Проект программы по сенсорному воспитанию Малыши"
рабочая программа
Содержанием данной программы является формирование сенсорной культуры ребенка в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия, развитие слухового внимания, развитие неречевого и речевого слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска детский сад № 435
Проект программы по сенсорному развитию
«Малыши»
Возраст детей: 2 – 3 года
Срок реализации программы: 1 год
Автор: воспитатель
МКДОУ д/с № 435, г. Новосибирск
Захарова Т.В.
Содержанием данной программы является формирование сенсорной культуры ребенка в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия, развитие слухового внимания, развитие неречевого и речевого слуха.
Программа реализуется согласно Федеральному Государственному Образовательному стандарту, сенсорное воспитание входит в образовательную область «Познавательное развитие» и направлено на достижение целей развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развития воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Цель программы – формирование у детей восприятия отдельных свойств, предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства.
Основные задачи:
- Развивать зрительные ощущения: учить различать цвет, форму, величину предмета.
- Развивать тактильную чувствительность: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
- Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
- Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
- Познакомить детей с геометрическими формами и их названиями.
Решению задач по формированию сенсорной культуры ребенка будут способствовать:
-создание в группе расширенного сенсорного уголка с различными дидактическими и игровыми пособиями;
-раннее начало обучения дошкольников;
-включение элементов сенсорного развития во все виды деятельности детей.
Содержание программы включает такие разделы, как:
-цветовое восприятие
-величина и количество
-развитие речи, мышления.
Учебно-тематический план
Сентябрь.
Цвет предметов - диагностика по сенсорному развитию- определить уровень развития на начальном этапе работы. - познакомить с основными цветами, учить сравнивать предметы по цвету, прикладывая их друг к другу. - зрительное соотнесение цветов- рассказать о восприятии цвета на расстоянии, а так же нахождение выбора цвета по образцу.
Октябрь.
-Цветная вода - продолжить знакомство с основными цветами (экспериментирование) - цветные кубики- учить различать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов. - цветные палочки- учить различать цвета по принципу «такой – не такой», сортировать предметы по цвету.
Ноябрь.
- Бегите ко мне! – учить находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение), развивать внимание. - разложи по коробочкам- учить находить предмет определенного цвета по образцу (шарики, бусинки, пуговки) - четвертый лишний- закреплять знания цветов.
Декабрь.
-Форма предметов. -практические действия- коробочками разной формы. -зрительное восприятие формы- знакомство с эталонами плоских геометрических фигур. -эталоны геометрических форм- знакомство с названиями и использованием различных фигур.
Январь.
-Разложи фигуры по местам (вкладыши)- познакомить с плоскими геометрическими формами (квадратом, кругом, треугольником); учить подбирать нужные формы разными методами. - Чей домик? - продолжить знакомство с плоскими геометрическими формами (квадратом, кругом, треугольником); учить подбирать формы разными методами. Катится- не катится- познакомить с объемными геометрическими телами (кубом и шаром).
Февраль.
-Фигуры играют в прятки- познакомить с объемными геометрическими телами (кубом, шаром); учить подбирать нужные формы. -сделаем бусы- продолжить знакомство с объемными геометрическими фигурами разной формы; учить подбирать нужные формы. -Что за форма? - продолжить знакомство с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм.
Март.
- Количество предметов. -один – много- познакомить с количеством на базовом уровне -полное – пустое- научить определять количество различных жидкостей, которое определяется на глаз. -Сколько? - учить детей различать количество предметов, познакомить с понятиями один, много, ни одного; развивать внимание.
Апрель.
-Величина предметов. -найди свой домик- учить определять величину предметов (большой, маленький) -складывание 3х- местной матрешки- учить выполнять действия с предметами, различающимися по величине (большая, маленькая) -нанизывание больших и маленьких бус (моделирование) – учить детей чередовать предметы по величине.
Май.
-Нанизывание больших и маленьких колец на стержень (пирамидки)- учить детей обращать внимание на величину предметов, формировать умение правильно ориентироваться на слова «большое, маленькое». -выкладывание мозаики на тему «Курочка и цыплята» - фиксировать внимание на то, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. -Вот что мы умеем! – учить идентифицировать предметы по трем сенсорным свойствам (цвет, форма, величина).
Перспективный план по сенсорному развитию детей 2-3 лет
Тема занятия | Оборудование | Цели | Содержание образовательной деятельности |
Домик для игрушек | Кукла, 4 кубика, призма, мелкие игрушки | Учить выполнять постройку из кубиков и призмы. Закрепить знание понятия «много». Побуждать обыгрывать постройку. | Гость-кукла. Строят домики для игрушек. Уточняют название деталей. Кубиков много. У кого много кубиков. Педагог показывает приемы работы. Раздаются игрушки и предлагает построить для них домики. Играют с игрушками и домиками. |
Башня для игрушек | 5 кубиков, флажки, укрепление на пластмассовых пробках, плоские фигурки птиц | Закрепить умение накладывать детали, наращивая постройку в высоту, подбирать флажок, соответствующий цвету постройки. Закреплять знание зеленого цвета. Познакомить с понятием «один», закрепить знание понятия «много». Учить убирать материал после окончания игры. Развивать речевую активность. | Воспитатель строит башню. Дети отвечают на вопросы. Птичка прилетает в гости, любуется башенкой. Дети строят башенку. Прилетает много птичек, которые присаживаются на башенки. Дети ставят на каждую башенку флажок, того же цвета что и башенка. Дети убирают кубики. |
Дорожка для курочки Рябы» | Игрушка курочка; раздаточное: 6-8 кирпичиков, мелкие игрушки, плоскостные изображения курочки на подставках. | Учить класть кирпичики на поверхность стола широкой гранью, плотно приставляя узкими гранями их друг к другу. Побуждать рассказывать о своих действиях. Закрепить навыки приветствия и прощания. | В гости приходит курочка и просит построить дорожку для нее. Дети строят дорожку и курочка благодарит за удобную дорожку. |
Грядки для овощей | 6-8 кирпичиков, 5-6 муляжей моркови и огурцов. | Учить приставлять кирпичики друг к другу широкими гранями. Закреплять понятия «много-один». Закрепить знание названий цветов: зеленый, красный. | В гости пришел зайчик с овощами. Работа по вопросам. Т. Заведенко «Морковка - сестрица». Зайчик просит сделать грядки для овощей. Педагог объясняет приемы строительства грядок. Дети строят грядки и раскладывают овощи по грядкам. Работа по вопросам. Чтение стихотворения А. Прокофьева «Огород». |
Дорожка в сад и скамеечка | Игрушки-кукла, ежик, ваза с фруктами; раздаточное: кирпичики, 2 кубика, пластина, мелкие игрушки | Закреплять умение приставлять кирпичики друг к другу узкими короткими гранями. Учить строить по словесному описанию. | В гостях кукла. Чтение стих. «Я у ежика в саду» Педагог объясняет, как нужно построить дорожку и скамейку. Дети строят постройки. Приглашают кукол в гости. |
Домик для матрешки | Готовая постройка, матрешка; раздаточное: 4 кирпича, кубики, 2 призмы, пластина, матрешка- для каждого ребенка. | Учить умению анализировать постройку, определять пространственное расположение частей. Упражнять в использовании пространственных понятий: снизу, сверху. Побуждать обыгрывать постройку | Воспитатель показывает, как нужно построить домик для матрешки. Дети строят домик и приглашают в гости матрешку. |
Маша обедает | Образцы постройки стола, стула, дивана; раздаточное; кубики, кирпичики, мелкие игрушки. | Учить выполнять несколько построек, объединяя их одним содержанием. Побуждать инсценировать сюжет стихотворения С. Капутикян «Маша обедает» | Чтение стих. С. Капутикян «Маша обедает». Показывает, как нужно построить мебель для Маши, чтобы Маша пригласила к себе гостей. Дети выполняют постройки. Обыгрывают стихотворение «Маша обедает» |
Кто в домике живет? | Игрушки- котенок, щенок, образец постройки; Раздаточное: 7 кубиков, призма, игрушки для обыгрывания. | Закрепить знание названий детенышей домашних животных. Упражнять в сооружении построек по образцу. Закреплять умение обыгрывать постройку, сопровождая речью. | Воспитатель показывает образец постройки. Дети строят домики для котят. В конце занятия они обыгрывают. |
Зимние картинки. | Картина «Домик в снегу»; раздаточное: мозаика-грибочки с выложенной фигурой домика, игрушки для обыгрывания. | Упражнять в действиях с мозаикой. Учить выбирать соответствующие цвета для создания узора. Развивать мелкую моторику. Активизировать речь. | Рассматривают зимний пейзаж, занесенный снегом дом, затем показывает домики из мозаики. Работа по вопросам. Дети выкладывают мозаикой около домиков снежок. Обыгрывают сюжеты. |
Детский сад для зверят | Игрушки дикие животные, образцы постройки мебели, раздаточное: кубики, кирпичики, игрушки животных. | Уточнять представление о мебели и ее назначении. Закреплять умение строить несколько предметов мебели по словесному указанию, обыгрывать постройки, сопровождая высказываниями о своих действиях. | Воспитатель обыгрывает ситуацию: Дети зверей хотят организовать детский сад. Рассмотреть картинки настоящей мебели. Работа по вопросам. Педагог показывает, как нужно построить мебель. Дети строят мебель. С игрушками они играют в детский сад. |
Рыбка плавает в водичке | Мини – бассейн, аквариум без рыб, заводная игрушка рыбка; раздаточное: пластмассовые емкости, игрушки рыбки, клеенчатые фартуки с рукавами. | Познакомить со свойствами воды: мокрая, льется. Закрепить знание слов: плавает, льется, мокрая. Побуждать играть с водой, имитируя действия рыбки. | Показывает, как рыбка плавает. Дети играют с водой. В процессе игры побуждает детей высказываться об их действиях и свойствах воды. |
Грузовик | Образец постройки грузовика; раздаточное: 4 кубика, 2 кирпичика, 2 плоскостных колеса на липучке, мелкие игрушки. | Закреплять знание названий частей машины. Учить создавать постройки по заказу. Побуждать активно обыгрывать постройку, сопровождая игру речью. | Воспитатель ввозит машину с кубиками и кирпичиками. Работа по вопросам. Строит грузовик. Дети по образцу строят грузовик. |
Цветок для мамы | Фланелеграф, рисунок цветка, геометрические фигуры для его составления; раздаточное: крупная мозаика, рисунки- образцы цветка. | Учить располагать детали на плоскости в соответствии с формой и цветом плоскостного образца. Воспитывать желание делать близким приятное. | Воспитатель читает стих о маме. Дети выкладывают из геометрических фигур цветок. По окончании работы воспитатель их хвалит. |
Полочки для комнатных растений | Картина «В уголке природы», образец постройки; раздаточное: бруски, кирпичики, имитация комнатных растений | Закреплять умение создавать постройки из коротких брусков и кирпичиков. Закреплять умение строить по словесному указанию без показа. Побуждать обыгрывать сооружения, сопровождая игровые действия речью. | Повторяет рассказ по картине. Показывает образец и процесс конструирования. Дети конструируют. Дети играют в свои постройки. |
Бусы для куклы | Кукла, иголка с ниткой, коробки четырех цветов, бумажные шарики; раздаточное: двухсторонние цветные бумажные квадраты со стороной 7-10 см | Закреплять представление о свойствах бумаги. Учить создавать простейшие поделки из бумаги, развивать мелкую моторику. Закрепить знание цветов и их названий. | Педагог показывает, как для куклы Маши сделать бусы. Дети делают шарики из бумаги. Воспитатель нанизывает шарики на нитку. Уточняют цвета бусинок, примеряют кукле. |
Плоскостная лестница | 4 бруска напольного строительного материала, различающихся по высоте, игрушка- матрешка, птичка, дерево; Раздаточное: 4 прямоугольника, различающихся по высоте, маленькие матрешки. | Закреплять умения устанавливать соотношения величин плоских и объемных предметов, располагать предметы в порядке убывания величины. Активизировать речь. | Педагог показывает дерево и птичку. Приходит матрешка и ищет птичку. Чтение стихотворения В. Жуковского «Птичка». Дети строят из геометрических фигур лестницу. Дети обыгрывают постройку. |
Праздничный концерт для игрушек | Образцы вариантов постройки стула, кресла, дивана, фонограмма плясовой мелодии; раздаточное: кубики, кирпичики, игрушки. | Побуждать самостоятельно строить предметы мебели. Учить обыгрывать постройки, сопровождая свои действия речью. | Воспитатель напоминает, что скоро праздник. Дети рассказывают стихи о весне. Педагог показывает образцы поделок. Дети строят мебель для концерта. Дети усаживают игрушек на мебель. Читают стихи, поют песни и танцуют. |
Косынка для куклы | Кукла, иллюстрации к сказкам «Гуси – лебеди», «Маша и медведь», лоскут ткани квадратной формы | Упражнять в сгибании квадрата ткани и бумаги по диагонали. Закреплять навыки изображения знакомых предметов и геометрических фигур. | Кукла пришла в гости. Дети рассматривают иллюстрации к сказкам. У куклы нет головного убора, дети делают косыночки для кукол. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сенсорное воспитание малыша"
Каждый человек появившийся на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод. Первым источником познания являются именно ощущения....

Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию «Малыши» Возраст детей: 2 – 3 года Срок реализации программы: 1 год
Аннотация к программе по сенсорному развитию«Малыши» Актуальность сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюда...

Консультация для родителей «Сенсорное воспитание малышей в семье»
Уважаемые родители, вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования....

Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию «Малыши»
сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития вообра...

Сенсорное воспитание малышей
Советы для родителей, как интересно играть с детьми, одновременно обучая при этом....