Проект «Куклы из бабушкиного сундучка»
проект (старшая группа)
Самая главная игрушка для детей всех возрастов – это кукла. В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Разнообразие кукол столь велико, что его трудно привести в какую-то систему, дать классификацию или типологию кукольного мира. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и пр. Бывают разного размера - от крохотных пупсиков до огромных "девиц", ростом с 5-летнего ребенка. Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники. И, наконец, они могут различаться по характеру, что собственно и определяет суть игры и роль самой куклы в этой игре. Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей, вкладывает в уста куклы, свои слова, мысли, переживания, через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.
Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Каждое поколение, развиваясь из своего детства, своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак». Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно.
Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнёром по общению в игре. Через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Куклы из бабушкиного сундучка» | 25.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Полное название проекта: «Куклы из бабушкиного сундучка»
Авторы проекта:
Наталья Петровна Ковалева, старший воспитатель МКОУ Коченевская СОШ №2, Екатерина Николаевна Артамонова воспитатель МКОУ Коченевская СОШ №2;
Адрес организации: 632641 Новосибирская область Коченёвский район р.п. Коченёво улица Строительная 29
Телефон: 8 383.512 60 60
Место проведения: муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Коченёвская средняя общеобразовательная школа № 2
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта: долгосрочный (2019-2020 учебный год)
Участники проекта: воспитатель, старший воспитатель, музыкальный руководитель, дети старшей группы, родители воспитанников
Возраст детей: 5-6 лет
Актуальность проекта:
Самая главная игрушка для детей всех возрастов – это кукла. В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Разнообразие кукол столь велико, что его трудно привести в какую-то систему, дать классификацию или типологию кукольного мира. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и пр. Бывают разного размера - от крохотных пупсиков до огромных "девиц", ростом с 5-летнего ребенка. Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники. И, наконец, они могут различаться по характеру, что собственно и определяет суть игры и роль самой куклы в этой игре. Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей, вкладывает в уста куклы, свои слова, мысли, переживания, через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.
Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Каждое поколение, развиваясь из своего детства, своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак». Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно.
Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнёром по общению в игре. Через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества.
Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «Куклы из бабушкиного сундучка».
Задачи проекта:
расширять знания детей о культуре народа (традиции, праздники, приметы, загадки, поговорки, потешки);
познакомить детей с историей возникновения народной куклы (виды кукол, технология изготовления);
учить изготовлять народных кукол;
развивать навыки игрового взаимодействия, творческое воображение;
развивать речь детей, расширять словарный запас;
воспитывать бережное отношение к своему и чужому труду;
организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы.
Методы и приемы:
наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО;
словесные – объяснение, рассказ, чтение беседа;
практические – упражнение, игровые методы, элементарные опыты, моделирование.
Материал: картины, книги, журналы, открытки, художественные произведения, оборудование для опытов и экспериментов, видеопрезентации, видеоролики.
Формы работы по проекту.
Организованная деятельность: непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, музыке; беседы по теме «Куклы»; дидактические, подвижные театрализованные игры; исследовательская деятельность ( наблюдения); чтение книг; развлечения.
Самостоятельная деятельность: подвижные игры, дидактические игры, настольные игры, рассматривание иллюстраций, альбомов с изображением кукол, художественное творчество, решение проблемных ситуаций.
Взаимодействие с семьей: наглядная агитация по теме проекта «Куклы из бабушкиного сундучка» (стенды, памятки, выставки, газеты, консультации); творческая мастерская «Куклы наших бабушек»; подготовка костюмов и атрибутов к театрализованной постановке.
Взаимодействие с педагогами: консультация «Такие разные куклы», развлечение «Куклы наших бабушек».
Внешние связи: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Коченевская средняя общеобразовательная школа №2, детская общественная организация «Радуга», МУ Дом культуры«Рассвет», МУ Коченевская централизованна библиотечная система филиал № 4, муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей Коченевская детская музыкальная школа.
Условия необходимые для реализации проекта.
Материальные: наглядный и дидактический материал по проекту «Куклы наших бабушек»: картинки с изображением кукол, сюжетные картины с изображением действий людей по отношению к кукле, атрибуты к театрализованным, подвижным и дидактическим играм, к развлечениям.
Педагогические: презентации, загадки, стихи, рассказы, сказки, песни, дидактические игры, физминутки, пальчиковые игры, подвижные игры, иллюстрации.
Интеграция образовательных областей:
социально–коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно–эстетическое развитие, физическое развитие.
Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, конструировании из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительной, музыкальной, двигательной.
Продукт проекта:
альбомы «Что за прелесть эти сказки!», «Русская народная кукла в сказках и былинах русского народа», «Народные промыслы», «Музей в картинках», «Куклы из бабушкиного;
развлечение «Куклы из бабушкиного сундучка»;
мини – музей «Куклы из бабушкиного сундучка»;
выставка книжек–малышек «Такие разные куклы».
Область применения:
мастер класс по использованию пособий;
развлечение для детей младшей группы;
презентация проекта.
Предварительная работа:
поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Куклы из бабушкиного сундучка»;
чтение стихов, произведений, рассматривание иллюстраций.
Предполагаемый результат:
повышение уровня знаний у воспитанников и их родителей о куклах наших предков;
умение различать и называть некоторые куклы;
систематизация дидактического материала по теме «Куклы из бабушкиного сундучка»;
активизация словарного запаса.
Этапы и сроки реализации проекта:
Подготовительный этап
- Изучение и анализ литературы по теме;
- Планирование совместной работы с детьми и родителями;
- Совершенствование необходимой материально- технической базы и предметно-пространственной развивающей среды.
Основной этап
Занятия по познавательному развитию:
- Знакомство с русской народной куклой;
- Кукла из глубины веков;
- Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных кукол;
- Русские народные куклы: «Зерновушка», «Пеленашка», «Столбушка», «Кувадка».
Беседы:
- О куклах;
- Куклы наших бабушек;
- Моя любимая кукла;
- Тряпичные куклы.
Занятия по продуктивной деятельности:
Совместный детско-родительский мастер класс по изготовлению куклы Кувадки «День семьи, любви и верности»
Чтение художественной литературы:
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
Сказка А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»
И. Рюмина «Куклы наших бабушек»
Проведение сюжетно – ролевых игр:
«Дом», «Семья», «Детский сад».
Работа с родителями:
анкетирование "Игры и игрушки Вашего ребенка", «Выявление игровых интересов и предпочтений ребенка дома»;
подготовка материалов и изготовление кукол;
информация для родителей на сайте детского сада;
консультация для родителей «Роль куклы в жизни ребёнка», «Игрушка в жизни ребенка»;
творческая гостиная.
Заключительный этап:
организация мини – музея «Куклы из бабушкиного сундучка»;
оформление презентаций «Кукла оберег Кувадка», «Народные куклы для игры» для группы и методического кабинета;
выпуск стенгазеты «День семьи, любви и верности»;
развлечение «Куклы из бабушкиного сундучка»;
презентация проекта.
Результаты работы над проектом:
По результатам работы проекта «Народная кукла в играх детей» стало понятно, что знакомство с историей народной куклы и технологией её изготовления, возможно, начинать с детского сада. Эта работа предоставляет возможности для творческого самовыражения детей, формирования навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма и пропорций, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении игрушки является то, что её можно изготовить без иглы и ножниц. Дети мастерили кукол из различных материалов. Тем самым они приобрели необходимые трудовые навыки, у них начал формироваться хороший вкус.
Занятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром народной куклы, с русскими народными песнями, обрядами и тем самым приобщить детей к народной традиционной культуре России.
В процессе работы над проектом сформировались дружеское творческое взаимодействие с семьями воспитанников, в работе над проектом были задействованы родители и дети группы, значительно повысился уровень знаний родителей и педагогов по проблеме, пополнилась и обновилась пространственно-предметно развивающая среда группы. Завершающим этапом проекта стало создание мини-музея, посвященного народной кукле, изготовленным не только из ткани.
Верно.
Директор школы ____________________И.В. Соловьева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Куклы и бабушкиного сундучка"по приобщению дошкольников к народной культуре через ознакомление с народной куклой.
Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстети...
Проект "Куклы из бабушкиного сундучка"
АктуальностьВ каждой семье из поколения в поколение дети играют в кукол. Тряпичная кукла - это наша история, традиции, культура, она имела несколько назначений и была неотъемлемой частью быта людей. К...
статья к презентации проекта "Куклы из бабушкиного сундучка"
В дошкольном возрасте у детей игра - является ведущим видом деятельности, а игрушка - незаменимый спутник этих игр. Чтобы сохранить и передать будущему поколению культурные и духовно-нравственные ценн...
Презентация проекта "Куклы из бабушкиного сундучка"
В презентации представлены: паспорт прокта, цели, задачи, планируемые рузультаты, фото-отчет...
Проект "Куклы из бабушкиного сундучка"
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. ...
Творческий проект "Куклы из Бабушкиного сундучка"
Проявление интереса у старших дошкольников к истории русского народа, к его культуре, традициям и обычаям. Необходимость возродить и "прикоснуться" к истокам народной культуры - цель проекта...