Консультация для педагогов «Гимнастика для глаз»
консультация

Зарема Руслановна Нуцалова

Консультация для педагогов

 «Гимнастика для глаз»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»

Консультация для педагогов

 «Гимнастика для глаз»

Подготовила:

Воспитатель

Нуцалова  З.Р.

г. Когалым, 2021г.


Консультация для педагогов «Гимнастика для глаз»

В процессе восприятия окружающего мира многое мы узнаем с помощью зрения: о форме, величине, цвете предметов, а также степень их удаленности относительно друг друга и их расположение в пространстве. Различные функции зрения помогают получить нам богатую информацию об окружающем мире.

Двигательные функции, острота зрения, поле зрения, характер зрения, цветоразличение – основные функции глаза. Изменение зрительного восприятия является следствием нарушения любой из этих функций.

Так, нарушение функции остроты зрения затрудняет  узнавание предметов и изображений, а также снижает разрешающую способность глаза к полноте, точности и скорости восприятия информации.

К смешению зеленого и красного цветов или невозможности различить один из трех цветов (синего, красного и зеленого) приводит нарушение функции цветоразличения. К трудностям в пространственной ориентировке приводят возникающие нарушения функции поля зрения.  

Искажение стереоскопического, пространственного восприятия окружающих предметов, снижение способности видеть двумя глазами одновременно и способность воспринимать рассматриваемый предмет как единое целое, является нарушением бинокулярного характера зрения.

Косоглазие, являющееся нарушением глазодвигательной функции, приводит к отклонению от общей точки фиксации одного глаза.

  Количество детей с различными нарушениями зрения, которые  входят в группу риска, растет год от года. Даже при появлении незначительных неблагоприятных факторов возникают проблемы со зрением у детей, находящихся в группе риска по зрению, и число таких детей растет. Давно известно, что болезнь легче предотвратить, чем лечить. Поэтому коррегирующая и профилактическая работа с детьми выступает в ДОУ сегодня, как обязательный компонент образовательной деятельности. Для проведения профилактической и коррекционной работы с детьми педагогам требуется повышение уровня компетентности в данной виде деятельности. По профилактике переутомления глаз и коррекции нарушений зрения, зрительная гимнастика является одной из основных форм работы педагогов.

Профилактика нарушения зрения детей – основная цель гимнастики для глаз.

Основными задачами являются:

- укрепление глазных мышц и предупреждение их переутомления;

- улучшение кровоснабжения тканей глаза;

- снятие напряжения зрительного аппарата;

- укрепление мышцы век;

- общее оздоровление зрительного аппарата

К основным  принципам  гимнастики для глаз относятся:

- индивидуальный подход, учитывающий состояние здоровья детей и их возраст.

- регулярность проведения упражнений.

- постепенное увеличение нагрузок за счет регулирования времени, скорости и сложности упражнений, сочетающееся с двигательной активностью детей.

- поддержание и развитие заинтересованности у ребенка к данному виду упражнений. Специальных условий для проведения гимнастики не требуется,однако следует соблюдать следующие рекомендации:

- гимнастику проводить несколько раз в течении дня.

 В младшем дошкольном возрасте  2-3 минуты, в старшем увеличивается до 4-5 мин длительность ее проведения.

- гимнастику можно проводить в любой части занятия (в начале, середине или в конце) с учетом возрастного, зрительного и двигательного потенциала детей.

- зрительная гимнастика проводится по словесным указаниям педагога, с использованием стихов и потешек.  

- используемый стихотворный текст  педагог должен знать его наизусть. Стихотворный текст первоначально применяется короткий (до 4 строк, постепенно переходя к более сложным и длинным.

- педагогу рекомендуется учитывать при планировании  принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: зажмуривания, моргание, вверх-вниз, вправо-влево, круговые движения, выпячивание глаз, а затем использовать их  в более сложном стихотворном тексте в различных сочетаниях.

- при планировании НОД рекомендуется разучивать и использовать в месяц одну гимнастику для глаз в стихах, а на четвертый раз использовать гимнастику с предметами или без предметов.

Комплексы гимнастикиделятся по возрастам так:

3-4 года – первые упражнения простые упражнения;

5-7 лет – расслабляющая гимнастика.

7 лет – к расслабляющим упражнениям можно добавить комплекс, направленный на укрепление глазных мышц.

Распространенные упражнения, включенные во все комплексы гимнастики для глаз:

«Бабочка машет крылышками», «Метелки» - моргание – происходит отдых,  очищение и смывание глаз.

«Письмо носом» - снижает напряжение в области глаз.

«Зоркие глазки» - упражнение служит для профилактики нарушений зрения.

«Стрельба глазами» -  упражнение служит для профилактики нарушений зрения.

Пальминг (от англ.  «palm» - ладони):  применяется для снятия напряжения с глаз, усталости.

Упражнение «Далеко – близко» .

Очень важно чтобы при выполнении упражнения голова была неподвижна (если не указано иначе). Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать.

Регулярно проводите с детьми гимнастику для глаз, превратив это в ежедневную увлекательную игру. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью ребенка. Как педагогическое явление - служит средством воспитания и коррекции методом обучения, формой организации деятельности. Поэтому, интересней всего для детей проходят гимнастики,в которых:

- задания даются в стихотворной форме.

- используются заданий поиска предметов и картинок в различных местах группы. Необходимый картинный материал для создания зрительных образов можно найти в разнообразных книгах-раскрасках, интернете.

- применяются движения по определенным дорожкам, заданным в задании - глазки делают зарядку на «зрительном стадионе» (по методике В. Ф. Базарного).

- используются ИКТ.

- используются для тренировки глаз – стереокартинки. Эта гимнастика для глаз наиболее эффективна и интересна для детей. Картинки улучшают зрение и предупреждают обострение многих глазных заболеваний. Необходимо просто всматриваться в пестрое изображение и стараться различить картинку, которая проявляется в трехмерном пространстве

- в задании требуется найти отличия на одинаковых изображениях. Это очень интересно, но главное – тренировка  внимания и зрения.

Зрение детей является одной из самых больших драгоценностей, потеряв которую очень трудно вернуть. Поэтому зрение ребенка необходимо оберегать, и глазная гимнастика занимает одно из самых важных мест в работе по профилактике и коррекции.  

Методическая подборка «Гимнастика для глаз» в стихах

"Отдыхалочка"

Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть - чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

"Сова"

Совушка-сова, большая голова,

На суку сидит,

во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись!

"Часы"

Тик-так, тик-так

Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,

Налево раз, направо раз,

Мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

"Стрекоза"

Вот какая стрекоза,  Соединить большой  и указательный пальцы,

Как горошины глаза.        поднести их к глазам

Влево — вправо,             Соответственно смотреть глазами,

Вниз — вперед.              не поворачивая головы.

 Ну, совсем как вертолет!

"Синички"

Мы летаем высоко,        Соответственно смотреть глазами,

Мы летаем низко,         не поворачивая головы.

Мы летаем далеко,        

Мы летаем близко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Гимнастика после сна"

Я не боюсь ещё раз повторить: забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, ве...

Консультация для педагогов "Гимнастика пробуждения"

комплекс гимнастики пробуждения после дневного сна...

Консультация для педагогов «Гимнастика с элементами хатха - йога»

Йога помогает ребенку стать гармонически развитой личностью....

Консультация для педагогов «Гимнастика после дневного сна»

Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы....

Консультация для педагогов «Гимнастика для глаз»

Представляю вниманию педагогов небольшую статью о профилактике нарушения зрения у детей. В ней раскрываются основные задачи и ипринципы гимнастики для глаз, а также несколько упражнения в стихах....

Консультация для педагогов "Гимнастика для глаз"

Профилактика нарушения зрения детей - основная цель гимнастики для глаз....

Консультация для педагогов "Гимнастика для глаз - здоровьесберегающая технология в ДОУ"

quot;Гимнастика для глаз - здоровьесберегающая технология в ДОУ"...