Проект "Транспорт" (Подготовительная к школе группа)
проект (подготовительная группа)

Савостеева Дарья Васильевна

Проект "Транспорт" (Подготовительная к школе группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_transport.docx29.15 КБ
Файл prilozhenie_transport.docx64.84 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №109» г. Ярославль

“Изюминка”

Педагогический проект в подготовительной к школе группе

На тему «ТРАНСПОРТ»

Воспитатели: Сафина Н.Н.,

Савостеева Д.В.

г.Ярославль, 2021

Паспорт проекта

Вид проекта

Познавательный

Творческий

Тип проекта

Краткосрочный

Групповой

Срок реализации

1 неделя

(08.02.2021-12.02.2021)

Участники проекта

Дети, родители, воспитатели

Образовательные области

-Познавательное развитие

- Речевое развитие

- Социально – коммуникативное развитие

-Художественно – эстетическое развитие

- Физическое развитие

Актуальность: В современном мире дети вынуждены осваивать новые технологии в ускоренном темпе, в итоге они имеют только лишь поверхностное представление о тех предметах, которые их окружают. Например: дети обожают кататься на любых видах транспорта, даже знают много названий марок автомобилей, но при более детальной беседе выясняется, что дети плохо представляют себе все разнообразие видов транспорта, их отличительные черты, а также историю возникновения транспорта. Поэтому, реализуя данный проект, мы постараемся заинтересовать детей историей возникновения различных видов транспорта, чтобы дети смогли расширить свои представления о классификации транспорта (водный, воздушный, наземный). Дети вместе с родителями получат возможность воплотить в жизнь свои проекты транспорта.

Цель: Познакомить детей с классификацией транспорта, с историей его возникновения.

Задачи:

  • Познакомить с классификацией транспорта;
  • Рассказать об истории развития транспорта;
  • Расширить представление детей о транспорте;
  • Познакомить с профессиями, связанными с транспортом;
  • Расширить знания детей о безопасном поведении в транспорте;
  • Развивать коммуникативные умения и навыки;
  • Развивать лексико-грамматические представления, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения.

Задачи по работе с родителями:

 Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Ресурсы:

Информационные: демонстрационный материал, книги, интернет ресурсы, игры, подборка стихов о транспорте.

Интеллектуальные: знания детей, родителей и педагогов, загадки о транспорте.

Кадровые: рассказы о профессиях, связанных с работой на транспорте.

Материально-технические: фотоаппарат, компьютер, иллюстрации, книги. План реализации проекта:

Деятельность педагога: подводит к теме, принимает участие в распределении обязанностей, помогает, уточняет, проверяет, обобщает, контролирует, оценивает результаты проекта.

Деятельность детей: анализируют, сравнивают, выбирают, изучают, формулируют, рисуют, создают, контролируют, выполняют, оформляют, участвуют в оценке проекта.

Деятельность родителей: беседы с детьми, рассказы о способах передвижения человека, помощь в создании выставки транспорта, альбомов «Транспорт».

Этапы проекта:

  1. Подготовительный:

- выбор темы проекта;

- постановка цели и определение задач;

- предварительная работа с детьми;

- выбор и подготовка материалов по теме «Транспорт».

  1. Основной этап:

- решение поставленных задач

  1. Заключительный этап:

- обобщение и анализ результатов работы;

- закрепление полученных знаний о классификации видов транспорта и об истории возникновения транспорта;


Подготовительный этап

  • Сбор информации по теме «Транспорт»;
  • Подбор художественной и методической литературы;
  • Выбор иллюстраций, загадок, стихов, пальчиковых и дидактических игр.

Подбор методической и художественной литературы:

Н. Носов «Автомобиль»; Дж. Родари «Троллейбус»; В. Берестов «Про машину»; О. Бедарев «Азбука безопасности»; В.В. Маяковский «Это книжечка моя про моря и про маяк»; Э. Успенский «Троллейбус»; М. Ильин, Е. Сегал «Машины нашей улицы»; С. Сахаров «Самый лучший пароход»; М. Коршунов «Едет, спешит мальчик», Г. Цыферов «Паровозик из Ромашково».

Подбор дидактических игр:

- «Что лишнее?»;

- «Не ошибись»;

- «Летает – не летает»;

- «Мы летим, плывем, едем»;

- «Чего не хватает»;

- «Назови вид транспорта»;

- «Подбери запасную часть»;

- «Кому, что нужно».

Подбор сюжетно-ролевых игр:

- «Путешествие»

- «Пожарные»

-Режиссерские игры с модельными машинками с использованием макета улиц.

Подбор подвижных игр:

- «Тише едешь, дальше будешь».

- «Займи место в автобусе»

- «Провези машину, не выронив груз»

- «Самолеты».

- «Грузовики и легковушки».

- «Гонки».

- «Красный, желтый, зеленый».

Подбор настольно-печатных игр:

- «Чего не хватает».

- лото «Виды транспорт».

- «Ралли».

- «Большие гонки».

Н О Д:

- Ознакомление с окружающим миром «Транспорт. История развития. Классификация»

-Развитие речи «Транспорт» (лексика-грамматика).

-Чтение художественной литературы.

ХЭР:

Рисование «Наземный транспорт»;

Лепка из пластилина «Военная техника»;

Рисование «На большом воздушном шаре» (коллективная работа);

Аппликация «Парусник»;


Основной этап

ПОНЕДЕЛЬНИК

Беседа «История развития транспорта»

Чтение художественной литературы В.В. Маяковский «Это книжечка моя про моря и про маяк»

НОД

Ознакомление с окружающим миром по теме «Транспорт».

Д/и «Что лишнее», «Не ошибись».

Рисование «Наземный транспорт».

Физическая культура на улице.

П/и «Тише едешь, дальше будешь», «Займи место в автобусе».

Наблюдение за проезжающими машинами. (грузовые, легковые).

     Чтение художественной литературы Н. Носов «Автомобиль», беседа о прочитанном.

ВТОРНИК

Беседа «Правила поведения в транспорте».

Чтение художественной литературы Дж. Родари «Троллейбус», беседа о прочитанном.

Целевая прогулка к автостоянке во дворе.

П/и «Красный, желтый, зеленый», «Провези машину, не выронив груз»,

С/р игра «Путешествие на транспорте»

Презентация «Виды транспорта»

Чтение художественной литературы О. Бедарев «Азбука безопасности»

Лепка из пластилина «Военная техника»

СРЕДА

Беседа «Кто работает на транспорте»

Чтение художественной литературы С. Сахаров «Самый лучший пароход»

Пальчиковые игры о транспорте.

Д/и «Мы летим, плывем, едем», «Назови вид транспорта».

ХЭР

Рисование «На большом воздушном шаре»

П/и «Самолеты», «Грузовики и легковушки».

Решение проблемных вопросов:

«Если бы на свете не было машин?»,

«Транспорт — это хорошо или плохо?»

Мультфильм «Фиксики. Колесо»

Чтение художественной литературы Э. Успенский «Троллейбус», беседа о прочитанном.

ЧЕТВЕРГ

Чтение художественной литературы М. Ильин, Е. Сегал «Машины нашей улицы»

Д/и «Летает – не летает», «Кому, что нужно».

Проблемные вопросы: «Зачем нужны дорожные знаки?»

ХЭР

Аппликация «Парусник»

П/и - «Гонки».

Чтение художественной литературы В. Берестов «Про машину», беседа о прочитанном.

С/р игра «Пожарные»

ПЯТНИЦА

Проблемные ситуации: что бы ты придумал, если был бы знаменитым конструктором?

Чтение художественной литературы М. Коршунов «Едет, спешит мальчик», беседа о прочитанном.

НОД

Развитие речи по теме «Транспорт»

Конструирование различного транспорта из разных видов конструктора.

Организация выставки

Д/и: «Назови вид транспорта», «Подбери запасную часть».

Беседа-рассуждение «Транспорт – друг или враг?»

П/и «Красный, желтый, зеленый», «Тише едешь, дальше будешь».

Чтение художественной литературы Г. Цыферов «Паровозик из Ромашково», беседа о прочитанном.

Домашнее задание: вместе с родителями нарисовать рисунок и придумать рассказ «Путешествие на…»

Все рисунки и рассказы оформим в одну большую книгу, название которой придумают дети.


Заключительный этап

Обобщение знаний и представлений детей о транспорте, истории его развития и классификации.

Продукты проекта:

Рисунки «Наземный транспорт»;

Поделки из пластилина «Военная техника»;

Рисунок «На большом воздушном шаре» (коллективная работа);

Аппликация «Парусник»;

Книга о транспорте;

Оформление всех работ в общей выставке.

Проект решен полностью, дети с большим интересом участвовали в образовательной деятельности, все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Беседа «История возникновения транспорта»

I. Организационный момент.

В: Ребята, я приглашаю вас в увлекательное путешествие.

Оно будет необычное. Чтобы нам всё удалось, вы должны быть внимательными, дружными.

Итак, давайте подготовимся.

II. Пальчиковая гимнастика «Путешествие»

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук.

Наши ушки слышат стук. возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза

Вот, ладошечки шуршат, потирание ладоней друг о друга

Наши пальчики трещат. потирание кулачков друг о друга

Теперь в ладоши громко бей, хлопки

А теперь ты их согрей. ладони на щеки

К путешествию готовы? кулаки на коленях

Да! руки вверх, ладони раскрыть

В путь отправимся мы снова: вращательные движения кистями

Сядем мы на самолет

И отправимся в полет. руки вытянуты в стороны, ладони напряжены

Мы теперь на корабле,

Нас качает на волне. ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз

Едет поезд, ребром ладони двигаем по коленям или по столу

Колеса стучат. кулачки стучат по коленям или по столу

В поезде много веселых ребят. подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени или на стол

III. Постановка цели.

В: Как вы думаете, на чём мы будем путешествовать?

Д: На корабле, на самолёте т. д.

В: А если назвать всё это одним словом?

Д: Мы будем путешествовать на транспорте.

В: Как вы думаете, людям удобно, что есть много разного транспорта? А зачем люди придумывали разные виды транспорта? Как вы думаете, транспорт был всегда?

Чтобы узнать, как всё это было, надо попасть в прошлое время. Ребята, как нам быть?

В: Я предлагаю отправиться на машине времени

Сначала мы заглянем в далёкое прошлое. И из него по пути будем двигаться к нашим дням, увидим разные виды транспорта, а на некоторых даже покатаемся.

«Раз, два, три в прошлое нас унеси»

IV. Беседа о развитие транспорта.

В: Мы с вами попали в прошлое время.

Будьте внимательны.

Когда-то давным-давно, когда не было никакого транспорта, человек ходил пешком, а грузы переносил на руках.

В: Но со временем человек приручил животных и научил их возить наездников и грузы.

Каких животных, вы знаете, на которых можно ездить верхом и перевозить грузы?

Д: Лошадь, осёл, верблюд.

В: Это облегчило жизнь человеку, но иногда ему нужно было перевезти большой груз.

Что человек придумал?

В: Телегу.

Дети, запомните – это самое древнее наземное средство. Телегу смастерили, когда изобрели колесо.

Колесо – это величайшее изобретение человечества.

Кто автор этого изобретения история не сохранила. Но, мы ребята всё равно, благодарны тому человеку, который изобрёл колесо.

В: Ребята, люди издавна жили в разных местах. Часто они жили около рек.

И чтобы перебраться на другой берег реки, давным-давно человек крепко зацеплялся за бревно и плыл. Затем люди додумались скрепить несколько брёвен и соорудили вот, что. (Плот)

В: А другие древние строители поступили иначе, они выдолбили бревно и получилась лодка

На маленьком плоту и в лодке.

И даже просто на бревне.

Умел наш предок плавать ловко.

Умел держаться на волне.

Он покорить моря старался.

И всё ж столетия прошли.

Пока он опыта набрался.

И начал строить корабли.

В: А, когда люди захотели перебраться очень далеко, через горы, леса. Они захотели летать, как птицы. Изобретатели мечтали о полёте. И им на помощь, вот что пришло.

Что это?

Д: Это воздушный змей.

В: Воздушный змей самый простой, древний летательный аппарат. Можно сказать, воздушный змей – прародитель, дедушка воздушного транспорта, т. е. авиации.

В: Ребята, пора возвращаться в наше время.

Закройте глаза.

V. Гимнастика для глаз.

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И путешествовать продолжаем

В: итак, наше путешествие завершается.

Вам понравилось путешествие?

Что нового вы узнали?


Приложение 2

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме «Транспорт»

Цель: расширять представление о видах транспорта (наземный,

водный, воздушный); познакомить со значением транспорта в жизни человека;

обогащать лексику словами, обозначающими профессии людей, связанных с

транспортом: водитель, машинист, вагоновожатый, пилот, капитан корабля.

Материалы и оборудование:

1. магнитная доска с иллюстрациями транспорта;

2. сюжетные картинки с изображением различного вида транспорта, разрезанные на 4-5 частей;

3. карточки-загадки для вступительной части занятия;

4. мяч;

Ход непосредственно - образовательной деятельности.

1. Организационный момент - приветствие.

Воспитатель: Доброе утро, ребята! 

Дыхательная гимнастика.

Ребята, предлагаю вам отгадать загадки. Послушайте их внимательно.

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука,

Два блестящих огонька. (Машина)

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок. (Поезд)

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Воспитатель: молодцы! Вы правильно отгадали все загадки. А как все эти

предметы можно назвать одним словом?

Дети: транспорт.

Воспитатель: правильно. Сегодня мы побеседуем о транспорте.

2. Основная часть.

*Игра «Что лишнее?» 

Воспитатель обращает внимание детей на магнитную доску. На ней виды

транспорта по месту передвижения перепутаны.

Воспитатель: ребята, посмотрите какой здесь беспорядок! Всё перепутано! Я

предлагаю навести порядок. Согласны? Давайте определим, что лишнее в каждом

ряду, и каждому транспорту укажем своё место передвижения.

Дети по очереди работают у магнитной доски.

Воспитатель: посмотрите, какой порядок вы навели! Всё на своём месте!

Как вы думаете, для чего нужен транспорт?

Дети отвечают.

Воспитатель: правильно, чтобы перемещаться (ездить, плавать, летать) в

пространстве от одного места в другое. Люди с давних пор верили в чудеса и

мечтали летать, плавать и ездить. Придумано было много сказок, где волшебный

ковер - самолет или сапоги - скороходы переносили людей по воздуху. Как вы

думаете это какой вид транспорта?

Дети: Воздушный.

Воспитатель: да, это воздушный вид, только это волшебный транспорт, а если

говорить о реальном настоящем транспорте и отправиться в путешествие в

прошлое, то мы увидим, что первым воздушным транспортом был - воздушный

шар. Он летал за счет воздуха, подогретого горелкой. Затем появился дирижабль,

и только позднее стали появляться паропланы, похожие на наш современный

самолет. Все они были практически неуправляемы и двигались по течению ветра,

помещался в них один или несколько человек.

Сейчас самолет вмещает себя более 1000 пассажиров и развивает скорость

свыше 800 км/час. Управляет самолетом пилот. Кроме пассажирских самолетов

есть грузовые, которые перевозят не людей, а грузы. Самый большой грузовой

самолет в мире Ан 225 был построен в России, за один раз он может перевезти до

50 легковых машин.

Еще есть вертолеты, они похожи на стрекозу из-за лопастей наверху кабины.

Недостатки вертолета – он медленнее самолета и не такой вместительный, но

зато он может приземлиться и взлетать с маленькой площадки, а самолету

необходима взлетно-посадочная полоса.

При помощи вертолетов спасают людей в горах, в лесу, на море. Лесные пожары

без вертолета тоже не обойдутся. Полицейские патрулируют город на вертолетах.

Вот какой он востребованный.

Сейчас посмотрим, как вы запомнили воздушный транспорт. Мы поиграем с вами

в игру «Что летает?»

 (Воспитатель предлагает детям встать около стульчиков. Я вам называю вид

транспорта и поднимаю руки в стороны («ЛЕЧУ»). Вы должны подумать может ли летать данный вид транспорта и если да - то поднять руки как я, если не летает –

то опустить руки вниз.

В конце игры воспитатель приглашает детей сесть на стульчики, и обращает

внимание на «Волшебную книгу».

Воспитатель: посмотрите, у меня есть «Волшебная книга», которая поможет нам

перенестись в прошлое. Давайте закроем глаза, я произнесу волшебные слова и

мы окажемся в далеком прошлом:

Мульти-пульти, раз, два, три и мы в прошлом, посмотри!

Дети открывают глаза и рассматривают картинки о первом водном транспорте из

«Волшебной книги».

Воспитатель комментирует картинки: Первым водным транспортом стало бревно.

Человек заметил, что оно не тонет и способно удерживать вес человека на воде.

Люди взяли несколько бревен, связали их вместе и получился плот. Позднее

смастерили лодку, выдолбив каменным топором середину ствола.

А теперь возвратимся в настоящее. Закрываем глаза,я говорю волшебные слова:

Мульти-пульти, пятью пять и вернулись мы опять!

Воспитатель обращает внимание детей на доску.

Посмотрите, какие сейчас стали лодки. Их делают из резины, она легкая и

прочная, ее можно сложить и убрать в машину. Дальше к лодке прикрепили мотор

и скорость передвижения значительно увеличилась. Например, на катерах-

небольших суднах, скорость свыше 200 км/час (вспомните скутеры – спортивные

катеры, спасательные патрульные катера).

Кроме маленьких есть огромные судна, которые как и самолеты бывают

пассажирскими и грузовыми. Управляет кораблем – командир корабля.

Посмотрите, у нас на картинке есть пассажирский лайнер, который напоминает

многоэтажный дом. Пассажиры живут в небольших комнатах – каютах. В этом

лайнере сделано все так, чтобы людям было удобно путешествовать. Есть и

рестораны, и кинозалы, и бассейны.

А теперь мы поиграем в игру «Не ошибись!»

* Игра «Не ошибись!»

Воспитатель приглашает детей в круг. Я вам называю вид транспорта и кидаю

мяч. Вы называете, какой транспорт относится к этому виду и кидаете мяч

обратно.

Воспитатель: с этим заданием вы тоже хорошо справились. Молодцы!

А теперь внимательно посмотрите на доску, какой вид транспорта мы еще не

рассмотрели?

Дети: наземный.Воспитатель: Первым наземным транспортом стала лошадь. Лошадей

запрягали в кареты (помните, как в сказке про Золушку). Позднее даже были

проложены рельсы и лошадь тянула небольшие вагончики с пассажирами.

Затем повозку сменил трамвай, автобус и троллейбус.

Автобус и троллейбус двигаются на резиновых колесах, только автобус

заправляют топливом, а троллейбус движется за счет электрической энергии,

поступающей к его двигателю через провода.

У трамвая железные колеса, которые громко стучат по рельсам, питается он

электричеством с помощью проводов, натянутых над дорогой.

Важным наземным транспортом является поезд. Если у трамвая 2-3 вагона, то у

поезда их много. Первый вагон – локомотив, управляемый машинистом. Скорость

поезда до 200 км/час. Рекорд поставил французский поезд – 515 км/ч. Весь этот

транспорт называется общественным, и перевозит много пассажиров.

А сейчас у нас Физкультминутка.

Воспитатель предлагает детям встать около своих стульчиков.

Шеей крутим осторожно —

Голова кружиться может.

Влево смотрим — раз, два, три.

Так. И вправо посмотри. (Вращение головой вправо и влево.)

Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)

И на место вновь вернёмся. (Дети садятся.)

Теперь побеседуем о личном наземном транспорте, самом популярном на

сегодняшний день – об автомобиле.

Сначала он выглядел как трехколесный велосипед (посмотрите на иллюстрации).

Постепенно он видоизменялся и приобрел крышу, двери, резиновые шины.

Автомобиль сегодня разгоняется до высоких скоростей, средняя скорость 80-100

км/час. Боллид формулы -1 – гоночный автомобиль до 300 км/час.

Поэтому машине необходимы тормоза и другие системы безопасности (детское

сиденье, ремни и подушки безопасности).

В автомобиле от 15-25 тыс. деталей. Каркас состоит из кузова, дверей, капота,

лобового и заднего стекла, крыльев и бампера. Собирают автомобили на заводе с

помощью запрограммированных человеком роботов. Затем механики

осматривают и проверят машину, совершают пробную поездку, и только после

успешного прохождения проверки, автомобиль отправляют на продажу в салон-

магазин.

Организация окончания занятия.

Воспитатель: вспомните, пожалуйста, чем мы сегодня занимались, что мы

делали?Для чего нам нужен транспорт? Какие виды транспорта бывают?

Какой транспорт самый быстрый?

Вам понравилось занятие? Что больше понравилось?


Приложение 3

Беседа «Правила поведения в транспорте»

Отгадайте загадку:

Дом по улице идёт,

на работу всех везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А резиновых сапожках. (Автобус)

-Сегодня мы с вами вспомним правила поведения в общественном транспорте. Как называют людей, которые едут в транспорте? (пассажиры) Правильно, пассажиры. А правила, которые мы сейчас с вами вспомним, называются правилами пассажиров.

-Кто помнит, как правильно вести себя в автобусе? (ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей, опираясь на картинки с изображением ситуаций:

  • Садиться в транспорт надо на остановке.
  • Входить надо через заднюю дверь, а выходить через переднюю.
  • Нельзя запрыгивать в движущийся транспорт или выходить из него, когда он движется.
  • В транспорте надо вести себя спокойно, не кричать и не разговаривать громко.
  • Необходимо уступать место старшим.
  • Нельзя высовывать руки и голову в открытое окно.
  • Нельзя ходить по автобусу, когда он движется.
  • Если вы стоите, то крепко держитесь за спинку кресла, так как до поручней вы ещё не достанете.
  • Не отвлекайте водителя разговорами.
  • Не пытайтесь самостоятельно открывать дверь транспорта.
  • Выходить из транспорта надо осторожно, глядя себе под ноги и не толкаясь.
  • Автобус и троллейбус надо обходить сзади, а трамвай-спереди.

Подведение итога:

Правила пассажиров повторили, теперь вы смело можете отправляться в любое путешествие, но пока только со взрослыми.


Приложение 4

https://youtu.be/FB_XuhGL2tY


Приложение 5

Беседа «Кто работает на транспорте»

- Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадки и узнаете тему нашего занятия.

               Еду в нём на верхней полке

               К морю, к солнышку, на юг.

               А колёса без умолку:

               Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!   (Поезд.)

                           Он в безбрежном океане

                           Туч касается крылом.

                            Развернётся - под лучами

                            Отливает серебром.  (Самолёт.)

                                           Под водой железный кит –

                                           Днём и ночью он не спит,

                                           Днём и ночью под водой

                                           Охраняет мой покой. (Подводная лодка)

                Дом по улице идёт,

                На работу всех везёт.

                Не на курьих тонких ножках,

               А в резиновых сапожках. (Автобус.)

                               По волнам дворец плывёт,

                               На себе людей везёт. (Корабль.)

- Как можно назвать одним словом всё, что изображено на картинке?(Транспорт)

 - Сегодня мы познакомимся с различными видами транспорта, научимся делить на группы, рассмотрим, как влияет транспорт на окружающую среду.

 - Что такое транспорт? (Транспорт – средство передвижения человека на любые расстояния.)

- Для чего нужен транспорт? (Чтобы быстро передвигаться, чтобы перевозить груз, чтобы облегчить труд.)

- На какие группы по месту передвижения можно разделить транспорт?

         Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие – ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам. Весь транспорт можно разделить на такие виды:

         1.    Воздушный – к нему относятся самолёты, вертолёты, воздушные шары, ракеты, дирижабли.

         2.    Наземный – к нему относятся автомобили, пожарные машины, велосипеды, поезда, автобусы, мотоциклы, трактор, трамвай, экскаватор.

         3.    Водный – корабли, лодки, катера, яхты, подводные лодки, моторная лодка, парусник.

         4.    Подземный – к нему относится метро.

- Каждый транспорт приносит пользу человеку. Какую? (Одни помогают строить дома, другие перевозят грузы и пассажиров. На работу люди добираются на автобусах и трамваях. Многие пользуются личным транспортом).

- Трудно представить нашу жизнь без транспорта. А представьте себе, что может случиться, если исчезнут такие машины как скорая помощь, пожарные и другие  машины? (ответы детей)

- Всегда ли автомобили приносят пользу?

- Как автомобили вредят природе? (Ответы детей: сигналом своим распугивает животных, бензин из автомобилей попадает в водоемы и загрязняет их, выхлопные газы загрязняют воздух.)

- Что же нужно сделать, чтоб решить проблему с загрязнением транспортом окружающей среды?

- Какие виды транспорта не загрязняют окружающую среду?

- Какую помощь можете предложить вы?

- Конструкторы уже создают транспортные средства, не загрязняющие окружающую среду. (Показ иллюстраций, где изображены автомобили будущего: электромобили).

Игра «Соображайка»

- Внимание, сейчас будут появляться картинки, ваша задача внимательно их рассмотреть и определить, что объединяет эти картинки. Готовы, начинаем:

(автобус, поезд, теплоход, самолёт)

- Дети- Все эти транспортные средства объединяются тем, что они перевозят людей.

- Хорошо, а как же называют людей, передвигающихся на этих транспортных средствах?

- Пассажиры.

- Значит, какой это транспорт?

-Пассажирский.

Умницы, двигаемся дальше и перед вами следующие картинки: (грузовой самолет, грузовик, телега, баржа)

- Дети- Все эти виды транспортных средств перевозят грузы.

- Значит, какой это транспорт?

- Грузовой.

-Очень хорошо, а сейчас небольшая загадка: (Знакомство с автомобилями специального назначения)

Если кто-то заболел,
Срочно нас зовет
на помощь, —
Набери скорей ноль-три...
И приедет...
(Скорая помощь)    

- Итак, что же это за машина? Пассажиров она не возит, да и грузы перевозить не её задача. Для чего нужны такие машины? Это автомобили специального назначения: Скорая помощь, пожарная машина, милиция, МЧС, аварийная машина, служба газа, и другие.  

- Отгадайте следующие загадки:

1.Ходят шумно поезда

И сигналят иногда

Нам гудками или свистом,

А ведут их ... (машинисты)

2.Вижу в небе самолет
Как светящийся комочек,
Управляет им пилот,
По другому просто ... (лётчик)

   3. Выезжает на дорогу

Он обычно спозаранку,

На педаль поставив ногу

И рукой крутя баранку.  (шофёр) 

    4.Он водил вокруг Земли
И суда, и корабли,
Повидал он много стран,
Мой знакомый ... (капитан) 

   

5.Он в автобусе сидит
И внимательно следит,
Чтоб у всех билеты были,
Чтоб купить их не забыли. (кондуктор) 

    6.Как воздушная принцесса,

В форме лётной ...  (стюардесса)  

Как можно объединить всех этих людей? (их профессии связаны с транспортом)

 Вспоминаем главное правило пешеходов:

Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофера.
Красный свет – проезда нет.
Желтый – будь готов к пути.
А зеленый свет – кати!

- А теперь послушайте наказ от светофора

Мчатся, поднимая ветер хлесткий,

Тысячи машин во весь опор,

Потому на многих перекрестках,

Как  друзей вас встретит светофор.

Подчиняйтесь всем его приказам,

 Он вокруг внимательно глядит,

Стойте, если взглянет красным глазом,

А зеленым взглянет – путь открыт.

       А напоследок поиграем в игру «Правда или нет».

 Я буду зачитывать по одному предложению, а вам нужно будет согласиться или не согласиться со мной. Если вы согласны с моим утверждением, то на своем листочке ставите знак «+», если не согласны, ставите знак «–». Готовы?

1. Транспорт – это средство передвижения. (+)

2. Автобус – вид воздушного транспорта. (–)

3. Корабль является наземным транспортом. (–)

4. К подземному транспорту относится метро. (+).

5. Лодка – это транспорт, который передвигается по воде.(+)

6. Транспорт приносит только вред человеку. (–)

7. Весь транспорт делится на 4 группы: воздушный, наземный, водный, подземный. (+)

8. Шум автомобиля может испугать зверей. (+)

9. При выбросе выхлопных газов загрязняется воздух. (+)

10. Водный транспорт передвигается по земле. ( - )

- Давайте проверим.

- Ребята, давайте вспомним чем мы сегодня занимались.

- Какие виды транспорта мы знаем?

- Что такое специальный транспорт?

- Какой вред может наносить транспорт?

- Назовите профессии, связанные с транспортом.

- Молодцы, хорошо потрудились, наше занятие подошло к концу.


Приложение 6

Пальчиковая игра "Велосипед"

У него два колеса

(показываем два колеса)

И седло на раме,

(кулачок сверху накрываем ладонью)

Две педали есть внизу

(хлопаем ладошками по воздуху)

Крутят их ногами.

(топаем ножками)

Пальчиковая игра "Кораблик"

По реке плывет кораблик,

(прижимаем нижние части ладошек друг другу, верхние открыты: показываем «кораблик»)

Он плывет издалека,

(приставляем горизонтально левую руку к глазам)

На кораблике четыре очень храбрых моряка.

(показать четыре пальца)

У них ушки на макушке,

(приставляем обе ладошки к своим ушам)

У них длинные хвосты,

(кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

И страшны им только кошки,

(показываем две открытые от себя ладошки)

Только кошки да коты!

(пальчики слегка сгибаем — получаются «коготки»)

Пальчиковая игра "Лодочка"

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

(ладони сложить лодочкой и совершать волнообразные движения рук)

Две ладошки — друзья,

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

(поднять выпрямленные ладони вверх)

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

(имитация движений волн и рыбок)

Пальчиковая игра "Машина"

Заведу мою машину

(повороты кистями руки сжатой в кулак, как будто заводим машину)

Би-би-би, налью бензину.

(три раза хлопнуть в ладоши и одновременно топать)

Крепко-крепко руль держу

(имитировать движения водителя)

На педаль ногою жму.

(топать правой ногой)

Паровоз, Поезд, Самолеты, Светофор

Пальчиковая игра "Паровоз"

Ехал, ехал паровоз

(руки сцепить в «замок», вращая большими пальцами)

Прицепил вагон, повез.

(сцепить указательные пальцы)

Ехал, ехал паровоз

(руки сцепить в «замок», вращая большими пальцами)

Прицепил вагон, повез.(сцепить указательные пальцы)

Приложение 7

Занятие по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Транспорт»

Цели:

  • Активизация словаря по теме: “Транспорт”.
  • Изучение нового материала «Из истории транспорта».
  • Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
  • Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха.
  • Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.
  • Совершенствование грамматического строя речи.

Ход занятия:

  1. Пальчиковая гимнастика.

(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного, на каждый ударный слог)

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай (смена рук)

В морях – корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

  1. Массаж языка «Поезд»

Едем мы по рельсам

(провести верхними зубами от спинки к кончику 3-5 раз),

Едем мы по шпалам,

(Покусать верхними зубами язык от спинки к кончику),

Едет поезд скорый,

Мчится запоздало.

(Провести верхней губой от спинки к кончику языка 3-5 раз).

  1. Закрепление пройденного материала.

- Сейчас мы проверим, как вы умеете отгадывать загадки.

Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ:

Это мой (велосипед)

Летит птица – небылица,

А внутри народ сидит,

О полете говорит. (Самолет)

Братья в гости снарядились,

Друг за друга уцепились.

И умчались в путь далек,

Лишь оставили дымок. (Поезд)

Что за чудо – синий дом,

Окна светлые кругом.

Носит обувь из резины,

И питается бензином. (Автобус)

Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет 
(Корабль)

- Как назвать эти отгадки одним словом? (Транспорт)

- Какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, воздушный, водный)

  • Игра на координацию речи и движения.

- Поскорее мяч бросай, транспорт быстро называй.

  • Назови целое по частям:

Палуба, парус, якорь(корабль)

Хвост, крылья, мотор (самолет)

Колеса, руль, педали (велосипед)

Кузов, мотор, кабина (машина)

  • Что может делать:

Автобус – ехать, перевозить людей, поворачивать, тормозить, трогаться и т.д.;

Корабль - ……..

Самолет - ……..

  • Назови ласково:

Паровоз – паровозик,

Самолет – …

Машина – …

Велосипед – …

Самокат – …

Корабль - …

Лодка - …

Катер - …

Пароход - …

Теплоход - …

Вертолет - …

Автомобиль - …

  • Кто каким транспортом управляет?

Таксист, тракторист, водитель, мотоциклист, велосипедист, тракторист, пилот, яхтсмен, вагоновожатый.

  • Объясни словечко:

Пешеход, самолет, грузовик, самосвал, вертолет, бензовоз

  • Какое слово не подходит:

Пешеход, пешеходный, пеший, успешный

Колесо, колесико, колос, колесный

  • Подбери нужные слова:

Машинист – это тот, кто управляет поездом.

Регулировщик – это тот, кто…

Шофер – это тот, кто…

Пассажир – это тот, кто…

Кондуктор – это тот, кто…

  1. Игры на развитие фонематических представлений.

- Назовите транспорт, который начинается со звука Т(трамвай, такси, троллейбус)

- Назовите транспорт, в названии которых есть звук К(корабль, грузовик, катер, такси)

- Разделите слова на слоги: трам-вай, так-си, мет-ро, гру-зо-вик, ав-то-бус, трол-лей-бус

  1. История развития транспорта.

- Всегда ли существовал транспорт?

- Подумайте и назовите, каких животных использовали люди в качестве транспортного средства?

Лошади, ослы, собаки, олени, слоны, быки, мулы, верблюды.

- А еще в качестве транспортного средства использовали людей. Человек тянул повозку, в которой сидел 1-2 человека. Такого человека называют рикша. В странах Востока до сих пор можно встретить рикшу.

- В нашей стране большим спросом пользовались лошади. Их запрягали в кареты, повозки. Лошадьми управляли специально обученные люди.

- Их называли кучер, возница, ямщик.

- Лошадей использовали в военном деле, на скачках (соревнованиях), для прогулок.

Кавалерист, наездник, всадник, конник.

- Но жизнь не стоит на месте, и вот появились первые велосипеды. Каких только велосипедов не встретишь, об этом можно долго говорить. Но мы просто посмотрим, какие бывают велосипеды.

Такие разные велосипеды.

- Как вы считаете, стоило ли изобретать машины, поезда, ракеты? Почему?

- Борьба за скорость и грузоподъемность началась в древние времена. Тогда люди пользовались для поездок такими «двигателями», как лошади, ослы, верблюды и волы. Например, чтобы перевезти скоропортящиеся продукты (молоко, мясо) на большое расстояние скорости животных было недостаточно, а перевезти большой объем материалов к фабрике на транспорте легче, чем на животных.
Благодаря изобретению паровых, а затем и электрических двигателей мы сегодня можем ездить в школу и на работу на автомобилях, автобусах, метро. Даже полеты в космос были бы невозможны без этого!
Когда-то Магеллан потратил 2 года жизни, чтобы проделать путь вокруг Земли на своем корабле. А через четыреста лет Юрий Гагарин облетел землю кругом всего за полтора часа. И в этом, несомненно, большая заслуга изобретателей, которые придумали двигатели!
Не меньшая заслуга в том, что мы не ходим пешком, а ездим на транспорте, принадлежит изобретателям колеса. Мы можем только предполагать, в какие давние времена были изобретены колеса, это случилось около 5-6 тысяч лет назад. Ученые считают, что впервые это произошло на Кавказе. Возможно, колеса изобрели сразу в нескольких странах.
Когда же произошло соединение колес с двигателем, то прогресс пошел огромными шагами. Появились автомобили, поезда… Правда, в последнее время выяснилось, что колесо – это не предел развития транспорта, оно тормозит высокие скорости. Вероятно, в скором будущем появятся новые виды транспорта, о которых мы пока можем только догадываться…

  1. Итог занятия.

- Что нового вы сегодня узнали?

Задание : Вместе с родителями нарисовать рисунок и придумать рассказ «Путешествие на…»

- Все рисунки и рассказы мы с вами оформим в одну большую книгу, название которой придумаете вы сами.


Приложение 8

Художественная литература

Н. Носов Рассказ Автомобиль

Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы ни просили шофёров, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим — на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофёр из машины вылез и куда-то ушёл. Мы подбежали.

Я говорю:

— Это Волга.

А Мишка:

— Нет, это Москвич.

— Много ты понимаешь! — говорю я.

— Конечно, Москвич, — говорит Мишка. — Посмотри, какой у него капор.

— Какой, — говорю, — капор? Это у девчонок бывает капор-капор, а у машины — капот! Ты посмотри, какой кузов. Мишка посмотрел и говорит:

— Ну, такое пузо, как у Москвича.

— Это у тебя, — говорю, — пузо, а у машины никакого пуза нет.

— Ты же сам сказал пузо.

— Кузов я сказал, а не пузо! Эх, ты! Не понимаешь, а лезешь!

Мишка подошёл к автомобилю сзади и говорит:

— А у Волги разве есть буфер? Это у Москвича — буфер.

Я говорю:

— Ты бы лучше молчал. Выдумал ещё буфер какой-то. Буфер — это у вагона на железной дороге, а у автомобиля бампер. Бампер есть и у Москвича и у Волги.

Мишка потрогал бампер руками и говорит:

— На этот бампер можно сесть и поехать.

— Не надо, — говорю я ему.

А он:

— Да ты не бойся. Проедем немного и спрыгнем. Тут пришёл шофёр и сел в машину. Мишка подбежал сзади, уселся на бампер и шепчет:

— Садись скорей! Садись скорей!

Я говорю:

— Не надо!

А Мишка:

— Иди скорей! Эх ты, трусишка! Я подбежал, прицепился рядом. Машина тронулась и как помчится!

Мишка испугался и говорит:

— Я спрыгну! Я спрыгну!

— Не надо, — говорю, — расшибёшься! А он твердит:

— Я спрыгну! Я спрыгну!

И уже начал опускать одну ногу. Я оглянулся назад, а за нами другая машина мчится. Я кричу:

— Не смей! Смотри, сейчас тебя машина задавит!

Люди на тротуаре останавливаются, на нас смотрят. На перекрёстке милиционер засвистел в свисток. Мишка перепугался, спрыгнул на мостовую, а руки не отпускает, за бампер держится, ноги по земле волочатся. Я испугался, схватил его за шиворот и тащу вверх.

Автомобиль остановился, а я всё тащу. Мишка наконец снова залез на бампер. Вокруг народ собрался. Я кричу:

— Держись, дурак, крепче!

Тут все засмеялись. Я увидел, что мы остановились, и слез.

— Слезай, — говорю Мишке.

А он с перепугу ничего не понимает. Насилу я оторвал его от этого бампера. Подбежал милиционер, номер записывает. Шофёр из кабины вылез — все на него набросились:

— Не видишь, что у тебя сзади делается?

А про нас забыли. Я шепчу Мишке:

— Пойдём!

Отошли мы в сторонку и бегом в переулок. Прибежали домой, запыхались. У Мишки обе коленки до крови ободраны и штаны порваны. Это он когда по мостовой на животе ехал. Досталось ему от мамы!

Потом Мишка говорит:

— Штаны — это ничего, зашить можно, а коленки сами заживут. Мне вот только шофёра жалко: ему, наверно, из-за нас достанется. Видал, милиционер номер машины записывал?

Я говорю:

— Надо было остаться и сказать, что шофёр не виноват.

— А мы милиционеру письмо напишем, — говорит Мишка.

Стали мы письмо писать. Писали, писали, листов двадцать бумаги испортили, наконец написали:

“Дорогой товарищ милиционер! Вы неправильно записали номер. То есть Вы записали номер правильно, только неправильно, что шофёр виноват. Шофёр не виноват: виноваты мы с Мишкой. Мы прицепились, а он не знал. Шофёр хороший и ездит правильно”.

На конверте написали:

“Угол улицы Горького и Большой Грузинской, получить милиционеру”.

Запечатали письмо и бросили в ящик. Наверно, дойдёт.

Дж. Родари «Троллейбус»

Однажды утром троллейбус номер 75, который ходит от Монтверде Веккьо до площади Фьюме, вместо того чтобы спуститься к Трастевере, направился совсем в другую сторону. Он повернул к Джаниколо, затем свернул на старую дорогу Аурелия Антика и через несколько минут уже мчался, словно очумелый от весеннего солнца заяц, по полям, что раскинулись в предместье Рима.

В это время пассажирами троллейбуса были, как обычно, служащие. Все они читали газеты. Даже те, которые не покупали их, – они читали через плечо соседа. Вдруг один синьор, переворачивая страницу, взглянул случайно в окно и страшно удивился:

– Кондуктор, что случилось? Куда мы едем? Это какое-то самоуправство!

Другие пассажиры тоже оторвались от газет и тоже возмутились:

– Что думает водитель?

– Да он сошел с ума! Свяжите его! – Что за обслуживание!

– Но отсюда рукой подать до Чивитавеккья, а там уже начинаются загородные дачи!

– Боже мой! Уже без десяти девять, а ровно в девять я должен быть в суде! – воскликнул адвокат. – Если я проиграю процесс, я подам в суд на троллейбусное управление.

Кондуктор и водитель отбивались как могли. Они заявили, что ничего поделать не могут: троллейбус больше не повинуется им и сам едет куда вздумается. Действительно, в этот момент троллейбус сошел с дороги, проехал по полю и остановился на лужайке у небольшого лесочка, благоухающего свежей зеленой листвой.

– Ой, цикламены! – радостно воскликнула одна синьора.

– Самый раз сейчас думать о цикламенах! – рассердился адвокат.

– А знаете, что я вам скажу, – возразила синьора, – пусть я приеду в свое министерство с опозданием… Мне, конечно, за это снимут голову… Но раз уж мы тут, я хочу нарвать цикламенов! Уже десять лет, как я не собирала цветов!

Она вышла из троллейбуса, вдохнула всей грудью чистый, свежий воздух этого удивительного утра и стала собирать цветы.

Видя, что троллейбус и не думает никуда уезжать, Один за другим вышли на полянку и другие пассажиры. Одни – чтобы размять ноги, другие – выкурить сигарету. И вскоре плохое настроение растаяло, как туман на солнце. Кто-то сорвал маргаритку и сунул ее в петличку, а кто-то нашел совсем еще зеленую ягодку земляники и радостно закричал:

– Это я нашел ее! Смотрите, я оставлю здесь записку и, когда земляничка созреет, приду и сорву ее! И пусть только кто-нибудь посмеет тронуть ее!

Он и в самом деле вырвал из записной книжки листок, наколол его на прутик и воткнул в землю рядом с земляничкой. На листке большими буквами было написано: «Доктор Джулио Боллати».

Два чиновника из министерства образования скомкали свои газеты в большой бумажный шар и стали играть в футбол. И всякий раз, когда ударяли по мячу, громко кричали:

– Шайбу!

Словом, пассажиры уже нисколько не походили больше на тех серьезных и солидных людей, которые минуту назад готовы были разорвать на части водителя и кондуктора. А те между делом поделились друг с другом завтраком и устроили небольшой пикник на свежем воздухе.

– Смотрите! – закричал вдруг адвокат.

Троллейбус тронулся с места и медленно двинулся с полянки. Пассажиры еле-еле успели на ходу вскочить в него. Последней оказалась синьора с цикламенами. Она возмущалась:

– Ну разве так можно! Я только начала собирать цветы и отдыхать!…

– Сколько времени мы уже здесь? – спросил кто-то.

– Ух, наверное, очень долго!

И все посмотрели на свои часы. Как странно: часы показывали всего без десяти девять! Видно, пока длилась эта маленькая загородная прогулка, стрелки часов стояли. Это было время, просто подаренное людям.

– Но этого не может быть! – изумлялась синьора, которая любила цикламены.

А троллейбус снова шел по своему маршруту и уже сворачивал на улицу Дандоло.

Удивлялись все. А ведь каждый держал перед главами газету, где на самом верху страницы ясно была обозначена дата – 21 марта, день весеннего равноденствия.

Валентин Берестов

Про машину

Вот девочка Марина.
А вот её машина.

– На, машина, чашку.
Ешь, машина, кашку.

Вот тебе кроватка,
Спи, машина, сладко.

Я тобою дорожу,
Я тебя не завожу.

Чтобы ты не утомилась,
Чтобы ты не простудилась,
Чтоб не бегала в пыли.
Спи, машина, не шали!

Вдруг машина заболела:
Не пила она, не ела,
На скамейке не сидела,
Не играла, не спала,
Невесёлая была.

Навестил больную Мишка,
Угостил конфетой «Мишка».

Приходила кукла Катя
В белом чистеньком халате.
Над больною целый час
Не смыкала Катя глаз.

Доктор знает всё на свете.
Первоклассный доктор – Петя
(Петя кончил первый класс),
И машину доктор спас.

Доктор выслушал больную,
Грузовую,
Заводную,
Головою покачал
И сказал:

– Почему болеет кузов?
Он не может жить без грузов.
Потому мотор простужен,
Что мотору воздух нужен.

Надоело
Жить без дела –
И машина заболела.

Ей не нужно тишины,
Ей движения нужны.

Как больную нам спасти?
Ключик взять –
И завести!

О.БЕДАРЕВ "Азбука безопасности"

Асфальтом улицы мостятся,

 Автомобили быстро мчатся. 

Бурлит в движенье мостовая — 

Бегут авто, спешат трамваи. 

Все будите правилу верны— 

Держитесь правой стороны.

 Должен помнить пешеход: 

Перекресток — переход. 

Есть сигналы светофора, 

Подчиняйся им без спора. 

Желтый свет — предупрежденье! 

Жди сигнала для движенья. 

Зеленый свет открыл дорогу: 

Переходить ребята могут. 

Иди вперед! Порядок знаешь, 

На мостовой не пострадаешь. 

Красный свет нам говорит; 

Стой! Опасно! Путь закрыт. 

Лёша с Любой ходят парой, 

Где идут? По тротуару. 

Ученик, садясь в трамвай, 

Старшим место уступай. 

Футбол — хорошая игра 

На стадионе, детвора. 

Хоккей — игре на льду зимой, 

Но не играй на мостовой. 

Цеплять крючком машины борт — 

Опасный и ненужный спорт. 

Щади здоровье, жизнь щади, 

За движением следи. 

 Экзамен важного значенья 

Держи по правилам движенья. 

Юные граждане, Тани и Пети, 

Твердо запомните правила эти!

ЭТА КНИЖЕЧКА МОЯ
ПРО МОРЯ
И ПРО МАЯК

Разрезая носом воды,
ходят в море пароходы.
Дуют ветры яростные,
гонят лодки парусные.
Вечером,
а также к ночи,
плавать в море трудно очень.
Все покрыто скалами,
скалами немалыми.
Ближе к суше
еле-еле
даже
днем обходят мели.
Капитан берет бинокль,
но бинокль помочь не мог.
Капитану так обидно —
даже берега не видно.
Закружит волна кружение,
вот
и кораблекрушение.
Вдруг —
обрадован моряк:
загорается маяк.
В самой темени как раз
показался красный глаз.
Поморгал —
и снова нет,
и опять зажегся свет.
Здесь, мол, тихо —
все суда
заплывайте вот сюда.
Бьется в стены шторм и вой.
Лестницею винтовой
каждый вечер,
ближе к ночи,
на маяк идет рабочий.
Наверху фонарище —
яркий,
как пожарище.
Виден он
во все моря,
нету ярче фонаря.
Чтобы всем заметиться,
он еще и вертится.
Труд большой рабочему —
простоять всю ночь ему.
Чтобы пламя не погасло,
подливает в лампу масло.
И чистит
исключительное
стекло увеличительное.
Всем показывает свет —
здесь опасно или нет.
Пароходы,
корабли —
запыхтели,
загребли.
Волны,
как теперь ни ухайте, —
все, кто плавал, —
в тихой бухте.
Нет ни волн,
ни вод,
ни грома,
детям сухо,
дети дома.
Кличет книжечка моя:
- Дети,
будьте как маяк!
Всем,
кто ночью плыть не могут,
освещай огнем дорогу,
Чтоб сказать про это вам,
этой книжечки слова
и рисуночков наброски
сделал
дядя
Маяковский.

 

Эдуард Успенский

Троллейбус

Троллейбус всю неделю
По городу катался.
Троллейбус за неделю
Ужасно измотался.
И хочется троллейбусу
В кровати полежать,
Но вынужден троллейбус
Бежать,
Бежать,
Бежать.

Везет,
Ввезет троллейбус
Людей,
Людей,
Людей.
И все его торопят:
— Скорей,
Скорей,
Скорей!
Но сколько ни спешил он
И как он ни старался,
Никто ему спасибо
Сказать не догадался.

Вот снова остановка,
И вот опять бульвар.
Бежит, бежит
Троллейбус,
Спешит, спешит
Троллейбус,
А слезы так и катятся
И катятся из фар.

М. Ильин, Е. Сегал «Машины нашей улицы»

Есть машины, которые милиционеры пропускают без очереди. Они мчатся, гудя на всю улицу, не останавливаясь на перекрестках. На одной написано: «Скорая помощь». В окошко видны носилки. На носилках - больной. Рядом с шофером сидит человек в белом халате - врач или санитар. Почему эту машину все пропускают? Потому что больного надо поскорее отвезти в больницу. А вот и другая машина, которая летит, обгоняя всех, и никто ее не задерживает. На ней ничего не написано. Но ее ты сразу узнал бы. Только пожарные машины бывают красные, как огонь. Да и как ее не узнать, когда на ней сидят пожарные в блестящих касках, а везет она длинную лестницу и навернутую на большую катушку пожарную кишку! Пожарную машину пропускают без задержки. Ведь огонь надо поскорее потушить, пока он дом не сжег! Оттого-то красная машина и летит так быстро. Недаром, если кто-нибудь очень торопится, говорят: «Что ты спешишь, как на пожар!» Много проходит по нашей улице машин, и у каждой свое дело! Вот идет машина с надписью: «Хлеб». В ней, как в шкафу, полки, а на полках - деревянные подносы со свежими, только что испеченными буханками. Вот другая машина, на которой написано: «Рыба». Она рыбу везет. А эта машина для уборки мусора. Она помогает наводить во дворах и на улицах порядок. Прохожие бросают окурки и бумаги не на тротуар, а в ящик - в урну. У машины есть большой ковш, в который вываливают мусор из урны. Ковш сам поднимается по покатой крыше машины, и мусор падает сквозь открытое отверстие в кузов. Есть и еще одна машина «скорая помощь», только не для больных людей, а для больных машин. Бывает, остановится на улице трамвай или троллейбус. Отчего он остановился? Оттого, что с проводом что-то случилось. Надо бы провод починить, да как до него достанешь! Он высоко. Тут-то и приходит машина «скорая техническая помощь». На машине столб, а на столбе круглая площадка с перилами. На площадке стоит человек. Это мастер, который умеет чинить провода. И вот столб начинает расти и поднимает вверх площадку с человеком. Смотришь, мастер уже достал до провода и чинит его. А то есть еще машины, которые дорогу от снега расчищают. Прошлой зимой на улицах Москвы было очень много снега. С самого раннего утра дворники принимались убирать снег. А он все падал и падал. Снег мешал людям ходить и ездить. Решили они позвать на помощь чудесную лопату. Видел ли ты, как работает чудесная лопата? Она идет по улице, загребает снег лапами и перебрасывает его в грузовик. Летом чудесная лопата отдыхает. А за дело берется машина-лейка. Она поливает, моет улицы. Идет эта огромная лейка, а из нее вода в обе стороны двумя фонтанами брызжет. Сквозь брызги солнечные лучи пробиваются и дробятся на разные цвета, как в граненом стекле.

С. Сахаров «Самый лучший пароход»

Тимкин отец был матросом.

Как-то Тимка спросил:

— Пап, ты на каком пароходе сейчас плаваешь?

Отец засмеялся:

— На самом лучшем. Наш пароход самый большой, самый быстрый, с белой трубой и золочёной сиреной. Гудит — хоть уши затыкай: ту-уу-мб!.. Хочешь, приходи смотреть!

На другой день Тимка отправился в порт. Самый лучший из кораблей он увидал сразу. Он стоял неподалёку — огромный, с белой трубой, двуногими мачтами и золотой сиреной. На носу прямыми буквами было написано: «ПЯТИЛЕТКА».

На причале кучами лежали серые ушастые мешки. Три резиновые дорожки — транспортёры — бежали по роликам с берега на «Пятилетку».

Грузчики хватали мешки и бросали их на транспортёры. Мешки ползли вверх по дорожкам, выше, выше и — кувырк! — летели в пароходное пузо — трюм.

Из широченной пароходной трубы клубами валил серый дым. Один клуб опустился к земле и накрыл Тимку. «Апчхи!»

Тимка подошёл к транспортёру.

— Дяденька, а куда эти мешки? — спросил он.

— В Индию! — буркнул грузчик. — Не мешай — отходить сейчас будет.

Индию Тимка знал. Оттуда привозят слонов и кинокартины. Но отец в Индию не собирался. Как же так?

Озадаченный Тимка сел в сторонке.

Погрузку закончили.

Заработали машины: бух-бу! бух-бу! Между «Пятилеткой» и причалом появилась полоска воды.

— Папа! — крикнул в отчаянии Тимка.

Подул ветер и развернул на мачте красный флаг.

Но тут случилось неожиданное. Ветер дунул изо всех сил. Он налетел на пароход и с размаху упёрся в его широкий, как парус, борт. Пароход качнулся и навалился на причал. Заскрипело железо.

Тимка сжался от страха. «Сейчас треснет!» — подумал он.

Машины «Пятилетки» замолчали, но она продолжала ползти вдоль причала, растирая в пыль края бетонных плит.

И вдруг из-за поворота гавани появился маленький чёрный пароходик с тонкой закопчённой трубой. На носу его стоял матрос в серой куртке.

Пароходик подбежал к «Пятилетке», развернулся под самым её носом и, упираясь в высокий борт, начал отталкивать «Пятилетку» от берега.

Выл ветер. Но пароходик не сдавался. Дрожа от натуги, он медленно поворачивал огромный корабль.

Матрос в серой куртке изловчился и бросил на его палубу толстый тяжёлый канат.

Тогда пароходик стал впереди «Пятилетки» и, натянув канат, потащил её из порта.

Он шёл мимо других кораблей, и дым из их труб садился на его закопчённые, усталые бока.

В море «Пятилетка» отцепила канат, заревела басом: «Благодарю-у-у!» и ушла.

Пароходик, тоненько, по-мальчишечьи, свистнув, повернул назад.

Когда он подошёл к причалу, Тимка ахнул: на носу пароходика стоял в серой куртке его отец...

М. Коршунов «Едет, спешит мальчик»

Мальчик Кирилка сломал ногу. Его немедленно надо было доставить в больницу.

У отца Кирилки был автомобиль «Москвич», маленький проворный автомобиль с длинным флажком на радиаторе.

Автомобиль отец получил на заводе в премию, как лучший токарь Москвы.

Отец уложил Кирилку на заднее сиденье, сам сел за руль.

Выехал на дорогу, а тут тебе и автобусы, и троллейбусы, и грузовики, и красные огни светофоров — никак не разгонишься!..

А Кирилка громко стонет — очень сильно болит нога.

Отец нервничает, спешит.

На одном из поворотов он превысил дозволенную скорость.

Пронзительно засвистел милиционер-регулировщик.

Стоп!

— Остановитесь! Вы нарушили правила уличного движения.

Отец послушно остановился, открыл дверцу машины.

Подошел милицейский старшина, козырнул и спросил:

— Товарищ водитель, вы почему превышаете дозволенную скорость?

Отец вздохнул: что правда, то правда — превысил он скорость.

— Виноват я, товарищ старшина. Слов нет. Сынишка у меня захворал...

— А что с ним? — спрашивает старшина и смотрит на Кирилку.

— Ногу сломал. Играл во дворе с ребятами и сломал. В больницу его срочно надо.

— В больницу? Срочно?

— Да!

Милицейский старшина призадумался, а потом решительно сказал:

— Выезжайте-ка вы на середину улицы, — и он взмахнул своим регулировочным полосатым жезлом, задерживая все остальное движение. — Спешите в больницу!

— Но меня дальше остановят, — возразил отец. — И опять скажут, что нарушаю правила уличного движения.

— Не остановят. Я сейчас позвоню по телефону на следующий милицейский пост и объясню, в чем дело.

И вот тогда помчался маленький автомобиль сквозь большой город, помчался по самой середине улицы, где не было ни автобусов, ни троллейбусов, ни грузовиков.

И повсюду на его пути вспыхивал зеленый свет светофоров — путь открыт, — потому что милиционеры-регулировщики звонили друг другу по телефону и предупреждали о том, что в больницу едет, спешит больной мальчик.

Г. Цыферов Паровозик из Ромашково.

Все паровозы были как паровозы, а один был странный. Он всюду опаздывал.

Не раз паровозик давал честное, благородное слово: никогда больше не смотреть по сторонам. Однако всякий раз начиналось то же. И вот однажды начальник станции ему строго сказал: «Если вы ещё раз опоздаете… То…» И паровозик всё понял и загудел: «Поооооследнееее чеееестноеее, благородное слоооово».

И странному паровозику поверили в последний раз.

Тук-тук — ехал он по дороге. Заметил жеребёночка, хотел поговорить, но вспомнил о честном, благородном слове и поехал дальше. Много ли ехал, мало ли, но ни разу, ни разу не оглянулся. И вдруг голос из леса. Фьють… Вздохнул паровозик, подумал ещё раз и в лес направился.

А пассажиры выглянули в окно и, заметив лес, стали кричать:

— Безобразие, мы же опоздаем.

— Конечно, — сказал паровозик. — И всё-таки на станцию можно приехать и позже. Но если мы сейчас не услышим первого соловья, мы опоздаем на всю весну, граждане.

Кто-то пытался возразить, но самые умные кивнули: кажется, он прав.

И всю ночь весь поезд слушал соловьиное пение.

К утру поехали дальше. Много ли, мало ли ехали, но паровозик ни разу не оглянулся. И вдруг нежный запах из рощи. Вздохнул паровозик, задумался ещё раз, вздохнул и в рощу направился.

— Безобразие, безобразие! — закричали опять пассажиры. — Опоздаем. Опоздаем.

И вновь паровоз ответил:

— Конечно. И всё-таки на станцию можно приехать и позже. Но если сейчас мы не увидим первые ландыши, мы опоздаем на всё лето, граждане.

Кто-то пытался возразить, но самые умные кивнули: кажется, он прав. Сейчас надо собирать ландыши.

И весь день весь поезд собирал первые ландыши.

Только к вечеру поехали дальше. Много ли, мало ли ехали, но паровозик ни разу, ни разу не оглянулся. И вдруг выехали на горку. Взглянул паровозик вдаль и остановился.

— А теперь зачем стоим? — удивились пассажиры. — Ни цветов, ни леса.

— Закат, — только и сказал паровоз. — Закат. И если мы не увидим его, то, может быть, мы опоздаем на всю жизнь. Ведь каждый закат единственный в жизни, граждане.

И теперь уже никто не спорил. Молча и долго смотрели граждане пассажиры на закат за горкой и уже спокойно ждали паровозного гудка.

Но вот, наконец, и станция. Вышли пассажиры из поезда. А паровозик спрятался. «Сейчас, — думал он, — эти строгие дяди и тёти пойдут к начальнику жаловаться».

Однако дяди и тёти почему-то улыбнулись и сказали:

— Паровозик, спасибо!

А начальник станции немало удивился:

— Да вы же опоздали на три дня.

— Ну и что, — сказали пассажиры. — А могли бы опоздать на всё лето, на всю весну и на всю жизнь.

Ты, конечно, понял смысл моей сказки. Иногда не стоит торопиться.

Если видишь красивое, если видишь хорошее — остановись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...

Конспект итогового комплексного занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу»

Цель: Выявить уровень знаний детей, их готовность к школе.Задачи:1. Закрепить навыки количественного и порядкового счета, умение составлять и решать задачи, знание геометрических фигур.2. Совершенство...