Этикет(правила) поведения в коллективе
консультация

чему необходимо научить  ребенка, как  вести себя с окружающими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket_povedeniya_v_kollektive.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Этикет(Правила) поведения в коллективе

В три-четыре года ребенку доступны некоторые несложные формы организованного поведения — не разговаривать громко, не толкать прохожих. Дети этого возраста могут дружно играть со сверстником, способны поделиться игрушкой, проявить заботу. Пятилетние дети могут оценивать свои и чужие поступки, поэтому особенно важно формировать в них восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. У них появляются оценочные суждения о собственном поведении: «Я вел себя хорошо»; «Своим поступком я огорчил бабушку». Он испытывает стыд за то, что плохо себя вел, за то, что обидел товарища или подвел маму, не выполнив своего обещания, и т. д. Пятилетние дети тянутся к совместной деятельности со сверстниками, участвуют в общем замысле игры и подчиняются ее правилам. Основой таких отношений являются общительность, умение сопереживать, способность оказать помощь.

Таким образом, любое наше действие, любой наш, родительский поступок должен иметь глубокую воспитательскую направленность. Мы не имеем права никогда, ни на минуту терять чувства своей родительской ответственности перед детьми. Даже в мелочах.

Взрослые не должны допускать проявления ребенком таких качеств, как назойливость, развязность, бесцеремонность, дерзость, жадность, потребительство, леность, лживость, эгоизм, тщеславие, тормозящих его нравственное развитие.

 К семи годам у детей проявляется еще более высокая осознанность поступков. В этот период особенно важно формировать у них критическое отношение к тому, что недозволенно, использовать ситуации, когда ребенок может дать оценку собственным действиям. Полезно, чтобы взрослые побуждали ребенка оценивать тот или иной его поступок: «Кому ты помогал сегодня в детском саду?»; «Как ты думаешь поступить в этом случае? Почему?»; «Как бы ты поступил на месте этого мальчика?»; «Что сказал бы папа о твоем поступке?». Старший дошкольник способен руководствоваться в своих действиях такими мотивами, как: «Мама будет недовольна. Значит, это нельзя»; «Не могу, папа не разрешит»; «Хотелось бы, но за это не хвалят».

В период старшего дошкольного детства, когда понятия «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» воспринимаются уже осмысленно, необходимо добиваться, чтобы ребенок придерживался основных правил поведения как в присутствии взрослых, так и в их отсутствие. Это важно потому, что в скором времени дети поступят в школу, где от них потребуется большая самостоятельность со взрослыми и сверстниками на уроках и в повседневной жизни. Какими нравственными установками он будет при этом руководствоваться, зависит от его воспитанности. В этот период у детей формируют ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, доброжелательность, общительность, т. е. те качества, которые помогут ему правильно вести себя в дальнейшем. Поэтому особое внимание уделяется умению считаться с мнением окружающих, при необходимости уметь отстаивать свои взгляды без ссор и конфликтов.

В этот период детей знакомят с простейшими правилами поведения в детском коллективе. Стараются воспитывать положительные взаимоотношения — умение играть рядом, не мешая друг другу, учат приветливо здороваться, прощаться, благодарить, обращаться с просьбой, правильно пользоваться ' игрушками: не разбрасывать и не портить их, аккуратно убирать на место. Малышей приучают соблюдать чистоту и порядок, следят за тем, чтобы они старательно вытирали ноги, не сорили, не проливали на пол воду при умывании.

У детей постарше продолжают совершенствовать культурно-гигиенические навыки. Их приучают самостоятельно, аккуратно есть, пережевывать пищу не торопясь, спокойно сидеть за столом, не крошить хлеб. Они должны уметь пользоваться салфеткой, вытирать ею губы, пальцы. С помощью взрослых Дети усваивают, что во время умывания необходимо засучить Рукава, иначе замочишь одежду, вытираться досуха, учатся пользоваться мылом. Малышей приучают замечать неполадки во внешнем виде и самим их устранять, обращаться за помощью к взрослому лишь в случае необходимости.

Постепенно дети осваивают несложные правила организованного поведения: не затевать возню, не мешать окружающим криком и шумом. Детям разъясняют, как они должны вести себя в вестибюле, в умывальной комнате, столовой, спальне, во время прогулки на участке и на улице, в общественных местах и дома.

Продолжается работа и по воспитанию вежливости: детей приучают называть взрослых по имени и отчеству, обращаться к ним в вежливой форме, не забывать благодарить, здороваться, прощаться.

Формируя культуру взаимоотношений между детьми, взрослые должны воспитывать у них умение дружно играть, сообща пользоваться игрушками и книгами, при необходимости уступать их друг другу, прививать умение оказывать внимание сверстникам, проявлять заботу о маленьких. Взрослые стараются вызвать у детей чувство симпатии, отзывчивости, доброжелательности к сверстникам и окружающим. Все это должно стать нравственной основой поведения.

Старшие дошкольники при целенаправленном воспитании приобретают прочные навыки вежливости: приветливо здороваются и прощаются со всеми взрослыми и сверстниками, без напоминания взрослого называют заведующего детским садом, воспитателей, няню, знакомых, соседей, родственников по имени и отчеству. Педагог и родители закрепляют у детей умение выслушивать взрослого внимательно выполнять их требования, вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услугу, при необходимости предложить свою помощь. Эти элементы этикета в отношениях с окружающими свободно постигают старшие дошкольники. Их приучают дружить с товарищами, с уважением относиться к труду и отдыху старших, проявлять заботу о маленьких, оказывая помощь в раздевании и одевании, развлекая игрушкой малыша.

Правила, регулирующие общение детей, заметно возрастают. Детей приучают справедливо разрешать споры и разногласия, дружелюбно напоминать сверстнику правила поведения, самому отвечать за ошибки, не перекладывая свою вину на других, постепенно подводят к умению выполнять правила поведения в отсутствие взрослых.

В этот период детей учат культуре поведения в общественных местах: вести себя сдержанно, не привлекая к себе внимания посторонних, разговаривать негромко, соблюдать порядок, чистоту, уступать место старшим. Большое внимание уделяется воспитанию у детей культуры речи: умению отвечать на вопросы полным ответом, с хорошей дикцией и ясным произношением; задавать вопросы, четко формулируя мысль и употребляя вежливые формы обращения; вступать в разговор со взрослыми, поддерживать беседу. Детей обучают разговаривать приветливо, в Доброжелательном тоне, первыми здороваться со знакомыми, прощаться, вежливо благодарить за оказанную услугу, за помощь или заботу; проявлять внимание и предупредительность к пожилым людям, родителям (поднять оброненную вещь, придержать дверь и пропустить вперед себя, предложить помощь и т. д.). Им прививают умение вести себя в общественных местах, не нарушая покоя окружающих и не привлекая к себе их внимания, по необходимости уступать место взрослым.

Важно учить относиться детей к общественному имуществу, как к своей личной вещи. Воспитатель объясняет детям: «Все, что имеется в детском саду — игрушки, посуда, мебель — твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем. Вот это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно». Там, где эта мысль внушается постоянно, дети быстро овладевают прочными навыками правильного обращения со всеми окружающими их предметами. Формирование бережного отношения к общественному имуществу тесно связано с воспитанием коллективистских черт. Только тогда, когда в сознании ребенка понятия «я», «мое» постепенно, в результате взаимодействия со сверстниками, расширяются до понятий «мы», «наше», он начинает бережно относиться к вещам, принадлежащим другим.

Необходимо приучать правильно, обращаться с учебными пособиями. Правильное обращение с материалами и пособиями, которые необходимы для различных занятий — рисованием, лепкой, аппликацией и др., важная задача в подготовке ребенка к школе. Необходимо своевременно учить его экономно расходовать бумагу и клей, пользоваться простым и цветными карандашами, кистью и красками и т. д., содержать все это в надлежащем порядке.

Также особое внимание следует уделять правильному обращению с книгой.

С первой встречи ребенка с книгой важно вызвать уважительное отношение к ней. Книга — одно из сокровищниц духовного богатства человека. Книги делают нас умнее и взрослее. Книги нас учат, забавляют, радуют.

На протяжении дошкольного детства ребенок должен твердо усвоить правило обращения с книгой:

— береги книгу: не пачкай ее, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не смачивай палец слюной. Не играй с книгой, она от этого портится;

— после того как посмотрел и почитал книгу, не забудь положить ее на место;

— правильно храни книгу в специально отведенном для нее месте — в книжном шкафу или на полке;

— если заметил, что книга не в порядке, почини ее сам или с помощью взрослого.

На пятом году жизни дети приобретают навыки, помогающие им организовать свою деятельность, готовить все необходимое для игры, труда или занятия; определять свое место, чтобы было удобно, не мешать другим. Если ребенок не приучен к этому, то его деятельность утрачивает целенаправленность и зависит от случайности.

Если мы вовремя не воспитаем у ребенка умение готовиться к предстоящим делам, то отсутствие этого ценного навыка скажется и в дальнейшем, когда он станет школьником. Полезно разъяснить, что любая деятельность требует определенной подготовки: надо предвидеть, какие игрушки или пособия потребуются. Лишний раз напомнить, чтобы ребенок не начинал дело, пока не убедится, что все необходимое приготовлено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Этикет. Правила поведения за столом"

Консультация для родителей "Этикет. Правила поведения за столом"...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ " ЭТИКЕТ.ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ"

В презентации  дается классификация посуды, её назначение, детям  даются простейшие правила поведения за столом....

Презентация: Этикет. "Правила поведения за столом"

Прививать культуру поведения за столом. Развивать культурно-гигиенические навыки . Воспитывать опрятность....

Конспект занятия «ЭТИКЕТ. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ»

конспект по речевому развитию...

Консультация для родителей "Нескучный детский этикет: правила поведения со взрослыми"

Консультация для родителей "Нескучный детский этикет: правила поведения со взрослыми"...

Фото-кейс «Этикет. Правила поведения ребенка в гостях »

Цель :  Научить ребенка правильно вести себя в гостях....