Побуждение детей к эмоциональному реагированию через сенсорные игры.
статья (младшая группа)
В дошкольном возрасте эмоциональные реакции сопровождают ребенка в его восприятии окружающего мира, в его общении, служат откликом на поступки и действия людей. Это начальный этап в развитии эмоциональной отзывчивости, выразительности экспрессивных действий детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Побуждение детей к эмоциональному реагированию через сенсорные игры.
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки.
В дошкольном возрасте эмоциональные реакции сопровождают ребенка в его восприятии окружающего мира, в его общении, служат откликом на поступки и действия людей. Это начальный этап в развитии эмоциональной отзывчивости, выразительности экспрессивных действий детей.
С целью развития эмоционального реагирования посредством воздействия на сенсорную сферу личности был разработан комплекс эмоционально-сенсорных игр, направленных на побуждение детей к эмоциональному реагированию путем воздействия на сенсорные процессы. Такие игры вводят детей в мир содержательного взаимодействия с сенсорными стимулами, активизируют моторные механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом. Эмоционально-сенсорные игры не требуют от детей высокого уровня игрового поведения, проявления самостоятельности при распределении ролей, удерживания общей сюжетной линии и т. п. Ценность их заключается в том, что эмоциональные реакции возникают непроизвольно, без преднамеренной социальной активизации. Педагогическое воздействие на эмоциональную сферу осуществляется естественно, за счет воздействия на процессы ощущения, планомерной регуляции потока сенсорной информации, подаваемой в игровом контексте. Именно этим объясняются большие эмоциональные свойства этих игр. Эмоционально-сенсорные игры служат своего рода тренингом, стимулирующим эмоциональные формы поведения у детей. Тренинг, как определил А. Н. Бернштейн, – «повтор без повторений». В таких играх эмоциональные реакции на сенсорные воздействия «каждый раз строятся заново», что исключает механические повторы.
Младшая группа. Основными задачами на этом возрастном этапе являются:
♦ побуждение детей к эмоциональному реагированию посредством целенаправленной подачи сенсорной информации по каналам зрительного, cлyxoвого, вестибулярного, обонятельного, осязательного и вкусового анализаторов;
♦ поддержание экспрессивных проявлений малышей (мимические, жестикуляционные, речевые) в процессе взаимодействия с сенсорными стимулами различными по модальности, интенсивности, продолжительности.
Для реализации этих задач можно рекомендовать следующие сенсорные игры:
«Путешественники» – воспитатель предлагает босиком походить по разной поверхности (мягкая, гладкая, ребристая и т.д.), игры с водой – пускать кораблики, купать игрушки, «Дождь идет» (льют воду из лейки в тазики), «Кто дольше удержит воду» (набирают в ладони воду, стараясь как можно дольше ее удержать) и т.д.
В младшей группе необходимо также познакомить детей с лексикой, отражающей наиболее яркие, визуально легко определяемые эмоциональные состояния: радость (радостно, радостный), веселье (веселый, весело и т.д.), грусть (грустный, грустно и т.п.), печаль (печальный, печально и т.п.), испуг (испугаться, испуганный), злость (злой, рассерженный) и т.п.
Основную роль в решении этой задачи выполняют литература, фольклор. Читая сказки, рассказы и др., педагог акцентирует внимание детей на слова, характеризующие определенные эмоциональные состояния. Одновременно можно демонстрировать проявление эмоций в мимике, жестах, интонации, побуждать детей к определению эмоциональных состояний, используя вопросы: «Почему медведь убежал, услышав песенку лисы?», «Как вы считаете, коза всегда была веселой? Какой еще она была?» и т.д.
Средняя группа. На этом возрастном этапе необходимо решать гораздо больше задач, связанных с эмоциональным развитием детей. Это прежде всего расширение опыта эмоционального реагирования посредством введения различных сенсорных стимулов, носящих часто комплексный характер (зрительно-вестибулярные, зрительно-слухо-осязательные и т.д.). Для этого можно рекомендовать следующие игры.
«Кто в домике живет» − воспитатель готовит несколько картонных коробок с отверстиями. Кладет в них предметы различного качества: жесткие, мягкие, гладкие, колючие (типа массажной щетки) и т.д. Дети, ощупывая предмет (игрушку), выражают (мимикой, движениями) свои впечатления от «посещения» того или иного домика. Игра «Вкусно-невкусно», «Как много запахов вокруг» и т.д.
Целесообразно использовать эмоционально-экспрессивные игры (воплощение детьми различных ситуаций из жизни животных, их повадок; передача эмоциональных состояний сказочных героев путем персонификации и т.д.). Учитывая возрастные особенности детей, эмоционально-игровой контекст носит конкретный, подсказывающий и направляющий характер.
«Передай движениями» – содержательную основу игры составляют отрывки из произведений К. Чуковского («Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит»), С. Маршака («Котята», «Перчатки» и т.д.). Читая текст, воспитатель побуждает детей к имитационным движениям.
В среднем дошкольном возрасте важно также пополнить «эмоциональный» словарь словами, обозначающими различные настроения, состояния (удивленный, удивляться, страшный, страшно, злой, злиться, горе, горевать, трусливый, обиженный, тоскливый, озорной и т.д.); словосочетаниями, отражающими оттенки настроений (не очень злой, совсем нестрашный, очень печальный и др.); учить подбирать синонимы (радостный - веселый, грустный - печальный, тоскливый); находить слова, конкретизирующие эмоциональные состояния, злой (неприятный, грубый, сердитый); веселый (довольный, смеющийся) и т.д.; понимать эмоциональные характеристики, представленные в виде фразеологизмов: Маша-растеряша, девочка-привередница, добрый доктор Айболит и др. Желательно также использовать наглядные модели - серии картин, отражающих эпизоды сказок, рассказов. Показывая то или иное изображение, воспитатель предлагает вспомнить настроение героя, дать ему обобщенную эмоциональную характеристику.
Старший дошкольный возраст. К задачам этого возрастного этапа относятся следующие:
♦ совершенствовать опыт внешнего оформления эмоций, побуждать к передаче тонких оттенков настроений, демонстрируя разнообразие компонентов эмоциональной экспрессии: мимических, пантомимических, жестикуляционных, речевых;
♦ стимулировать проявление индивидуально-неповторимого стиля игрового поведения, самобытность эмоционального реагирования.
Для реализации этих задач рекомендуется проведение серий эмоционально-сенсорных игр. Вот некоторые из них.
«Сурдопереводчики» – воспитатель предлагает рассказать сказки людям, которые ничего не слышат, зато хорошо понимают язык жестов, мимики и пантомимики. Подчеркивает, что, осуществляя перевод, важно следить за выразительностью движений. Начинать желательно с несложных сказок: «Курочка ряба», «Колобок», «Рукавичка» и т.п. Можно использовать стихи, песни, загадки.
Дети охотно играют в «Поварята», «Дотронься до…», «На что похоже настроение. Любят дети игры с карточками, изображающими различные эмоции («Как ты себя чувствуешь?», «Встреча эмоций» и т.д.).
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является приоритетным в системе дошкольного воспитания в силу своей особой значимости в социальном развитии ребёнка, приобщение его к активной целенаправленной деятельности, определяющей как психоэмоциональное самочувствие ребёнка, так и успех любой деятельности.
Совместная с педагогом деятельность, установка на игру, занимательные формы общения способствуют созданию благоприятного эмоционального фона для контактов с детьми, детей друг с другом и обогащают эмоциональную сферу ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/02/picture-156203-1354442904.jpg)
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит ос...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/27/picture-488200-1411847821.jpg)
Сенсорное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры.
Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возрастаЗадача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/22/picture-697325-1637570988.jpg)
Презентация проекта по теме: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения»
обобщение опыта работы по самообразованию...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/04/picture-603740-1425485645.jpg)
Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру
Как развивать сенсорные способности у детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/13/picture-265833-1371126309.jpg)
Инновационный педагогический опыт воспитателя "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру"
Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Байбиковой Клары Растямовны по т...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/17/picture-711221-1450379993.jpg)
Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры
Развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и других - это важная задача при работе...