Картотека коммуникативных игр для дошкольников
картотека

Кошина Юлия Юрьевна

Картотека игр, 

направленных на развитие эмоциональной сферы 

дошкольников и навыков

позитивного общения со сверстниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_kommunikativnyh_igr_dlya_doshkolnikov.docx608.6 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр, 

направленных на развитие эмоциональной сферы 

дошкольников и навыков

позитивного общения со сверстниками

http://kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_571b553e1885e/kartotieka-ighr-napravliennykh-na-razvitiie-emotsional-noi-sfiery-doshkol-nikov-i-navykov-pozitivnogho-obshchieniia-so-svierstnikami_1.png

Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.http://kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_571b553e1885e/kartotieka-ighr-napravliennykh-na-razvitiie-emotsional-noi-sfiery-doshkol-nikov-i-navykov-pozitivnogho-obshchieniia-so-svierstnikami_2.png

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: 2 или более человек.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Интервью»

Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих3 и более человек.

Необходимые приспособления: стул.

Описание игрыдети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.

  «На мостике»http://kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_571b553e1885e/kartotieka-ighr-napravliennykh-na-razvitiie-emotsional-noi-sfiery-doshkol-nikov-i-navykov-pozitivnogho-obshchieniia-so-svierstnikami_4.png

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 2 команды.

Описание игрывзрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

«Обзывалки»http://kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_571b553e1885e/kartotieka-ighr-napravliennykh-na-razvitiie-emotsional-noi-sfiery-doshkol-nikov-i-navykov-pozitivnogho-obshchieniia-so-svierstnikami_5.png

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Возраст4-5 лет.

Количество играющихне менее двух человек.

Необходимые приспособления: мячик.

Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка - картошка», «А ты, Иришка - редиска», «А ты, Вовка -  морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами:

«А ты, Маринка - картинка», «А ты, Антошек- солнышко» и т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах.

                                                «Охота на тигров»  

Цель: развитие коммуникативных навыков.http://kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_571b553e1885e/kartotieka-ighr-napravliennykh-na-razvitiie-emotsional-noi-sfiery-doshkol-nikov-i-navykov-pozitivnogho-obshchieniia-so-svierstnikami_6.png

Возраст4-5 лет.

Количество играющих: не менее 4 человек.

Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).

Описание игры: дети садятся в круг, 

водящий отворачивается к стене и громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок,  которого оказалась игрушка, 

закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Комментарий: 

Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников. Но в игровой форме этому можно научить (игры, подобные «Море волнуется ...»,

« Царевна-Несмеяна »).

 

                               «Зеркала» 

Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.http://kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_571b553e1885e/kartotieka-ighr-napravliennykh-na-razvitiie-emotsional-noi-sfiery-doshkol-nikov-i-navykov-pozitivnogho-obshchieniia-so-svierstnikami_9.png

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.

Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

 

 

                                      «Сиамские близнецы»

http://kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_571b553e1885e/kartotieka-ighr-napravliennykh-na-razvitiie-emotsional-noi-sfiery-doshkol-nikov-i-navykov-pozitivnogho-obshchieniia-so-svierstnikami_7.png

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: кратное двум.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игрыдети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко 

друг кдругу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую —другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями 

«незрячего».

В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости договора в паре для достижения лучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их 

ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно.

 

«Сотворение чуда»

http://kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_571b553e1885e/kartotieka-ighr-napravliennykh-na-razvitiie-emotsional-noi-sfiery-doshkol-nikov-i-navykov-pozitivnogho-obshchieniia-so-svierstnikami_12.png

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 5-6 лет

Количество играющихлюбое четное.

Необходимые приспособления«волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.

Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке).

Комментарий: эгоцентризм — одна из характерных особенностей детей-дошкольников. Им несвойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатии, умения понять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников.

 

                                     «Клубочек»

http://kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_571b553e1885e/kartotieka-ighr-napravliennykh-na-razvitiie-emotsional-noi-sfiery-doshkol-nikov-i-navykov-pozitivnogho-obshchieniia-so-svierstnikami_8.png

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: от 4 лет.

Количество играющих: группа детей.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о 

чём-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку.  Если  ребенок  затрудняется с ответом, он 

возвращает клубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

Ведущим может быть выбран и ребенок.

Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

 

             «Ау!»

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих5-6 человек.

Описание игрыодин ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарийигра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

 «Газета»

 http://kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_571b553e1885e/kartotieka-ighr-napravliennykh-na-razvitiie-emotsional-noi-sfiery-doshkol-nikov-i-navykov-pozitivnogho-obshchieniia-so-svierstnikami_10.png

Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющихчетверо, или кратное четырем.

Необходимые приспособлениягазета.

Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.

Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.

Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.

 

                          «Ладонь в ладонь»

http://kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_571b553e1885e/kartotieka-ighr-napravliennykh-na-razvitiie-emotsional-noi-sfiery-doshkol-nikov-i-navykov-pozitivnogho-obshchieniia-so-svierstnikami_11.png

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Возрастлюбой.

Количество играющих2 или больше человек.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста

Комментарий Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.  Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

                        «Старенькая бабушка»

http://kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_571b553e1885e/kartotieka-ighr-napravliennykh-na-razvitiie-emotsional-noi-sfiery-doshkol-nikov-i-navykov-pozitivnogho-obshchieniia-so-svierstnikami_13.png

Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих8-10 человек.

Необходимые приспособленияплатки для завязывания глаз.

Описание игры: дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина.

Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.

Комментарий: перед началом игры можно побеседовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно потренироваться в принятии характерной позы.

В процессе игры взрослый регулирует взаимоотношения между играющими. «Бабушки (дедушки)» должны довериться внукам, «машины» должны соблюдать правила.

  «Тропинка»

http://kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_571b553e1885e/kartotieka-ighr-napravliennykh-na-razvitiie-emotsional-noi-sfiery-doshkol-nikov-i-navykov-pozitivnogho-obshchieniia-so-svierstnikami_14.png

Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: четное.

Необходимые приспособления: аудиозапись с русской народной песней «Кума».

Описание игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкает, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий:

«Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впередистоящему, приседают и наклоняют головы вниз;

«Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга;

«Кочки!» — все приседают, обхватив руками голову.

Ведущий дает команды в любом порядке, как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.

Комментарий: игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывая свои действия в соответствии с правилами. Она будет полезна как конфликтным детям, так и замкнутым.

 

                          «Небоскреб»

http://kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_571b553e1885e/kartotieka-ighr-napravliennykh-na-razvitiie-emotsional-noi-sfiery-doshkol-nikov-i-navykov-pozitivnogho-obshchieniia-so-svierstnikami_15.png

Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих5-6 человек.

Необходимые приспособленияскладной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.

Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

Комментарий: взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.

В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: картотека "Коммуникативные игры для дошкольников"

Картотека содержит коммуникативные игры для детей дошкольного возраста....

Картотека коммуникативных игр для дошкольников

В картотеке представлены игры на развитие коммуникативных умений, навыков взаимодействия, речи....

Картотека коммуникативных игр для дошкольников

Данные игры направлены на укрепление чувства единства, сплоченности, на развитие умений детей договариваться друг с другом....

Картотека коммуникативных игр для дошкольников

Умение выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения позволяет нам иметь широкие социальные связи, верных друзей и счастливую семью. Развитие способностей детей к построению таких взаимоо...

Картотека "Коммуникативные игры для дошкольников"

Коммуникативные игры для дошкольников...