Индивидуальная траектория развития на 2022-2027 годы
методическая разработка (средняя группа)

Индивидуальная траектория развития на 2022-2027 годы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида

Ново-Савиновского района г. Казань

Индивидуальная траектория   развития профессиональной  компетенции

 на 2022-2023 г.

Тема: « Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи дошкольников»

         

                                                                Составила:

                                                            Яковлева Н.Г., воспитатель 1категориии

                                                             

Тема: « Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи дошкольников»

Учебный год:2022 – 2023гг

Составила: Яковлева Н.Г.

Направление: Речевое развитие

Дата начала работы над темой: 1 сентября

Окончание работы: 31 августа 2022 г

Срок реализации: 1 год

Актуальность: 

 « Говорить умеют почти все , но говорить правильно лишь единицы из нас»  Именно  через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.

 Согласно ФГОС ДО : « речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры обогащения активного словаря, развития связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха: знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте.»

.Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.

Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связаны друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать, о чем – ни будь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причино – следственные и другие отношения между предметами, явлениями.

Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений. Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т. е. должны намечаться «вехи», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).

Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.) Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.

Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.

Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы

Цель: развитие связной речи дошкольников посредством приёмов мнемотехники.

Задачи:
Образовательные: способствовать упрощённому процессу запоминания содержания сказочных произведений, стихотворений, благодаря последовательному отражению их в иллюстрациях. Активизировать словарный запас.

Развивающие: развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание, память. Грамматический строй речи, звуковую культуру.

Воспитательные: воспитывать интерес к художественной культуре.
Предполагаемый результат:  

Дети:  

Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

 Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

 Обогащен словарный запас детей.

Родители: 

 Вовлечены в процесс речевого развития детей;

 Знакомы с приемами и методами развития речи детей;

 Способны к созданию в домашних условиях речевой предметно - развивающей среды.

Педагоги: 

 Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детей дошкольного возраста.

 Получение педагогами представления о мнемотехнике.

 Внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

 Этапы реализации плана по самообразованию:

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

1. Изучение научно-методической литературы по данной теме.

 2. Подбор упражнений и игр для развития связной речи.

3. Подготовка наглядного материала (подбор мнемодорожек, мнемотаблиц)

4. Составление картотек мнемотаблиц по лексическим темам.

5. Обсуждение проекта вместе с родителями.

 6. Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей.

II. ОСНОВНОЙ РАБОТА С ДЕТЬМИ –

Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками– символами; -

 Самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему – модель. Используя схему – модель как план пересказа; -

 Использовать мнемотаблицу при закреплении материала по лексической теме.

 - Использовать мнетаблицу при разучивании стихотворений, пальчиковой гимнастики.

 III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотехники. Методы работы.

 Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.

 Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.

Практический. Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.

Основные направления деятельности:

1. Своевременно повышать квалификацию на педагогических курсах.

 2. Знакомиться с новыми авторскими программами по развитию связной речи.

3. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

4.Принимать активное участие в муниципальных, всероссийских, международных конференциях, конкурсах, семинарах.

 5. Посещать ООД коллег и участвовать в обмене опытом.

6. Разработка системы планирования (ежедневного, перспективного, в соответствии с реализуемыми образовательными программами и проектами) 7. Привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе по развитию речи дошкольников.

Методическое направление:

1. Изучать научно-методическую и учебную литературу.

2.Знакомиться с новыми технологиями, формами, методами и приемами через Интернет -сайты.

 

Форма работы с детьми:1 .совместная деятельность воспитателя с детьми;

2.индивидуальная работа с детьми;

3.самостоятельная деятельность детей;

4.консультативная работа с детьми.

Форма самообразования: индивидуальная

Возрастная группа: средняя группа( 4-5 лет)

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

 Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; СПб, 2009г

Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам. СПб, 2016г

Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.СПб, 2001г

Сбор и анализ информации, накопление  материала, конспектирование.

Работа с детьми

Октябрь

Знакомство с символами мнемотехники

Составление рассказов по предложенным – схемам.

« Осень» « Дары осени»

Ноябрь

 Использование мнемотаблиц для перессказа сказки

Перессказ русской народной сказки « Лисичка сестричка и волк»

Декабрь

Январь

Февраль

Заучивание пальчиковой гимнастики с помощью мнемотаблицы.

Проведение проблемных ситуаций по составлению  описательного рассказа.

Формирование правильного звукопроизношения с помощью мнемотаблиц.

.« Зимняя прогулка» « Снегири»

« Что у меня, что у тебя?», « Любимая кукла»

Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок.

Март

Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблицы.

« Маша варежку надела»,

« Купите лук»

Апрель

Май

Рассказывание знакомых сказок по картинкам. Рассматривание иллюстраций к сказкам

Рассказывание стихотворения детьми с опорой на модели ( по цепочке)

Развлечениег « Путешествие в сказкино».

Заучивание стихотворения « Одуванчик» Е.Серова

Работа с родителями

Ноябрь

Консультация

« Использование мнемотаблиц в развитии связной речи дошкольников»

Январь

Папка - передвижка

« Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста»

Апрель

Мастер - класс

« Изготовление мнемотаблиц в домашних условиях»

Май

Семинар-практикум

 «Рассказ. Учим детей  составлять рассказ с помощью приёмов мнемотехники».

Самореализация

Декабрь

Публикация  статьи по теме самообразования в интернет ресурсах

«Использование приёмов мнемотехники в развитии  связной речи»

Март

Открытый просмотр непосредственно  образовательной деятельности.

Открытое занятие для педагогов МАДОУ №70  на тему: «В гостях у сказки»

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете для педагогов МАДОУ№70 « Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи»

ППРС

 

Дидактические игры

 Мнемотаблицы  для детей  среднего  дошкольного возраста

Картотека стихов и загадок..

1 « Времена года»

2 «Профессии»

3.Про сказки»

4. Что? Откуда? Почему?»

« Подарки осени»

« Времена года»

« Стихотворения»

« Сказки»

МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида

Ново-Савиновского района г. Казань

Индивидуальная траектория развития

                    профессиональной  деятельности

 на 2023-2024 г.

Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста, как средство общения и обогащения активного словаря»

                                                                                     Составила:

                                                                                    Яковлева Н.Г., воспитатель 1 категории

                                   

                                                                 

Направление:Речевое развитие

Дата начала работы над темой: 1 сентября

Окончание работы: 31 августа 2024 г

Срок реализации: 1 год

.

Тема: Речевое развитие детей дошкольного возраста, как средство общения и обогащения активного словаря.
Актуальность темы
:

 Дошкольный возраст является  важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребёнка является овладение родной речью. Речь – не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и прочее. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Проблема развития речи на сегодняшний день очень актуальна.

Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей. 

Задачи: развитие свободного общения со взрослыми.

Совершенствовать диалогическую форму речи.

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать  небольшие сказки, рассказы.

Учить составлять рассказ по картинам с последовательно развивающими событиями.

Уметь составлять свои рассказы из личного опыта.

Учить  ( по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины.

Форма работы с детьми:1.совместная деятельность воспитателя с детьми;

2.индивидуальная работа с детьми;

3.самостоятельная деятельность детей;

4.консультативная работа с детьми.

Методы работы с детьми: наглядный метод ( рассматривание книжных иллюстраций к произведениям, репродукциям, предметов народного творчества)

Словесный метод:(чтение произведений русского народа и других народов мира; заучивание потешек, детских песенок, считалок, закличек; проведение праздников)

Игровой метод: (игры – драматизации, игры – инсценировки, имитационные упражнения « Изобрази персонажа сказки», разучивание физкультминуток, пальчиковых игр, народных игр)

Практический метод: (проведение забав на фольклорном материале, проигрывание народных игр, театрализованные постановки)

Формы работы с родителями:

- анкетирование родителей

- консультации

- индивидуальные и групповые беседы

- оформление наглядной информации

- привлечение и обогащение предметно – пространственной среды.

Форма самообразования: индивидуальная

Возрастная группа: старшая  группа( 5-6 лет)

Ожидаемые результаты:

Формирование речевых  нывыков.

Формирование умение вести диалог с педагогом.

Способствование развития у детей диалогической речью.

Добиваться свободного общения со взрослыми и детьми.

План работы по теме:

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.1981г

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М, 1999г

3. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. СПб 1999г

4. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. М, 2001 г

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.

5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение.

Работа с детьми

Сентябрь

Мониторинг детей на уровень развития детей по речевому развитию.

Анализ итога мониторинга.

Октябрь

Изучение материала

 Ситуативная игра: «В магазине»

Ноябрь

Подборка материала, составление конспекта.

КВН на тему : «Дикие животные»

Январь

Изготовление дидактических игр с применением картинок « Экскурсия в театр кукол»

« Любимые сказки»

 « Заюшкина избушка» Моделирование сказки, разыгрывание её сюжета.

Февраль

Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске, бибабо.

Показ театрализованного представления по сказке «Как лиса училась летать» детям средней группы.

Март-апрель

Изготовление атрибутов.

Итоговое занятие с детьми на тему: «Путешествие в лес»

Работа с родителями

Октябрь

Презентация родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для  формирования речи младших дошкольников.

Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем».

Ноябрь

Рекомендации родителям

Папка-передвижка. «Поговори со мною, мама!»

Январь

Круглый стол

 «Учим ребёнка общаться через сказки».

Февраль

Консультация для родителей «Как организовать домашний театр».

Театрализованный показ с участием родителей «Сказки своими руками».

Март

Памятки для родителей.

 «Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка »

Апрель

Изучение литературы, подборка материалов

День открытых дверей, показ инсценировки совместно с детьми «Кто сказал «мяу»?».

Самореализация

Октябрь

Изучение литературы, подборка материалов.

Открытое занятие для педагогов МАДОУ№70«Гости из леса» 

Январь

Изучение литературы

Выступление на районном методическом объединении

 «Речевое развитие дошкольников»

для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Ново-Савиновского  района 

«Сказка своими руками»

Март

Подборка материала

Выступление на методическом объединении педагогов младших и средних групп Авиастроительного и Ново-Савиновского районов по теме «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста, как средство общения и обогащения активного словаря»

Май

Подборка материала

Печатное издание на тему: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста, как средство общения и обогащения активного словаря»

МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида

Ново-Савиновского района г. Казань

Индивидуальная траектория   развития профессиональной  компетенции

 на 2024-2025 г.

Тема: «Речевое развитие дошкольников на занятиях и в совместной деятельности»

                                                                                   

                                                                                    Составила:

                                                                                    Яковлева Н.Г., воспитатель 1 категории

                                                                                                                                                                 

Направление:Речевое развитие

Дата начала работы над темой: 1 сентября

Окончание работы: 31 августа 2025 г

Срок реализации: 1 год                                                                                

Актуальность:

Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения.

Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

   Именно в детстве происходит зарождение личности. Осознавая свое «я» (мой пол, мой возраст, мои интересы, способности, мои отношения со сверстниками и взрослыми, мои стремления), ребенок начинает самоутверждаться «я сам!», воздействовать на ситуацию, активно вступать в отношения «я и другие». Устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, природы, предметным миром.

   Также именно в детстве начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей, идет становление качественной стороны речи.

   

   Еще К.Д. Ушинский писал: «Язык, не есть что-нибудь прирожденное, и не дар, упавший с небес. Это плод долгих трудов человечества, усваивая который, ребенок овладевает огромным богатством». Поэтому так важно, чтобы каждый ребенок с детства научился содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время, речь должна быть живой, непосредственной, выразительной.

   Великие педагоги и психологи Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Г.А. Фомичева, К.Д. Ушинский отмечали, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности познания окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее его отношения со взрослыми и сверстниками.

   Речь неотделима от мира мыслей: в ней отражаются логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

   Проблема развития речи у детей особенно актуальна в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь.

   Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов:

- ухудшение состояния здоровья детей

- существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей

- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе

- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

   Поэтому  речевое развитие было и остается главной задачей в деятельности педагогов ДОУ.

   Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Чем лучше будет развита его речь, тем выше гарантия успешного его последующего обучения.

   Развитие речи – процесс сложный, творческий. Здесь необходимо вести  целенаправленную, последовательную педагогическую работу, предполагающую использование арсенала специальных методов и собственных речевых упражнений ребенка.

   Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и  совершенствует познавательную деятельность детей.

   Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И задача, нас -  педагогов  не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

   Познавательно-исследовательская деятельность детей поначалу представляет собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. С ростом и развитием дошкольников, познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

   Итак, целью познавательно - речевого развития  является:

- всестороннее развитие личности ребенка;

- приобщение к человеческим ценностям;

- формирование творческого воображения, развития любознательности, как основы познавательной активности;

   Задачи:

- способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность

- обогащать эмоционально – чувственный опыт  детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми

- формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять

- создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей,  проявления самостоятельности в  их  познавательно-речевом развитии

 - поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности

-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности

   При организации познавательно-речевого развития детей, я опираюсь на следующие направления:

  • Совершенствование собственной речи. Дошкольник, проводящий большую часть в детском саду, воспринимает нашу речь, как образец. Поэтому при общении с ребенком, необходимо говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особое внимание обращаю на произношение длинных и незнакомых слов.
  • Формирование представлений об окружающем мире. Здесь дети учатся объяснять мир: понимать, что происходит сейчас, предугадать, что произойдет в будущем, принимать нужные решения; определять свое отношение к происходящему: различать, что хорошо, а что плохо; выбирать, как поступить, чтобы потом не было стыдно.

     Форма работы с детьми:1.совместная деятельность воспитателя с детьми;

2.индивидуальная работа с детьми;

3.самостоятельная деятельность детей;

4.консультативная работа с детьми.

Методы работы с детьми: наглядный метод ( рассматривание книжных иллюстраций к произведениям, репродукциям, предметов народного творчества)

Словесный метод:(чтение произведений русского народа и других народов мира; заучивание потешек, детских песенок, считалок, закличек; проведение праздников)

Игровой метод: (игры – драматизации, игры – инсценировки, имитационные упражнения « Изобрази персонажа сказки», разучивание физкультминуток, пальчиковых игр, народных игр)

Практический метод: (проведение забав на фольклорном материале, проигрывание народных игр, театрализованные постановки)

Форма самообразования: индивидуальная

Возрастная группа: старшая  группа( 6-7лет)

План работы по самообразованию

месяцы

Направленность действий и содержания работы

педагог

дети

родители

Сентябрь

Изучение методической литературы

Диагностика речевого развития дошкольников

Октябрь

Подбор скороговорок, чистоговорок для занятий с детьми

Изготовление, оформление д/и «Цветовое лото» (называние и различение цветов, согласование прилагательных с существительными в роде и числе)

Разучивание чистоговорок, скороговорок

Знакомство детей с артикуляционным аппаратом. «Что нам помогает говорить».

Разучивание упражнений для артикуляции

Ноябрь

Консультация на родительском собрании: «Развитие речи на занятиях по изобразительной деятельности»

Декабрь

Оформление наглядного материала «Сказки для детей»

Инсценировка театрализованной постановки «Домик для цыпленка»

Конкурс презентаций «Сказка своими руками»

Январь

Печатное издание на тему: «Речевое развитие дошкольников на занятиях и в совместной деятельности

Д/и «Найди лишний предмет», «Подбери пару», составление рассказов по картинкам

Оформление папки- передвижки «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром»

Февраль

Оформление уголка по развитию речи по тематике: «День Защитника Отечества»

Занятие по развитию речи «Описание и называние одежды»

Коллективная работа

Рисование перчаток, украшение их узорами,

Консультация для родителей: «Правильно говорим»

Март

Выступление на районном методическом объединении

 «Речевое развитие дошкольников»

для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Ново-Савиновского  района 

 «Особенности формирования грамматически правильной речи у детей на занятиях и в совместной деятельности»

Знакомство детей с понятием «этикет».

Практикум «Мы хорошо говорим»

Апрель

Составление альбома: «Всякая пословица к слову молвится»(альбом с пословицами по темам: «Дружба», «Труд», «Мама», «Книга», с фотографиями детей)

Разучивание пословиц, объяснение смысла пословиц, их обыгрывание

Подбор пословиц и поговорок по темам: «Дружба», «Труд», «Мама», «Книга»

Май

Проведение театрализованной постановки «Анучка» для педагогов МАДОУ №70

Д/и «Поймай звук», «Поющие звуки», «Где живут звуки»

МАДОУ  «Детский сад №70 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района г.Казань

Индивидуальная траектория   развития профессиональной  компетенции

 на 2025-2026 г.

Тема: «Мнемотехника  или  использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

 

                                                           Составила:

                                                              Яковлева Н.Г., воспитатель, 1 категория

  Направление:Речевое развитие

Дата начала работы над темой: 1 сентября

Окончание работы: 31 августа 2026 г

Срок реализации: 1 год

Тема:

«Мнемотехника  или  использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Актуальность выбранной темы:

Современным  детям  сложно  связно,  последовательно,  грамматически

правильно  излагать  свои  мысли,  рассказывать  о  различных  событиях

из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не

владеют  приемами  и  методами  запоминания.  Заучивание  стихотворений

вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные

эмоции.

Проблемы в речи детей:

- Односложная, состоящая  лишь  из  простых  предложений  речь.

Неспособность  грамматически  правильно  построить  распространенное

предложение.

-Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

-Употребление нелитературных слов и выражений.

-Бедная  диалогическая  речь:  неспособность  грамотно  и  доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

-Неспособность  построить  монолог:  например,  сюжетный  или

описательный  рассказ  на  предложенную  тему,  пересказ  текста

своими словами.

-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

-Отсутствие  навыков  культуры  речи:  неумение  использовать  интонации,

регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

-Плохая дикция.

Очень важно пробудить интерес, увлечь детей, раскрепостить и превратить

непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности -ИГРУ.

Опираясь на исследования ученых в области общего развития ребенка,

можно сказать, что рассказывание рисунками - это двуединый процесс:

переработка словесного образа в визуальную форму. В  дошкольном  возрасте преобладает  наглядно-образная  память,  и запоминание  носит  в  основном  непроизвольный  характер,  дети  лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.  Использование  мнемотехники  в  последнее  время  становиться достаточно  актуальным.  Основной  «секрет»  мнемотехники  несложен  и хорошо известен. Когда ребенок в своѐм воображении объединяет несколько визуальных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. При обучении связной речи детей, вполне обосновано

использование  творческих  методик,  эффективность  которых  очевидна,

наряду с общепринятыми. Приемы мнемотехники облегчают запоминание у

детей  и  увеличивают  объѐм  памяти  путем  образования  дополнительных

ассоциаций. Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы работы.

Цель:

Изучить способы, методы и приёмы активизации речи

дошкольного возраста, объединить усилия в работе по речевому развитию.

Задачи:

Изучение научно–методической литературы.

Составление альбома со стихами по мнемотехнике. Изготовление  лепбука  на тему: «Мой дом» Применение мнемотехники на занятиях и в повседневной жизни. Подобрать материал и разработать консультацию для родителей на тему: «Использование мнемотехники  в развитии речи детей», провести совместный досуг с участием детей и родителей.

Содержание и этапы работы.

 

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Использую для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Предварительная работа:  наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы);  раздаточный материал;  обсуждение с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы, окружающим миром;  выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей. Стихотворения. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание -это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Творческие рассказы. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.

Методы работы:

Индивидуальный.

Групповой.

Наглядный.

 Формы работы:

Игры.

Беседы, работа с наглядным материалом.

Практические упражнения для отработки необходимых навыков.

Чтение и заучивание художественной литературы.

Рассматривание репродукций картин.

Положительные эффекты от занятий мнемотехникой следующие:

 - мощное развитие визуального мышления;

- выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);    

- формирование способности к эффективному самостоятельному обучению.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выводы

Изучение методической литературы

Сентябрь-май

1. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».СПб, 2009 г

2. Т. А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов».М, 2019г

3. Т. В. Большова «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников».Детство – Пресс, 2005г

5. Изучить статью на тему «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи»,  автор Омельченко Л.В.

Работа с детьми

Октябрь

Подбор и создание наглядного дидактического материала для работы с детьми.

Занятие на тему: «Перелетные птицы»

Декабрь

Создание наглядного материала

Театрализованная постановка сказки «Маша и медведь»

Февраль

Апрель

Подборка материала

Проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Любимая игрушка», «Моя семья».

Создание наглядного материала

Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Работа с родителями

Октябрь

Организовать выставку мнемологических таблиц.

Консультация для родителей «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».

Январь

Создание мнемологических таблиц, изготовление атрибутов для театрализованной постановки

Совместный досуг, театрализованная постановка «Наши зимние каникулы»

Апрель

Подборка материала

Создание лепбука «Мой дом!»

Май

Подборка материалов

Конкурс с родителями «Книга любимых сказок своими руками»

Самореализация

Декабрь

Выступление на методическом объединении педагогов Авиастроительного и Ново-Савиновского района

«Мнемотехника  или  использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Февраль

Подборка материала

Мастер класс по созданию лепбука «Мой дом»

Апрель

Изучение литературы, подборка материалов.

Интернет ресурсы, конкурсы, публикации.

МАДОУ  «Детский сад №70 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района г.Казань

Индивидуальная траектория   развития профессиональной  компетенции

на 2026-2027г.

Тема: «Перфокарты  или  использование метода наглядного моделирования обучения грамоте детей подготовительной к школе группы»

                                                                 

                                                         Составила:

                                                          Яковлева Н.Г, воспитатель, 1категория

Направление:Речевое развитие

Дата начала работы над темой: 1 сентября

Окончание работы: 31 августа 2027 г

Срок реализации: 1 год

                                                                                 

Тема: «Перфокарты  или  использование метода наглядного моделирования обучения грамоте детей подготовительной к школе группы»

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Одним из таких путей развивающих детское познание является моделирование.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:
- наглядное моделирование вызывает у детей интерес;
- облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

-применяя моделирование, мы учим детей систематизировать полученные

знания.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

Моделирование наглядно-практический метод обучения. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Модели применяются во всех образовательных областях дошкольного образования, в том числе и в развитии речи и обучении грамоте. Одним из видов моделей являются 
перфокарты.
Перфокарты позволяют сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживать внимание детей, развивать познавательную активность. Перфокарты способствуют созданию четких и полноценных характеристик изучаемого объекта. В процессе работы с перфокартами у детей формируется умение самостоятельно оперировать информацией, полученной раннее на занятиях. Интересные наглядные пособия вызывают у детей чувство удивления, радости, интереса к работе. Использование перфокарт позволяет реализовать индивидуально-дифференцированный подход, адекватно и оперативно оценивать уровень усвоения программного материала, реализовать вариативность заданий. Ребенок сам выполняет задание и видит результат своей деятельности. Основной вид деятельности дошкольного возраста – игра. Использование  игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету.  Во время игр с перфокартами дети  проявляют активность, находчивость, сообразительность и добиваются высоких результатов. А индивидуальные задания, которые заключены в перфокартах, направлены на развитие творческих способностей, логического мышления, умения рассуждать. Они позволяют формировать важные качества личности  - самостоятельность, наблюдательность, сообразительность.


Перфокарта – это индивидуальная  карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. Внутри перфокарты вставляется чистый лист бумаги для выполнения этого задания. Задания ребенок выполняет с помощью фломастера или маркера. Если  перфокарта ламинирована или помещена в файл, то  после проверки линии легко удаляются губкой.
Преимущество перфокарт перед простой карточкой-заданием – многократное использование. Стоит только поменять лист бумаги, и задание может выполнять уже другой ребенок. Перфокарты легки в изготовлении и применении, понятны и доступны детскому мышлению.

Дидактические игры с перфокартами имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность.

 Цель: 

совершенствовать фонематическое восприятие; закрепить навыки звукового и слогового анализа слова, предложений, чтения слов, предложений;

Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение;

развивать самосознание, самоконтроль,  способность к проявлению волевых усилий; Развивать самостоятельность, инициативность, сообразительность детей;

формировать навык самоконтроля и самооценки, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в речевые  игры и игры по обучению грамоте, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

Перфокарты активизируют познавательную деятельность дошкольников. Используя перфокарты можно  решить следующие задачи:

- познакомить детей с понятием “слово” и его протяженностью

с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой,

- определять место звука в слове (в начале, середине, конце);

- определять последовательность звуков в слове;

- определять количество звуков в слове;

- изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные; - сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели;

 - научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;

- отработать навык слогового чтения

При использовании перфокарт реализуются следующие дидактические принципы:

-Принцип наглядного обучения;

- Принцип развивающего обучения, (ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности).

-Принцип учета индивидуальных особенностей (развитие личных качеств, через решение различных заданий)

- Принцип творчества(формирование способности находить нестандартные решения).

- Принцип психологической комфортности (создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка);

 Принцип интегративности.

При использовании перфокарт осуществляется интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»

-закрепить навыки звукового и слогового анализа слова, предложений, чтения слов, предложений при помощи перфокарт;

-развивать умение рассуждать, делать самостоятельные выводы;

«Речевое развитие»

-поощрять стремление ребенка выражать свои мысли и суждения при помощи точной и ясной речи;

«Социально-коммуникативное развитие»

-воспитывать положительное отношение к успехам детей, умение работать в коллективе;

«Физическое развитие»

- развивать тонкие дифференцированные движения пальцев рук.

Содержание и этапы работы.

 Перфокарты- служат дидактическим материалом в моей работе по обучению грамоте  детей подготовительной к школе группы.

Игры, игровые упражнения с перфокартами помогут детям закрепить знания по образовательной области «Речевое развитие», где совершенствуется фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа слова, предложений, чтения слов, предложений; развиваются графические навыки, самостоятельность, мелкая  моторика  рук; мыслительная деятельность детей, внимание.

Предварительная работа:  наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы);  раздаточный материал;  

Методы работы:

Индивидуальный.

Групповой.

Наглядный.

 Формы работы:

Игры.

Беседы, работа с наглядным материалом.

Практические упражнения для отработки необходимых навыков.

Чтение и заучивание художественной литературы.

Положительные эффекты от занятий перфокартами следующие:

 - мощное развитие визуального мышления;

- выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);    

- формирование способности к эффективному самостоятельному обучению.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь-май

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение

2. Невская Л.Н. Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду.

3. Сохин Ф.А. Подготовка к обучению грамоте // Развитие речи детей дошк. возр. /Под ред.Ф.А. Сохина.

4. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста.

Работа с детьми

Октябрь

Подбор и создание наглядного дидактического материала для работы с детьми.

Занятие на тему: «Гласные, согласные»

Декабрь

Создание наглядного материала

Брейн-ринг на тему «Знаем звуки»

Февраль

Создание наглядного материала

Круглый стол на тему «Буквоеды»

Апрель

Подборка материала

Создание перфокарт «Проверим друга»

Работа с родителями

Октябрь

Организовать выставку перфокарт.

Консультация для родителей «Перфокарты  или  использование метода наглядного моделирования обучения грамоте детей подготовительной к школе группы»

Январь

Создание перфокарт

Совместный досуг «Вместе читать веселее»

Апрель

Подборка материала

Создание перфокарт «Мои звуки»

Май

Подборка материалов

Конкурс с родителями «Лучшее своими руками»

Самореализация

Декабрь

Выступление на методическом объединении педагогов Авиастроительного и Ново-Савиновского района

«Перфокарты  или  использование метода наглядного моделирования обучения грамоте детей подготовительной к школе группы»

Февраль

Подборка материала

Мастер класс по созданию перфокарт «Мои первые слоги»

Апрель

Изучение литературы, подборка материалов.

Интернет ресурсы: конкурсы, публикации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальная траектория развития (индивидуальная карта развития) музыкальных способностей

Оценивание уровня развития музыкальных способностей за 5 лет...

Индивидуальный план развития педагога 2022-2027 гг

Индивидуальный план развития профессионального уровня педагога на межаттестационный период 2022-2027гг...

Индивидуальный план профессионального развития на 2022 - 2027 год

Индивидуальный план профессионального развития на 2022 - 2027 годТема: «Развитие спортивных качеств у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с использованием элементо...

План профессионального развития на 2022-2027 годы

План профессионального развития...

План профессионального развития на 2022-2027 гг.

План профессионального развития на 2022-2027 гг....