Кибербезопасность детей в дошкольном образовательном учреждении
статья (подготовительная группа)
Что же такое ИБ ребенка? Это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и/или физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. Перед педагогами встает задача не просто рассказать детям о том какие существуют технологии, но и рассказать об их влиянии, о правилах использования телефонов, планшетов, компьютеров и других гаджетов, о феномене интернета и правилах поведения во всемирной сети.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_kiberbezopasnosti.docx | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кибербезопасность детей в дошкольном образовательном учреждении
Новикова М.С., воспитатель
Новикова И.В., воспитатель
Мир информационных технологий не стоит на месте и с каждым годом количество пользователей, в том числе детей, растёт. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 повлияла на различные области человеческой жизнедеятельности, коснулась всех сфер деятельности без исключения и расширила связь детей с современными технологиями. В связи с этим наше учебное заведение не осталось в стороне – мы приняли вызов в области информационной безопасности (ИБ).
Уже с младшего дошкольного возраста в нашем садике идёт обучение с применением информационных технологий, поэтому необходимо подготовить воспитанников детских садов к их использованию и обратить внимание на ИБ.
Что же такое ИБ ребенка? Это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и/или физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. Перед педагогами встает задача не просто рассказать детям о том какие существуют технологии, но и рассказать об их влиянии, о правилах использования телефонов, планшетов, компьютеров и других гаджетов, о феномене интернета и правилах поведения во всемирной сети.
У ребёнка до 6-7 лет все познавательные процессы, включая внимание, восприятие (зрительное, слуховое, обонятельное), а также мышление и фантазию, непроизвольны. Поэтому в дошкольном возрасте детям особенно интересно всё яркое и необычное. Для того чтобы ребёнок концентрировался на какой-то деятельности, необходимо присутствие взрослого. К первому классу маленькому человеку необходимо научиться сосредотачивать внимание даже на том, что ему не всегда интересно.
В нашем ДОУ проводится работа с родителями.
- Мы включаем в тематику родительских собраний такие темы как: «Современные гаджеты – добро или зло», «Информационная компетентность: программы и сайты безопасные для детей», «Родительский контроль».
- Знакомим родителей с видами информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также с негативными последствиями распространения такой информации.
- Формируем психологическую, социальную, информационную грамотность детей с целью профилактики «выхода» ребёнка в виртуальный мир.
- Работаем над собственной информационной культурой с целью компетентного общения с воспитанниками.
Наши сотрудники регулярно проходят курсы повышения квалификации в области информационной грамотности, такие как "Цифровая грамотность педагогического работника" или "Методология и технологии дистанционного обучения в образовательной организации".
Нами были составлены соответствующие буклеты для родителей, разъясняющие на что стоит обратить внимание при передаче в руки ребенка современной техники; о том, что неумеренное использование смартфонов и планшетов может:
- принести вред физическому развитию здоровья (ухудшение зрения и осанки, патология костей, нарушение координации между сигналами головного мозга и движениями рук, ожирение из-за уменьшения подвижности);
- повлиять на отношение «родитель-ребенок» (страдает умение концентрироваться на людях, снижается самооценка);
- вызывать зависимость;
- стать причиной нарушения сна;
- привести к учащению детских истерик, агрессивности, социальной тревожности;
- снизить способности к повседневному общению.
Психолог Елена Смольянинова рассказала о том, как к ней на консультацию приходила мама трёхлетней девочки. Как многие современные родители, она использовала айпад с целью обучения дочери. Мама скачивала развивающие игры, например, где нужно перемешать шарики и треугольники в разные стороны. Женщина очень гордилась, что её ребёнок, ещё не умея разговаривать, уже распределял предметы по цветам и формам. Но когда мама дала дочке реальные кружочки и квадратики, та не смогла взять их в руки. У ребёнка не развилось пространственное восприятие предметов, что послужило причиной проблем с моторикой. Девочка не могла оценить, как далёко от неё находятся предметы, или правильно взять в руку кубик, чтобы его переместить. Всё падало из рук, ребёнок плакал, мама не знала, что делать. Ребёнку в три года пришлось усваивать навыки, которые, как правило, формируются в возрасте года.
Вручая ребёнку гаджет необходимо, как минимум, учитывать возрастные особенности и особенности окружения.
Другой проблемой является то, что ребёнок своими неосознанными действиями может причинить вред не только себе, но и родителям. Нередки случаи, когда ребёнок, играя в онлайн игру, случайно совершает покупки на крупную сумму с карты, привязанной к аккаунту устройства. В таких случаях возврат денег как правило невозможен, так как родители сами несут ответственность за действия своего несовершеннолетнего ребенка. На родительских собраниях мы доносим до родителей возможность и необходимость установки дополнительного контроля с подтверждением производимых с устройства "операций" (пароль, отпечаток пальца, смс подтверждение и т.д.) либо исключить сохранение данных банковских карт и паролей. Так же даем рекомендации, как объяснить своему ребёнку на какие кнопки, окошки можно нажимать, а на какие не стоит.
Всемирная организация здравоохранения рекомендует знакомить детей со смартфонами и планшетами не раньше двухлетнего возраста. Допустимое время сеанса – максимум час в день до достижения пятилетнего возраста.
Ребёнку в этом возрасте куда более необходима физическая активность – не менее трёх часов в день.
Из педагогических консультаций родители узнали на что они должны обратить внимание, чтобы избежать негативных последствий использования гаджетов. Например, была проведена беседа о возрастных ограничениях на просматриваемый контент. Большинству родителей знакома ситуация, когда семейный просмотр кинофильма или телевизионной передачи может быть омрачен демонстрацией сцен насилия, жестокости, присутствием нецензурной брани или информации эротического характера. Предугадать возможное развитие сюжета кинофильма или транслируемой передачи практически невозможно. Попытаться закрыть ребенку глаза, уши или вовсе попросить его покинуть комнату - довольно распространенный метод оградить его от негативной информации. Однако чаще всего такие действия воспринимаются детьми как нарушение их свободы и мотивируют любыми способами добраться до запретной информации.
Принятый федеральный закон об информационной безопасности детей позволяет родителям еще до начала просмотра фильма или передачи узнать, для какого возраста рекомендован данный медиа-продукт.
Наши педагоги учат детей быть осторожными при использовании сети Интернет. Не следует разрешать ребенку пользоваться Сетью свободно, как ему захочется. Ребенку необходимо установить чёткие и понятные ему правила: определить время, которое ребенок может проводить в Интернете, и сайты, которые он может посещать.
Так же педагоги проводят работу по формированию информационной культуры у детей, в частности с помощью ноутбуков, мультимедиа, проекторов:
- рассказывают детям об опасностях сети Интернет последствиях столкновения с ними;
- разъясняют, почему нельзя открывать подозрительные файлы и ссылки, как бы заманчиво они не выглядели;
- объясняют, что в случае неуверенности в своих действиях, необходимо обратиться к взрослым;
- предупреждают, что нельзя быть полностью уверенным в личности своего виртуального собеседника.
Все это проходит в формате медиа-уроков с показами коротких мультфильмов и презентаций, а также в форме бесед с воспитанниками с решениями ситуативных задач.
Наш детский сад предложил родителям, совместно со своими детьми, поучаствовать в квесте на портале ЕдиныйУрок.Дети. Участникам было предложено пройти тестирование, перед прохождением которого родитель обсуждает со своим ребенком правила пользования гаджетов. В качестве бонуса за проделанную работу, дети получили именные грамоты.
Таким образом педагоги заинтересованы в том, чтобы имеющееся программное обеспечение обеспечивало безопасность юных пользователей информационных технологий. Родителям необходимо обращать внимание на то, что использует ребенок и как он это применяет. В детском саду сформирован список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ребенок, родители ознакомлены с этим списком.
Эти меры предосторожности являются проявлением ответственности и заботы о детях, о нашем будущем поколении.
Используемая литература:
- Портал ЕдиныйУрок.РФ
- Портал ЕдиныйУрок.Дети
- Портал Сетевичек.РФ
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
- Федеральный закон от 01.09.2012 N 436-ФЗ "Об информационной безопасности детей"
- Семейная консультация психолога Смольянинова Елена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческих способностей детей в дошкольном образовательном учреждении»
В законе об образовании отводится огромная роль развитию ребенка, в том числе и развитию творческих способностей. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способносте...
« Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении»
В последнее время результаты медицинских обследований свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья дошкольников, увеличении числа детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе...
"Формирование здорового образа жизни детей как направление социализации детей в дошкольном образовательном учреждении"
Данная статья раскрывает вопрос о сохранении и укреплении здоровья каждого отдельного ребёнка, формировании ценностных установок на здоровый образ жизни....
Статья "Игра как средство адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению" (Публикация в периодическом методическом электронном журнале «Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников». Св-во о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 55136. ISSN 230)
Статья "Игра как средство адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению"...
Влияние занятий физической культурой на развитие речи детей в дошкольном образовательном учреждении для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Речь - один из важнейших психических процессов, отклонения в развитии которого затрцдняют общение ребёнка, может появиться замкнутость, неуверенность в себе, и как следствие, эти нарушения нередко пре...
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОЕКТ: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисцип...
Кибербезопасность детей в дошкольном образовательном учреждении
Мир информационных технологий не стоит на месте и с каждым годом количество пользователей, в том числе детей, растёт. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 повлияла на различные области человеческ...