Программа по слушанию музыки
учебно-методический материал
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № «Теремок»
г. Назарово Красноярского края
Рабочая программа по слушанию музыки «Музыкальная шкатулка»
срок реализации 1 год
Составитель: музыкальный руководитель
первой категории
Нечаева Ирина Геннадьевна
Назарово 2021г
Пояснительная записка
Программа охватывает такой вид деятельности детей, как слушание музыки.
Она направлена на формирование базовой культуры приобщения детей к музыкальной культуре. Воспитанию художественного вкуса, сознательному отношению к отечественному, зарубежному наследию и современной музыке. Способствует обогащению музыкальных впечатлений детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки.
В данной технологии осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно – ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры..
Цель: формирование основ музыкальной культуры у дошкольников.
Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей от трех до семи лет, учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и взаимосвязь со всей воспитательно – образовательной работой детского сада.
Репертуар основан на использовании произведений высокого искусства, подлинных образцов мировой музыкальной классики.
Основные задачи:
- накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей и народной музыки, формировать тезаурус (сокровищницу впечатлений);
- вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, воспитывать эстетические чувства;
- развивать музыкальное мышление детей (осознание эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, жанра и др.);
- развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);
- расширять знания детей о музыке;
- вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности, начала вкуса, признание ценности музыки, представления о красоте;
- побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной)
В центре программы — развитие слушания музыки- побуждение детей к различным проявлениям творчества: музыкально-ритмическим движениям, ритмопластики, дирижирования, пения, певческим импровизациям, оркестровке, игре на детских музыкальных инструментах, рисованию, восприятию произведений изобразительного искусства, чтения стихотворений, сочинение сказок, игр-драматизаций, детских опер на сказочные сюжеты с использованием фольклора и песенных импровизаций детей, постановки спектаклей-игр на сюжеты литературных произведений, озвученных классической и народной музыкой, спектаклей-игр на музыку классических детских балетов, с включением импровизаций детей, кукольного театра с музыкой.
Основа формирования музыкальной культуры детей — это сама музыка. Главной содержательной установкой программы является художественная ценность рекомендуемого репертуара мировой музыкальной классики и народного искусства.
Основной принцип построения технологии слушания — тематический (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного—двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе).
Тематический принцип позволяет раскрыть специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, способствует поддержанию интереса к занятиям.
Принцип адаптивности технологии предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребенка (подгрупп детей).
Тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптации и синкретизма.
Возраст детей.
Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет.
Способ реализации технологии .
Содержание распределяется по шести темам, каждая из которых изучается в течении трех – четырех занятий, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале.
Темы
1.«Музыка выражает настроение, чувства, характер людей» -
ведущая, стержневая, сквозная. Она включает в себя произведения, в которых настроения, переданные в музыке, отражены в названиях пьес («Порыв» Р. Шумана, «Слеза» М. Мусоргского, «Шутка» И. Баха, «Раскаяние» С. Прокофьева и пр.), а также непрограммную музыку, в которой дети различают настроения и их смену. Слушая произведения с одинаковыми названиями («Мелодия» X. Глюка, «Мелодия» П. Чайковского, «Цыганская мелодия» А. Дворжака), дети учатся различать оттенки настроений (разные оттенки грусти). Содержание темы побуждает детей к сопереживанию, эмоционально-оценочному отношению. В младшем возрасте дети слушают произведения, доступные им по эмоционально-образному содержанию (веселые, шутливые и спокойные, нежные, светлые и пр.)
включает произведения, названия которых отражают настроения, переданные в музыке («Весело – грустно» Л.Бетховена, «Ласковая просьба» Г. Свиридова и др., а также внепрограммную музыку в которой дети различают настроение и их смену («Ноктюрн» Чайковского, «Музыкальный момент» Шуберта и др.)
Первая тема является важнейшей для понимания детьми сущности музыки как вида искусства, передающего настроения, чувства, их смену, поэтому тема является сквозной, и все остальные темы изучаются в опоре на нее.
- «Песня, танец, марш»
Также сквозная. Важно научить детей различать по характеру песни, танцы, марши и подвести к пониманию более обобщающих понятий песенности, танцевальности и маршевости внепрограммной музыке.
Дети слушают народные песни, старинные романсы и произведения песенных жанров инструментальной музыки (романс, песня без слов, серенада, ария, ноктюрн).
В разделе представлены жанры танцевальной музыки различных эпох (менуэты, гавоты, полонезы, вальсы, мазурки и др. танцы).
- «Музыка рассказывает о животных и птицах.
Раздел дает представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности. Важно учить детей передавать в танцевальных, образных движениях, пантомиме характерные черты образов персонажей, инсценировать пьесы, развивая детское творчество.
4.«Природа и музыка»
Включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня. Произведения подобраны в контрастных сопоставлениях можно учить детей различать выразительные средства музыки и других искусств ( поэзии, живописи, танца). Передавать образы природы в рисунке, движениях, оркестровке.
- «Сказка в музыке»
Сопоставляются разные сказочные образы, пьесы с одинаковыми названиями. Помимо пьес в разделе представлены сказки – балеты.
Тема позволяет развивать представления детей о связи речевых и музыкальных интонаций, творческое воображение.
6.«Музыкальные инструменты и игрушки»
Предлагаются как произведения, имитирующие подражания звучаниям музыкальных инструментов, так и знакомящие детей с музыкальными инструментами.
По данным темам собраны и систематизированы ярчайшие образцы музыкальной классики – «шедевры»
Методы и приемы обучения.
Наглядно – слуховой;
Словесный;
Практический;
Оркестровка музыкальных произведений;
Передача характера музыки в движении. Количество занятий.
72 занятия в год, т. е 2 занятия в неделю на музыкальных занятиях в разделе слушание.
Прогнозируемые результаты реализации технологии .
- Развитие эмоциональной отзывчивости, проявление интереса и любви к музыке как виду искусства.
2.Повышение самостоятельной активности детей.
- Раскрытие творческих способностей детей.
Формы подведения итогов реализации технологии.
Диагностика
Характеристика различных уровней музыкального развития детей:
1 Уровень - низкий ( начальный, узнавание, понимание)
2 Уровень – репродуктивный ( исполнительский)
3 Уровень – творческий (креативный)
Диагностика раздела «Слушание» детей 6-7 лет
№ | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
1.
2.
3.
4.
5. | Проявляет устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения.
Имеет представления о музыкальных жанрах(танце, песне, марше), различает их и может охарактеризовать.
Высказывает эстетические суждения о характере музыки на основе образного анализа, используя музыкальные термины (лад, темп, средства выразительности) сравнения, эпитеты, образные выражения.
Имеет музыкальные предпочтения(любимые произведения), знает их названии, авторов, использует произведения в свободной творческой деятельности.
Находит общие, близкие выразительные средства в музыке, произведениях изобразительного искусства, художественной литературе. | Проявляет эмоциональный интерес к понравившемуся Произведению.
С помощью музыкального руководителя называет жанр произведения.
По наводящим вопросам муз. Руководителя рассказывает о характере и образных средствах выразительности музыкального произведения.
Имеет музыкальные предпочтения, затрудняется назвать автора.
С помощью музыкального руководителя находит общие выразительные средства в музыке, произведениях изобразительного искусства, художественной литературе, связанных единой темой. | Проявляет безразличие к новому музыкальному произведению.
Не различает музыкальные жанры.
Затрудняется рассказать о характере произведения.
Имеет музыкальные предпочтения, эмоционально реагирует на любимое произведение, не называя автора и названия.
Затрудняется в нахождении общих выразительных средств в произведениях различного вида искусства, связанных единой темой. |
Диагностика раздела «Слушание» детей 3-5 лет.
Требования к уровню подготовки детей
- Внимательно слушать музыку, эмоционально и радостно откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
- Определять к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных инструментов оно исполняется.
- Различать части произведения ( вступление, заключение, запев, припев).
- Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях – интонационные методические особенности музыкальной пьесы.
- Слушать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать их характерные образы.
- Выражать свои впечатления от музыки в движениях и рисунках
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план на год
№ Раздела темы | Название темы | Количество Занятий На изучаемые темы |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
|
«Музыка выражает настроения, чувства, характер людей»
«Песня, танец, марш»
«Музыка рассказывает о животных и птицах»
«Природа и музыка»
«Сказка в музыке»
«Музыкальные инструменты и игрушки» |
12 Занятий
12 Занятий
12 Занятий
12 Занятий
12 Занятий
12 Занятий |
Содержание изучаемых тем к рабочей программе "Музыкальная шкатулка"для подготовительной группы
31 августа 2018
Содержание изучаемых тем
Сентябрь
№ Занятия |
Тема |
Репертуар |
Задачи и цели | Методы и приемы Дидактический материал |
1.
2.
3.
4.
|
«Музыка выражает настроения, чувства, характер людей».
|
С.Майкапар «Тревожная минута» С. Майкапар «Раздумье»
|
1. Знакомить с творчеством композитора.
2. Обогащать представления детей о разных чувствах, существующих в жизни и выраженных в музыке.
3. Учить детей различать средства музыкальной выразительности, создающие образ, интонации музыки, близкие к речевым.
4. Учить детей различать форму музыкальных произведений, слышать кульминации. |
1. Беседа с детьми 2. Портрет композитора. 3. Пиктограммы с эмоциями. 4. Дид\пособие «Весело – грустно»
|
№ Занятия |
Тема |
Репертуар |
Задачи и цели | Методы и приемы Дидактический материал |
5.
6.
7.
8. |
«Песня, танец, марш»
«Музыка рассказывает о животных и птицах» |
1.«Во поле береза стояла» обр. Н. Римского-Корсакова 2. «Во поле березонька стояла» обр. А. Гурилева 3. «Голова ль ты моя, головушка» обр. Н. Римского-Корсакова 4. «Русская песня» П. Чайковского («Детский альбом»)
1.«Поет – поет соловушка» обр. Л Лобачева 2. «Синичка» М. Красев 3. «Совенок» Р. Шуман 4. «Птичка летает» А. Аренский 5. «Птичка» Э. Григ |
1. Познакомить детей с различными вариантами народных песен и их обработками.
2. Углублять представления детей об обработках русских народных песен. Сравнивать обработки одной мелодии, сделанные разными композиторами.
1. Учить детей различать характер песен, близких по названиям.
2. Учить детей сравнивать произведения, близкие по настроению, различать оттенки настроений. |
1. Беседа с детьми 2. Портреты ком - ров Н. Римского – Корсакова, А. Гурилева, П. Чайковского. 3. Слушать в сравнении. 4.Дид\ пособие «Песня – танец – марш.
1. Беседа с детьми. 2. Портреты ком – ров Л. Лобачева, М. Красева, Р. Шумана, Э. Грига. 3. Стих- ние Г. Державина «Соловей». 4. Фонограмма «Пение птиц» 5. Стих-ние А. Барто «Скачет шустрая синица» 6. Похлопать в такт музыки.(когда поет синичка). 7. Танцев. Творчество «Поет-поет соловушка» 8. Игра на дет. Муз.инст. (Колокольчики, треугольник, бубен)
|
подготовительная группа
Содержание изучаемых тем
Октябрь Подготовительная группа
№ Занятия |
Тема |
Репертуар |
Цели и задачи | Методы и приемы Дидактический материал |
1.
2.
3.
4.
№ Занятия | «Природа и музыка»
«Сказка в музыке»
Тема | 1. «Дождик» Г. Свиридов 2. «Облака плывут» С. Майкапар 3. «Времена года» А. Вивальди
1.«Нянина сказка», «Баба – яга» П. Чайковский 2. «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргский 3. «Сказочка» С. Прокофьев
Репертуар | 1. Учить детей сравнивать произведения с похожими названиями, различать оттенки настроений в музыке, стихах, картинах.
2. Учить детей сравнивать малоконтрастные произведения, близкие по содержанию. Объяснить значение слова «концерт»
3. Дать детям представление о том, что композитор (поэт, художник) может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этим картинам природы.
1. Учить детей сравнивать пьесы с похожими названиями, находить черты сходства и различия.
Цели и задачи | 1. Беседа с детьми. 2. Портреты композиторов Г. Свиридова, С. Майкапара, А. Вивальди. 3.Стих-е И. Тургенева «Гроза» «Гроза промчалась», А. Вивальди «Гроза» 4. Репродукция картины 5. Нарисовать дома услышанное в музыке.
1. Беседа с детьми. 2. Портреты композиторов. 3.Рассмотреть иллюстрации. Детских книг с изображением Бабы – Яги.
Методы и приемы Дидактический материал |
5.
6.
7.
8. |
«Музыкальные инструменты и игрушки» |
1. «Тамбурин» Ж.-Ф. Рамо |
2. Учить детей различать смену настроений
3. Учить детей различать средства музыкальной выразительности, форму произведений, сравнивать пьесы с одинаковыми названиями.
1. Познакомить детей с музыкальным инструментом – тамбурином, разновидностью барабана.
2. Рассказать детям о флейте. Учить детей распознавать в музыке черты таких жанров, как танец, марш. |
4.Передать в движениях характер пьес. 5. Нарисовать дома услышанное в музыке.
1.Беседа с детьми. 2.Внести изображения инструментов тамбурина, Флейты. 3. Слушать звучание инструментов в грамзаписи. |
Содержание изучаемых тем
Ноябрь
Подготовительная группа
№ Занятия |
Тема |
Репертуар |
Цели и задачи | Методы и приемы Дидактический материал | ||
1.
2.
3.
4.
5.
| «Музыкальные инструменты и игрушки».
«Музыка выражает настроения, чувства, характер людей» | 1. «Тамбурин»Ж– Ф. Рамо
1. «Прелюдия № 4 Ми минор» Ф. Шопен 2. «Первая потеря» Р. Шуман 3. «Соната № 17 Ре минор» Л. Бетховен | 1.. Учить детей передавать характер музыки в движениях, игре на музыкальных инструментах.
2.. Рассказать детям о клавесине. Познакомить с его звучанием ( в записи).
1. Расширять представления детей об оттенках настроений, чувств, выраженных в музыке.
2. Учить детей вслушиваться в музыкальные интонации, различать форму произведений, находить кульминации.
3. Учить детей сравнивать произведения, перекликающиеся по эмоционально- образному содержанию, Различать оттенки настроений, выраженных в музыке. | 1.Беседа с детьми. 2. Рассмотреть изображение клавесина. 3. Слушать звучание клавесина в записи. 4. Играть на бубне оркеструя пьесу. Другие дети танцуют под музыку.
1. Беседа с детьми. 2.Портреты композиторов Ф. Шопена, Л. Бетховена. 3.Пиктограммы с эмоциями. 4. Дид\пособие «Весело – грустно», «Солнышко и тучка»
| ||
№ Занятия |
Тема |
Репертуар |
Цели и задачи | Методы и приемы Дидактический материал | ||
6.
7.
8. |
«Песня, танец, марш» |
1.»Марш» С. Прокофьев 2. «Марш» ( из оперы «Аида») Ж. Верди.
3. «Военный марш» Г. Свиридова 4. «Свадебный марш» Ф. Мендельсона. 5. «Марш» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. |
1. Знакомить с творчеством композиторов С. Прокофьева, Ж Верди.
2. Учить детей определять черты такого жанра, как марш.
3. Учить сравнивать контрастные пьесы одного жанра, распознавать черты марша (маршевость) в произведениях других жанров. |
1. Беседа с детьми о творчестве композиторов. 2. Портреты композиторов. 3.Д\игра « Чей это марш?» 4. Д\игра « Песня-танец-марш». 5. Слушать в записи. | ||
|
|
|
|
|
|
|
Содержание изучаемых тем
Декабрь
Подготовительная группа
№ Занятия |
Тема |
Репертуар |
Цели и задачи | Методы и приемы Дидактический материал |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
№ Занятия |
«Музыка рассказывает о животных и птицах»
«Природа и музыка»
Тема |
1. «Тень-тень» В. Калинников 2. «Журавель» в. Калинников.
1.«Зима» Ц Кюи 2. «Зимой» Р. Шуман 3. «Времена года» А. Вивальди
Репертуар |
1. Учить детей различать изобразительность музыки.
2.Учить детей различать средства музыкальной выразительности, создающие образ.
3. Учить детей различать средства музыкальной выразительности, передавать в движениях характер музыки, оркестровать песню.
4. Учить детей различать изобразительность музыки.
. 1. Знакомить с творчеством композиторов Ц. Кюи и Р. Шумана
2.Воспитывать в детях чувство красоты природы музыки.
Цели и задачи
|
1.Беседа с детьми 2. Портрет композитора. 3. Потешка «Идет коза рогатая». 4. Игра «Угадай-ка» 5. Фланелеглаф, металлофон. 6.Изобразить ежа, лису, зайчика, козу, блоху в движении. 7 Играть на погремушках. 8. Нарисовать дома услышанное в музыке.
1.Беседа с детьми. 2.Портреты композиторов 3.Стих-е А. Пушкина «Зима», С. Есенина «Белая береза», А. Фета «Еще вчера»
Методы и приемы Дидактический материал |
7.
8. |
|
|
3. Учить детей различать характер музыкальных произведений, имеющих близкие названия.
4.Учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки в произведениях.
|
4. Рассмотреть репродукции картин, созвучные и контрастные по настроению музыке. 5. Слушать в записи |
Содержание изучаемых тем
Январь
Подготовительная группа
№ Занятия |
Тема |
Репертуар |
Цели и задачи | Методы и приемы Дидактический материал |
1.
2.
3
4.
5.
6.
7.
|
«Сказка в музыке»
«Музыкальные инструменты и игрушки» |
1.«Мимолетное виденье» С. Майкапара 2.«Танец эльфов» Э. Григ 3. « В пещере горного короля» Э. Григ
1. «Волынка» И.С. Бах 2. «Волынка» Л. Моцарт |
1. Учить детей различать изобразительность музыки, выразительные средства, создающие образ.
2. Учить детей различать средства музыкальной выразительности, создающие образ: динамику, регистр, темп.
3. Учить детей сравнивать пьесы с похожими названиями.
4. Учить детей различать изобразительность музыка, черты маршевости и танцевальности.
1. Знакомить с творчеством композиторов.
2. Познакомить детей с народным инструментом волынкой.
3.. Учить детей различать смену настроений в произведении, музыкальную форму.
|
1.Беседа с детьми. 2. Портреты композиторов. 3. Импровизировать движения под музыку. 3. Играть на колокольчиках и погремушках. 4. Рассмотреть иллюстрации Троллей. 5. Слушать в записи.
1.Беседа с детьми. 2. Портреты композиторов. 3. Рассмотреть иллюстрацию с изображением волынки. 4. Импровизировать движения под музыку. 5. Движениями рук передать характер музыки. |
№ Занятия |
Тема |
Репертуар |
Цели и задачи | Методы и приемы Дидактический материал |
8. |
|
|
4. Учить детей сравнивать пьесы с одинаковыми названиями, различать черты разных жанров, передавать в движении смену характера музыки. |
6. Слушать в записи. |
Содержание изучаемых тем
Февраль
Подготовительная группа
№ Занятия |
Тема |
Репертуар |
Цели и задачи | Методы и приемы Дидактический материал |
1.
2.
3.
4.
№ Занятия |
«Музыка выражает настроения, чувства, характер людей».
«Песня, танец, марш»
Тема |
1. «Утренняя молитва» П. Чайковский. 2. «В церкви» П. Чайковский 3. « Аwe, Maria» Ф. Шуберт., Бах –Гуно.
«Вальс» Д. Кабалевский
Репертуар
|
1. Познакомить детей с содержанием «Детского альбома» П. Чайковского, рассказать о значении окаймляющих пьес.
2. Учить детей сравнивать малоконтрастные произведения с одним названием, различать оттенки настроений.
3.Учить детей различать тембры музыкальных инструментов, узнавать звучание оркестра, органа. Различать оттенки настроений.
1.Рассказать детям о композиторе Д. Кабалевском, о жанре вальса. Учить различать жанр и характер музыкального произведения (плавный, нежный, задумчивый, печальный вальс).
Цели и задачи |
1.Беседа с детьми. 2.Портреты композиторов П. Чайковского, Р. Шумана. 3. Слушать в записи. 4. Репродукции картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, С Боттичелли.
1.Беседа с детьми. 2.Портрет композитора Д. Кабалевского. 3. Д\пособие с цветными карточками. 4. Импровизировать движения под музыку.
Методы и приемы Дидактический материал |
5.
6.
7.
8. |
«Песня, танец, марш»
Тематическая беседа – концерт «ВАЛЬС» |
«Вальс» Д. Кабалевский
1. «Вальс» С. Майкапар 2. «Вальс» П. Чайковский 3. «Маленький вальс» Н. Леви 4. «Будь ловким» Н. Ладухин. |
2. Учить детей различать отдельные средства выразительности в связи со сменой характера музыки: динамику, регистр, направление ме2. Учить детей различать отдельные средства выразительности в связи со сменой характера лодических интонаций и мелодии в целом, характер аккомпанемента, кульминацию.
3. Развивать музыкальное восприятие, способность эмоциональной отзывчивости на музыку с помощью различения детьми вариантов исполнения одного произведения.
1.Учить детей различать жанр и характер музыкального произведения (светлый, нежный, напевный вальс).
2. Учить детей различать смену регистра, форму музыкального произведения.
3.Дать детям понятие о близости интонаций речи и музыки. Различать в музыке интонации вопроса, тембры инструментов.
|
1.Беседа с детьми. 2. Портреты композиторов. С. Майкапара, П. Чайковского, Н. Леви. 3. Игра «Будь ловким». 4. Скрипка, дудочка – вспомнить звучание. Слушать в записи |
Содержание изучаемых тем
Март
Подготовительная группа
№ Занятия |
Тема |
Репертуар |
Цели и задачи | Методы и приемы Дидактический материал |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
№ Занятия
|
«Музыка рассказывает о животных и птицах»
« Природа и музыка»
Тема |
1.«Песня жаворонка» П. Чайковский 2. «Март. Песнь жаворонка» П. Чайковский 3. « Жаворонок» М. Глинка.
. «Весною» С Майкапар. 2. «Весной» Э Григ
Репертуар |
1. Учить детей сравнивать произведения с одинаковыми названиями, различать оттенки настроений.
2. Учить детей различать смену настроений, моменты изобразительности, характер отдельных интонаций в музыке.
3. Учить детей различать оттенки настроений, изобразительность музыкальных произведений, имеющих сходные названия.
4. Слушать, узнавать произведения, называть авторов. Пополнять словарный запас.
1. Воспитывать в детях чувство красоты (природы, поэтического слова, музыки).
2. Учить детей различать изобразительность Музыки, средства музыкальной выразительности.
Цели и задачи
|
1.Беседа с детьми. 2. Портреты композиторов П. Чайковского, М. Глинки. 3.Слушать пение жаворонка в записи. 4. Рассмотреть иллюстрации. 5. Стих –е А. Майкова «Жаворонок»
1. Беседа с детьми. 2. Портреты композиторов С. Майкапарв, Э.Грига 3. Стих-е Ф. Тютчева «Зима недаром злится», В. Жуковского «Весеннее чувство», Методы и приемы Дидактический материал |
7.
8. |
« Природа и музыка» |
|
3. Учить детей различать смену характера музыки, оттенки настроений в музыке, стихах.
4. Учить детей различать оттенки настроений в пьесах с похожими названиями.
|
С. Есенина «Черемуха» 4. Рассматривание иллюстраций 5. Нарисовать дома услышанное в музыке. 6. Слушать произведения в записи.
|
Содержание изучаемых тем
Апрель
Подготовительная группа
№ Занятия |
Тема |
Репертуар |
Цели и задачи | Методы и приемы Дидактический материал |
1.
2.
3.
4.
№ Занятия |
«Сказка в музыке»
Тема |
Балет «Лебединое озеро» П. Чайковский
Репертуар |
1.Познакомить детей с музыкой балета П. Чайковского, с сюжетом сказки, положенной в основу произведения. Учить детей чувствовать характер музыки.
2. Учить детей узнавать прослушанные ранее музыкальные фрагменты. Формировать умение следить за развитием музыкальных образов, различать тембры музыкальных инструментов.
3. Учить детей различать средства музыкальной выразительности («Как рассказывает музыка?») в трех фрагментах, формировать представление об изобразитель- ных возможностях музыки.
4. Познакомить детей с вальсами и танцами из балета, учить различать характер и настроение каждого произведения. Формировать тембровый слух детей.
Цели и задачи |
1.Беседа с детьми о творчестве композитора. Портрет композитора 2. Чтение сказки. 3. Рассматривание иллюстраций с изображе- нием сцен из балета. 4. Слушать в записи.
Методы и приемы Дидактический материал |
5.
6.
7.
8. |
«Музыкальные Инструменты и игрушки»
«Музыка выражает настроения, чувства, характер людей» |
1. «Звонили звоны»… Г. Свиридов (р.н.п.) 2. «Вступление к опере «Хованщина» М. Мусоргского. 3. Р.н.п. «Однозвучно гремит колокольчик»
1. «Порыв» Р. Шуман 2. «Раскаяние» С. Прокофьев. 3. «Слеза» М. Мусоргский 4. «Разлука» М. Глинка 5. «Ноктюрн» П. Чайковский |
1.Дать детям представление о способности музыки изображать колокольные звучания.
2. Учить детей различать средства музыкальной выразительности, передающие образ. Сравнивать пьесы, передающие разное настроение.
1. Расширять представления детей о чувствах человека, существующих в жизни и выражаемых в музыке.
2. Учить детей различать смену настроений и их оттенки в музыке. Познакомить детей с таким жанром как ноктюрн. |
1.Беседа с детьми о творчестве композиторов. Портреты композиторов. 2. Беседа с детьми о услышанной музыке. 3. Рассматривание иллюстраций колоколов.
1.Беседа с детьми. 2. Портреты композиторов. 3. Слушать в записи. |
Май
Подготовительная группа
№ Занятия |
Тема |
Репертуар |
Цели и задачи | Методы и приемы Дидактический материал | |||
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
№ Занятия
|
«Песня, танец, марш»
«Музыка рассказывает о животных и птицах»
Тема |
1. С. Прокофьев «Гавот» 2. С. Майкапар «Гавот» 3. С. Майкапар «Менуэт» 4. Л. Боккерини «Менуэт»
Д. Шостакович «Танцы кукол»
К. Сен-Санс «Карнавал животных»
Репертуар
|
1. Познакомить детей с танцами гавот и менуэт.
2. Учить различать трехчастную форму произведений, смену характера музыки.
3. Учить детей сравнивать контрастные произведения одного жанра.
1.Учить различать характер пьес одного жанра (вальса)
2.Учить детей различать оттенки настроений, передавать характер музыки в движениях.
3.Учить детей оркестровать пьесы, соотносить характер музыки с тембрами музыкальных инструментов.
1.Учить детей различать изобразительность музыки, тембры музыкальных инструментов, создающие образ.
Цели и задачи
|
1.Беседа с детьми о творчестве композиторов. Портреты композиторов.
2.Рассматривание иллюстраций с изображением танцевальных па в старинных платьях.
3. Слушать в записи.
4. Рассмотреть иллюстрации с изображением инструментов (клавесин, виолончель, альт, скрипка, струнный оркестр)
5. Импровизировать движения под музыку.
6. Оркестровывать пьесы.
Методы и приемы Дидактический материал | |||
8. |
|
|
2. Учить различать тембры музыкальных инструментов, создающие образ, передавать его в движениях, различать средства музыкальной выразительности.
|
7. Д\игра «Узнай пьесу». |
Используемая литература:
1. Арсенина, Е. Н. Музыкальные занятия. Средняя группа / Е.Н. Арсенина. - М.: Учитель, ИП Гринин Л. Е., 2014. - 336 c.
2. Бодраченко, Ирина Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет / Ирина Бодраченко. - М.: Айрис-пресс, 2011. - 176 c.
3. Виноградов, Лев Развитие музыкальных способностей у дошкольников / Лев Виноградов. - М.: Сфера, Речь, Образовательные проекты, 2011. - 160 c.
4. Дубровская, Е. А. Ступеньки музыкального развития / Е.А. Дубровская. - М.: Просвещение, 2013. - 176 c.
5. Зарецкая, Н. В. Веселая карусель. Игры, танцы, упражнения. Для детей младшего возраста (2-4 года) / Н.В. Зарецкая. - М.: АРКТИ, 2016. - 549 c.
6. Каплунова, И. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста / И. Каплунова, И. Новоскольцева. - М.: Невская нота, 2010. - 560 c.
7. Каплунова, И. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (3 CD). Ст. гр. Комплект / И. Каплунова, И. Новоскольцева. - Москва: СИНТЕГ, 2012. - 606 c.
8. Каплунова, Ирина Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий. Младшая группа (+ аудиоприложение на 2 CD) / Ирина Каплунова , Ирина Новоскольцева. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2010. - 236 c.
9. Картушина, М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. Комплект наглядных пособий / М.Ю. Картушина. - М.: Скрипторий 2003, 2010. - 401 c.
10. Комиссарова, Л. Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников / Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. - М.: Просвещение, 2012. - 144 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. Программа по ознакомлению детей 6 - 7 лет с нотной грамотой; 2. Тематические музыкальные занятия для малышей; 3. Творческая работа по проблеме слушания музыки в детском саду; 4. Сценарий "В гостях у сказки"
1. Программа рассчитана на изучение материала детьми старшего, подготовительного к школе возраста в условиях детского сада. Занятия проводятся музыкальным руководителем по подгруппам. Цель: расширение...
Картотека использования видео на слушании музыки по программе О.П.Радыновой
Данная картотека соответствует разделам программы О.П.Радыновой "Музыкальные шедевры", в ней указаны публичные ссылки на каждое видео....
«Поговорим о музыке» Беседа первая «Музыка, музыка всюду слышна» Приложение к слушанию музыки
Приобщить детей к музыкальному искусству. Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....
Парциальная программа музыкального руководителя по слушанию музыки "Детский альбом" П.И. Чайковского
Парциальная программа музыкального руководителя по слушанию музыки "Детский альбом" П.И. Чайковского для детей старшего дошкольного возраста...
Программа по слушанию музыки Музыкальные шедевры О.П. Радынова
Учебно-методический комплект к программе «Музыкальные шедевры» для детей дошкольного (и младшего школьного) возраста включает в себя программу, методические рекомендации, систему занятий д...
Виды и формы работы по слушанию музыки. Роль воспитателя в организации и проведении работ по слушанию музыки
Работа по развитию навыков слушания музыки проводится на занятиях, развлечениях, в ходе самостоятельной деятельности ребенка. Слушанию музыки на занятиях следует придавать большое значение. Результаты...