Гендерное воспитание дошкольника
консультация
Консультация для воспитателей
Проблема полового воспитания подрастающего поколения, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы с детьми дошкольного возраста - одна из самых сложных и протоворечивых. От ее решения во многом зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernoe_vospitatnie.docx | 164.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ГЕНДЕРНОЕ
ВОСПИТАНИЕ
ДОШКОЛЬНИКА
(консультация для воспитателей)
Подготовила
Горохова Татьяна Геннадьевна
старший воспитатель
Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего — люди.
Из них на первом месте — родители и педагоги.
А.С. Макаренко
Современная ситуация в обществе характеризуется утратой нравственных ориентиров, дефицитом гуманных качеств, скептическим отношением к культурным нормам, традициям. Остро встает проблема социализации человека, приобщения его к значимым общечеловеческим ценностям.
Многие традиционные ценности, включая семейные, полоролевые, детско-родительские и супружеские отношения претерпевают значительные изменения.
Социальные изменения в обществе приводят к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов привела к смешению половых ролей, стираются границы между «мужскими» и «женскими» профессиями.
Речь идет о переориентации деятельности женщины с семьи на профессиональный и карьерный рост. Активно беря на себя мужскую социальную роль, женщина почти автоматически перенимает особенности мужского поведения: властность, диктат в решении конфликтов. В этой ситуации глава семьи - мужчина - нередко лишается внутренней свободы, уверенности в себе. Пассивность, уход от трудностей выбора, придирчивость - вот что порой характеризует представителей мужского пола.
Семья, вместе с тем, немыслима без детей, любви, супружеских и родственных отношений. Немыслима она и без связи таких систем, как муж-жена, мать-ребенок, отец-сын, брат-сестра. Именно в семье человек впервые сталкивается со всем многообразием полоролевых отношений, создающих его нравственные устои.
К сожалению, современное состояние института семьи - размытость представлений об эталонах мужского и женского поведения, неспособность взрослых дифференцированно воспитывать мальчиков и девочек - осложняет выбор стратегии поведения детей, что, несомненно, актуализирует проблему полоролевого и гендерного воспитания дошкольников. Поэтому проблема гендерного воспитания в дошкольном образовании сегодня актуальна как никогда.
Гендерное воспитание - это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и настоящих женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. На основании ФГОС ДО требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования гендерное воспитание девочек и мальчиков является неотъемлемой частью образовательной программы, следовательно, одним из федеральных показателей качества дошкольного образования. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы у ребёнка сформировалось устойчивое понятие своего пола: Я-девочка, Я-мальчик.
.
Воспитание с учетом гендерного подхода рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.
Поэтому основные задачи воспитательно-образовательного процесса с учетом гендерного подхода - это:
- способствовать благоприятному протеканию процесса гендерной социализации мальчиков и девочек раннего и дошкольного возраста;
- формировать гендерную идентичность;
- способствовать развитию гендерной принадлежности;
- развивать привлекательности гендерной роли (я - девочка и мне это очень нравится, я – мальчик и горжусь этим);
- способствовать развитию гендерного равенства;
- способствовать овладению культурой взаимоотношений девочек и мальчиков;
- формировать адекватную полу модель поведения;
- способствовать правильному пониманию роли мужчины и женщины в обществе;
- формировать начала мужественности и женственности у дошкольников;
- формировать положительное отношение к совместной деятельности девочек и мальчиков, показать детям преимущества совместной деятельности (продуктивной, игровой, трудовой и др.);
- способствовать развитию самой важной формы сотрудничества детей - умению девочек и мальчиков договориться о содержании и способах выполнения общей работы;
- формировать дружеские отношения между девочками и мальчиками;
- совершенствовать предметно-пространственную и развивающую среды – основы самостоятельной деятельности детей с учетом их гендерных особенностей и интересов;
- повышать педагогическую компетентность педагогов и родителей по вопросам воспитания девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей.
Существенная роль в процессе гендерной социализации детей возложена на педагогов, т.к. дети, посещающие дошкольные учреждения, как правило, больше времени проводят в общении с воспитателями, нежели со своими родителями. Ребенок, общаясь с воспитателем, доверяет ему, старается строить свое поведение, подражая ему, впитывает в себя всю информацию, которую предлагает воспитатель. Поэтому очень важны культура общения и поведения самих воспитателей, их моральные и духовные ценности, соответствующие компетенции.
Педагоги должны быть грамотными в вопросах не только возрастных и физиологических особенностей детей, но и знать особенности познавательной сферы мальчиков и девочек.
А именно, при подготовке к организованной образовательной деятельности (занятиям) воспитатель должен продумать некоторые моменты:
-продумать вопросы к заданиям, учитывая особенности детей разного пола;
-использовать больше наглядности, т. к. это очень важно для мальчиков;
-делить детей на смешанные подгруппы и рассаживать в пары девочка-мальчик, т. к. дети взаимодополняют друг друга;
- пути решения познавательной задачи должны носить как информационный (для девочек, так и исследовательский (для мальчиков) характер;
- объяснение последовательности работы должно быть кратким, конкретным, четким, понятным, что очень важно для мальчиков;
-периодически проводить мероприятия, такие как «А, ну-ка девочки!», «А ну-ка, мальчики!» и т. п.
Познавательная деятельность должна быть направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, их профессиональной деятельности, нравственно-этической культуре, семейно-бытовой сферы, традиций воспитания, и т. д.
По формированию математических представлений использовать разный раздаточный материал: девочки составляют задачи о куклах, мальчики-о машинках и т. п.
В конструктивной деятельности важно использовать как можно больше разных видов и размеров конструктора, девочкам можно предложить различные мозаики, бисероплетение.
Изобразительная деятельность В данном виде деятельности желательно создание условий для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить эмоционально значимое и интересное на их взгляд в качестве творческого продукта, при этом важно знать, что кисть руки мальчика отстаёт в своём развитии от кисти девочки в среднем на 1-1.5 года.
Физическое развитие следует планировать разную дозировку упражнений и разные основные виды движений для мальчиков и девочек.
На музыкальных занятиях необходимо подбирать репертуар, музыкальные инструменты и танцевальные номера с учетом пола детей.
В театрализованной игре закладывают основы социальных и гендерных ролей: реализуются особенности их исполнения, воспитывается положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, происходит усвоение детьми гендерного поведения, формирование привлекательности гендерной роли.
Восприятие ребенком произведений художественной литературы направлено на преобразование социокультурного опыта, заложенного в литературном произведении, в личный опыт дошкольника. Художественные произведения для детей являются одним из важнейших культурных источников для гендерной социализации ребенка. Чтение и обсуждение художественных произведений, в которых сказочные герои соответствуют женскому и мужскому образу
Не мало важную роль в формировании гендерной идентичности дошкольника в детском саду играет предметно-развивающая среда.
Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его социального опыта и индивидуальных знаний. Она обеспечивает не только разные виды активности, но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. С учетом гендерного подхода, помимо общепринятых, в группах должны быть введены следующие элементы ППРС:
-мини-среда мужского и женского труда, уголок ряжения с одеждой для девочек и мальчиков и т.д.
- куклы-мальчики, куклы-девочки с различными соответствующими атрибутами;
- карточки-символы (добро, честность, смелость, сила, красота и т.д.)
- схемы-действия для отражения культурных эталонов мужского и женского поведения.
Совместную деятельность следует организовывать с учетом половой принадлежности детей.
Сюжетно-ролевая игра. В игре закладываются основы эмоционально положительного отношения к будущей роли ребёнка в обществе как мужчины или женщины, как папы или мамы, закрепляются позитивные стереотипы мужского и женского поведения.
При этом важно соблюдать ряд требований при педагогическом сопровождении игры:
- сюжет игры должен соответствовать возрасту детей;
- в игре необходимо организовать несколько детей разного пола;
- воспитатель занимает позицию «играющего партнёра», избегает негативных оценок и подчёркивает позитивные моменты;
Необходимо понимать специфические задачи игры, а также видеть её развивающие возможности для формирования представлений у детей о социальных половых ролях в обществе.
Хозяйственно-бытовая деятельность. Трудовые поручения следует распределять в зависимости от пола ребёнка: мальчики, например выполняют работу с применением физической силы, а девочки, с аккуратностью и т. д.
Реализация гендерного подхода должна осуществляется в тесном сотрудничестве ДОУ и семьи. Проведение утренников, в которых принимают непосредственное участие родители воспитанников, выставки творческих работ с участием родителей, в которых родители совместно с детьми изготавливают поделки, кормушки для птиц, тематические оформления стенгазет и т.д. Участие в проектах, акциях «Семейное портфолио», «Генеалогическое древо», «Покормим птиц» способствует осознанию детьми своей гендерной принадлежности и повышает собственную значимость, что так важно для формирования детской личности.
Хочется отметить, что при общении с детьми крайне важно помнить, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка, с присущими им особенностями восприятия, эмоций, мышления. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по- разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, по-разному понимают и осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. И поэтому воспитывать, обучать и даже любить их нужно по-разному. Это является ещё одним доказательством актуальности гендерного воспитания, которое должно расставить все приоритеты при индивидуальном подходе в воспитании мальчиков и девочек как в детском саду, так и в семье.
Таким образом, гендерный подход реализуется комплексно, через все виды педагогической деятельности в ДОУ, через реализацию всех образовательных областей: познавательной, художественно-эстетической, социально-коммуникативной, речевого и физического развития. Только при взаимодействии ДОУ, семьи и социальных институтов общества возможна реализация гендерного воспитания дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия семьи и ДОУ
Большинство родителей в настоящей социальной ситуации, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. Соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что ...
"Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ"
Представлен опыт работы детского сада по полоролевому воспитанию дошкольников...
методические рекомендации по гендерному воспитанию дошкольников
Метод рекомендации содержат подробное описание анатомо-физиологических особенностей мальчиков и девочек, роль родителей в половой идентификации, подбор дидактических упражнений для девочек и мальчиков...
«ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ПО СРЕДСТВАМ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА»
Воспитание мальчиков и девочек имеет разную структуру....
"Гендерное воспитание дошкольников".
Консультация для родителей....
"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.
Так случилось, что один из выпусков был практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...