Конспект родительского собрания
методическая разработка (подготовительная группа)

Галунова Анжелика Яковлевна

Конспект родительского собрания (нетрадиционная форма проведения) в подготовительной к школе группе,2020г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_podgotovitelnoy_grupp1.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание (нетрадиционная форма) в подготовительной к школе группе

«Семья на пороге школы»

Цель: Создать условие для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи: - Подведение итогов уходящего учебного года;

- Вовлечение родителей в процесс определения понятия «Готовность ребенка к школе»;

- Вооружение родителей практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе;

Знакомство родителей с критериями готовности детей к школе в контексте ФГОС.

Повестка собрания:

  1. Деловая игра «Готовность ребенка к школе»
  2. Выступление психолога сада Дивеева Н.А.
  3. Каким должен быть будущий первоклассник в соответствии с требованиями ФГОС ДО:
  4. Разное.

1.Деловая игра «Готовность ребенка к школе».

Добрый вечер, уважаемые родители! Тема нашей сегодняшней встречи «Семья на пороге школы». Скоро наши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был как можно лучше подготовлен к этому событию. Поступление ребёнка в первый класс – это всегда переломный момент в его жизни. И Вы, как родители заинтересованы в том, насколько Ваш ребенок будет успешен в школе. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции?

В рамках закона об образовании вышел «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», коротко – ФГОС, и он вступил в силу с 1 января 2014 г. Как вы думаете, что это такое? (ответы-предположения родителей)

Почему вдруг ученые взялись за разработку стандарта дошкольного образования? Потому что впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования - такого не было никогда, т.е. раньше дошкольный возраст рассматривался как одна из ступеней для подготовки детей к школе. Сейчас дошкольный возраст ценен сам по себе. Сущность изменения касается модели образовательного процесса. Детей дошкольного возраста нужно развивать, а делать это нужно посредством доступного для их возраста деятельности - игры.

Изменения касаются также позиции взрослого. Взрослый не учит детей, а взаимодействует с ними: вместе ставит цели, вместе действует по достижению этих целей и вместе оценивает тот продукт, который получился на выходе.

По новому закону главным стала психологическая подготовка детей к школе, которая включает - интеллектуальную готовность; - мотивационную готовность; - эмоционально-волевую готовность ребенка к школе.

А что означает, по вашему мнению, готовность ребёнка к школе? (предположения и ответы родителей). Давайте сегодня мы все вместе попробуем понять, что это такое и насколько наши дети готовы к школе.

Для начала предлагаю вам немного подвигаться и поиграть в игру, в которую мы с ребятами часто играем.

Правила такие: Вам нужно передвигаться по группе в любом направлении (в рассыпную), по моему сигналу вам нужно собраться в группу с определенным количеством человек.

Например: «Соберитесь по трое», все должны встать в группы по 3 человека. Задание понятно? Тогда начинаем. (В конце игры должно получится 3 группы играющих).

Итак, у нас получилось три группы, три компании. Это будут три команды для нашей дальнейшей деловой игры. Рассаживайтесь, пожалуйста, своими командами за столы. У нас получились команда красных, команда желтых и команда синих.

Поговорим о готовности ребенка к школе. Как вы думаете, готовы ли ваши дети к школе? (ответы родителей)

Готовность ребенка к школе состоит из нескольких составляющих, так нам говорят психологи.

2. Выступление психолога сада Дивеева Н.А.

1. Рассмотрим одну из них – это личностная готовность. В психологии существует такое понятие, как мотивация, которое означает побуждение к действию, процесс, управляющий поведением человека, можно еще ее назвать и причиной, по которой человек поступает так, а не иначе.

Так же и у будущего школьника есть мотивы, по которым он желает идти в школу.

 Перед вами несколько карточек. На них обозначены некоторые мотивы. Предлагаю вам выбрать те из них, которые, как вы считаете, являются правильными. На выполнение задания дается одна минута. Когда вы будете готовы, дайте нам знать.

(У каждой команды на столах лежат карточки, на которых написаны мотивации:

«Хочу учиться, чтобы быть, как папа».

«Люблю писать».

«Научусь читать».

«У меня братик есть маленький, ему тоже буду читать».

«В школе буду задачи решать».

«Мне форму купят красивую».

«У меня будет новенький ранец и пенал».

«В школе Саша учится, он мой друг...».

«Буду много знать, стану умной».

Участники команд предлагают свои варианты ответов, выслушивают мнения других команд)

Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Обычно дети с желанием идут в школу. Но Вам, родителям, полезно знать, что привлекает их ребенка в школе.

А сейчас узнаем правильный ответ. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (форма, портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, а значит, развитие познавательных интересов.

Среди детей нашей группы также проводилось исследование на выявление школьной мотивации, получилось, что в школу хотят идти 15 детей из опрошенных 18, или 83 %.

Школьная мотивация есть у 17 человек из опрошенных детей, это 94 %.

Важно, чтобы школа привлекала ребенка своей главной деятельностью - учением. Быть школьником для ребенка – это ступенька вверх, к взрослости, да и учеба в школе должна восприниматься ими как ответственное дело. У них появится круг прав и обязанностей. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, ему трудно в школе. Еще хуже, если дети не хотят идти в школу, они вызывают особую тревогу. «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь!», «Не хочу в школу - там программа трудная и играть будет некогда». Причина такого отношения к школе, как правило, результат ошибок воспитания, запугивание детей школой, что очень вредно, особенно по отношению к робким, не уверенным в себе детям («Ты же двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»).

Намного разумнее - сразу сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю, книге. В присутствии детей ни в коем случае старайтесь не критиковать школу, учителей, трудную программу. Вообще в детях важно воспитывать положительное отношение к жизни, оптимистический настрой ко всему, в том числе и к школьному обучению.

2. А мы переходим к следующему аспекту – эмоционально-волевая готовность. Справляться с эмоциями даже взрослому человеку бывает трудно. Поэтому необходимо воспитывать в детях эмоциональную устойчивость. Не менее важным является воспитание воли.

Давайте рассмотрим ситуацию и подумаем, правильно ли поступает мама, и как бы вы поступили на ее месте.

«Петя предпочитает шумные игры, а занятия, требующие сосредоточенности, не любит. Вот и сейчас, выполнил рисунок, не приложив усилий: видно, что может рисовать лучше, но не старается. Но мама, посмотрев его работу, говорит: «Хорошо, молодец». Для неё главное, чтобы сын был занят. Мальчик тут же бросает свой «шедевр» и создаёт новый, ничуть не лучше прежнего. И мама опять хвалит малыша. Она считает: «Подумаешь, не дорисовал. Подумаешь, неправильно держит карандаш! Пойдёт в школу – научится. Не беда, что принимается сразу за несколько дел. Лишь бы занят был. Вот пойдёт в школу, тогда…»

Немного посовещайтесь и решите, кто будет высказываться (Выступление родителей).

Волевой готовности будущего первоклассника должно уделяться серьезное внимание. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но то, что требуется. А это не так-то просто, когда так хочется поделиться с товарищами по парте последними важными новостями. Но чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью.

К концу дошкольного возраста ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определенное усилие в процессе преодоления препятствия, оценить результат своего волевого действия. Бывает, что ребенок прикладывает усилия воли, чтобы получить вознаграждение, этот прием можно иногда использовать, но не злоупотреблять им.

 

3. Есть еще одна составляющая готовности ребенка к школе – интеллектуальная готовность.

Что такое интеллект? (ответы родителей)

И снова перед вами карточки. В них указаны те знания, умения и навыки, которыми должен или может обладать будущий ученик. Рассмотрите их и поставьте в порядке важности знаний, умений и навыков, необходимых будущему первокласснику. Самые важные – впереди и т. д.

1 команда:

1.Умение анализировать.

2.Умение составлять рассказ по картинке.

3.Широкий кругозор.

4.Умение читать.

2 команда:

1.Умение устанавливать причинно-следственные связи.

2. Умение делать выводы.

3.Большой словарный запас.

4. Умение читать.

3 команда:

1.Умение обобщать.

2.Умение решать арифметические задачи.

3.Развитие тонких движений руки.

4. Умение читать.

Интеллектуальный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, но наиболее важными становятся умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, достаточно развитые познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление, память, воображение и речь.

Кроме всего прочего, ребенку необходимо умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками, с учителем, умение общаться в детском обществе, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.

Физическое развитие детей также оказывает влияние на школьное обучение. Поэтому двигательная активность, прогулки необходимы ребенку всегда.

 4. Немаловажную роль готовности ребенка к школе играет развитие мелкой моторики. Развитие тонких движений кисти руки напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше движения руки, тем лучше развивается мозг. Развить тонкую моторику помогут такие занятия, как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями, аппликация, рисование, вязание, собирание мозаики, пальчиковые игры. Полезно предлагать ребёнку задания на дорисовывание, когда взрослый рисует половину рисунка, а ребёнок дорисовывает зеркальное отображение; задания на обведение намеченного точками или штрихпунктиром изображения, штриховки. Важно не перестараться, и обучение ребёнка точным движениям карандашом по бумаге превратить в увлекательное занятие.

3. Каким должен быть будущий первоклассник в соответствии с требованиями ФГОС ДО:

- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы физические качества и потребность в двигательной активности. Он соблюдает элементарные правила ЗОЖ.

- Любознательный. Интересуется новым и неизвестным. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности.

- Эмоционально-отзывчивый. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту). Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

Таким образом, в портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности, а не знания умения и навыки, как было раньше.

Но самое главное - и это прописано в законе об образовании, что первым и главным в воспитательно-образовательном процессе для детей являетесь вы, родители, а мы, воспитатели, можем оказать помощь в воспитании.

Ребёнок собирается в школу, это очень серьёзный и ответственный момент, и без вашей родительской поддержки и помощи никак не обойтись.

Любите своих детей, уделяйте им должное внимание, побольше общайтесь с ними, обнимайте, беседуйте, выслушивайте, отвечайте на вопросы, поддерживайте их во всём, давайте им понять, что вы – самые лучшие их друзья.

Каким должен быть будущий первоклассник в соответствии с требованиями ФГОС ДО:

- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы физические качества и потребность в двигательной активности. Он соблюдает элементарные правила ЗОЖ.

- Любознательный. Интересуется новым и неизвестным. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности.

- Эмоционально-отзывчивый. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту). Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

Список литературы

  1. Богославец Л. Г. Положения, регламентирующие деятельность ДОО. Учебно-методическое пособие / Л.Г. Богославец, О.И. Давыдова. - M.: Сфера, 2014. - 128 c.
  2. Веракса Александр: Практический психолог в детском саду / Александр Веракса , Мария Гуторова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. 980 c.
  3. Вместе с семьей. - М.: Просвещение, Росмэн, 2010. - 192 c.
  4. Воспитатель ДОУ, №5, 2013. - M.: Сфера, 2013. - 128 c.
  5. Герасимова, Е. Н. Успех. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (проект) / Е.Н. Герасимова, В.А
  6. Деркунская Г. / Под ред. Асмолова /. - Москва: ИЛ, 2015. - 397 c.
  7. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду / Т.Н. Зенина. - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 80 c.
  8. Ладыгина Л. В. Воспитатель в детском доме / Л.В. Ладыгина. - М.: ГНОМ и Д, 2011. - 120 c.
  9. Михайлова-Свирская Л. В. Работа с родителями. Пособие для педагогов ДОО / Л.В. Михайлова-Свирская. - Л.: Просвещение, 2015. - 128 c.
  10. Осипова Л. Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа / Л.Е. Осипова. - М.: Скрипторий 2003, 2010. - 56 c.
  11. Федеральные государственные требования к ДОУ. - М.: Перспектива, 2011. - 52 c.
  12. Честнова Н. Ю. Настольная книга воспитателя детского сада / Н.Ю. Честнова. - М.: Феникс, 2013. - 336 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

родительское собрание в младшей группе «Сказка учит говорить» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста. «Развитие речи младших дошкольников»

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребПрекрасна речь, когда она, как ручеёк,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать её потокИ восклицать: - О! Как же ты к...

Конспект родительского собрания для средней группы детского сада Родительское собрание «Только вперед»

Собрание проводится в начале учебного года, где родителей поздравляют с началом учебного года, знакомят с новыми семьями, а так же с узкими специалистами. Родителей знакомят с особенностями детей 4-5 ...

План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»

План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»...

Конспект родительского собрания "Нетрадиционная форма проведения итогового родительского собрания в подготовительной к школе группе"

Предлагается подборка занимательного материала для родительского собрания в подготовительной к школе группе ДОУ....

План-конспект родительского собрания "Организационное родительское собрание"

План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»Муртазалиева ЗамираПлан-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»Орган...