Устное народное творчество Проект «Любимые потешки малышам» с детьми младшего возраста
проект (младшая группа)
Актуальность проекта: русский фольклор – одно из действенных и ярких
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Цель: знакомить детей с потешками как жанром устного русского народного творчества, воспитывать любовь к книге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17
143441, Россия, Московская область, г.о. Красногорск, деревня Путилково
Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru
ОГРН 1025002876986, ИНН/КПП 5024044817 502401001
Устное народное творчество
Проект «Любимые потешки малышам»
с детьми младшего возраста
Составила:
Воспитатель
Гуюмчян Лара Сосовна
-2021г.
Тип проекта: познавательно – игровой.
Продолжительность: краткосрочный (5 дней),.
Участники проекта: воспитатель, дети группы, родители.
Предполагаемый результат:
- развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
- создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.
Актуальность проекта: русский фольклор – одно из действенных и ярких
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Цель: знакомить детей с потешками как жанром устного русского народного творчества, воспитывать любовь к книге.
Задачи:
- повышать интерес к русским народным потешкам;
-учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя, внимательно рассматривать иллюстрации;
-развивать речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса;
- развивать мышление, умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки;
- вызвать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение;
- побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения.
План работы по подготовке проекта
- подобрать фольклорный материал, адекватно возрасту детей;
- составить альбом потешек для режимных моментов;
- подобрать иллюстрированный материал к фольклорным произведениям;
- создать фотовыставку по проекту.
Совместная деятельность с детьми.
- Чтение , обыгрывание, рассказывание потешек.
- Беседы по содержанию потешек.
- Заучивание потешек.
- Изготовление и рассматривание альбома «Любимые потешки».
- Дидактические и развивающие игры.
- Продуктивная деятельность детей: рисование, лепка, конструирование.
- Театральная деятельность – обыгрывание потешек.
Совместная деятельность с родителями.
- Чтение потешек детям дома.
- Заучивание потешек вместе с детьми.
- Участие в подборе иллюстраций по ознакомлению с потешками.
- Создание фотовыставки.
- Консультация для родителей « С какими книжками лучше дружить дошколятам», «Справиться с детским непослушанием помогут потешки».
Приложение №1
Образовательная деятельность.
Чтение потешки «Петушок, петушок…»
Цель: формировать у детей желание и умение повторять рифмующиеся слова и звукосочетания текста.
Ход.
Дети сидят на коврике. Воспитатель предварительно показывает им игрушечного петушка, называет «Петя-петушок». Все рассматривают ее, берут в руки, гладят, повторяют «Петя-петушок». Воспитатель спрашивает: «Как Петя поет?» Дети отвечают. Читает потешку, сопровождая чтение игровыми действиями с куклой в соответствии с текстом:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
(фото)
Воспитатель читает потешку «Водичка»
Водичка, водичка, |
Умой моё личико. |
Чтобы глазки блестели, |
Чтобы щёчки краснели, |
Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. |
Воспитатель: А теперь высушим ладошки: наберём в рот воздух, и подуем на ладошки. А теперь потрясём ручками и снова дунем на ладошки. Высушили? Молодцы! Ой, ребятки, ветер сильный налетел, прячьте скорее ладошки, а то замёрзнут! (Дети прячут руки за спину, воспитатель дует сильно. Повтор два раза). Молодцы! Все мы дружно наигрались и домой идти собрались. Спокойная ходьба.
Приложение № 2
Образовательная деятельность.
Ознакомление с окружающим.
Программное содержание:
• Знакомить детей с понятием “Семья” на примере семьи Петушка. Показать, что члены семьи любят друг друга, мама и папа заботятся о своих детях.
• Воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами и строками народных поэтических творений.
• Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными произведениям.
• Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей: закрепляя произношение звуков в звукоподражательных словах.
• Познакомить с образованием уменьшительно-ласкательных суффиксов (“бородушка”); называние предметов (“что это?”, “кто это?”).
• Учить детей различать по внешнему виду животных и птиц, правильно называть их, отчетливо и внятно произносить слова и фразы.
• Закреплять умение пользоваться карандашами, фломастерами.
• Развивать координацию руки и ритмичность движений.
• Развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов различной формы (зрительное, осязательное, кинестетическое) и цвета.
Материал:
Игрушки (петушок, курочка, цыпленок), ширма, рисунки птиц, шапочка курочки,
маски цыплят, карандаши, трафареты тарелок.
Ход :
Предварительная работа: чтение потешек о петушке, курочке, цыплятах, разучивание подвижной игры “Вышла курочка гулять”, рассматривание игрушек и иллюстраций на индивидуальных занятиях с детьми.
Воспитатель предлагает игру “Как у птичьего двора собралась детвора…”
Дети водят группе хоровод.
Воспитатель: Ребята, как мы весело играли и на птичий двор попали. (На подставках размещены картинки с изображением петушка, курочки, гуся, утки, индюка. Воспитатель подводит детей по очереди к каждой картинке.)
Воспитатель: Наша курочка в окно: “Ко-ко-ко”.
Дети: Ко-ко-ко!
Воспитатель: Наша уточка с утра: “Кря-кря-кря!”
Дети: Кря-кря-кря!
Воспитатель: Гусь гогочет у пруда: “Га-га-га!”
Дети: Га-га-га!
Воспитатель: А индюк среди двора: “Бал-бал-бал!”
Дети: Бал-бал-бал!
Воспитатель: А как Петя-петушок раным-рано поутру нам поет?
Дети: Ку-ка-ре-ку!
Воспитатель: Вот как он кукарекает. Какие вы молодцы, присаживайтесь на стульчики, у меня для вас сюрприз.
(Дети садятся на стулья вокруг ковра, воспитатель перед ними за столом. На столе ширма.)
Воспитатель: Ребята, а вы любите загадки?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда, отгадайте, ребята, о ком я говорю:
“Рано встает,
Голосисто поет,
Деткам спать не дает”.
- Кто это?
Дети: Петушок!
Воспитатель: Правильно. А как он голосисто поет?
Дети: Ку-ка-ре- ку!
Воспитатель: Да, что он делает?
Дети: Кукарекает.
Воспитатель: Молодцы. Давайте позовем Петушка к нам в гости:
“Петушок, петушок,
выгляни в окошко,
дадим тебе горошка!”
Дети: “Петушок, петушок, выгляни в окошко, дадим тебе горошка!”
Петушок: Ку-ка-ре-ку! Здравствуйте, дети. Вы ведь знаете, кто я такой? А может, вы стихотворение про меня знаете? Прочитаете?
Дети:
Петушок, Петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Воспитатель показывает игрушку (петушка) из-за ширмы, обращая внимание детей на признаки этой птицы: гребешок, бородушка, перышки, лапки.
Воспитатель: Вот какой красивый папа-петушок. А он не один живет. Кого он зовет?
Дети: Курочку.
Воспитатель: Да, он маму-курочку зовет. Давайте поможем ему, позовем громко:
\
“Курочка, иди к нам!
Ку-ка-ре-ку!”
Курочка: Ко-ко-ко!
(Воспитатель достает игрушку-курочку.)
- Здравствуйте, дети. Здравствуй Петя-петушок! Вы не видели ребята, куда спрятались наши детки-цыплятки? Помогите мне их найти.(Рассказываю известную потешку о курочке.)
Воспитатель:
“Курочка-тараторочка
По двору ходит,
Хохолок раздувает,
Малых деток созывает:
Ко-ко-ко!”
Ребята, как курочка цыплят зовет?
Дети: Ко-ко-ко!
Дети встают со стульев и ищут цыплят.
Воспитатель: (обращается к петушку)
“Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Ты подай голосок.
Через темный лесок,
Через лес за реку
Покричи: Ку-ка-ре-ку!”
- Ребята, давайте поможем Петушку и громко покукарекаем, чтобы маленькие цыплята услышали и тоже пришли к нам.
Дети: Ку-ка-ре-ку!
Воспитатель подает знак “тихо”. Дети сели на стульчики.
Воспитатель: Пи-пи-пи. Дети, слышите, кто-то пищит? Как вы думаете, кто это?
Дети: Цыплята.
Из-за ширмы появляются цыплята.
Воспитатель: Нашлись наши цыплятки. Посмотрите, какие они…
Дети: Маленькие, пушистенькие, желтенькие. (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает.)
Воспитатель: Какие у них маленькие клювики.
Дети: Крылышки, лапки.
Воспитатель: Вот какая семья дружная. Мама в этой семье кто?
Дети: Курочка.
Воспитатель: А папа…?
Дети: Петушок.
Воспитатель: А детки, дочки и сыночки?
Дети: Цыплята.
Воспитатель: Наша курочка в окно: “Ко-ко-ко!”
Дети: Ко-ко-ко!
Воспитатель: А как Петя-петушок ранним утром нам споет?
Дети: Ку-ка-ре-ку!
Воспитатель: Ребята, а как пищат цыплятки?
Дети: Пи-пи-пи-пи!
Воспитатель: А вы хотите быть цыплятами? Тогда я буду мама-курочка, а вы цыплята. Воспитатель надевает шапочку “курочки”, а дети маски цыплят.
Дети ходят по группе за воспитателем и выполняют движения, соответствующие тексту.
Игра <<Вышла курочка гулять>>
Вышла курочка гулять, (У детей надеты маски-цыплята)
Свежей травки пощипать. (Дети свободно бегают по ковру)
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
Съели толстого жука, (Стучат пальцами о пол)
Дождевого червяка, (Наклоны туловища вперед)
Выпили водицы
Полное корытце.
Квохчет курочка
“Ко-ко-ко. Ко-ко-ко! (Все хором повторяют: Ко-ко-ко Ко-ко-ко!)
Не ходите далеко!
Лапками гребите!
Зернышки ищите”.
Воспитатель: Давайте поищем зернышки. Нет, нигде не видно. А цыплята есть хотят, на всю улицу пищат: << Пи-пи-пи >>.
Давайте поможем цыплятам и нарисуем зернышки. Кто хочет нарисовать?
Дети: Я, я!
Воспитатель: Все хотят. Давайте нарисуем, а вечером мамам и папам покажем, расскажем, кто у нас в гостях был.
Рисование карандашами.
Дети рисуют карандашами зернышки - каждый на своей тарелке (трафарете) для своего цыпленка.
Воспитатель помогает формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги). Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать. Учить держать карандаш в правой руке – тремя пальцами не близко к отточенному концу, не сжимать карандаш слишком сильно.
Учим рисовать небольшие по размеру круги-точки, располагать их равномерно, не выходить за пределы контура, заполнять свободное пространство трафарета, учить делать плавные движения в любом направлении, учить рисовать только на бумаге.
Обыгрывание поделки
Дети кормят цыплят.
Воспитатель: Теперь цыплята наелись, и им захотелось спать. Давайте споем им колыбельную.
Ходит Сон по хате
В сереньком халате,
А Сониха под окном –
В сарафане голубом.
Ходят вместе они,
Ты, цыпленочек, усни.
Утренняя гимнастика
«Потешки в гостях у ребят».
Цель:
• Упражнять детей в ходьбе и беге на носках,
• Закреплять двигательные навыки,
• Развивать физические качества и способности;
• Дать детям эмоциональный заряд на предстоящий день.
Материал: Игрушка – кошка, погремушки - по 2 шт., тактильная дорожка.
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, кто к нам сегодня в гости придет.
Мохнатенькая,
Усатенькая,
Молоко пьет,
Песенки поет.
(кошка)
Воспитатель: - Мы сегодня будем делать утреннюю гимнастику вместе с кошечкой. Все встаем в круг.
Ходьба по кругу:
Малышы-крепыши вышли на площадку
Малыши-крепыши делают зарядку!
Раз-два, три-четыре.
Руки выше! Ноги шире!
ОРУ с погремушками.
Потягивание:
Вот проснулись, потянулись, с боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки! Где игрушечки, погремушечки?
(Дети берут в руки погремушки).
Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!
Бег на носочках:
Дети гремят погремушками (звукоподражание «бом-бом»).
Тили - бом! Тили - бом! Загорелся Кошкин дом,
Загорелся Кошкин дом. Стоит дым столбом.
Ходьба. Дыхательные упражнения. Построение в круг.
1. Кошка выскочила, глаза выпучила!
(Дети поднимают руки вверх вместе с погремушками).
«Киска-киска». И. п. – основная стойка, погремушка в руках за спиной: махи руками, звукоподражание «мяу-мяу». Повторить 5 раз.
2. Бежит курица с ведром
Заливать Кошкин дом.
«Курочка». И. п. – то же: наклон вперед, постучать погремушками, звукоподражание «кудах-тах-тах».
3. Как на нашем на лугу стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери, поклевали – улетели.
«Тетери». И. п. сидя, погремушки в руках у бедер: согнуть ноги, постучать погремушками, звукоподражание «тра-та-та». Повторить 5 раз.
4. Киска-киска, киска, брысь
На дорожку не садись наши детки пойдут через киску упадут.
(Дети идут босиком по тактильной дорожке, где находится игрушка-кошка: повторить 5 раз).
Бег врассыпную:
Птички летят, колокольчики звенят
Раз, два, не воронь! Разбежались как огонь.
Ходьба.
Погремушка не греми, погремушка отдохни.
(Погремушка за спиной у детей).
Зарядка с потешками.
У меня пропали руки.
Где вы, рученьки мои?
(руки за спиной)
Раз, два, три, четыре, пять—
Покажитесь мне опять.
(показывают руки)
У меня пропали уши.
Где вы, ушеньки мои?
(уши закрывают ладошками)
Раз, два, три, четыре, пять—
Покажитесь мне опять.
(показывают уши)
У меня пропали глазки.
Где вы, глазоньки мои?
(глаза закрывают ладошками)
Раз, два, три, четыре, пять—
Покажитесь мне опять.
(убирают ладошки от глаз)
Приложение № 7
Познавательная деятельность (сенсорика) «Путешествие с лошадкой»
Цель: Познакомить с новой потешкой, вызвать радостное настроение: обучить детей выбирать объекты заданных цветов; развивать мелкие движения кисти, чувство ритма. Задачи: закреплять знания детей о сенсорных свойствах предметов (цвет); развивать различные ощущения детей – зрительные, тактильные, слуховые; воспитывать эмоционально – положительное отношение к игре и доброжелательные взаимоотношения; развивать речь (умение слышать воспитателя, повторять за ним потешку) . Оборудование: кубики, погремушки, грибочки трех цветов, полянки этих же цветов.
Ход: Воспитатель: Сегодня мы с вами не ребятки, а лошадки. У нас в руках «подковы» -кубики, мы будем ими цокать- стучать. Воспитатель читает стихотворение и в такт ударяет кубиками.
Чики- чи-ки- чикалочки, едет Ваня на палочке,
А Дашенька в тележке щелкает орешки.
Повторение с детьми.
Воспитатель: Мы прискакали на полянку. Какого она цвета? (показывает полянку красного цвета). Звери перемешали грибочки разных цветов. Выберем и посадим на нее грибочки красного цвета. Сели на стульчики.
Воспитатель: Устали? Подкрепимся.
Пальчиковая гимнастика. У печи, печи, печи
Испечем мы калачи. (Дети имитируют лепку калачей)
Воспитатель раздает погремушки.
Воспитатель: А теперь мы музыкальные лошадки.
Повтор стихотворения со звучанием погремушек в такт.
Воспитатель: Приехали на другую полянку. Какого цвета (показывает полянку желтого цвета) Выбираем и садим грибы желтого цвета.
А теперь мы просто лошадки. (Цоканье язычком). Прискакали к бабушке на полянку. Бабушка очки надела и полянку разглядела.
Какого она цвета? Посадим на нее грибочки зеленого цвета. Молодцы. Все грибочки посадили правильно по полянкам.
(фото)
Приложение № 8
Потешки для детей.
Улитка, улитка! Покажи свои рога — дам кусок пирога,
Пышки, ватрушки, сдобной лепешки. Высуни рожки!
Пышка, лепёшка в печи сидела,
На нас глядела, в рот захотела.
Ладушки, ладушки, испечём оладушки.
На окно поставим. Остывать заставим.
Немного погодим, всем оладушек дадим.
Катя, Катя маленька, Катенька удаленька,
Пройдись по дороженьке, топни, Катя, ноженькой.
Дождик, дождик, посильней – будет травка зеленей,
Вырастут цветочки на нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще, расти, трава, гуще.
Дождик, дождик, поливай — будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти — дай капусте подрасти.
Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи, зря в окошко не стучи!
После завтрака шнурок лег погреться на песок,
Полежал совсем немного и отправился в дорогу,
Погулял среди травинок и приполз назад, в ботинок.
Ветер елками шумит, ежик наш домой спешит.
А навстречу ему волк, на ежа зубами — щелк.
Еж иголки показал, волк со страху убежал.
Раз, два, три, четыре.
Посчитаем дырки в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия.
И смотрели три хвоста
Прямо в небо синее.
Сели Васьки на карниз,
Посмотрели вверх и вниз...
И сказали три кота:
«Красота-а-а-а!»
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Информационное обеспечение:
1. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий (Текст)/ В.В.Гербова.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозайка- Синтез, 2014.- 112с.
2. Гладышева, Н.Н., Сержантова, Ю.Б. Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «Детство». 2-я младшая группа.- Волгоград: Учитель, 2014.-382 с.
3. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада (Текст) / Н.Ф.Губанова. –М.: Мозайка-Синтез, 2008.- 128 с.
4. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада (Текст) / Н.Ф.Губанова. –М.: Мозайка-Синтез, 2008.- 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-60748-1381156156.jpg)
Презентация к консультации для воспитателей по теме"Устное народное творчество в развитии речи детей раннего и младшего дошкольного возраста."
В презентации отражены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание педагогам при подготовке по данной теме....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/24/picture-352173-1385238772.jpg)
Конспект НОД в младшей группе «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчества (закличка, песенка-потешка, загадка, чистоговорка)»
Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми младшей группы по ознакомлению с художественной литературой Тема: «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчест...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/01/picture-91743-1693580370.jpg)
План самообразования на 2014-2015г. по теме "Устное народное творчество как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"
В 2014-2015учебном году наша творческая группа"Наследие" работает над темой "Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста". В наше время...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/30/picture-507486-1417346068.jpg)
Устное народное творчество для развития речи малышей.
Статья , о значении устного народного творчества в развитии речи младших дошкольников....
«Устное народное творчество как средство развития малышей»
Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силу, теряет своё будущее. Считаю, что мы должны всегда помнить об этом. Ве...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/17/picture-42337.jpg)
Консультация для воспитателей "Устное народное творчество как средство формирования речевой активности детей младшего дошкольного возраста"
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/21/picture-802944-1469118891.jpg)
Педагогический опыт "Устное народное творчество как средство нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста."
ВВЕДЕНИЕТЕМА: «Устное народное творчество как средство нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста.»АВТОР: Ерилина Галина Александровна.Дата рождения: 17.1...