картотека
картотека (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Карточка № 1
Дидактическая игра «Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .
Карточка № 2
Дидактическая игра «Угадай слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.
Карточка № 3
Дидактическая игра «Сплетем венок из предложений»
Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.
Карточка № 4
Дидактическая игра «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный) ».
Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.
Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.
Карточка № 5
Дидактическая игра «Волшебные кубики»
Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.
Материал: Кубики на каждой грани, которых изображены знакомые детям предметы.
Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово, например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].
Карточка № 6
Дидактическая игра « ПРЯТКИ»
Цель: Упражнять в использовании пространственных предлогов.
Ход.Дети закрывают глаза. Воспитатель расставляет картинки с животными в разных местах группы. Дети находят их и говорят, кто и где прятался. В ответах используются пространственные предлоги (в, на, за, под). «Мышонок спрятался под стул». «Кошка спряталась за тумбу» и т.д. Дети собирают картинки. Воспитатель просит ответить на вопрос: кто и откуда слезал и вылезал? В ответах используются предлоги с (со), из-за, из-под. «Мышка вылезла из-под стула». «Кошка вылезла из-за тумбы» и т.д.
Карточка № 7
Дидактическая игра «НОВОСЕЛЬЕ»
Цель: Учить составлять предложения с предлогами на, над. Развивать зрительную память.
Ход: У жителей леса сегодня большой праздник — новоселье. Они построили большой дом. Сегодня вселяются новые жильцы. Давайте поможем новоселам.
«Лягушка будет жить на третьем этаже в квартире справа»
«Воробей будет жить на втором этаже в квартире справа»
«козлёнок будет жить на первом этаже в квартире слева»
«Заяц живёт над козлёнком»
«Мышка живёт над зайцем»
«Над козлёнком и бельчонком живут заяц и воробей»
Карточка № 8
Дидактическая игра «ИЗМЕНИ СЛОВО»
Цель: упражнять детей в умении изменять слова с помощью суффикса -ищ.
Щенок Щеня очень любит играть со словами. Если мы скажем слово правильно, Щеня будет молчать, если ошибёмся, громко залает.
Воспитатель выставляет три картинки: клещи, щётку, плащ.
- Я ищу клещи, тащу щетку, чищу плащ.
- Ты ищешь …; - Он ищет…; - Мы ищем…
- Вы ищете…; -Они ищут…
Прошёл год. Щеня вырос т стал большой собакой. Раньше у него была маленькая голова, а теперь не голова, а головища, не лапы, а ….. (лапищи), не глаза, а …, не зубы, а …, не нос, а …, не усы, а ….., не когти, а …., не хвост, а ….
Карточка № 9
Дидактическая игра «ЛАСТОЧКИ И ЛЮДИ»
Цель: упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных.
Ласточки высоко летают и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них.
У ласточек есть перья, а у людей нет …. перьев.
У ласточек есть крылья, а у людей нет ….крыльев.
У ласточек есть лапы, а у людей нет …. лап.
У ласточек есть клювы, а у людей нет …. клювов.
У ласточек есть хвосты, а у людей нет …. хвостов.
У ласточек есть птенцы, а у людей нет …. птенцов.
У ласточек есть гнёзда, а у людей нет ….гнёзд.
Карточка № 10
Дидактическая игра «Веселый поезд»
Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.
Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.
Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).
Карточка № 11
Дидактическая игра «Найди братца»
Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.
Материал: Предметные картинки
Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.
Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.
Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.
Карточка № 12
Дидактическая игра «Наоборот»
Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Задачи: Учить детей использовать в речи антонимы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.
Ход игры. Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное. (Далеко – близко, верхний – нижний и т. д.)
Карточка № 13
Дидактическая игра «Назови слово с нужным звуком»
Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.
Задачи: Учить детей находить слова с нужным звуком. Развивать слуховое внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте (растения, птиц, зверей и.т.д), название которых начинается со звука «А», «К»,…». Кто больше назовет, тот и выиграл.
Карточка № 14
Дидактическая игра «Назови три предмета»
Цель: упражнять детей в классификации предметов.
Задачи: Учить детей классифицировать предметы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.
Ход игры. Какие предметы можно назвать одним словом: цветы, птицы и т. д.
«Цветы!» – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек».
Карточка № 15
Дидактическая игра «Добавь слог»
Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.
Задачи: Учить детей делить слова на слоги. Развивать слуховое внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.
Ход игры. Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить, чтобы получилось слово, например: ма – ма, кни – га. Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.
Карточка № 16
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
– Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
– Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы?
– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
Карточка № 17
Дидактическая игра «Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
педагог: - дети:
Солнце – что делает? - Светит, греет.
Ручьи – что делают? - Бегут, журчат.
Снег – что делает? - Темнеет, тает.
Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает? - Звенит, капает.
Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги.
Карточка № 18
Дидактическая игра «Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
педагог: - дети:
Собака - стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)
Карточка № 19
Дидактическая игра «Горячий – холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением.
педагог: - дети:
Горячий – холодный.
Хороший – плохой.
Умный – глупый.
Весёлый – грустный.
Острый – тупой.
Гладкий – шероховатый.
Карточка № 20
Дидактическая игра «Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
Педагог: - дети:
Солнце – что делает? - Светит, греет.
Ручьи – что делают? - Бегут, журчат.
Снег – что делает? - Темнеет, тает.
Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает? - Звенит, капает.
Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги.
Карточка № 21
Дидактическая игра «Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
педагог: - дети:
Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит - ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит - птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
Карточка № 22
Дидактическая игра «Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
педагог: - дети:
Рукавички из меха – меховые.
Таз из меди – медный.
Ваза из хрусталя – хрустальная.
Рукавички из шерсти – шерстяные.
Карточка № 23
Дидактическая игра «Что бывает осенью?»
Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.
Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.
Карточка № 24
Дидактическая игра « Четвёртый лишний»
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.
Например: голубой, красный, зелёный, спелый.
Кабачок, огурец, тыква, лимон.
Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
Карточка № 25
Дидактическая игра «Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.
Пример:
Стол – столы стул – стулья
Гора – горы лист – листья
Дом – дома носок – носки
Глаз – глаза кусок – куски
День – дни прыжок – прыжки
Сон – сны гусёнок – гусята
Лоб – лбы тигрёнок – тигрята
Картотека дидактических игр
по развитию речи для дошкольников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр
Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...