«Особенности формирования звуковой культуры речи детей 4-5 лет»
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Цель: Повысить уровень компетентности педагогов и специалистов ДОУ с целью эффективности педагогического воздействия при воспитании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников с учетом ФГОС.
Задачи:
- Расширение знаний педагогов и специалистов ДОУ по формированию звуковой культуры речи у дошкольников.
- Ознакомление педагогов и специалистов ДОУ с особенностями усвоения детьми звуковой стороны речи на разных возрастных этапах (от 2 до семи лет), основными задачами, содержанием и методикой работы.
- В соответствии с ФГОС образовательная область “Речевое развитие” включает в себя –
- овладение речью как средством общения и культуры,
- обогащение активного словаря,
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,
- развитие речевого творчества,
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zkr_4-5let.docx | 52.73 КБ |
zkr_4-5.pptx | 266.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА»
«Особенности формирования звуковой культуры речи детей 4-5 лет»
Подготовила
воспитатель:
Псел Е.А.
Покачи
2021
Цель: Повысить уровень компетентности педагогов и специалистов ДОУ с целью эффективности педагогического воздействия при воспитании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников с учетом ФГОС.
Задачи:
- Расширение знаний педагогов и специалистов ДОУ по формированию звуковой культуры речи у дошкольников.
- Ознакомление педагогов и специалистов ДОУ с особенностями усвоения детьми звуковой стороны речи на разных возрастных этапах (от 2 до семи лет), основными задачами, содержанием и методикой работы.
- В соответствии с ФГОС образовательная область “Речевое развитие” включает в себя –
- овладение речью как средством общения и культуры,
- обогащение активного словаря,
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,
- развитие речевого творчества,
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и т.д.
Речь — это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.
Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом
- правильное произношение звуков,
- правильное произношение слов,
- громкость и скорость речевого высказывания,
- ритм,
- паузы,
- тембр,
- логическое ударение и пр.,
- нормальное функционирование речедвигательного аппарата,
- нормальное функционирование слухового аппарата,
- наличие полноценной окружающей речевой среды. (5 слайд)
Часто воспитатели работу по формированию правильной речи у детей и предупреждение недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Но воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи.
В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи
- формирования у них правильного звукопроизношения,
- четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами,
- развития голосового и речевого аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз),
- выработки умеренного темпа речи,
- формирования правильного речевого дыхания,
- формирования навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.),
- воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха.
Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:
1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);
2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).
Работа по формированию звуковой культуры речи проводится в различных формах:
- на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи;
- различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание других занятий;
- отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
- интегрированные занятия со специалистами ДОУ;
- дополнительная работа по звуковой культуре речи включается в режимные моменты (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).
Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука. На прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные(с произнесением слов),сюжетно-ролевых, словесные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей. (9 слайд)
Используется разнообразный речевой материал:
- звукоподражательные слова, потешки, поговорки, половицы, чистоговорки, скороговорки, стихотворения, небольшие сказки, рассказы;
- специальные игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов;
- сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, видеофильмов, презентаций, диапозитивов, театров, диафильмов и т.д..
Работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного), грамматического строя, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе.
Формирование звуковой культуры речи детей в средней группе (от четырех до пяти лет).
Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей пятого года
Воспитание звуковой культуры речи в средней группе проводится с учетом тех навыков, которые были получены детьми в младших группах. На данном возрастном этапе педагог учит детей правильно и четко произносить все звуки родного языка (На пятом году жизни у большинства детей, при систематических и планомерных занятиях в предшествующих группах, завершается процесс овладения звуками родного языка.). Необходимо уделять особое внимание сложным звукам: свистящим, шипящим, звукам [л] и [р]; отчетливо произносить слова и фразы;
формировать навык умелого пользования интонационными средствами выразительности (пользоваться умеренным темпом речи, менять громкость своего голоса с учетом содержания высказывания). Формировать высокий уровень развития у дошкольников речевого слуха, который дает им возможность и самим шире применять разные средства выразительности: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова и группы слов, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому, точно использовать литературные нормы произношения слов.
Развивать речевое дыхание (удлиняется выдох, гласные звуки они способны произносить в течение 3-7 секунд, свободный выдох при дутье на султанчик несколько короче — от 2 до 5 секунд, дети произносят фразы, состоящие из большего количества слов).
Совершенствовать работу артикуляционного и голосового аппаратов (достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата у детей этого возраста дает им возможность осуществлять более точные движения языком, губами, которые создают условия для правильного произношения трудных звуков).
Развивать фонематическое восприятие (формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического восприятия). Сформированность фонематического восприятия имеет большое значение не только для правильного овладения звуками, дикцией, но и для подготовки детей к усвоению грамоты. Дети способны узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Дети вслушиваются в слова, пытаются найти сходство в их звучании (они способны и сами подбирать близкие по звучанию слова), при интонационном выделении звука могут установить его наличие в слове, часто играют со звуками, неоднократно повторяя заинтересовавшие их, порой даже бессмысленные звукосочетания.
Воспитатель продолжает развивать речевой слух (развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса в речи взрослых, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные интонационные средства выразительности, дети неплохо подражают взрослым, точно передавая их интонацию, улавливая на слух различные оттенки их речи).
Ребенок к концу года должен уметь:
- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах и во фразовой речи;
- различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие;
- делить слова на слоги;
- дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;
- определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного);
- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание.
Развитие звуковой культуры речи на музыкальных занятиях.
Особое внимание следует обратить на возможность использования музыкальных занятий в работе над звуковой культурой речи. Эта работа должна проводиться согласованно воспитателем и музыкальным работником, так как отдельные элементы музыкального занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения) развивают у детей речевой слух, речевое дыхание, голос, дикцию, темп, ритм и интонационную выразительность речи.
Музыкальный работник может во многом помочь в развитии звуковой культуры речи детей, правильно используя различные части музыкальных занятий для достижения поставленной цели.
Так, развитию речевого слуха способствуют попевки, проводимые на различных звуках, пение песен, проведение игр-хороводов.Для развития речевого дыхания большое значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни.
Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом; петь громко или тихо. Пение дает также возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т, е. помогает вырабатывать хорошую дикцию, Все части музыкального занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Речевое развитие» включает в себя : овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и т.д
Речь — это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка . Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами ). Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры, о на охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом
В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи
Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям: ф ормирование произносительной стороны речи п роизношения звуков, четкой дикции и т.д. ф онематический слух з вуковысотный слух р итмический слух в осприятие темпа в осприятие силы голоса т ембр речи
Во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука
Средняя группа (от четырех до пяти лет) задачи воспитания звуковой культуры речи у детей пятого года
Средняя группа (от четырех до пяти лет) задачи воспитания звуковой культуры речи у детей пятого года
Средняя группа (от четырех до пяти лет) задачи воспитания звуковой культуры речи у детей пятого года
Средняя группа (от четырех до пяти лет) задачи воспитания звуковой культуры речи у детей пятого год
Средняя группа (от четырех до пяти лет) задачи воспитания звуковой культуры речи у детей пятого год
Средняя группа (от четырех до пяти лет) задачи воспитания звуковой культуры речи у детей пятого год
Ребенок к концу года должен уметь : - правильно произносить все звуки родного языка изолированно , в словах , во фразовой речи ; - различать короткие и длинные слова , похожие и непохожие , звонкие , громкие и тихие ; - делить слова на слоги ; - дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно; - определять и называть первый звук в слове ( без призвука гласного ) ; - произвольно регулировать темп , силу голоса , речевое дыхание ;
Необходимым условием воспитания звуковой культуры речи является наличие предметной развивающей среды: Диагностические материалы Наборы предметных картинок-карточек на каждый звук (в начале, в середине и в конце слова) или логопедические альбомы Картотека загадок Картотека потешек , чистоговорок , скороговорок, составленная по алфавитному принципу Комплексы артикуляционной гимнастики Комплексы пальчиковой гимнастики Пособия и комплексы упражнений развития физиологического и речевого дыхания Консультативный материал для родителей и воспитателей
Развитие звуковой культуры речи на музыкальных занятиях
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности в звуковой культуре речи детей 4-5 лет.
консультация...
Особенности в звуковой культуре речи детей 4-5 лет.
консультация...
«ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Развитие звуковой культуры речи....
Особенности развития звуковой культуры речи детей 3-4 лет.
Презентация на тему: " Звуковая культура речи детей 3-4 лет"...
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Особенности формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста....
Возрастные особенности формирования звуковой культуры речи. Организация и методика проведения НОД.
Семинар для воспитателей....
Профилактика нарушений речи ,через формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.
Основные этапы формирования речи ребенка среднего дошкольного возраста:•1. Артикуляционная гимнастика;•2 Пальчиковая гимнастика;•3 Развитие речевого дыхания;•4 Развитие фонематичес...