Актуальность художественно-эстетического воспитания в развитии дошкольников
консультация

СЛАТНИКОВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА

Актуальность художественно-эстетического воспитания в развитии дошкольников

 «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.

Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».

В. А. Сухомлинский.

 

Актуальность.  Современные дети активно участвуют в виртуальном мире. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознание стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным.

Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, непонимающее музыку, поэзию. Поэтому сегодня эстетическое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребенка, его потребностями, способностями, мотивами деятельности.

Цель эстетического развития дошкольника направлена на общее развитие, духовное, нравственное, интеллектуальное. Для достижения цели, необходимым условием является реализация задач, через которые ребенок овладеет знаниями художественно-эстетической культуры, получит условия для развития способностей к художественно-эстетическому творчеству и эстетическому воспитанию.

Задачи :

Развитие предпосылок ценностно –смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы

Становление эстетического отношения к окружающему миру

Формирование элементарных представлений о видах искусства

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.

На реализацию содержания художественно – эстетического развития направлены следующие виды детской деятельности.

  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
  • музыкальная (восприятие и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально - ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
  • восприятие художественной литературы и фольклора;
  • конструирование из разного материала (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и др.).

Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует развитию интереса к миру искусства, музыкальной, театрализованной деятельности.

Способствует развитию навыков изобразительной деятельности, аппликации и лепки.

Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

А рисовать, мы любим не только стандартно, как принято в детском саду, но и рисовать нетрадиционными способами. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

На занятиях можно использовать нетрадиционные техники рисования такие как:

  • «Рисование ладошкой».

Технология рисования: Посредине листа ребенок рисует или ладошкой или  пальчиками. Макает в краску и отпечатывается на бумаге так, как необходимо для того рисунка, какой он изображает. Потом краска вытирается тряпкой.

  • «Кляксография».

Технология рисования: На лист бумаги наносят кляксы, поверх накладывается чистый лист бумаги. Кляксы переходят с одного листа на другой. Дети рассматривают полученные кляксы, дорисовывают детали или просто называют то, что они увидели.

  • «Тампонирование».

Технология рисования: Делаем тампон из поролона. Штемпельная подушка послужит палитрой. Набирем краску — и легкими прикосновениями к бумаге  рисуем что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное.

  • «Фронтаж».

Технология рисования: Ее суть заключается в том, чтобы положить под лист бумаги какой-нибудь рельефный предмет и заштриховать лист поверх него карандашом или пастелью. Основная задача - найти подходящий предмет. Он должен быть плоским и рельефным.

  • «Рисование мочалкой».

Технология рисования: Очень простой метод получения рисунков нетрадиционным образом. Для творческого процесса нужен бумажный лист средней плотности, мочалка для изображения на ней рисунка и гуашь, разведенная так, чтобы она имела консистенцию жидкой однородной кашицы. Мочалку обмокнуть в гуашь и прижать к листу, оставляя на нем отпечатки в том порядке, который нужен.

  • «Рисование свечой».

Технология рисования: Для начала необходимо на чистом листе бумаге нарисовать рисунок свечой, предупредив ребенка, что в этот момент ничего не будет видно. Можно рисовать не только свечой, но и восковыми карандашами, эффект будет тот же. Чтобы изображение проявилось, необходимо широкую кисть или губку обмакнуть в краску или тушь и покрыть лист крупными мазками. Рисунок появится как по волшебству! После высыхания его можно дополнить, воспользовавшись фломастерами или маркерами.

  • «Рисование солью».

Технология рисования: Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.

  • «Монотипия предметная».

Технология рисования: Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

  • «Гратаж».

Технология рисования: Слово “граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести, царапать). Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.

Опыт работы с детьми позволяет отметить, что именно нетрадиционные техники рисования создают на занятиях атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, повышают активность, создают эмоционально положительное отношение к деятельности. Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск посредством изысканий в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

Именно в изобразительной деятельности мы достигаем более полной реализации человеком самого себя, своих способностей и возможностей, где возможно более полное при этом самовыражение и самораскрытие. Все это говорит о развитии творческой, самостоятельной, активно мыслящей, инициативной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность художественно-эстетического воспитания в развитии дошкольников

 «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.

Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».

В. А. Сухомлинский.

Актуальность.  Современные дети активно участвуют в виртуальном мире. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознание стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным.

Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, непонимающее музыку, поэзию. Поэтому сегодня эстетическое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребенка, его потребностями, способностями, мотивами деятельности.

Цель эстетического развития дошкольника направлена на общее развитие, духовное, нравственное, интеллектуальное. Для достижения цели, необходимым условием является реализация задач, через которые ребенок овладеет знаниями художественно-эстетической культуры, получит условия для развития способностей к художественно-эстетическому творчеству и эстетическому воспитанию.

Задачи :

Развитие предпосылок ценностно –смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы

Становление эстетического отношения к окружающему миру

Формирование элементарных представлений о видах искусства

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.

На реализацию содержания художественно – эстетического развития направлены следующие виды детской деятельности.

  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
  • музыкальная (восприятие и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально - ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
  • восприятие художественной литературы и фольклора;
  • конструирование из разного материала (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и др.).

Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует развитию интереса к миру искусства, музыкальной, театрализованной деятельности.

Способствует развитию навыков изобразительной деятельности, аппликации и лепки.

Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

А рисовать, мы любим не только стандартно, как принято в детском саду, но и рисовать нетрадиционными способами. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

На занятиях можно использовать нетрадиционные техники рисования такие как:

  • «Рисование ладошкой». 

Технология рисования: Посредине листа ребенок рисует или ладошкой или  пальчиками. Макает в краску и отпечатывается на бумаге так, как необходимо для того рисунка, какой он изображает. Потом краска вытирается тряпкой.

  • «Кляксография». 

Технология рисования: На лист бумаги наносят кляксы, поверх накладывается чистый лист бумаги. Кляксы переходят с одного листа на другой. Дети рассматривают полученные кляксы, дорисовывают детали или просто называют то, что они увидели.

  • «Тампонирование». 

Технология рисования: Делаем тампон из поролона. Штемпельная подушка послужит палитрой. Набирем краску — и легкими прикосновениями к бумаге  рисуем что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное.

  • «Фронтаж». 

Технология рисования: Ее суть заключается в том, чтобы положить под лист бумаги какой-нибудь рельефный предмет и заштриховать лист поверх него карандашом или пастелью. Основная задача - найти подходящий предмет. Он должен быть плоским и рельефным.

  • «Рисование мочалкой». 

Технология рисования: Очень простой метод получения рисунков нетрадиционным образом. Для творческого процесса нужен бумажный лист средней плотности, мочалка для изображения на ней рисунка и гуашь, разведенная так, чтобы она имела консистенцию жидкой однородной кашицы. Мочалку обмокнуть в гуашь и прижать к листу, оставляя на нем отпечатки в том порядке, который нужен.

  • «Рисование свечой». 

Технология рисования: Для начала необходимо на чистом листе бумаге нарисовать рисунок свечой, предупредив ребенка, что в этот момент ничего не будет видно. Можно рисовать не только свечой, но и восковыми карандашами, эффект будет тот же. Чтобы изображение проявилось, необходимо широкую кисть или губку обмакнуть в краску или тушь и покрыть лист крупными мазками. Рисунок появится как по волшебству! После высыхания его можно дополнить, воспользовавшись фломастерами или маркерами.

  • «Рисование солью».

Технология рисования: Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.

  • «Монотипия предметная». 

Технология рисования: Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

  • «Гратаж». 

Технология рисования: Слово “граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести, царапать). Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.

Опыт работы с детьми позволяет отметить, что именно нетрадиционные техники рисования создают на занятиях атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, повышают активность, создают эмоционально положительное отношение к деятельности. Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск посредством изысканий в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

Именно в изобразительной деятельности мы достигаем более полной реализации человеком самого себя, своих способностей и возможностей, где возможно более полное при этом самовыражение и самораскрытие. Все это говорит о развитии творческой, самостоятельной, активно мыслящей, инициативной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Актуальность художественно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами народного декоративно – прикладного искусства."

Предлагаемая   мною  программа.  "Знакомство  детей  младшего дошкольного   возраста  с  хохломской  росписью" — одно из педагогических условий р...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Актуальность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: проблемы и задачи»

На современном этапе развития нашего государства, на фоне введения ФГОС ДО, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.В последнее время возросло внимание к проблемам ...

Семинар - практикум "Актуальность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста"

Сценарий практического семинара по художествнно-эстетическому развитию дошкольников...

Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности с детьми Художественно-эстетическое, познавательное и речевое развитие дошкольников Тема: «Путешествие колобков».

Тема: «Путешествие колобков». Возрастная группа:1 младшая группа, дети 2-3 лет. Форма НОД: занятие Форма организации: групповая. Учебно-методический  комплект: Про...

Актуальность художественно-эстетического развития дошкольников.

формирование у дошкольников эстетического идеала и художественного вкуса....

Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития дошкольника".

Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития дошкольника"....