«Из опыта работы по развитию памяти у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактического материала и игр».
статья (младшая группа)
В статье раскрыто понятие памяти, как неотъемлемой составляющей человека. Рассматриваются особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста и приводятся примеры игр и упражнений на развитие памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Бизикова Наталья Сергеевна
Воспитатель МАДОУ «Детский сад№7 «Ручеек» п.Вурнары Чувашской Республики
«Из опыта работы по развитию памяти у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактического материала и игр».
Аннотация:
В статье раскрыто понятие памяти, как неотъемлемой составляющей человека. Рассматриваются особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста и приводятся примеры игр и упражнений на развитие памяти.
Ключевые слова:
память, ребенок, дидактическая игра, развитие, младший дошкольный возраст.
Жизнь нынешних детей тесно связана с мобильным телефоном, компьютером, телевизором. В связи с этим у ребенка отпадает потребность что-то запоминать. Родители испытывают трудности во взаимодействии с ребенком и его обучении. Исходя из этого, социальный заказ родителей состоит в том, что они хотят видеть успешного ребенка, который думает и запоминает самостоятельно. Актуальность вопроса подчеркивается тем, что сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в раннем дошкольном возрасте. При этом раннее детство – самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии.
Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации. Это необходимое условие для развития интеллектуальных способностей. По мнению Выготского Л.С., память является доминирующей психологической функцией дошкольного возраста [1, с.381].
Ни одна другая психическая функция не может осуществляться без участия памяти. И развитие памяти не происходит без участия других психических процессов.
Память – основа нашей жизни и самая долговечная способность человека. Случайно вспомнив или услышав слово, в нашей памяти может всплыть воспоминание о давно забытых событиях. Память позволяет осознавать не только свою собственную индивидуальность, но и личность других людей. Лишившись этой функции, человек утратит собственное «Я», перестанет существовать [2, С. 365].
На сегодняшний день появляется все больше детей с высоким уровнем интеллектуального развития, проявляющимся в раннем дошкольном возрасте. В данный период ребенок активно использует непроизвольную память, начинает развиваться произвольность запоминания. Ребенок в дошкольном возрасте еще не способен ставить перед собой цель что-либо запомнить. Запоминание происходит самовольно, поэтому дети всегда лучше запоминают что-то необычное, яркое, красивое, привлекающее внимание, то, что для них интересно [2, с. 129].
Опираясь на то, что ведущую роль в познавательной деятельности играют познавательные процессы, одним из которых является память, можно утверждать, что память является необходимым звеном любой деятельности ребенка в период дошкольного возраста: практической, познавательной, художественной и прочее.
Следовательно, развитие памяти в период дошкольного возраста имеет особое значение для познавательного развития. Данное утверждение является доказательством положения Л.С. Выготского, который считал, что память становится доминирующей функцией в дошкольном возрасте и проходит большой путь в процессе своего становления [1, c. 617].
Память младших дошкольников согласно данным многочисленных психолого-педагогических исследований имеет ряд особенностей. Прежде всего, она отличается, по сравнению с другими возрастами, своей непроизвольностью, что проявляется в следующем: дети не ставят перед собой цели что-то запомнить или вспомнить, не владеют специальными способами запоминания. Интересные для них события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается словесный материал, если он вызвал особый эмоциональный отклик. Воспитанники данного возраста быстро запоминают стихотворения, совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность, смежные рифмы. Они способны запоминать сказки, рассказы, диалоги из фильмов, в случае сопереживания их персонажам. В дальнейшем на протяжении всего дошкольного возраста эффективность непроизвольного запоминания повышается. Причем, чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем лучше происходит процесс запоминания.
Предметно-развивающая среда в нашей группе в целях развития памяти младших дошкольников была пополнена играми и пособиями: лото «Цвета» (например, к красному треугольнику подобрать предмет такого цвета), «Умные машины», «Кто в теремочке живет?», «В мире животных», «Ассоциации», «Что к чему?» (подбор предметов по темам «Медицинские приборы», «Письменные принадлежности»), разрезные картинки в виде пазлов «Собираем урожай» (собрать из 3-4 пазлов овощи и фрукты), «Веселый зоопарк» (собрать из 3-4 пазлов животных), кубики «Любимая сказка», «Мы едем, едем…», игры с геометрическими фигурами «Веселые геометрические фигуры», «Геометрические фигуры», «Найди каждую фигуру» (подбор к фигурам предметов такой же формы), игра «Запомни пару», пазлы «Чей малыш?».
Программу педагогических мероприятий по развитию памяти у детей младшей группы я использовала в режимных моментах дидактических игр и упражнений, основанных на методических разработках ряда специалистов в данной области, Интернет-ресурсов, а также самостоятельно разработанных дидактических игр. В разработанную систему работы вошли дидактические игры и упражнения, направленные на:
а) развитие слуховой памяти с подгруппой детей «Угадай, кто позвал», «Что достать тебе, дружок?», «Ищи и находи», «Топ-хлоп», «Сочиним стих», «Шумовые коробочки»;
б) развитие зрительной памяти с подгруппой воспитанников «Что изменилось?», «Узнай на вкус», «Спрячем и найдем», «Мишка спрятался», для индивидуальной работы «Коробки», «Кто тут прячется?».
Я всегда в тесной связи с родителями. Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Использую разные формы работы с родителями: беседы, консультации, папки-передвижки, оформление информационных уголков, рекомендации методической литературы, и др.
Существует ряд игр и упражнений, с помощью которых можно развивать различные виды памяти. Их можно использовать как в детском саду так и дома.
Например:
Игра «Чего не хватает?»
Нужно расставить перед ребенком в один ряд 5- 8 предметов и дать ему 1 минуту для запоминания. После того как ребенок отвернется, убрать 2-3 предмета и переставить порядок оставшихся вещей. Задачей малыша будет вспомнить, каких предметов не хватает. Эта игра помогает развить зрительную память и внимание [5, с.99].
Для развития двигательной (мышечной) памяти.
Игра «Делай как я».
Ребенку нужно показать 3-5 движений, которые он должен будет в точной последовательности повторить. Со временем можно усложнять задачу, добавляя новые движения. Данная игра развивает зрительную и двигательную память [3, с.53].
Упражнение «Запомни слова».
Нужно не торопясь произнести в слух ребенку 10 приведенных ниже слов, с остановками в 5 секунд. Задача ребенка – запомнить и воспроизвести их. Данное упражнение помогает развить слуховую память [3, с.32].
Слова: ложка, стол, картошка, чашка, суп, арбуз, река, карандаш, лес, солнце.
Упражнение «Ассоциации».
Есть еще одно средство для развития памяти у дошкольников. Заранее постарайтесь приготовить 10 пар слов. Например: небо-облако, дерево-лист, собака-кошка и так далее. Попросите ребенка запомнить каждую из пар слов, которую вы произнесете. Дайте возможность малышу подготовиться: произносите парные слова с интервалом в 5 секунд.
Рекомендации по развитию памяти дошкольников касаются и словесно-логической ее области. Например, ученые не рекомендуют разговаривать с малышом уменьшительными, искаженными словами, поскольку это ухудшает развитие памяти. Что касается задач на развитие памяти у дошкольников, то можно вместе учить песни, составлять свои собственные сказки по какой-то картинке или фотографии, на прогулке описывать увиденное. Полезно будет и обсудить просмотренный только что мультфильм или книгу.
Отдельные методики существуют и для развития образной памяти у дошкольников. В дальнейшем это улучшит не только процесс запоминания, но и поможет ребенку лучше ориентироваться в незнакомой обстановке, а также послужит толчком для развития творческого мышления.
Использование дидактического материала для развития памяти помогает преподнести материалы более интересным образом и создать рабочую атмосферу. Позитивные эмоции способствуют эффективному познавательному процессу у ребёнка юного возраста.
Еще одна особенность развития памяти у младших дошкольников: это необходимость разнообразия и системности. Старайтесь уделять упражнениям на развитие памяти дошкольников несколько дней в неделю. Но и здесь важно соблюсти золотую середину. Не выделяйте на упражнения слишком много времени: 8-10 минут игры будет более, чем достаточно, и ребенок не успеет утомиться.
Для проведения дидактических игр в семье можно использовать различные предметы повседневного обихода: одежду, природный материал, мелкие игрушки.
Тот факт, что память развивается у дошкольника наиболее интенсивно по сравнению с другими способностями, означает, что желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей. Большие возможности для применения методов психологического воздействия с целью развития памяти младшего дошкольника предоставляет дошкольное образовательное учреждение.
В развитии памяти у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактического материала четко определено содержание учебных заданий и программы. Следовательно, основополагающим компонентом является учебная задача, которая скрыта от детей. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому состоянию это бессознательный процесс обучения [4, с.161].
Таким образом, развитие памяти у дошкольников — это постепенный переход от непроизвольного и непосредственно к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. С возрастом разные умственные процессы памяти будут развиваться, и некоторые из них могут подчиняться другим.
Список литературы
1. Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1982. – 395с.
2. Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина. – М.: Издательский центр Академия, 1999. – 464с.
3. Жукова, О. С. Игры и упражнения по развитию памяти / О.С. Жукова. – М.: Астрель. 2009. – 75с.
4. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карпова. – М.: «ЭКСМО», 2019. – 171 с.
5. Новоселова, С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / С.Л. Новоселова. – М., 1985. – 156с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами дидактического материала"
Педагогическая целесообразность моей работы заключается в изучении содержания различных дидактических игр и упражнений, в которых вариативность и многофункциональность, а также применение их на ...
Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
Работая с детьми, изучая особенности их развития , я отметила, что активность детей в ООД, в повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер. Дети редко задают встречные вопросы, не используют...
Квалификационная работа: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»
Цель: теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить психолого-педагогические условия сенсорного развития младших дошкольников средствами дидактических игр....
Развития памяти у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактического материала
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется, это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное ...
"Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактического материала"
Статья для педагогов детского сада по теме самообразования "Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами дидактического материала"...
План по самообразованию педагога. Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактического материала».
Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни.В настоящее время многими исследователями доказано, что в рамках активизации словаря детей особое значение имеет именно м...
"Развитие памяти у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактического материала"
Дидактическая игра как средство развития памяти детей дошкольного возраста....