Экскурсия
план-конспект занятия (старшая группа)

Экскурсия к озеру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskaya_ekskursiya_k_ozeru_linden.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая экскурсия к озеру Линден 

Провели воспитатели: 
Миронова Н.Е., Зайцева С.В.  Андреева О.В., Долотюк Г.А.
Дата проведения: 19 июня 2017г. 
Возрастная группа: старший и средний дошкольный возраст. 
Цель: Дать дошкольникам представление об экосистеме «Водоём – озеро». 

Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «водоём». Расширять словарный запас детей. 
2. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. 
Закрепить знания о поведении на водоёмах. 
3. Обобщить представления об основных представителях водной флоры и фауны. 
4. Развивать речь, мышление, любознательность. 

5. Развить умение ориентироваться в пространстве
Материалы: яркие жилеты со светоотражающей лентой, стаканчики, ложки, красные флажки; маршрутный лист на каждого ребенка. 
Предварительная работа: отгадывание загадок про водоемы, рассматривание рек и озер на картинках. 
Словарная работа: водоём, ряска. 
Интеграция в образовательной области: 
• Социально-коммуникативное развитие 
• Познавательное развитие 
• Речевое развитие

Ход экскурсии

Ведущий 1: Отгадайте мою загадку: «На болоте родился, 4 раза крестился, героем сражался, врагу не сдался». О чем загадка? (О городе Санкт-Петербурге.) Объясните, почему вы так считаете. Город находится на берегу Финского залива, который является частью Балтийского моря. Как называется главная река города? (Нева.) Какие ещё реки и каналы вы знаете? Какие ещё водоёмы мы можем встретить в черте города? (Озера, пруды.) 
Итак, залив, море, болото, река, озеро, пруд – всё это можно назвать одним словом «ВОДОЁМЫ». Какой водоём можно увидеть даже дома? Поможет загадка. 
1.  На окошке – пруд. 
В нём рыбёшки живут. 
У стеклянных берегов 
Не бывает рыбаков.
(Аквариум.) 

  • 2. Течет, течет – не вытечет, 
    Бежит, бежит – не выбежит
    . (Река.) 
    3.  Из него вода не пьётся, 
    Потому что не вкусна - 
    И горька и солона. 
    Кругом вода, 
    А с питьём беда. 
    Кто знает, где это бывает?
    (Море.) 
    4.  Никуда не вытекает, 
    В своей ложе отдыхает, 
    Зимой крышкой накрывают, 
    Пресным в основном бывает!
    (Озеро) 
    Правильно вы всё отгадали. Вот сегодня мы с вами и отправимся к озеру Линден и к роднику. Обратите внимание на маршрутные листы, в которых указан путь нашего следования. Перед началом нашего путешествия сначала давайте вспомним правила поведения на водоёмах и около водоёмов. 
    А чтобы не попасть в беду на водоеме вы должны помнить несколько правил. Давайте вспомним каких… Ведущий вместе с детьми вспоминает правила. Если дети не знают. То воспитатель их с ними знакомит. 
    • Купаться можно только в разрешенных местах и в присутствии взрослых; 
    • Нельзя нырять в незнакомых местах – на дне могут оказаться притопленные бревна, камни, коряги, металлические прутья; 
    • А ещё не следует купаться в заболоченных местах и там, где есть водоросли или тина. Как вы думаете почему? 
    • Когда мы купаемся в море мы должны помнить, что нельзя заплывать далеко от берега, не рассчитав свои силы, опасно даже для умеющих хорошо плавать. На море есть ограничители, за которые нельзя заплывать. Они называются БУЙКИ. 
    Воспитатель вместе с детьми закрепляет ново услышанное слово БУЙКИ. 
    • Воду из водоёма нельзя пить, потому что она грязная. А скажите, почему вода становится грязной? (Туда бросают мусор.) 
    • Нельзя мусорить. 
    Теперь можно отправляться смело в путь. 
    Ведущий 2: Мы пришли с вами к  озеру Линден, и Линдер, и Линдон находится между улицами Рашетова и Лагерной. Название по одной версии происходит от лип, которые там росли (die Linde — липа (нем.)) , по другой — от фамилии купца первой гильдии Николая Линдена, у которого на берегу озера была построена дача. Несколько лет назад на этом месте намеревались построить высотный дом, заодно уничтожив озеро. Но в результате борьбы местных жителей строительство ограничилось возведением на берегу 2-х этажного таунхауза. Созданы две детские площадки (одна - прямо на откосе). Зимой, если повезёт - неплохие ледяные горки. Давайте внимательно ознакомимся с обитателями озера: флорой и фауной. 
    Ведущий 3:  Озером считается скопление воды, которое образовывается на суше в природном углублении. При этом оно является замкнутым водоемом. Состоит это природное образование из ложа, которое заполнено по самые края водой. Существуют различные типы озер. В отличие от рек природные скопления воды не имеют течений. Группируют озера по водному балансу и положению, по питательности содержащихся в его воде веществ, а также по их составу. Особенностей много. Есть озера различного рельефа дна, а также разнообразных размеров и форм. Они получают не только дождевую воду. Их питают и подземные реки.
  • Флора. Озера отличаются зональным расположением зарослей водных и прибрежных растений. При этом характер флоры меняется с увеличением глубины. Так, в мелководной зоне преобладают заросли осоки. Они располагаются не глубже одного метра, у самой кромки воды. Здесь же произрастает стрелолист и ситник, водяная гречиха, а также другие виды водно-болотных растений. С увеличением глубины до двух-трех метров начинается зона камышей. В этой области произрастает водяной хвощ, тростник, а также некоторые другие виды растений. Еще глубже располагается зона флоры с плавающими листьями. Здесь встречаются кувшинки (водяные лилии), плавающий рдест, а также кубышки. На глубине четырех-пяти метров располагается область погруженных растений.
  • Бабочки (личинки). Как это ни удивительно, гусениц многих видов бабочек можно найти в воде. Гусеницы некоторых видов строят домики (наподобие тех, что сооружают ручейники) из частей листьев растений. Рясковая огневка, например, строит домик из ряски. Все эти гусеницы растительноядные. Перед окукливанием они выбираются из воды на надземные части растений. Гусеницы мало заметны в водоеме, но следы их жизнедеятельности иногда ощутимы — некоторые из них могут серьезно вредить декоративным водным растениям. Водомерки. Под этим названием объединяются несколько своеобразных клопов, приспособившихся к жизни на водной глади. Наиболее заметный обитатель наших водоемов — большая водомерка. Ее торпедовидное тело достигает длины 1,7см и покрыто мельчайшими волосками, придающими ему бархатистый вид и предупреждающими смачивание. Вдоль спины расположены хорошо развитые крылья и надкрылья, хотя летающим это насекомое не увидишь. Передние лапки очень короткие и используются только для захвата и удержания добычи. А две задние пары - очень длинные и тонкие. Они смазаны жироподобным веществом, благодаря чему водомерка легко и изящно скользит по водной глади. Все лето самки откладывают на поверхность воды яички, из которых вылупляются крошечные водомерки. Осенью насекомые покидают водоем и прячутся на берегу под какими- нибудь предметами. Водомерки безвредные и красивые обитатели водоемов. Комар-пискун (личинки и куколки). Это именно тот комар, что досаждает нам летом. Его личинки отличаются от личинок других, безвредных комаров серой окраской и большим количеством щетинок на теле. Следует отметить, что личинки комара-пискуна, как и его опасного сородича малярийного комара, питаются, фильтруя воду и соскребая нарастания на подводных предметах, и выступают, таким образом, санитарами водоема. Малярийные комары встречаются в более южных краях, их личинки отличаются от личинок пискуна положением тела у поверхности воды: дышащая личинка малярийного комара располагается горизонтально, а личинка пискуна висит вниз головой. Пиявки — малосимпатичные обитатели водоемов, вызывающие обычно страх и брезгливость. Опасаться нужно кровососущих — медицинскую и конскую — пиявок, но они обитают в южных регионах (конская пиявка в Украине не встречается, а медицинскую можно найти только на юге европейской части страны). Пиявки, которые обычны в наших водоемах, человеку неопасны. Самая заметная из них — большая ложноконская пиявка, длина тела которой может превышать 10 см. Она поселяется и в озерах, и в мелких пересыхающих лужах; живет и во влажной земле. Большая ложноконская пиявка – грозный хищник для мягкотелых и медлительных обитателей водоема. В толще воды эта пиявка проплывает уверенно, не таясь, волнообразно извивая черное плоское тело, — врагов у нее практически нет. Малые ложноконские пиявки не бывают длиннее 5 см и окрашены в более светлые тона. Они почти безобидны — опасны только мелким червям и личинкам комаров. Рыбам и лягушкам ложноконские пиявки не вредят; опасные для них рыбьи пиявки в мелких стоячих водоемах не водятся. Стрекозы (личинки). Мелкие изящные разноцветные равнокрылые стрекозы (стрелки, лютки, красотки) порхают вдоль берега, периодически присаживаясь на околоводные растения. Более крупные и мощные разнокрылые стрекозы (коромысла, бабки, настоящие стрекозы) с громким стрекотом на бреющем полете проносятся над гладью воды. Самки периодически зависают над водой, опуская в нее кончик брюшка, — откладывают яйца. Из яиц вскоре вылупляются личинки .
  •  Набирает для наблюдений в прозрачный стаканчик ряски. 
    Предлагает отправиться к следующему водоёму и сравнить их. 
    Ещё раз обращает внимание детей на воду, набрав её в стаканчик. Спрашивает, о том можно ли пить её, ведь она на вид чистая, пресная. Можно пить, только чистую пресную воду (из фильтра или кипяченную). 
    Предлагает выполнить эксперимент: возьмем стаканчика с водой: в один положим песок, в другую землю, и посмотрим, что получится. 
    По очереди ведущий опускают ложки в стакан и размешивает. После чего все смотрят, что получилось. Спрашивает, что вы опустили в первый стакан (песок) и получилось, что песок упал на дно, песок на дне, вода осталось чистой. Во второй стакан положили землю, получилась - вода стала грязной. Итог - ни одну воду нельзя пить. Воспитатель спрашивает у детей, почему нельзя этого делать. Дети самостоятельно подводят итоги и объяняют, почему нельзя этого делать. 
    Ведущий 4: А сейчас, давайте поиграем в игру «Тишина у пруда» 
    Один водящий. Игроки, говорящие «заклинание», свободно передвигаются по площадке. 
    Дети: У пруда тишина 
    Не колышется вода 
    Не шумят камыши 
    Засыпают малыши 
    Дети должны стоять, сидеть неподвижно. Водящий выбирает того, кто не спит (пошевелился). Затем проигравший меняется местами с ведущим. Игра продолжается. 
    «Рыбаки и рыбки» 
    Площадка (волейбольная). Выбирается водящий, который перед игрой встает за пределами площадки. 
    По сигналу он вбегает внутрь площадки и преследует одного из играющих. Догнав и осалив игрока, берет его за руку, и вдвоем они начинают преследовать остальных. Третий играющий присоединяется к ним (встает в середину), и ловля продолжается. Каждый раз пойманным считается игрок, которого окружили ловцы, причем крайние должны сомкнуть руки. Сеть (цепочка) рыбаков увеличивается, и спасаться от них становится все труднее. Победителями считаются два последних участника, которых не поймали. 
    «Золотая рыбка» 
    Выбирается ведущий, который вместе с детьми произносит слова. Каждый раз дети должны выполнять разные задания. Тот, кто побеждает, становится «Золотой рыбкой». Дети с помощью считалки выбираю «Золотую рыбку» 
    Раз, два, три, четыре, пять будем рыбку выбирать. 
    Раз, два, три рыбка по морю плыви. 
    Раз, два, три, четыре, пять возвращайся к нам опять. 
    После того, как дети выбрали золотую рыбку 
    Встают в круг, берутся за руки, идут по кругу и произносят слова: 
    1.Рыбка, рыбка золотая в море ты не уплывай. Рыбка, рыбка золотая нам желанье загадай! 
    (Рыбка в руках держит любой предмет и указывает им на того, кто будет выполнять задание. Предлагает детям выполнить простые задания – присесть, подпрыгнуть, сделать пружинку.) 
    2. Рыбка, рыбка золотая в море ты не уплывай нам загадки загадай! 
    3.Рыбка, рыбка золотая в море ты не уплывай. Рыбка, рыбка золотая в догонялки поиграй! 
    (После этих слов дети разбегаются врассыпную, а рыбка старается их поймать, может быть с помощью сети). Тот, кого рыбка не поймала, становиться водящим.
     "Щука и рыбки" 
    Выбирается "щука", остальные — "рыбки" и " камни". 
    "Камни" стоят в кругу, руки врозь. "Рыбки" внутри круга, "щука" вне круга. По сигналу "щука!" дети разбегаются, а водящий их ловит, дотрагиваясь рукой. Рыбки могут спрятаться за камни, присев за "камни"- тогда щука не может их поймать. 
    "Щука": — Стой, плотва и караси! И пощады не проси! 
    Я хозяйка здесь, в пруду! На охоту я иду. 
     «Рыбаки и рыбки» 
    Среди детей выбирают 2-3 рыбаков, остальные - рыбки. Рыбаки становятся на одном месте площадке, рыбки - на другом. Между ними происходят такой диалог. 
    - Рыбаки, рыбаки, вяжете? 
    - Сетку! 
    - Кого будете ловить? 
    - Рыбку. 
    - Какую? 
    - Карасей и щуку! 
    - Так ловите! 
    Рыбки разбегаются по всей площадке, каждый рыбак пытается поймать хоть одну рыбку. Рыба считается пойманной, когда рыбак коснулся ее рукой. Когда рыбаки поймали хоть по одной рыбке, выбирают других рыбаков. 

В конце экскурсии ведущий вновь обращает внимание детей на маршрутный лист, в котором указаны обитатели озера и предлагает их отметить тех, с которыми сегодня познакомились и увидели в ходе небольшого путешествия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие - экскурсия по экологии "Экскурсия в весенний парк"

Экскурсия в весенний парк совместно с родителями. Ознакомление с весенними растениями и деревьями....

Экскурсия в мини – музей «Транспорт» Тема экскурсии: «Знакомство с видами специального транспорта: пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина»

Тема «Транспорт на страже жизни и здоровья человека» Группа: средняя, 4 экскурсовода, гости из другой группы среднего возраста. Цель экскурсии: создать условия для обогащения представлений детей о мир...

совместная деятельность по познавательному развитию. Экологическая тропа Сезонные экскурсии в природу. Экскурсия в позднюю осень.

Цели: ·         Увидеть, как природа готовится к зиме.·         Пронаблюдать взаимосвязь некоторых природных явлений.·...

Конспект тематической экскурсии по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Из истории родного города. Экскурсия к градообразующему предприятию ТПЗ".

Конспект тематической экскурсии по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Из истории родного города. Экскурсия к градообразующему предприятию ТПЗ". Цель: познакомить с истор...

Экскурсия "Экскурсия в домашний птичий зоопарк"

Дать детям общее представление о многообразии птиц живущих в домашних условиях....