Публикация учебно- методического материала "Война глазами детей"
учебно-методический материал (старшая группа)
Конспект открытого занятия по нравственно-паатриотическому воспитанию
Тема: "Война глазами детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 830.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ДЕТСКИЙ САД № 60 «РАДУГА»
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
(с использованием ИКТ, технологии взаимодействия с семьей, музейной педагогики)
Воспитатель:
Панчук Галина Ивановна (педстаж 3 года)
г. Керчь
2021г.
Дети и война — нет более ужасного сближения
противоположных вещей на свете.
Александр Твардовский.
Цель:
Расширение знаний детей о Великой Отечественной войне, ознакомление дошкольников с жизнью детей во время войны с использованием современных образовательных технологий.
Воспитание в детях уважения к истории родного края, любви к Родине, ее героическому прошлому и счастливому будущему.
Задачи:
Развивающие:
- Развивать стремление и умение оценивать поступки сверстников в годы Великой Отечественной войны.
- Поощрять проявление таких качеств как: сочувствие, справедливость.
- Формировать интерес и уважение детей к героическим событиям прошлого, боевой славе ветеранов.
Образовательные:
- Расширять знания детей о событиях Великой Отечественной войны
- Познакомить с юными героями войны нашего города.
- Рассказать о роли детей в годы войны, сохранить о них память.
- Изучить памятники войны в родном городе Керчь.
Воспитательные:
- Воспитывать у старших дошкольников чувство патриотизма, гражданственности, гордости за свою Родину, стремление к миру.
- Формировать любовь к Отчизне, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, к женщинам и детям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»:
Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим; формировать личность ребенка, воспитывать чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах и возможностях.
«Познавательное развитие»:
Развивать познавательные интересы детей, любознательность, стремление к получению знаний, формировать положительную мотивацию к дальнейшему обучению в течение всей жизни. Развивать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую) индивидуального и группового характера. Формировать чувство гражданской принадлежности; воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за ее достижения, понимание того, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым.
«Речевое развитие»:
Развивать все компоненты устной речи. Помогать осваивать формы речевого этикета, совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений; обогащать активный словарь.
«Художественно-эстетическое развитие»:
Развивать эмоциональную восприимчивость, интерес к самостоятельной творческой деятельности; удовлетворять потребности детей в самовыражении.
Развивать интерес к конструктивной деятельности. Воспитывать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом (создание «вечного огня», «книги памяти») «чтить память»
Словарная работа:
«Пламени войны», «предсмертный зов», «изувеченная изба», «чудовищный огонь», «земля омыта слезами», «вражеские силы».
Горе, беда, несчастье, бомбы, обломки, буржуйка, снаряды, фронт, автомат, разведка, боеприпасы, керосинка, каменоломни, лазейки, штурман, боевой дух, санитарка, подполье, Володя Дубинин, Вера Белик, Валя Иванова.
Оборудование:
- проектор и экран
- ноутбук
- оформленный в соответствии с тематикой музыкальный зал (красная звезда, журавли, портреты детей-воинов Великой Отечественной Войны)
- стульчики детские, макет разрушенной стены
- ширма
- печка «буржуйка», бревно
- дрова, «керосинка», каска,
- плакат «Помним, гордимся!», портреты ветеранов
- «Вечный огонь»
- книга памяти
- детские игрушки
- подборка музыкального оформления, видеосюжеты
Предварительная работа:
- Чтение произведений о Великой Отечественной войне, о пионерах-героях: С.Алексеев «Первая колонна», «Первый ночной таран»; Е. Благинина «Шинель»; Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»; М.А. Митяев «Мешок овсянки»; А. Твардовский «Рассказ танкиста».
- Знакомство детей с родами войск. Проведение с детьми тематических занятий, бесед: «Что такое героизм?», «Дети в годы войны», «Мы помним героев».
- Рассматривание картин и репродукций на тему войны.
- Слушание песен военных лет.
- Посещение памятников и мемориалов погибшим героям, возложение цветов (родители-дети).
- Просмотр видеофильмов на тему военных лет: военный короткометражный фильм детской телестудии "Метроном"- «Дети войны», «Аджимушкай. Подземная крепость», видео-экскурсия - «Оборона Аджимушкайских каменоломен».
- Оформление тематических выставок: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Слава героям-землякам!».
- Вернисаж детского творчества «Салют над городом в честь праздника Победы», «Мы голосуем за мир! »
- Работа с семьями воспитанников по подготовке рассказов об очевидцах событий Великой Отечественной войны.
Музыкальный репертуар:
«Дети войны» Т. Гвердцители. Музыка: О. Юдахин, слова: И.Резник
«И горит золотая звезда» Музыка: Алексей Экимян, слова: Феликс Лаубэ
«Остановите войну» Музыка, слова: Татьяна Ветрова
«Пусть всегда будет солнце!» Музыка: Аркадий Островский, слова: Лев Ошанин
ХОД:
Звучит музыка, выходят два воспитателя.
На экране заставка - Керчь времен войны и надпись
«Памяти 13 миллионов детей, погибших во Второй мировой войне»
Воспитатель 1:
Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтаном радости не брызнет
На мирное цветение весны.
Мечты их не взлетят волшебной стаей
Над взрослыми серьезными людьми,
И в чём-то человечество отстанет,
И в чём-то обеднеет целый мир.
Воспитатель 2:
Средь них могли быть гении эпохи,
Прославившие наш двадцатый век,
И просто люди, ЛЮДИ, а не боги,
Тринадцать миллионов человек! —
Тех, кто горшки из глины обжигают,
Хлеба растят и строят города,
Кто землю по-хозяйски обживают
Для жизни, счастья, мира и труда.
Воспитатель 1:
Тринадцать миллионов детских жизней —
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы.
Воспитатель 2:
Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих…
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них!
Воспитатели расходятся в стороны. Звучит музыка.
На экране изображение довоенной Керчи
Дети выходят парами. Фрагмент танца.
Звуки приближающихся самолетов. На экране бои, бомбежка.
Ребенок 1:
Война! Что это такое? Какое страшное и непонятное слово! Лето 1941 года началось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах.
Ребенок 2:
Но все изменила война. Она принесла нашей стране много горя, бед, несчастий. Разорила десятки тысяч городов и сел. Война лишила сотни тысяч ребят отцов и матерей, дедов, старших братьев.
Все дети садятся на стульчики.
На экране видеофрагмент «Мне холодно».
Открывается ширма. Разрушенная стена.
На экране надпись: «Детские воспоминания»
Медленно выходят дети «в оборванной одежде», жмутся друг к другу.
Девочка:
Кто-то родом из детства... Я — из войны,
Из ужасного бедствия, из его глубины.
Влюблена была в небо, но небо меня
Обмануло нелепо. Среди белого дня
С неба падали бомбы, разрушали дома.
Поднялась из обломков, как — не знаю сама.
А друзья не успели. Мне жалко друзей.
Хорошо они пели в первой роте моей.
Были родом из детства все друзья у меня,
Не могу я согреться без них у огня.
Дети говорят по одному:
- Мы могли стать поэтами,
- писателями,
- музыкантами,
- врачами,
- строителем
Хором: - или просто родителями.
Дети садятся к «буржуйке». Остаются мальчик и девочка.
Мальчик:
Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
Девочка:
"Кусочек хлеба - это очень мало,
Но крошечка достанется тебе..."
Мальчик:
Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля.
Девочка:
"Была семья, был дом... Теперь остались
Совсем одни на свете - ты и я..."
Мальчик:
А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом...
Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал:
“Сына уведите… Сына уведите, чтобы не смотрел
Девочка:
"Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят..."
Мальчик:
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне...
И выбежала из дому девчонка:
Девочка:
"Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!.."
Дети по очереди выходят вперед
Мальчик:
Отца на фронт призвали.
И по такой причине
Я должен жить отныне,
Как следует мужчине.
Мать вечно на работе.
Квартира опустела.
Но в доме для мужчины
Всегда найдётся дело.
Полны водою вёдра.
Подметена квартира.
Посуду мыть несложно —
На ней ни капли жира.
С трёх карточек талоны
Стригут мне в гастрономе.
Кормилец и добытчик.
Мужчина. Старший в доме.
Девочка:
Дети войны - и веет холодом,
Дети войны - и пахнет голодом,
Дети войны - и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Дети отходят в сторону
Девочка:
Не буду рассказывать… Не могу… Я думала, что сойду с ума… Я каждый день вспоминаю, а рассказать? … Я буду болеть, если расскажу…
Помню, что они черные все, черные… У них даже собаки были черные…
Мы жались к матерям… Они не всех убивали, не всю деревню. Там была моя мама… А я не хотела жить без мамы… Я просилась и кричала… Как-то меня к ней пропустили.
Воспитатель:
– Это не моя дочь!
Девочка:
– Мамочка!
Воспитатель:
– Это не моя дочь! Это не моя дочь…
Девочка 4:
Вот это я запомнила. Глаза у нее были полны слез.
Девочка садится. Сжимает колени руками.
Мальчик:
И мы, малыши, взрослели быстрей,
Видя геройство взрослых людей.
Работали матери целые дни,
А мы оставались дома одни.
Ах, как приходилось нам голодать!
Картошка в мундире - вот благодать!
На завтрак чёрного хлеба кусок,
И чай с сахарином (блаженство!) глоток.
Болели, страдали от голода мы,
(все дети встают и медленными шагами подходят к мальчику)
Все вместе:
И многие раньше, чем надо, ушли.
Дети уходят под музыку.
Воспитатель:
«Война и дети…» Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает…- Дети, о которых мы сегодня с вами вспомним, не допели и не доиграли, их улыбки были стерты в самом начале их жизни.
Музыкальное сопровождение. Выходят 3 ребенка
Ребенок 1:
(Краткий рассказ о Володе Дубинине. На экране портрет)
С малых лет он был подвижным и любознательным, всегда находил себе увлечение и не сидел на месте. Обычный мальчишка во время войны не только ходил в разведку, приносил боеприпасы, помогал раненым, но и узнавал численность вражеских сил. В каменоломнях имелось множество узких лазеек, куда взрослому тяжело было проникнуть. А вот подросток мог проскользнуть без особых усилий. Дубинин оказался очень ловким, о нём ходили настоящие легенды. Мальчик будто насмехался над немцами, шутя выполнял любое задание.
Ребенок 2:
(Краткий рассказ о Вере Белик. На экране портрет).
Вера Белик добровольно вступила в ряды Красной Армии, освоила специальность штурмана. Лётчицы женского полка самоотверженно выполняли сложные боевые задания, проявляя героизм и мужество. Вера не пропустила ни одного боевого вылета в район любимого города. Как и раньше, она при первой возможности летала с другими девушками: чем больше вылетов, тем быстрее придёт свобода в родную Керчь.
Ребенок3:
(краткий рассказ о Вале Ивановой. На экране портрет).
Когда началась Великая Отечественная война, Вале Ивановой было двенадцать лет. Девочка прибавила с согласия отца, к своему возрасту два года, и по его просьбе двенадцатилетняя керчанка Валя Иванова была зачислена на должность санинструктора. Ей приходилось не спать по нескольку дней. Валя помогала врачам на сложных операциях, шла в палаты ухаживать за ранеными. Валя прошла всю войну и вернулась в родную Керчь с медалями.
Воспитатель:
Да, нелегкое было время!! Вместе со взрослыми сражались и дети! Враги не могли сломить их стремление к победе! А чтобы поднять боевой дух солдат на передовые выезжали концертные бригады. Они пели, танцевали. Давайте станцуем танец, который мы с вами подготовили.
Музыкально-хореографическая композиция под песню
«Дети войны» в исполнении Т. Гвердцители.
Садятся на места.
Выходит дуэт школьников. Играют на гитарах произведения военных лет.
Воспитатель:
Не было хлеба, еды. Надолго были забыты самые обычные вещи, необходимые в быту. Вчерашние школьники надевали на себя гимнастерки, сапоги и тоже уходили на фронт. Многие погибли во время войны. Но есть у нас ребята, у которых в семье есть очевидцы тех давних событий. Это прадедушки, прабабушки, которые в те далекие годы были еще детьми. У нас в гостях Руслан Т. с мамой Ленерой Ипретовной. Они хотят поделиться историей своей семьи, которую им рассказали прабабушки и прадедушки.
Выходит ребенок с мамой и презентует свой рассказ
Воспитатель:
Спасибо Ленере Ипретовне и Руслану за то, что они помнят и чтят память тех горьких лет. Давайте и мы почтим память песней.
Дети перестраиваются.
Звучит песня «Остановите войну»
На экране видеоряд о детях времен войны
Милые, добрые взрослые, отмените войну!
А я разноцветными звёздами украшу для вас весну.
И нарисую вам солнышко, которое будет смеяться!
И больше не буду плакать и больше не буду бояться…
Самые умные взрослые, сделайте что-нибудь!
Чтобы войнищу грозную как-нибудь припугнуть!
А я из песка вам настрою домиков, чтобы играться,
И больше не буду плакать и больше не буду бояться…
Там, где идёт война - детям негде играть!
Там, где идёт война - нельзя цветы собирать!
Там, где идёт война – никто на вопрос не ответит-
За что… во все времена погибают невинные дети…
Милые, добрые взрослые, отмените войну!
А я разноцветными звёздами украшу для вас весну.
И нарисую вам солнышко, которое будет смеяться!
И больше не буду плакать, и больше не буду бояться…
Там, где идёт война - детям негде играть!
Там, где идёт война - нельзя цветы собирать!
Там, где идёт война – никто на вопрос не ответит-
За что… во все времена погибают невинные дети…
Дети садятся на места.
Воспитатель:
Ребята, у нас есть видео обращение детей других групп. Они хотят больше узнать о событиях времен Великой Отечественной Войны. Давайте послушаем вопросы и постараемся на них ответить. Внимание на экран.
На экране видео-вопросы
- Вопрос 1
Сколько длилась блокада Аджимушкайских каменоломен?
( Блокада Аджимушкайских каменоломен длилась 6 месяцев)
- Вопрос 2
Что делала Вера Белик во время войны?
(Вера Белик во время войны была штурманом, военной летчицей)
- Вопрос 3
Кем был Володя Дубинин во время войны?
(Володя Дубинин во время войны был разведчиком старокарантинских каменоломен)
- Вопрос 4
Что в Керчи названо именем Веры Белик?
(Именем Веры Белик названы улица, школа, рыболовецкий корабль)
- Вопрос 5
Как погиб Володя Дубинин и сколько ему было лет?
(Володя подорвался на мине, ему было 14 лет)
- Вопрос 6
Кем во время войны была Валя Иванова и сколько ей было лет?
( Валя во время войны была санитаркой, ей было 12 лет, она добавила себе два года чтоб ее зачислили в батальон)
- Вопрос 7
Продолжите предложение: Именем Володи Дубинина названы:
(Школа, улица, библиотека, сквер)
- Вопрос 8
Как сложилась жизнь Вали Ивановой после войны?
(Много лет Валентина Ивановна проработала медсестрой в 1-й больнице
города-героя Керчи).
Воспитатель:
Ребята, вы многое узнавали на наших занятиях и от своих близких о детях, защищавших Родину во время Великой Отечественной войны. И долгое время мы с вами по крупицам собирали историю наших семей, чтобы передать эти знания младшим товарищам в памятной книге. Маленькие герои большой войны… Они сражались рядом со старшими: отцами, братьями. Сражались повсюду: на море, в небе, в партизанских отрядах... И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Звучит музыка. Выходят два воспитателя и дети.
Воспитатель 1:
Помните! Через века, через года, — помните!
О тех, кто уже не придет никогда, — помните!
Ребенок 1:
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Ребенок 2:
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Ребенок 3:
Люди! Покуда сердца стучатся, — помните!
Какою ценой завоевано счастье, — пожалуйста, помните!
Ребенок 4:
Песню свою отправляя в полет, — помните!
О тех, кто уже никогда не споет, — помните!
Ребенок 5:
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Воспитатель:
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда, — заклинаю, — помните!
Минута молчания (под звуки метронома).
Звучит песня «И горит золотая звезда»
Дети выносят «Вечный огонь», Книгу памяти.
Воспитатель:
Если смех, а горя нет,
Если взгляд, а ссоры нет,
Значит, мир на земле.
Если солнце высоко,
Если небо голубо,
Значит, мир на земле.
Чтобы бомбы не взрывались,
Чтобы песни не кончались,
Нужен мир на земле!
Дети поют песню «Пусть всегда будет солнце»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Обучение детей решению арифметических задач в подготовительной к школе группе""
Представлено учебное пособие: схемы составления арифметических задач (условие, вопрос, решение, ответ). Данное пособие облегчает понимание детьми что такое задача и как ее составить....
Учебно-методическое пособие для детей 6-7 лет "Дневничок-здоровячок"
Каждый из нас хочет, чтобы его дети росли здоровыми и крепкими. Но вот как этого добиться, знают далеко не все. А вот при совместных усилиях добиться этого можно. В чём я и стремлюсь убедить род...
учебно-методическое пособие для детей раннего возраста "Транспорт"
Учебно-методическое пособие...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ "ПОДБОРКА ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДЕРЕВЬЯХ"
Настоящее пособие предназначено для работы с детьми дошкольного возраста. Задания способствуют развитию мышления, творчества, воображения и речи. Однако для того, чтобы способствовать эффективному дет...
Учебно-методическое пособие «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ И ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Цель: Формирование основ безопасности жизни детей на дороге....
Свидетельство о публикации учебно-методического материала в сетевом издании "Творчество наука"
Свидетельство о публикации учебно-методического материала в сетевом издании "Творчество наука"...
Учебный проект "Красноярск глазами детей" в рамках обучения по программе "Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО" в Красноярском институте повышения квалификации
}Одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. (ФГОС ДО от 17.10.2013 г., пункт 1.4.6)}Согласно...