ФОТОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
статья
Фототерапия — это направление, в котором работа чаще всего идет с глубинным уровнем восприятия себя. У каждого из нас есть понятие самооценки — это то, что мы думаем о себе, когда есть другие люди вокруг нас, и самоценности — то, что мы думаем о себе, когда рядом нет никого. Фототерапия является тем способом, который помогает нам работать с темой самоценности. Она очень хороша для работы с замкнутыми аутичными детьми, а также с гиперактивными детьми, которых нужно научить фокусу внутренней концентрации. Для занятий фототерапией совсем не обязательны профессиональные фотоаппараты, достаточно любого телефона, который делает фотографию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fototerapiya_statya.docx | 17.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОТОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Аннотация. Фототерапия — это направление, в котором работа чаще всего идет с глубинным уровнем восприятия себя. У каждого из нас есть понятие самооценки — это то, что мы думаем о себе, когда есть другие люди вокруг нас, и самоценности — то, что мы думаем о себе, когда рядом нет никого. Фототерапия является тем способом, который помогает нам работать с темой самоценности. Она очень хороша для работы с замкнутыми аутичными детьми, а также с гиперактивными детьми, которых нужно научить фокусу внутренней концентрации. Для занятий фототерапией совсем не обязательны профессиональные фотоаппараты, достаточно любого телефона, который делает фотографию.
Ключевые слова: фототерапия, самоценность, фотосет, самооценка, фотография.
Техника «Я глазами моих родителей»
Цель:
помочь ребенку понять, что на самом деле определяет его самооценку
и самоценность, развитие эмоционального интеллекта, возможность
заметить сходства и различия в восприятии себя разными людьми.
Продолжительность: 40–60 минут
Инструменты: фотоаппарат или телефон с фотокамерой.
Ход работы: ребенку предлагается сделать два фотосета: «С чем я себя ассоциирую» и «Я глазами человека, с которым хочу улучшить отношения» (например, «Я глазами мамы»). На каждый фотосет отводится по 10–15 минут, чтобы ребенок успел сделать по 5 фотографий. Для фото подойдут любые вещи или элементы интерьера, которые у клиента ассоциируются с ответами на заданные темы (это точно я: эта бутылка такая же светлая и прозрачная, как моя искренность, эта нить для зубов такая же тонкая, как мои нервы, когда я начинаю злиться). Обратите внимание ребенка, что эта техника позволяет проработать отношения в том числе с уже умершими людьми. Здесь не нужно уходить в слишком глубокий анализ, просто нужно вспомнить, на что обращал внимание человек, от имени которого делается фотосет.
Вопросы для анализа:
1.Какие качества вы отразили на первых пяти фотографиях?
2.Какие качества вы сфотографировали в контексте взгляда со стороны и мнения ваших родителей?
3.Что на самом деле определяет вашу самооценку и самоценность?
Еще раз посмотрите на фото: есть ли в них сходства и различия? Как те качества, которые ребенок выделил во втором фотосете, влияют на его жизнь сейчас. Ваша задача помочь ребенку понять: идентичны эти 10 фотографий или нет, и то, как он сейчас живет (его уровень счастья, ненависти, гнева, тревоги, что на них влияет) — это то, как его воспитала мама или то, как он сам себя воспринимает. Поразмышляйте, как задать хороший ресурсный вопрос, чтобы после работы с вами человек сохранил состояние исследователя.
Спросите у ребенка, что он понял про себя, сделав эти десять фотографий, о чем задумался, какие мысли, эмоции, состояния поднялись, о чем эта работа предложила ему
поразмышлять?
Следующий этап: поиск того, что не устраивает, и формулировка результата, к которому хочется прийти. После этого можно выстраивать путь терапевтической работы.
Выводы: мы все прекрасно знаем, что мнение наших родителей влияет на нас. Но вы не представляете, насколько те родительские качества, которые сфотографировал ребенок, влияют на него сейчас. Особенно в тех сферах жизни, где есть сложности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурно М.Е. Терапия творческим фотографированием // Практическое руководство по терапии творческим самовыражением / Под ред. М.Е. Бурно. – М.: Академический проект, 2002.
2.Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Планета чудес. Развивающая сказкотерапия для детей. С-П.: Творческий центр, 2008.
3. Копытин А., Платтс Дж. Руководство по фототерапии. – М. : «Когито-Центр», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод фототерапии в работе педагога-психолога ДОУ.
Представленный материал содержит рекомендации по работе с воспитанниками, родителями и педагогами ДОУ с использованием метода фототерапии....
Технологии работы с детьми: психологические аспекты работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения
Одним из наиболее устойчивых мифов в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети - это практически единственный привилегированный "класс" в нашем обществе. Но вот что с ним ...
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Почему логоритмика? Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...
Метод фототерапии в работе педагога-психолога ОУ.
Дошкольный возраст, и это уже не вызывает сомнения, очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования лично...
Фототерапия как метод работы с детьми с РАС в условиях ДОУ.
В современном мире фотография набирает все большую популярность в массах и становится неотъемлемой частью повседневной жизни. Но помимо наглядности, фотография имеет и целительное, психотерапевтическо...
ПРОЕКТ "Фототерапия в работе педагога-психолога детского сада, как метод арт-терапии. «МОЯ-ИСТОРИЯ!»
ПРОЕКТФототерапия в работе педагога-психолога детского сада, как метод арт-терапии. «МОЯ-ИСТОРИЯ!» Аналитическое и научно-методическое обоснование проекта Актуальность...
Выступление на методическом объединении учителей-логопедов, учителей- дефектологов «Применение метода фототерапии в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра».
Дидактические игры с использованием фотографий в работе с ребенком с РАС....