Консультация для педагогов «Художественно – эстетическое развитие детей»
консультация

Пищикова Екатерина Александровна

Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.

Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pishchikova_konsultatsiya.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОД КРАСНОДАР «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №228 «ГОЛУБКА»

ул.Тургенева, 146, г.Краснодар, 350078, тел/факс (861)220-57-51

Выступление на Педагогическом совете

 «Художественно – эстетическое развитие детей».

Подготовила: ПИЩИКОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Воспитатель МАДОУ

                                                                                                 МО г.Краснодар

                                                                                               «Детский сад №228»

Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.

Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:

— развитие творческого потенциала ребенка;

— развитие образного, ассоциативного мышления;

— развитие самостоятельности и творческой активности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:

— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

— становление эстетического отношения к окружающему миру;

— формирование элементарных представлений о видах искусства;

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:

1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;

2) опыт художественно-творческой деятельности.

Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.

Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать.

Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок В.А. Сухомлинский. При создании предметной развивающей среды необходимо руководствоваться общими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:

- полифункциональности, открывающий перед детьми множество возможностей, обеспечивающий все составляющие образовательного процесса;

- трансформируемости, предоставляющий возможность изменений, позволяющих вынести на первый план ту или иную функцию пространства;

- вариативности, позволяющий периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих художественно-эстетическую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;

 - насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;

- доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

- безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности. Условия организации развивающей художественно-эстетической среды в дошкольной образовательной организации. Характеризуя художественно-эстетическую среду и ее влияние на развитие личности ребенка, выделяются следующие доминантные качества среды как педагогические условия:

 • гармоническую насыщенность пространства и времени образами искусства, его фрагментами и предметами - носителями природных качеств;

 • сочетание константности и динамичности, сменности компонентов эстетической организации среды ДОУ, группы, кабинета;

• значимость включения в среду продукции эстетического творчества самих детей, их творческих работ;

• актуальность создания конкретной специфичной эстетической среды для всех возрастных групп в процессе проведения занятий;

 • выявление историко-культурного «ореола» традиций ДОО и региона как естественного эстетического средового фона;

• влияние художественно-эстетического сознания и культурных ориентаций педагога и детей.

 Предметно-пространственная художественно-эстетическая среда (В. В. Давыдов, Л. П. Печко, В. А. Петровский) должна быть:

 • сменяемая, вариативная, динамичная, должна включать разнообразные компоненты, способствующие формированию различных видов деятельности;

• взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, целостна, что позволит детям свободно заниматься разными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом;

• не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, с учетом специфики детского восприятия, стимулировать активность детей;

• активно включать детей в создание среды, это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, комфортности для всех детей и взрослых группы детского учреждения, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими;

 • должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были в поле зрения ребенка, доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. - порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, - материалы могут понадобиться для занятий другим детям или этому же ребенку;

• должна соответствовать возрастным, половым психофизиологическим особенностям детей.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ - развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации. Для получения ожидаемых результатов в ДОО создана система работы по художественно- эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию воспитательно-образовательного процесса. Художественно-эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Для того чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей. В летний период помощником в художественно-эстетическом воспитании является красота природы, детская деятельность, организованная на участке детского сада и за его пределами. Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:

 - максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

 - основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь;

- взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно- образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества;

 - интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно- творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.

- уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения;

- организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др;

 - вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Художественно-эстетическое развитие дошкольников"

 Основой познания детьми реального мира является ознакомление их с окружающей жизнью, миром предметов и явлений. Дети учатся видеть и понимать прекрасное в природе, искусстве....

Консультация для педагогов" «Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста»

laquo;Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем бол...

Консультация для педагогов "Художественно - эстетическое развитие детей через организацию самостоятельной творческой деятельности"

Материал знакоит воспитателей стем, что является источниками самостоятельности детей. Это  впечатления от восприятия окружающей действительности, в своих работах дети выражают свои чувства, разли...

Консультация для педагогов «Художественно-эстетическое развитие в дошкольном учреждении.

Основным средством формирования духовного мира детей является искусство, оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием,...