Проект "Сказки Ямала"
проект (подготовительная группа)
Содержание проекта позволяет дошкольнику расширить представления о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих на Ямале. Закрепить навыки рисования в простых и нетрадиционных техниках рисования. Воспитать любовь к книге, воспитать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_yamala-pasport.docx | 66.99 КБ |
skazki_dlya_proekta.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«Сказки Ямала»
Руководитель проекта
воспитатель ИЗО
Карякина И.С.
г. Новый Уренгой
2020г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Продолжительность проекта: краткосрочный
Срок реализации проекта : 01.10.-30.11.20. (октябрь-ноябрь 2020)
Тип проекта: познавательно – воспитательный.
Руководитель проекта : Карякина И.С.
Участники проекта: дети подготовительных групп № 2, № 6, № 9; родители воспитанников, воспитатели групп, узкие специалисты.
Возраст детей: 6-7 (8) лет.
Образовательные области:
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, развития воображения и фантазии, развитие навыков нетрадиционного рисования.
Реализация проекта
Это правда!
Ну что же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне!
Э. Успенский.
Актуальность проекта
Нетрадиционные техники – толчок к развитию воображения.
В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживались других взглядов, и утверждали, что детское творчество совершенно.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Развивает детскую фантазию и раскрепощает ребенка в работе, как и эмоционально, так и физически. Духовной аспект ребенка немаловажная часть в его развитии, как и в рисовании, так и в музыке, в спорте.
Поэтому, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы. Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного и духовного воспитания детей. Многочисленные исследования А.Н. Виноградовой, Р.С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают
читаемые им сказки, стихи, рассказы. Сказки народов севера несут в себе мудрость, вырабатывают у детей отрицательное отношение к злу,
нетерпимость к несправедливости, учит их быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Сказка часто продолжает жить в играх детей. Они с
удовольствием превращаются в оленят, пастухов, рыбаков. С помощью инсценированного сюжета у детей накапливаются яркие и четкие зрительные впечатления, возникают суждения, эмоции, активизируется словарь, формируется творческая активность. Через сказку и рассказы дети знакомятся с природой края, где они живут, обычаями, укладом жизни, учатся преодолевать трудности. Сказка становится поучительнее и хорошо воздействует на психологическое развитие ребенка, если ее прорисовать. Тесть, выступить своего рода иллюстратором сказки. Кто сказал, что есть вещи, которые нельзя совмещать при творчестве? Все возможно, если есть желание и полет фантазий.
Поэтому, для реализации проекта, мы выбрали сказками коренных народов Севера, и «оживили» их с помощью нетрадиционной техники рисования.
Содержание проекта позволяет дошкольнику расширить представления о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих на Ямале. Закрепить навыки рисования в простых и нетрадиционных техниках рисования. Воспитать любовь к книге, воспитать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.
Цель:
- Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
- Развитие навыков создания иллюстрации по сказкам народов севера,
- Формирование у детей подготовительного дошкольного возраста представлений о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов проживающих на Ямале через восприятие сказок северного народа.
Задачи:
- Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами:
- Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (метод «тычка», рисование «по-мокрому», пастельные мелки+ свечка и т.д.)
- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования и сказками народов севера, стимулировать их совместное творчество с детьми, для создания иллюстрации к сказкам.
- Расширять представления у детей о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих на Ямале;
- Формировать у детей духовно-нравственные понятия: добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие - жадность, простота-хитрость и т.д. посредством воспроизведения произведений сказочного жанра.
- Воспитывать любовь к Северному краю.
- Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.
Этапы проекта
- Подготовительный
- Разработка плана по реализации проекта;
- Подбор и изучение литературы северных народов, иллюстраций, техники нетрадиционного рисования;
- Изготовление и подбор нетрадиционного материала к изобразительной деятельности;
- Познакомить родителей и педагогов с проектом; обогащение развивающей среды в пространстве групп ДОУ.
- Основной
- Чтение сказок и беседы о коренных народов севера;
- Занятие «Сказки народов Севера»
- Беседа «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»;
- Оформление консультации в родительском уголке по теме: «Значение сказки в развитии дошкольника»;
- Прорисовка сказок по проекту;
- Создание лэпбука «Сказки Ямала»;
- Игровая программа с детьми « В гости к Ялонейки»;
- Выставка рисунков «Сказки Ямала».
- Заключительный
- Создание художественного альбома из детских рисунков «Сказки Ямала»;
- Итоговый показ презентации проекта «Сказки Ямала» .
Формы реализации проекта:
- совместная деятельность в режимных моментах;
- творческая деятельность детей;
- совместная деятельность родителей и детей.
Предполагаемые результаты методической разработки
- Воспитанник, имеющий представление о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих на Ямале;
- Воспитанник, имеющий представление о сказках народов севера, о творчестве Северных писателей;
- Дети самостоятельно используют нетрадиционный изобразительный материал и экспериментируют с ним;
- Умеют передавать в работах свои чувства, эмоции с помощью
- нетрадиционных средств выразительности;
- Видят красоту окружающего мира, удивляются совершенству природы;
- Продолжится дальнейшее сотрудничество и соавторство педагога, ребенка и родителя, где родители смогут принять непосредственное и большое участие в работе группы.
Перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами
на октябрь-ноябрь 2020г
Название мероприятия | Форма проведения | Сроки проведения | Участники мероприятия | Ответственные | |
Оформление консультации по теме: « Значение сказки в развитии дошкольника» | В совместной деятельности | В течение 1 недели | Воспитатели, родители | Карякина И.С. | |
Чтение сказок коренных народов Севера | В совместной деятельности | В течении 1 недели | Дети, воспитатели | Карякина И.С. Воспитатели группы. | |
Занятие на тему «Сказки народов Севера» | В совместной деятельности | В течении 2-ой недели | Воспитанники гр.№ 2 | Карякина И.С. Воспитатели группы. | |
Создание лэпбука «Сказки Ямала» | В совместной деятельности | В течение 3 недели | Воспитанники гр. № 6 | Карякина И.С. | |
Беседа « Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» | В совместной деятельности | 4 неделя | Дети, родители, воспитатели | Карякина И.С. | |
Прорисовка 1 сказки «Сказка о северном сиянии» (ненецкая) | В совместной деятельности | 4 неделя | Дети, родители, воспитатель ИЗО | Карякина И.С. | |
Прорисовка 2-ой сказки «Почему у зайца длинные уши?» (мансийская) | В совместной деятельности | 5 неделя | Дети, родители, воспитатель ИЗО | Карякина И.С. | |
Прорисовка 3 сказки «Кот» | В совместной деятельности | 6 неделя | Дети, воспитатель ИЗО | Карякина И.С. | |
Прорисовка 4 сказки «Про северный ветер» | В совместной деятельности | 7 неделя | Дети, воспитатель ИЗО | Карякина И.С. | |
Игровая программа « В гости к Ялонейки» | В совместной деятельности | 8 неделя | Воспитанники гр.№ 9 | Карякина И.С. Дугужева С.М. | |
Выставка рисунков «Сказки Ямала» | В совместной деятельности | 8 неделя | Воспитанники гр.№ 2,№ 9, № 6. | Карякина И.С. воспитатели | |
Создание художественного альбома из детских рисунков «Сказки Ямала» и презентации проекта «Сказки Ямала» . | В совместной деятельности | По окончанию проекта | Дети, воспитатель ИЗО | Карякина И.С. |
Список литературы
- Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ»/ Е.С.Евдокимова – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Е.Н. Самойлова «Сказки народов севера» ТОО «Алфавит».1995
- Истомин И. « Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, 2008г.
- Северные родники: Литературно-краеведческая хрестоматия для школ Ямало-Ненецкого автономного округа. - Сыктывкар.- 1995.
- М. Булатов «Сказки народов севера» . Москва-Издательство «Paulsen» 2020г.
- Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» Издательство: Фолио, АСТ ,2000.
- Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» – М. : «Издательство Скрипторий 2003», - 2007.
- Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод. рекомендации для воспитателей.» – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2004.
- Комарова Т. С. «Обучение дошкольников технике рисования» М., Педагогическое общество России, 2007.
- Компанцева Л. В. «Освоение личностно-ориентированных технологий художественного образования детей дошкольного возраста: Сб. из опыта работы. Личностно-ориентированные технологии приобщения детей к искусству» Ростов н /Д., 2003.
Предварительный просмотр:
По проекту «Сказки Ямала»
составила воспитатель ИЗО
Карякина И.С.
СКАЗКА О СЕВЕРНОМ СИЯНИИ
(ненецкая сказка)
По древним преданиям народов Севера жили некогда в тундре дедушка и внук. И была у них собака по кличке Айя, которая помогала охотиться и пасти оленей. Однажды дед вернулся с охоты опечаленный – в тундре на него напал волк. Собака спасла хозяина от волка, но была ранена. И пока дед волка прогонял, Айя куда-то пропала. Тем временем в тундре стемнело – не найти уже потерявшуюся собаку. Мальчик громко заплакал, но тут подлетел к нему сокол и велел поджечь ветку в костре. Взял сокол ветку в клюв и взмыл высоко-высоко в небо. И расступилась тьма, а сокол все летал над тундрой кругами, пока внук с дедушкой искали собаку. Айя нашлась, когда ветка уже догорала. Сокол улетел, а в северном небе с тех пор часто загорается костер, чтобы осветить путь тем, кто хочет совершить доброе дело.
*********************************************************************
ПОЧЕМУ У ЗАЙЦА ДЛИННЫЕ УШИ?
(мансийская сказка)
Когда появились в лесу звери, самым главным у них был лось. Однажды на лесной полянке разговаривал лось с женой. Мимо бежал заяц. Услышал он, что лось с лосихой разговаривает, подкрался поближе, спрятался за пенёк, слушает.
- Есть у меня рога, которые я должен раздать зверям,- говорит лось.- Но зверей много, а рогов мало. Кому же дать?
Слушает заяц, думает: «Хорошо бы и мне рога получить. Чем я хуже других?»
- Кому вот эти рога дать? - спрашивает лось жену.
Только хотел заяц рот открыть, а лосиха отвечает:
- Эти оленю дай. Будет защищаться ими от врагов.
- Хорошо,- говорит лось.- А вот эти, большие, кому?
Тут заяц не вытерпел, высунулся из-за пенька, кричит:
- Эти мне дай, мне, зайцу!
- Что ты, братец? - удивился лось.- Куда тебе такие рога?
- Как - куда? - говорит заяц. - Мне рога очень нужны. Я всех врагов буду в страхе держать. Все меня бояться будут!
- Ну что ж, бери! - сказал лось и дал зайцу рога.
Обрадовался заяц, запрыгал, заплясал. Вдруг с кедра большая шишка свалилась ему на голову. Подскочил заяц - и бежать! Да не тут-то было! Запутался рогами в кустах, выпутаться не может, визжит со страху.
А лось с женой хохочут.
— Нет, брат, — говорит лось. — Трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут. Получай-ка ты длинные уши. Пускай все знают, что ты подслушивать любишь.
Так и остался заяц без рогов, а уши у него выросли длинные-предлинные.
КОТ
(хантыйская сказка)
Жили старик со старухой. Был у них кот. Однажды кот убежал в лес. Бродил-бродил кот по лесу, - наступила осень, стало холодно, а он все бродит по лесу, ищет теплый уголок, куда можно было бы спрятаться. Так, бродя по лесу, встретил он петуха и говорит ему:
- Осень наступила, холодно стало, построим себе дом.
- Не буду. Что я с домом буду делать? - отвечает петух. Я в любом месте укроюсь.
Побрел кот дальше. Долго ли, коротко ли бродил по лесу, встретил теленка и говорит ему:
- Эй, приятель, давай выстроим дом.
- Ну что я с домом буду делать? - говорит теленок. - Я сделаю какое-нибудь гнездышко из сена и лягу в него. Опять кот пошел бродить. Долго ли, коротко бродил, встретил жеребенка.
- Давай-ка, приятель, построим дом.
- Что я буду делать с домом? Я в любом месте простою, - ответил ему жеребенок.
- Коли так, - сказал кот, - пойду и построю дом один. Стал строить дом. Дом построил, вошел внутрь, забрался на печку и лег там.
Пришла зима. Лежит кот на печке, кости греет. Однажды, слышит он чьи-то шаги. Подошел к двери, стал окликать, - оказывается, петух пришел.
- Я замерзаю! - кричит петух. - Впусти меня в дом. Если на тебя нападут, я буду кричать и клеваться.
- А когда я звал тебя вместе дом строить, ты не шел!..
Так они разговаривают, вдруг теленок бежит с криком.
- Впусти меня! - говорит теленок. - Если на тебя нападут, я буду кричать и бодаться. Кот говорит:
- Я тебя звал дом строить, ты не шел!
В это время пришел жеребенок:
- Впусти меня! Если на тебя нападут, я буду лягаться и кусаться. Кот говорит:
- Ну-ну, входите, входите. Вошли они.
Долго ли, коротко ли жили, однажды стала их дверь открываться.
Петух спрашивает:
- Кто там?
- Я, росомаха! Впустите меня.
- Тише, тише, хозяин спит. Если проснется, убьет тебя. Испугалась росомаха и побежала к медведю. Медведь послал волка.
- Сходи, узнай, как зовут хозяина.
Пришел волк туда.
Петух, жеребенок и теленок-все бросились к дверям.
- Не входи, не входи, убьет тебя наш хозяин.
- Да скажите, как зовут вашего хозяина?
- Хозяин наш-кот.
Волк прибежал домой, говорит медведю:
- Имя их хозяина - кот.
- Теперь пойдемте-ка, добудем оленей, - говорит медведь, - оленя убьем и позовем кота в гости. Пошли. Добыли четырех оленей. Медведь говорит росомахе:
- Сходи, позови кота сюда в гости.
Пошла росомаха. Пришла, открыла дверь и говорит:
- Пусть приходит ваш хозяин погостить к нам. Теленок разбудил кота.
- Медведь зовет тебя в гости.
Кот встал, оделся и пошел потихонечку.
Пришел. А медведь забрался на дерево, боится кота.
Кот стал есть. Ест и мяукает:
- Мяу! Мяу!
Медведь спрашивает росомаху:
- Ты знаешь ведь русский язык, ты понимаешь, что он говорит? Росомаха отвечает:
- Мало, мало! - он говорит.
- Говорил же я тебе раньше, что надо было убить еще двух оленей. Теперь он нас съест.
Кот поднялся. Медведь испугался и свалился с верхушки дерева прямо на сук. Сук вонзился в медведя, и медведь сдох.
А волк с росомахой убежали в лес и теперь ходят они в лесу.
********************************************************************
ПРО СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР
(Мансийская сказка)
Лун-Вот-Ойка, Северный ветер. Старик в низовой стороне за морем жил. День и ночь не переставая дул. От того на земле очень холодно было. Люди от Северного ветра страдали. И зиму и лето ветер все дул и дул. Каждый день люди от холода умирали
Однажды один человек сказал:
- Пойду в низовую землю на Северного ветра. Буду с ним биться.
Собрался и пошел. Долго ли, коротко ли, до низовой земли добрался. К Северному ветру пришел, биться его зовет. Северный ветер лук и стрелы схватил, из дому выбежал.
Долго бились, долго друг в друга стрелы пускали. Под конец человек изловчился, лук натянул, стрелу пустил. Стрела Северному ветру половину нижней челюсти разбила.
С этой поры ветер дуть перестал. Стало тепло. Такая жара настала, что люди от нее болеть стали. И зиму и лето все тепло. Каждый день люди от жары умирали.
Много ли, мало ли времени прошло, снова ветер подувать начал. Челюсти у него заживать стала.
Челюсть у него хоть и зажила, прежней силы все же не осталось. В половину прежней силы лишь дует. Людям с той поры хорошо жить стало.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мой край родной - Ямал"
Интегрированное занятие для детей 6-7 лет с учетом регионального компонента.Проводится в I полугодии учебного года....
Игра- путешествие для старшего дошкольного возраста посвященное Дню рождения Ямала: "Ямал... Мой край родной"
Развлечение в форме игры для детей старшего дошкольного возраста, приуроченное к Дню рождения Ямала. В мероприятии принимают участия несколько групп детского сада...
Педагогический проект «На карте Ямала не точка малая…» образование ямала электронный журнал №5 2014 год http://yamal-obr.ru/articles/na-karte-yamala/
Цель: Воспитание у детей любви к родному краю. Задачи развития:Формирование познавательного интереса к окружающей среде, воспитание эмоционального Долгос...
развлечение ко дню Ямала "Наш Ямал!" на примере игры "Счастливый случай"
воспитание у детей чувства патриотизма, развитие знаний о своём крае...
Проект «Мой край родной Ямал» ( Профессии Ямала)
Тип проекта: Познавательно -творческийдолгосрочныйУчастники проекта: дети, родители воспитанников, педагоги.Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-май)Интеграция образовательных област...
Конкурсно-интелектуально мероприятие "Тайны Ямала " Посвящено 90-летию Ямала.
Данное мероприятие направлено на празднование посвященное 90-летию ЯМАЛА,формирование представления у учащихся о жизни коренных малочисленных народов Севера, населяющих ЯНАО, развитие познавательного ...
Статья на сайте МДОУ " Белоснежка" о патриотическом воспитании и любви к Малой Родине ( Ямал) у детей,в рамках совместного проекта" Культура народов Ямала"с " Центром национальных культур".
https://belosnezhka-nadym.tvoysadik.ru/site/pub?id=312 Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе ...