Индивидуальный план работы по самообразованию на 2021-2022 года
рабочая программа (средняя группа)
При заучивании с детьми стихотворений, мы, педагоги, зачастую сталкиваемся с такими трудностями как: потеря, искажение смысла стихотворения, изменение порядка слов, что нарушает художественную форму, длительность процесса заучивания (запоминания), припоминание, а при припоминании текста, теряется интонационная выразительность.
Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «Надо!» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, можно активно использовать опорные схемы и таблицы, то есть применять метод наглядного моделирования или мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_plan_samoobrazovaniya_2021-2022g.g._-_kopiya.docx | 14.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности №4» города Сосновоборска
Индивидуальный план работы по самообразованию
на 2021-2022 года
Воспитатель: Кунц Елена Александровна, первая квалификационная категория.
Тема: ”Использование приёмов мнемотехники при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста”.
Дата начала работы над темой: сентябрь 2021 год.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2022 год.
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
К.Д. Ушинский
Актуальность темы.
При заучивании с детьми стихотворений, мы, педагоги, зачастую сталкиваемся с такими трудностями как: потеря, искажение смысла стихотворения, изменение порядка слов, что нарушает художественную форму, длительность процесса заучивания (запоминания), припоминание, а при припоминании текста, теряется интонационная выразительность.
Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «Надо!» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, можно активно использовать опорные схемы и таблицы, то есть применять метод наглядного моделирования или мнемотехники. Использование наглядного материала превращает обычное занятие в игру.
Мнемотехника или мнемоника – это разработанные методы, приёмы и способы, которые помогают лучше запомнить информацию. Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания. Данная технология используется при реализации задач всех образовательных областей.
Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет. Таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовая схема, а по мере обучения ребёнок также активно включается в процесс создания своей схемы. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения.
Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Использование мнемотаблиц открывает для детей большие возможности: развивает все компоненты устной речи, способствует развитию основных психических процессов, а также стимулирует развитие мелкой моторики рук при частичном или полном воспроизведении текста. Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию. Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихотворений, для дошкольника превращается в увлекательную игру. Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга. Учёными, наблюдающими за дошкольниками с отставанием в развитии связной речи, обнаружено, что применение мнемотехники у них значительно ускоряет темпы обучения. Ведь у таких малышей, имеющих небольшой словарный запас, часто возникают проблемы со связной расстановкой слов в предложении, со сложностью в запоминании слов. Успешно применяется мнемотехника в детском саду и в школе. Это помогает школьникам успешно учиться, чувствовать себя увереннее в себе.
При выборе текста для заучивания нужно учитывать возрастные особенности: в младшем возрасте используются готовые цветные мнемодорожки, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: травка - зелёная, ягодка – красная, солнышко-жёлтое. Детям старше можно давать чёрно – белые таблицы. Малышам трудно сразу уловить информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать по мнемодорожке. В младшем возрасте мнемосхемы даются детям готовые, т.е. дети не принимают участия в их изготовлении для них это пока сложно. Традиционно при заучивании стихотворений с детьми младшего возраста, воспитатель может использовать игрушку в качестве демонстрации. При использовании мнемотехники данная демонстрация так же допускается. Основную задачу берёт на себя педагог, который показывает и доводит до детей то содержание, которое он вложил в таблицу. Ребёнок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Как любая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов (1 карточка с 1 рисунком-символом), последовательно переходить к мнемодорожкам (вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию), и позже – к мнемотаблицам (таблица, в которую заложена определенная информация). Для создания мнемотаблицы читается рассказ или стихотворение, выделяются важные моменты. Затем на листе бумаги расчерчиваются ровные квадраты. В каждом квадрате рисуется картинка, которая ассоциируется со словами этого квадрата. Каждый квадрат подписывается словами, которые стоит запомнить.
Мнемоквадраты. Мнемодорожки.
Первые мнемотехники, с которыми знакомят малышей к 3 годам, – это мнемоквадраты. Мнемоквадраты представляют собой картинку с доступным для детского понимания изображением. Рисунок на картинке может обозначать слово, словосочетание или простое предложение. Например, при знакомстве со словом «лето» можно показать картинку с изображением солнца или ребенка, одетого в футболку и шорты. К 4 годам словарный запас ребенка становится больше. Это позволяет переходить к более сложному приёму запоминания – мнемодорожкам. Это те же мнемоквадраты, однако выстроены они в определенной логической последовательности, что позволяет описать предмет или явление шире. Мнемодорожку составляют из 3–4 картинок, позволяющих ребенку сочинить небольшой последовательный рассказ из 2–3 предложений.
Мнемосхемы и мнемотаблицы.
В возрасте 4-7 лет интересно работать уже с мнемодорожками и мнемотаблицами. Мнемотаблицы представляют собой более сложный вариант мнемодорожек и позволяют последовательно и точно воспроизвести изучаемый материал. С их помощью, дети легко запоминают стихи и спокойно составляют рассказы- описания по картинкам. Для этого ключевые слова, словосочетания (простые предложения) представлены в виде картинок, которые схематично зарисовывают текст, что позволяет ребёнку вспомнить и последовательно воспроизвести нужную информацию, например, при заучивании стихотворения. Глядя на рисунки, ребёнок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие. При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объём информации. Цвет в таблицах может быть различным в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Младшие дошкольники - цветовое изображение. Старшие черно-белое. Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей: для младших дошкольников от 4 до 9 клеток, для старших дошкольников 9-16 клеток. Изображения должны быть хорошо знакомы и понятны детям.
При использовании мнемотаблиц, при заучивании стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста, я отметила для себя, что дети легко запоминают стихотворения.
Цель обучения мнемотехники: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства.
Задачи мнемотехники:
1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.
2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.
5. Обучать детей правильному звукопроизношению.
6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.
7. Раскрывать творческие способности детей.
Ожидаемый результат.
- Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
- Развивается речь, увеличивается словарный запас, расширяются представления об окружающем мире.
- Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.
- Ребёнок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
- Заучивание стихотворений для дошкольника превращается в увлекательную игру.
- При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность и развивать общительность.
- Раскрываются творческие способности детей.
Месяц, год | Направление деятельности |
Сентябрь 2021 г. | Разработка плана самообразования. Подбор и изучение методической литературы. Подбор практического материала для работы с мнемотаблицами. |
Октябрь 2021 г. - май 2022 г. | Создание картотеки мнемотаблиц в соответствии с комплексно-тематическим планированием ООП ДО. |
Октябрь 2021 г.- май 2022 г. | Использование мнемотаблиц. |
Май 2022 г. | Организация выставки мнемотаблиц для родителей в группе. |
Список используемой литературы:
1. «Учим стихи - развиваем память», автор Широких Т.Д.- « Ребёнок в детском саду.» 2004. №2. С.59- 62.
2. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // «Воспитание и обучение». — 2004. — №6.
3. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание.1990. — №10.
4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М., 1985.
5. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной
речи», автор Омельченко Л.В. / логопед. 2008. №4. С.102 -115.
6. Чохонелидзе Т. Учим стихи по картинкам // «Обруч». — 2006. - №3.
7. Житникова Л. Учите детей запоминать. — М.: «Просвещение», 1985.
8. «Мнемотехника как приём в обучении детей связной речи» интернет
9. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6. Москва, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы по самообразованию 2021-2022 уч.г. «Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ, с применением нетрадиционных техник – правополушарного рисования»
Для детей естественно любить рисование красками.Метод использования правого полушария позволяет очень быстро освоить искусство рисования. Благодаря нескольким упражнениям появляется возможность делать...
Индивидуальный план по самообразованию на 2021-2022 учебный год Тема: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продума...
Индивидуальный план по саморазвитию на 2021 – 2022 учебный год «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»
Индивидуальный план по саморазвитию...
ПРИКАЗ от 27.09.2021. № 179-ОД. О проведении детского конкурса творчества "Осенние фантазии" совместно с родителями в рамках единого тематического планирования в соответствии с планом работы ДОУ на 2021-2022 учебный год.
ПРИКАЗ от 27.09.2021 .№ 170-ОД. О проведении детского конкурса творчества "Осенние фантазии" совместно с родителями в рамках единого тематического планирования в соответствии с планом ...
ПРИКАЗ от 18.01.2021.№ 11-ОД. О проведении экологического конкурса "Чудо-кормушка" в рамках "Птичья столовая". В соответствии с планом работы ДОУ на 2021-2022 учебный год с целью активизации деятельности по формированию экологического мышления у ребенка.
ПРИКАЗ от 18.01.2021. № 11-ОД. О проведении экологического конкурса "Чудо-кормушка" в рамках "Птичья столовая".В соответствии с планом работы ДОУ на 2021-2022 учебный год с ц...
Индивидуальный план по самообразованию на 2021-2022 учебный год. "Развитие речи детей дошкольного возраста в театральной деятельности"
План по самообразованию "Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности"...
План работы с родителями 2021 - 2022, 2022 - 2023, 2023 - 2024
План работы с родителями 2021 - 2022, 2022 - 2023, 2023 - 2024...