дети по очереди подставляют правильные картинки с ответами)

отец-зарабатывает деньги, делает ремонт

мама-зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, ухаживает за детьми, гладит белье и т. д.

Сын-убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, пылесосит

дочь-моет и вытирает посуду, пыль, ухаживает за цветами, делает уроки

бабушка-вяжет, стирает, помогает маме, печет пироги, гуляет с внуками...

-А теперь мы с вами поиграем в игру с мячом «Кто как трудится в вашей семье» (договаривать: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат, я)

-ходит на работу

-зарабатывает деньги

-ходит в магазин за покупками

-готовит пищу

-вытирает пыль

-убирает в доме

-играет

-читает

-шьёт

-проверяет уроки

-учит уроки

-ухаживает за цветами

-моет посуду

-гладит

-стирает

-мастерит

-Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? (не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать...)

В конце занятия, как подведение итогов, дети рисуют свою семью. Рисунки выставляются рядом с семейными фотографиями.

-Вот и закончилось наше занятие. Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

-Чтобы вы хотели пожелать своей семье? (пожелания детей своей семье)

Приложение 5

Конспект  непосредственно-образовательной деятельности «Моя мама лучше всех»

Цель: Формировать правильное  представление о роли матери.

Задачи:

- продолжать формировать представление о семье,  вызывать желание рассказывать о маме;

- учить отвечать на вопросы, подбирать к существительным слова – действия (глаголы), слова – определения (прилагательные);

- развивать навыки общей и мелкой моторики;

- создавать радостное эмоциональное настроение, желание подарить поделку маме;

- воспитывать положительные эмоции от результата своей работы.

Предварительная работа: Чтение стихотворений о маме, рассматривание иллюстраций и фотографий своих мам; заучивание имени и отчества мамы, составление рассказа о своей маме, рассматривание строения цветка розы. Беседы: «Моя мама лучше всех», «Я и моя семья», «Как я помогаю маме », «Профессии родителей».

Оборудование: игрушка - белочка, пластилин, дощечки, палочки-стебельки для цветов, фотографии мам, фонограмма песни « Мама для мамонтёнка ».

Ход НОД:

1.Оргмомент (дети стоят в кругу)

Воспитатель: Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

2.Сюрпризный момент и мотивация

(Слышен стук в дверь. Воспитатель подходит к двери)

Воспитатель:  Кто-то стучится к нам в дверь (из-за двери выглядывает голова игрушки). Дети, кто это?  Пригласим белочку? ( Воспитатель побуждает  детей пригласить белочку, поздороваться и познакомиться с ней). Ты одна, белочка? Тебе разрешили погулять?

Белочка: Мне мама и папа разрешили сходить к вам в гости и сразу вернуться. А это кто на фотографиях? (Белочка обращает внимание на фотографии мам).

Дети отвечают.

Воспитатель: Да, белочка - это мамы ребят. А ты с кем живёшь?

Белочка: С мамой и папой. Я их очень люблю. А вы любите своих родителей? А они вас? Я расскажу вам о моей мамочке. Она у меня самая любимая, милая, заботливая, трудолюбивая, добрая, красивая.

А чья это мама?  Как тебя зовут, девочка? Расскажешь мне о своей маме? Присаживайтесь ребята на стульчики, а София расскажет белочке о своей маме. (Как зовут маму? Какая она? Где она работает? Кем? Кто она по профессии?). Дети рассказывают белочке. (5-7 человек).

Белочка: А вы дома помогаете своим мамам? Вот я помогаю своей маме. Я всегда после игры убираю игрушки, подметаю пол, застилаю свою постель, помогаю маме собирать на зиму грибочки и орешки. ( Дети рассказывают белочке, как они помогают мамам).

Воспитатель: Белочка, а мы с ребятами  знаем стихотворение о том,  как мы маму любим и ей помогаем, выходите в круг, расскажем белочке.

Физминутка «Маму я свою люблю». Стихотворение рассказывают руками.

Маму я свою люблю,

Я всегда ей помогу:

Я стираю, полоскаю,

Воду с ручек отряхну,

Пол я чисто подмету,

И дрова ей наколю.

Маме нужно отдыхать,

Маме хочется поспать,

Я на цыпочках хожу, и ни разу,

И ни разу ни словечка не скажу.

Воспитатель: Ребята, а какие подарки любят больше всего ваши мамы? (Конфеты, цветы.)

А кто им дарит подарки? (папа, бабушки, дедушки, тёти, дяди, дети).

Воспитатель:  Детям надо как можно чаще радовать мам своим вниманием, заботой, подарками, сделанными своими руками.

Мы можем  порадовать мамочек и вылепить красивый цветок (розу). Вы для своих мам будете лепить, а я для белочки слеплю, пусть она тоже подарит своей маме. Дети  самостоятельно лепят (играет тихо фонограмма песни «Мама для мамонтёнка»).

Итог НОД:

Воспитатель: Ребята, о ком мы сегодня говорили? (о наших мамах).  Какие красивые вы сделали для них цветы. Когда вы подарите свои работы, обратите внимание, как засветятся радостью глаза мамы. Белочка, вот тебе розочка, порадуй свою маму.

Белочка: Спасибо, до свидания!

Воспитатель: Подарки маме можно делать каждый день, ведь она это заслужила. Иногда маму нужно обнять и поцеловать, сказать ей ласковое слово, а иногда надо помочь ей вымыть посуду или убрать со стола, а иногда просто убрать за собой игрушки или аккуратно сложить свои вещи. А иногда надо дать маме отдохнуть и не мешать ей своими шумными играми.

Приложение 6

Дидактические игры

Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.

Воспитатель: — Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы.

Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодиться.

Дидактическая игра «Где что лежит?»

Цель: учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком; закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить. Например:

— «Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу).

Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу)

Вова вымыл руки и положил мыло …Куда? (В мыльницу)

Дидактическая игра «Семья»

Цель: формирование у детей понятий о семье.

Задачи:

- закрепить у детей представления о семье, ее членах;

- воспитывать у детей любовь, ласковое и чуткое отношение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;

- развивать коммуникативные навыки детей;

- воспитывать уважение к повседневному труду родителей;

- воспитывать чувства семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте).

Предварительная  работа

Рассматривание  сюжетных картинок о семье, беседа с  детьми на тему: «Моя семья», «Чем занимаются члены твоей семьи?».

Словарь:

Активизировать в речи употребление глаголов: стирает, варит, покупает, убирает, катается, играет, ловит и т.д.

Коррекционная работа: гимнастика для глаз «Ослик».

Оборудование:

Силуэт Лунтика, сюжетные картинки с изображением семьи, мамы, папы, сестры, брата, бабушки, дедушки, дяди, тёти; предметные карточки с изображением «Что делают родственники?».

Ход игры:

Сюрпризный момент:

- Ребята сегодня к нам придёт необычный гость. Жил он на луне совершенно один, и ему было очень грустно от того, что у него не было семьи. Вы уже догадались кто это?

Воспитатель:

- Давайте позовём его! (Лунтик, Лунтик)

Лунтик:

- Здравствуйте ребята! Я очень рад видеть всех вас! Недавно я прилетел на землю,и здесь у меня появилось много друзей. Сейчас я живу вместе с ними в сказочной стране. А вы ребята с кем живёте?

(ответы детей)

Воспитатель:

- А как, назвать, одним словом?

Лунтик:

- А что такое семья?

Воспитатель:

- Ребята давайте покажем Лунтику на пальчиках, что такое семья? Динамическая пауза (дети имитируют движения).

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья.

Лунтик:

- Что такое семья я понял!

Воспитатель:

- Лунтик, а сейчас ребята расскажут тебе как интересно и весело жить в семье! Ребята я раздам вам большие карточки с изображением мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры, тёти и дяди. Маленькие карточки с предметами, на которых нарисовано, что делаю родственники мы положим в мешочек. Каждый из вас по очереди будет брать из мешочка по 1 маленькой карточке и говорить, что будет делать тот родственник, большая карточка с которым лежит у него. Например: «Бабушка сегодня будет играть со мной в хоккей!». Если такого в жизни никогда не было, карточка возвращается в мешочек, если было – выкладывают на карточку с изображением бабушки. Затем с мешочка маленькую карточку вытягивает следующий игрок и т.д. Игра заканчивается если закончились маленькие карточки.

Гимнастика для глаз «Ослик».

Ослик ходит, выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю лег.

Обвести глазами круг.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Посмотреть влево — вправо.

Влево — вправо.

Посмотреть вниз.

Посмотреть вверх.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

Воспитатель:

- Лунтик, теперь ты знаешь, что делают родственники в каждой семье!

Лунтик:

- Спасибо, ребята! Я решил никогда больше не улетать на луну! У меня нет папы и мамы, но в своей сказочной стране появились бабушка Капа и дедушка Шер. Они очень полюбили меня и стали моей семьёй. Что-то я задержался у вас, побегу я быстрей к бабушке и дедушке! До свидания ребята! Ещё увидимся!

Воспитатель:

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно! 

Приложение 7

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цель: обогащение социально-игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету «Семья».

Программное содержание:

Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи.

Развивать интерес к игре.

Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.

Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи.

Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими.

Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители.

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.

обогащать социально – игровой опыт детей по сюжету «Семья» по ситуации – дочка заболела, поход в поликлинику, поход в парикмахерскую, поход в магазин.

учить выбирать удобное место для игры и организовывать игровую обстановку, подбирать необходимый игровой материал и атрибуты.

развивать ролевую речь; (коммуникативные действия)

побуждать развивать несложные сюжеты с 2-3 ситуациями (посещение врача, покупка лекарств в аптеке, посещение парикмахерской и магазина).

формировать доброжелательные взаимоотношения. Личностные универсальные учебные действия.

Игровые роли:

Мама, Папа, Дочка (кукла)

Врач, Регистратор, Мед. Сестра, Аптекарь

Парикмахеры

Продавцы, кассиры, директор магазина

Посетители

Ход игры:

1. Беседа: Сегодня мы поиграем в игру «Семья». Недаром говорится в народе: «Вся семья вместе и душа на месте».

- Как вы думаете, что такое семья? Кто есть в семье?

- Какие обязанности у папы?

- Какие обязанности у мамы?

- Что делает их ребенок?

- Расскажите, как вы заботитесь о своих близких, как помогаете им?

- Дети, а если кто – то из членов вашей семьи заболел, что вы будете делать? (Обобщаю ответы детей) .

2. Стук в дверь. Приносят куклу Машу, которая просит проводить ее домой к маме и папе. Она капризничает, потому что у нее болит горлышко.

- Дети чтобы не огорчать куклу Машу, давайте мы станем ее семьей и позаботимся о ней.

Машу нужно срочно сводить к врачу! Правильно? (Ответы детей)

А ещё наша семья и другие посетители будут ходить в магазин и парикмахерскую. Для чего люди ходят в магазин (обобщаю ответы детей, а в парикмахерскую (обобщаю ответы детей?

- Как вы думаете, с чего мы начнем игру?

3. - Правильно, сначала распределим, кто будет папой, кто мамой, кто врачом, ведь кукла больна. Кто будет помогать врачу, будет медсестрой? Аптекарем? Кто будет работать парикмахером? Продавцами? Кассирами? Директором магазина?

(распределение ролей по желанию детей)

- А что еще нужно для игры?

- Правильно, надо выбрать место для игры.

(Выбор места игры)

- Действительно, в кукольном домике нам удобно будет играть.

4. Папа с мамой и маленькой дочкой Машенькой живут в этом домике. Сегодня выходной день.

- Что делает утром мама? (готовит завтрак)

- Что делает папа? (занимается с ребенком) .

Доченька Машенька капризничает, плачет. (В роли куклы Машеньки воспитатель)

- Как вы думаете, дети, почему плачет Маша? (Она больна)

- Мама и папа может у вашей дочки высокая температура?

- Что нужно сделать?

Мама трогает ладошкой лоб Машеньке, просит папу принести градусник. У ребенка высокая температура. Мама и папа обеспокоены.

- Что же предпринять, ребята, папе и маме? (вызвать врача)

Папа берет телефон и вызывает врача

Диалог папы с врачом поликлиники

Папа: Здравствуйте, можно вызвать врача на дом?

Врач: Что у вас случилось?

Папа: Дочка заболела. У нее высокая температура.

Врач: Назовите ваш адрес?

Папа: ул. 8 марта, дом 5, кв. 8

Врач: Ждите, выезжаем.

Приезжает врач.

(Папа встречает врача и приглашает в дом)

- Дети, что сначала должен сделать доктор? (Помыть руки)

Доктор осматривает девочку (глазки, ушки, горлышко) ставит градусник, затем делает укол, выписывает рецепт и просит завтра прийти в поликлинику к врачу-педиатору.

Мама укачивает дочку.

Папа идет в аптеку за лекарством.

- Ребята, кто из вас был в аптеке? Как называется профессия людей, которые работают в аптеке?

- Здравствуйте.

- здравствуйте.

- У вас есть это лекарство? (Протягивает рецепт аптекарю)

-Да. 4 рубля.

- Пожалуйста. (Протягивает в окошечко деньги)

- Возьмите лекарство.

- До свидания

Машу поят сиропом. Укладывают спать. Она здорова.

5. – Дети, вам понравилась игра?

- Что понравилось тебе, Софья? Артем? И т. д.

- Были ли у вас такие случаи дома?

- Как вели себя врачи «Скорой помощи»?

- Хотели бы вы еще поиграть в эту игру?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Роль семьи в воспитании ребенка"

                                «Роль семьи в воспитании детей».Воспитание подрастающего поколения в демократичес...

Методическая разработка : "Моя семья".

Формирование представлений о семье, и ее членах....

Методическая разработка "День семьи, любви и верности"

Конспект развлечения для детей дошкольного возраста....

Методическая разработка "Неразлучная семья-взрослые и дети"

Семья – самое главное в жизни каждого человека. Семья – это те люди, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра. Именно в семье мы учимся любви, ответстве...

Методическая разработка "Моя семья"

Непрерывная образовательная деятельность "Моя семья"Обощение эмоционально-чувственного опыта детей в процессе взаимодействия с другими людьми....