Консультация для педагогов «Гимнастика для глаз»
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»
Консультация для педагогов
«Гимнастика для глаз»
Подготовила:
Воспитатель
Нуцалова З.Р.
г. Когалым, 2021г.
Консультация для педагогов «Гимнастика для глаз»
В процессе восприятия окружающего мира многое мы узнаем с помощью зрения: о форме, величине, цвете предметов, а также степень их удаленности относительно друг друга и их расположение в пространстве. Различные функции зрения помогают получить нам богатую информацию об окружающем мире.
Двигательные функции, острота зрения, поле зрения, характер зрения, цветоразличение – основные функции глаза. Изменение зрительного восприятия является следствием нарушения любой из этих функций.
Так, нарушение функции остроты зрения затрудняет узнавание предметов и изображений, а также снижает разрешающую способность глаза к полноте, точности и скорости восприятия информации.
К смешению зеленого и красного цветов или невозможности различить один из трех цветов (синего, красного и зеленого) приводит нарушение функции цветоразличения. К трудностям в пространственной ориентировке приводят возникающие нарушения функции поля зрения.
Искажение стереоскопического, пространственного восприятия окружающих предметов, снижение способности видеть двумя глазами одновременно и способность воспринимать рассматриваемый предмет как единое целое, является нарушением бинокулярного характера зрения.
Косоглазие, являющееся нарушением глазодвигательной функции, приводит к отклонению от общей точки фиксации одного глаза.
Количество детей с различными нарушениями зрения, которые входят в группу риска, растет год от года. Даже при появлении незначительных неблагоприятных факторов возникают проблемы со зрением у детей, находящихся в группе риска по зрению, и число таких детей растет. Давно известно, что болезнь легче предотвратить, чем лечить. Поэтому коррегирующая и профилактическая работа с детьми выступает в ДОУ сегодня, как обязательный компонент образовательной деятельности. Для проведения профилактической и коррекционной работы с детьми педагогам требуется повышение уровня компетентности в данной виде деятельности. По профилактике переутомления глаз и коррекции нарушений зрения, зрительная гимнастика является одной из основных форм работы педагогов.
Профилактика нарушения зрения детей – основная цель гимнастики для глаз.
Основными задачами являются:
- укрепление глазных мышц и предупреждение их переутомления;
- улучшение кровоснабжения тканей глаза;
- снятие напряжения зрительного аппарата;
- укрепление мышцы век;
- общее оздоровление зрительного аппарата
К основным принципам гимнастики для глаз относятся:
- индивидуальный подход, учитывающий состояние здоровья детей и их возраст.
- регулярность проведения упражнений.
- постепенное увеличение нагрузок за счет регулирования времени, скорости и сложности упражнений, сочетающееся с двигательной активностью детей.
- поддержание и развитие заинтересованности у ребенка к данному виду упражнений. Специальных условий для проведения гимнастики не требуется,однако следует соблюдать следующие рекомендации:
- гимнастику проводить несколько раз в течении дня.
В младшем дошкольном возрасте 2-3 минуты, в старшем увеличивается до 4-5 мин длительность ее проведения.
- гимнастику можно проводить в любой части занятия (в начале, середине или в конце) с учетом возрастного, зрительного и двигательного потенциала детей.
- зрительная гимнастика проводится по словесным указаниям педагога, с использованием стихов и потешек.
- используемый стихотворный текст педагог должен знать его наизусть. Стихотворный текст первоначально применяется короткий (до 4 строк, постепенно переходя к более сложным и длинным.
- педагогу рекомендуется учитывать при планировании принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: зажмуривания, моргание, вверх-вниз, вправо-влево, круговые движения, выпячивание глаз, а затем использовать их в более сложном стихотворном тексте в различных сочетаниях.
- при планировании НОД рекомендуется разучивать и использовать в месяц одну гимнастику для глаз в стихах, а на четвертый раз использовать гимнастику с предметами или без предметов.
Комплексы гимнастикиделятся по возрастам так:
3-4 года – первые упражнения простые упражнения;
5-7 лет – расслабляющая гимнастика.
7 лет – к расслабляющим упражнениям можно добавить комплекс, направленный на укрепление глазных мышц.
Распространенные упражнения, включенные во все комплексы гимнастики для глаз:
«Бабочка машет крылышками», «Метелки» - моргание – происходит отдых, очищение и смывание глаз.
«Письмо носом» - снижает напряжение в области глаз.
«Зоркие глазки» - упражнение служит для профилактики нарушений зрения.
«Стрельба глазами» - упражнение служит для профилактики нарушений зрения.
Пальминг (от англ. «palm» - ладони): применяется для снятия напряжения с глаз, усталости.
Упражнение «Далеко – близко» .
Очень важно чтобы при выполнении упражнения голова была неподвижна (если не указано иначе). Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать.
Регулярно проводите с детьми гимнастику для глаз, превратив это в ежедневную увлекательную игру. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью ребенка. Как педагогическое явление - служит средством воспитания и коррекции методом обучения, формой организации деятельности. Поэтому, интересней всего для детей проходят гимнастики,в которых:
- задания даются в стихотворной форме.
- используются заданий поиска предметов и картинок в различных местах группы. Необходимый картинный материал для создания зрительных образов можно найти в разнообразных книгах-раскрасках, интернете.
- применяются движения по определенным дорожкам, заданным в задании - глазки делают зарядку на «зрительном стадионе» (по методике В. Ф. Базарного).
- используются ИКТ.
- используются для тренировки глаз – стереокартинки. Эта гимнастика для глаз наиболее эффективна и интересна для детей. Картинки улучшают зрение и предупреждают обострение многих глазных заболеваний. Необходимо просто всматриваться в пестрое изображение и стараться различить картинку, которая проявляется в трехмерном пространстве
- в задании требуется найти отличия на одинаковых изображениях. Это очень интересно, но главное – тренировка внимания и зрения.
Зрение детей является одной из самых больших драгоценностей, потеряв которую очень трудно вернуть. Поэтому зрение ребенка необходимо оберегать, и глазная гимнастика занимает одно из самых важных мест в работе по профилактике и коррекции.
Методическая подборка «Гимнастика для глаз» в стихах
"Отдыхалочка"
Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть - чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.
"Сова"
Совушка-сова, большая голова,
На суку сидит,
во все стороны глядит.
Вправо, влево, вверх и вниз,
Звери, птицы, эх, держись!
"Часы"
Тик-так, тик-так
Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,
Налево раз, направо раз,
Мы тоже можем так,
Тик-так, тик-так.
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
"Стрекоза"
Вот какая стрекоза, Соединить большой и указательный пальцы,
Как горошины глаза. поднести их к глазам
Влево — вправо, Соответственно смотреть глазами,
Вниз — вперед. не поворачивая головы.
Ну, совсем как вертолет!
"Синички"
Мы летаем высоко, Соответственно смотреть глазами,
Мы летаем низко, не поворачивая головы.
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/10/picture-685398-1544463331.jpg)
Консультация для педагогов "Гимнастика после сна"
Я не боюсь ещё раз повторить: забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, ве...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/24/picture-1089687-1545661578.jpg)
Консультация для педагогов "Гимнастика пробуждения"
комплекс гимнастики пробуждения после дневного сна...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/05/picture-1215373-1580889664.jpg)
Консультация для педагогов «Гимнастика с элементами хатха - йога»
Йога помогает ребенку стать гармонически развитой личностью....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/13/picture-1187782-1573637686.jpg)
Консультация для педагогов «Гимнастика после дневного сна»
Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/21/picture-453490-1413921243.png)
Консультация для педагогов «Гимнастика для глаз»
Представляю вниманию педагогов небольшую статью о профилактике нарушения зрения у детей. В ней раскрываются основные задачи и ипринципы гимнастики для глаз, а также несколько упражнения в стихах....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/16/picture-918098-1665917789.jpg)
Консультация для педагогов "Гимнастика для глаз"
Профилактика нарушения зрения детей - основная цель гимнастики для глаз....
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/26/picture-1456560-1687800377.jpg)
Консультация для педагогов "Гимнастика для глаз - здоровьесберегающая технология в ДОУ"
quot;Гимнастика для глаз - здоровьесберегающая технология в ДОУ"...